Аргументы из литературы: Семейные ценности и традиции

Семья занимает центральное место в жизни каждого человека. Обстановка и традиции семьи играют ключевую роль в становлении личности. Поэтому особенно важно сформировать правильные семейные ценности, чтобы дети росли хорошими людьми. Многомудрый Литрекон подобрал для Вас 10 аргументов из литературы для итогового сочинения, где показаны самые разные семейные традиции и ценности. Продолжение подборки следует…

  1. Л.Н.Толстой, «Война и мир». В своем романе автор описал множество семей с их уникальными ценностями и традициями. Хотелось бы остановиться на особо интересной и приятной семье Ростовых. Между родственниками всегда было взаимопонимание и большая любовь. Такое отношение идет от родителей – графа Ростова Ильи Андреевича и графини Натальи Ростовой. Главными принципами в воспитании своих детей для них выступали уважение, понимание и поддержка. Не было ни наказаний, ни упреков, ни ледяного светского тона. Их дом был местом силы, где каждый находил опору, что стало важным условием в становлении личностей наследников. Вспомним, к примеру, эпизод, когда Николай Ростов проигрывает большую сумму в карты. Он решил идти к отцу и сознаться в содеянном. И отец не упрекнул его, а помог справиться со сложившейся ситуацией. Такая взрослая реакция родителей — большая редкость, наверное, поэтому многим так импонирует эта семья. Главной семейной традицией Ростовых стала взаимовыручка. Ее усвоили и переняли почти все дети. Семьи Николая и Наташи стали такими же счастливыми благодаря такому родительскому примеру.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». А вот обстановка в семье Болконских была иная. Старый князь Николай Болконский был довольно строгим, а порой и грубым человеком. Но он был также умен и справедлив, поэтому это довольно неоднозначный персонаж. Тем не менее, в его семье все было по его правилам. Нельзя сказать, что там не было любви, как у Ростовых. Она была, но только выражалась иначе. Дети были очень благодарны отцу и уважали его. Это прослеживается в просьбе Андрея оставить Николеньку на воспитание в поместье Болконских, так как обстановка этого дома сможет сформировать достойного человека. Это выражается и в добром отношении Марьи к князю даже тогда, когда он гневался на нее во время уроков по математике. Отец старался дать своим детям прекрасное образование и переживал за их будущее. Можно сказать, что главными семейными качествами Болкоинских считались образованность, твердость и честность. Эти ценности усвоили все дети. Каждый из них перенес их в свои браки и постарался повторить атмосферу родного поместья.
  3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка. В своем историческом романе автор рассказывает историю молодого дворянина Петра Гринева. Еще в самом начале романа можно понять, какими нравственными принципами живут его родители. Отец дает Петру очень важный совет, когда тот собирается уезжать на службу в Белогорскую крепость. Он говорит: «Береги честь смолоду». Этой пословицей жил отец главного героя, а впоследствии и сам герой. Не раз Петра спасало именно то, что он поступал по совести. Например, когда Гринев с Савельичем заблудились в поле во время пурги, их спас бедный мужичок. Петр был безгранично благодарен своему спасителю, и, увидев, что тот ходит в очень тонкой одежде в лютый мороз, подарил ему свой заячий тулуп, хотя и не был обязан делать это, поскольку он уже поблагодарил его другим способом. Этот честный и добрый поступок в будущем поможет герою избежать казни. Так что можно сказать, что ценности, заложенные родителями, помогли Петру в жизни.
  4. О.Генри, «Дары волхвов». У молодой пары, Джима и Деллы, настали тяжелые времена. Они еле сводят концы с концами, но очень хотят сделать друг другу хорошие подарки на Рождество. Дарить подарки на этот праздник было их традицией, как и во многих других семьях. Только вот к этому дню Делле удалось накопить лишь один доллар восемьдесят семь центов. Этого было недостаточно для подарка. Поэтому она решилась продать свои прекрасные длинные волосы. Стоит отметить, что в их семье было всего две ценности – это ее волосы и карманные часы Джима, доставшиеся ему от отца. Делла пришла домой с замечательной цепочкой для часов, а там ее ждал муж. Он держал в руках набор черепаховых гребней для волос Деллы. Таким образом, мы видим, что каждый из них был готов пожертвовать самым важным для себя ради другого. Это и есть настоящие семейные ценности: не фамильные часы и не роскошные украшения, а любовь, верность и щедрость, которые делают жизнь супругов счастливой, несмотря на недостаток денег.
  5. А.Куприн, «Куст сирени». Какие моральные ценности необходимы для семьи? На этот вопрос мог бы ответить А.И. Куприн. В его рассказе рассказывается о семейной паре. Молодой офицер Николай Алмазов возвращается домой в плохом расположении духа. Его жена сразу замечает неладное и пытается выяснить, что произошло. Оказывается, Николай случайно поставил кляксу на проектной работе и решил превратить ее в дерево, а профессор не принял ее из-за этой неточности. Преподаватель замечательно знал место, которое было нарисовано, поэтому был уверен, что там нет никаких деревьев. В голове Верочки сразу родилась идея. Они заложили драгоценности и на вырученные деньги решили действительно посадить там деревья, но из всех вариантов, которые можно было найти ночью, подошли только кусты сирени. Верочка не ушла, пока не убедилась, что все выглядит правдоподобно. И ее муж уже на следующий день был прощен профессором и сдал проект. Перед нами прекрасный пример трепетного отношения, взаимопомощи и любви, которые должны быть в каждой семье. Это и есть моральные ценности, на которых держится родословное древо.
  6. И.А. Гончаров, «Обломов». В этом романе мы можем проследить, как ценности и образ жизни родителей влияют на детей. Поскольку дети – это чистый лист, то они, как губка, впитывают то, что их окружает. Когда Обломов был маленьким, он был активным, любопытным ребенком, как и многие другие. Но родители часто твердили ему, что дворянину не положено так себя вести. Следует вкусно есть, много отдыхать и не нервничать по пустякам. За него все сделают слуги, так что даже носки натягивать самому нужды нет. Таким вот ленивым и несамостоятельным вырос главный герой. Однако барское воспитание не принесло ему счастья, поскольку он привык не прилагать усилий. Он мог лишь плыть по течению и во всем полагаться на окружающих, которые и призваны были решать его проблемы. Поэтому он имел проблемы с реализацией в обществе, финансами и личными целями: ни к чему не стремясь, он ничего и не добился. Если бы он рос и дальше активным и любознательным, то, возможно, его жизнь сложилась бы лучше. Влияние неправильных ценностей, заложенных в семье, может навредить ребенку.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков всю жизнь был одержим идеей обогащения и с пренебрежением относился к другим аспектам своего развития. Это связано с тем, что такие ценности внушил ему отец. Он то и дал мальчику наставление беречь каждую копейку и стараться заработать как можно больше денег. Это стало его целью и смыслом жизни. Он мечтал заработать столько, чтобы жить в достатке. Именно поэтому он решился на такую авантюру, как покупка мертвых душ у помещиков. Однако в погоне за деньгами он упускал много другого. Он не имел близких друзей, не имел семьи, поставил на кон свою репутацию в обществе. А его личностные качества по большей мере не были положительными. Но самое ироничное, что герой не достиг своей цели, потому что ошибся в выборе приоритетов: ему нужно было стремиться не к богатству любой ценой, такой путь обычно ведет в тюрьму. Чичиков должен был мечтать о самореализации в конкретной отрасли, что само по себе уже гарантирует успех. Но вместо этого Павел Иванович рисковал добрым именем и отпугивал удачу репутацией мошенника. Видимо, точно так же прожили свою жизнь и его родители, поэтому можно сказать, что в этом случае семейные ценности, переданные герою, не сделали его лучше. Напротив, они ему навредили.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». В этой пьесе нам показана семья Простаковых — негативный пример, который демонстрирует отсутствие нравственных ценностей и плохие семейные традиции. Лидером в ней является мать, соответственно, она во многом повлияла на становление своего сына Митрофанушки. Характер Простаковой очень скверный. Она не уважает своих крепостных крестьян, но при этом пресмыкается перед теми, кто богаче и выше ее по статусу. Муж выполняет каждый ее приказ, потому что перечить грубиянке уже выше его сил. Простакова не слушает никого, кроме себя, но знает она так мало, что авторитет из нее демотивирующий. Сама госпожа не имеет образования и считает его лишь капризом богачей, который необходим для продвижения по карьерной лестнице. Будучи ленивой и сварливой, она сами не занимается ничем, кроме упреков и ненужных наставлений. Ее сын – это единственный человек, к которому она добра. Поэтому мальчик вырос копией своей матери, только в процессе приобрел парочку новых черт: эгоизм и черствость. Он стал грубым, необразованным, узколобым мальчишкой, но, что самое страшное для матери, он совсем не ценил ее трудов и любви, которые она в него вложила. Таким образом, мы видим отражение всех безнравственных ценностей матери в ее наследнике. Плохие традиции семьи Простаковых отрицательно повлияли на Митрофана.
  9. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». В этой комедии мы видим, как семейные ценности зависимы от общественных. Фамусовское общество живет старыми идеями, которые существовали несколько поколений. Так жили и родители Фамусова, так будут жить и его внуки. Его окружением одобряются и даже поощряются лицемерие, чинопочитание, невежество, лень. Фамусов мечтает сжечь все книги и навеки законсервировать угодный московскому дворянству застой. Все юноши предпочитают выслуживаться и льстить, чтобы построить карьеру, а девушки ценят в избранниках лишь размер кошелька и цвет орденских ленточек. Ничего удивительного, что человека с прогрессивными ценностями это общество просто-напросто осмеяло и выгнало. Чацкий был надеждой на спасение душ и умов, однако из-за нежелания развиваться они навсегда останутся наедине со своим узким мышлением. Интересно, что пороки отцов в пьесе передаются детям и образуют замкнутый круг: лживый и фальшивый Фамусов смог научить свою дочь лишь лицемерию и искусству обманывать отца. Она сама скрывала свое увлечение Молчалиным, как и Фамусов маскировал свою страсть к Лизе. Этот пример учит нас тому, что далеко не все традиции семьи нужно беречь и передавать из поколения в поколение. Ведь некоторые из них откровенно вредят людям.
  10. М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственные ценности необходимы для сохранения института семьи. Это доказывает М.Ю. Лермонтов в своей поэме. Купец Калашников однажды возвращается поздно домой и не застает там свою жену Алену Дмитриевну. В те времена ходить по улице поздно вечером считалось непристойно, потому это стало поводом для беспокойства мужа. Алена была честной женой, поэтому она задержалась не по своей вине. Молодой опричник Кирибеевич выследил женщину, когда та шла из церкви, и начал приставать на глазах у всех соседей. И, несмотря на то, что Алена Дмитриевна совсем не хотела общения с опричником, на нее пала порочная тень, которая опозорила ее честь. Принципы Калашникова были таковы, что он вызвал на честный бой обидчика. Он понимал, что в противном случае его супруга никогда не будет в безопасности, а его семья получит плохую репутацию. Степан прекрасно сознавал, что это может быть его последний бой, но честь и достоинство семьи были для него превыше всего. Этот благородный поступок показывает нам, какие нравственные ценности были у этой семьи. Они и помогли герою защитить близких и показать другим достойный пример. Благодаря такому трепетному отношению к родным мы смогли сохранить институт семьи и брака, несмотря ни на что.
  11. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита«. Невозможно построить семью без общих интересов и взаимного доверия. Это доказывает пример из романа Булгакова. Маргарита замужем, но они с супругом очень далеки друг от друга. Мужчина пропадает на службе и в командировках, совсем не проявляя внимания к возлюбленной. Брачные узы стали формальными обязательствами, которые никого ни к чему не обязывают. Поэтому решение Маргариты изменить мужу и найти счастье на стороне не выглядит предательством, ведь предавать некого и нечего. Героиня одинока в собственной семье, она не получает поддержки и ласки. Лишь в союзе с Мастером она обретает радость жизни и опору. У Маргариты появляются силы и способности, которых раньше не было. А все потому, что их с Мастером объединяют общие черты и цели, им не только комфортно, но и интересно друг с другом. В их отношениях есть доверие, необходимое для построения семьи. Вот почему так важно выбирать партнера по убеждениям, а не по размеру кошелька или приятной внешности.
  12. И.С. Тургенев, «Отцы и дети«. Семейные ценности передаются из поколения в поколение, если «отцы» подают правильный пример своим детям. Например, Николай Петрович на своем опыте показал сыну основы гармоничного союза между мужчиной и женщиной. Он преданно и нежно любил жену, уделял много внимания ребенку и много трудился, чтобы сделать поместье доходным. В свое время герой женился на своей избраннице против воли родителей и настоял на своем выборе, несмотря на неодобрение родных. Ради любви он примирился с лишениями и многим пожертвовал. Жена стала для него опорой, единомышленницей, другом. В любящей семье Аркадий рос счастливым ребенком, чувствующим любовь и заботу близких людей. Его мать рано ушла из жизни, но ее образ запечатлелся в его памяти эталоном женственности и материнства. Возможно, именно поэтому Аркадий, увлекшийся сначала яркой, но холодной натурой Анны, смог разглядеть неоспоримое превосходство ее сестры — нежной и любящей. Благодаря прекрасному семейному воспитанию герой смог построить свое родовое гнездо, где все были счастливы.

Автор: Камила Мазитова

Читайте также:

комментариев 6

  1. Миша:

    Почему вы не упоминаете «Мастера и Маргариту»? Это кладезь лит. примеров!

  2. кто то:

    Почему нет «Отцы и дети»? пом моему самый прекрасный пример

  3. Наталья:

    Все восхищаются поступком героини из рассказа «Куст сирени», но почему-то никто не обращает внимание на то, что люди совершили подлость ради своей выгоды, обманули профессора и были довольны. Мы учим детей, что ради достижения своей цели можно совершить подлость?

    • Самый Зелёный:

      Вы слишком строги к героям) Поскольку куст действительно оказался в том месте, на котором был нарисован, никто не погрешил против истины. План студента оказался верен. А когда там появился куст — это уже не тема для занятий в Академии Генерального штаба. От этой «подлости» никто не пострадал. От нее даже есть польза — сирени больше стало.

      Единственный плохой поступок — это обман профессора. Но в Академии Генерального штаба часто готовили разведчиков — людей, для которых умение обманывать и выходить из трудного положения — это основа профессии. Николаю гораздо полезнее научиться тому, что умела Вера, чем рисовать планы без клякс. Иначе на службе от него не будет толку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *