Задание 6 на ЕГЭ по литературе: полный разбор + примеры

8 первичных баллов равноценны 16 (почти) тестовым (посмотрите разбаловку)! А это значит, что Вы просто обязаны хорошо подготовиться к заданию 6. На кону очень большая сумма, упускать ее нельзя. Конечно, формат мини-сочинения внушает некоторые опасения. Далеко не каждый может с легкостью сопоставить тексты и вспомнить необходимые примеры. Но натаскать себя на определенный тип задачи вполне реально, даже если Вы совсем не Виссарион Белинский. Многомудрый Литрекон представляет полный разбор задания 6 на ЕГЭ по литературе.

Теория

Теория для подготовки к этому заданию сводится к тому, чтобы разбираться в тематике, проблематике, системе персонажей и идейно-тематическом своеобразии произведений из обновлённого списка к ЕГЭ по литературе. Главная сложность — вспомнить пример книги и выявить сходства и различия. Чтобы облегчить задачу, Литрекон создал небольшие шпаргалки по темам и проблемам. Пригодится на черный день. А Вы можете расширить свою шпаргалку за счет новых примеров.

Тема/проблема Примеры из литературы
Революция 1917 года и Гражданская война М.А. Шолохов, «Тихий Дон»

М.А. Булгаков, «Белая Гвардия»

А.Н. Толстой, «Хождение по мукам»

Проблема крепостного права И.А. Тургенев, «Му-Му»

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Проблема российского чиновничества Н.В. Гоголь, «Ревизор»

М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Н.С. Лесков, «Человек на часах»

Безответная любовь Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»

И.С. Тургенев, «Первая любовь»

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Лишний человек М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

Маленький человек Н.В. Гоголь, «Шинель»

А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»

Ф.М. Достоевский, «Бедные люди»

Проблема отцов и детей И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Испытание человека войной М.А. Шолохов, «Судьба человека»

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»

В.К. Кондратьев, «Сашка»

Милосердие и сострадание А.И. Солженицын, «Матренин двор»

В.А. Закруткин, «Матерь человеческая»

А. Платонов, «Юшка»

Духовное исцеление и раскаяние Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков, «Очарованный странник»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Совесть А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Месть А.С. Пушкин, «Выстрел»

А.И. Куприн, «Поединок»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Мечта и вера в чудо А.И. Куприн, «Чудесный доктор»

А. Грин, «Алые паруса»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Эту таблицу можно расширить. Если у Вас есть идеи, что добавить, пишите их в комментариях, Литрекон добавит)

Подобрать нужное произведение помогут тематические подборки:

Разумеется, для качественного сопоставления текстов нужна и теоретическая база. Ссылки на важные материалы опубликованы в разборе задания 5 на ЕГЭ по литературе.

Примеры

Как писать задание 6 на ЕГЭ по литературе? Разобраться поможет пример из демоверсии 2023 года:

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схожа (или чем различается) картина нравов чиновничества в выбранном произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?

Ментальность российского чиновничества отражена в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Картина нравов этого сословия, показанная М.Е. Салтыковым-Щедриным, разительно отличается от той, что продемонстрировал Н.В. Гоголь, по нескольким признакам. Во-первых, в основе образов героев в романе лежит гротеск. Салтыков-Щедрин утрирует негативные качества градоначальников. Так, Угрюм-Бурчеев разрушил весь город, чтобы в «Непреклонске» все улицы были прямыми, а дома — одинаковыми. Это очевидное сгущение красок, которого мы не наблюдаем в «Ревизоре». В пьесе описания деятельности градоначальника реалистичны. Он ворует, обманывает, закрывает глаза на некомпетентность подчиненных, но не выходит за рамки, установленные действительностью. Во-вторых, в романе Салтыкова-Щедрина есть фантастические элементы. Показательна биография Дементия Варламовича Брудастого, голова которого представляла собой неисправный механизм. У Гоголя нет таких художественных допущений, его пьеса основана на реальных событиях. В-третьих, масштаб изображения проблемы в романе больше, чем в пьесе: Салтыков-Щедрин высмеивает всю историю России, а Гоголь — лишь положение дел в провинции. Правда, император Николай I отнес критику Гоголя на свой счет: «Всем досталось, а мне — более всех» — сказал он после премьеры. Все эти различия указывают на то, что авторы шли к раскрытию творческого замысла разными путями и представили публике вовсе не одинаковые произведения, отличающиеся индивидуальностью и новизной, но посвященные одной проблеме.

Клише и шаблоны

Чтобы ответ имел структуру и был последовательным, лучше всего использовать вводные конструкции перечисления (во-первых, во-вторых). Проверяющий оценит логичность и точность ответа, где все будет расставлено по полочкам. Заметьте, что в ходе рассуждения использованы и другие вводные слова, облегчающие связку одного предложения с другим. В этом задании не обойтись и без союза «а», который означает противопоставление.

План ответа на задание 6 на ЕГЭ по литературе выглядит следующим образом:

  1. Вступление — перефразированный вопрос;
  2. Основная часть: тезис 1 — аргумент из х произведения — аргумент из приведенного текста; тезис 2 — аргумент из х произведения — аргумент из приведенного текста (и т.д.). Аргумент доказывает тезис.
  3. Заключение — вывод из сопоставления (книги разные, похожие, родственные по содержанию, но не по форме и т.д.)

В качестве клише подойдут такие фразы, как:

  • Тема… отражена в таком произведении отечественной литературы, как…
  • Проблема… поднимается писателем (ФИО) в произведении (названии)
  • Тему… затрагивал не только автор (ФИО), но и писатель (ФИО). Его произведение Х посвящено раскрытию…
  • Сравнить произведение Х можно с книгой ФИО (название), цель которой — показать…
  • Сопоставить произведение Х можно с книгой ФИО (название), направленной на развенчание, осуждение, пропаганду, одобрение…
  • Таким образом, сравнение позволяет сделать вывод:
  • Сопоставление наталкивает на мысль о том, что
  • Сравнительный анализ подводит читателя к мысли о том, что
  • Сравнивая эти произведения, нетрудно догадаться о том, что
  • Можно сделать вывод о том, что…

Для сопоставления лучше брать известное всем произведение, чтобы эксперт мог оценить ответ быстро и не раздражался, ища в интернете ту мангу, к которой Вы обратились.

Критерии оценки

Таблица критериев оценки задания 6 размещена в материале «Критерии оценки ЕГЭ по литературе».

Первый критерий — самый важный. Если по нему 0, то вся работа не зачтется. Он определяет, справился ли ученик с подбором произведения и самим сопоставлением. Обратите внимание, что два максимальных балла получит лишь тот, что сравнивал книги «в заданном направлении анализа», а не в произвольном. Поэтому отвлекаться на другие темы и писать лишнее не нужно. Автор ответа каждым пунктом отвечает лишь на поставленный вопрос.

Второй критерий направлен на проверку фактической точности литературного материала. Наш автор указал правильные ФИО героев и авторов, не перепутал события из текстов и характеристики персонажей. Авторская позиция изложена верно. Поэтому эти 4 балла мы тоже забираем себе. Помните, что если фамилию героя или его должность Вы забыли, лучше вовсе не упоминать этот пример. Подберите другой, более знакомый. Перед выполнением задания лучше всего выписать в черновик основные данные для ответа. Если не получается, сразу берите другую книгу.

Логических и речевых ошибок из пункта 3 (2 балла) не наблюдается. Чтобы снизить риски, пишите сжато и коротко, не отвлекаясь от темы.

Многомудрый Литрекон надеется, что разбор задания 6 на ЕГЭ по литературе Вам помог. Удачи)

Читайте также:

комментария 2

  1. мудрый тренч:

    «Можно сделать вывод о том, что…».
    Как говорит мой репетитор по русскому языку: «Раз можно, так делай». В выводе не стоит писать слово «можно», следует заменить его чем-то другим. Такое заключение будет некорректным, ибо, если ты аргументировал свои тезисы, то, что ещё за «можно» здесь всплывает?
    И я, отказавшись от такого рода заключений, стал лучше понимать, какие способы завершения сочинения подходят больше, а какие — нет. :))

    • Самый Зелёный:

      А другие репетиторы от этого заключения советуют не отказываться (дело вкуса, по критериям это минуса не дает). Если критически разобрать все шаблоны и клише для сочинений, можно смело все это убрать из работы. Даже алгоритмы новейших систем редактирования признают такие фразы «водой» и канцелярщиной. Но коль скоро мы играем словами в рамках формата, то должны придерживаться традиционных форм выражения мысли. Их проверяющие проматывают подсознательно, примелькались уже.

      Спасибо за Ваше мнение! Оно поможет выпускникам писать более осмысленные работы в будущем)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *