Аргументы по направлению «Разум и чувство» для итогового сочинения

Разум и чувство представляют собой важнейшие силы внутреннего мира человека, которые часто конфликтуют между собой. Порой возникают ситуации, когда чувства преобладают над разумом и наоборот. К сожалению, далеко не все умеют контролировать свои эмоции или давать им волю, когда это необходимо. Многомудрый Литрекон предлагает к ознакомлению готовые примеры аргументов по направлению: «Разум и чувство».

Конфликт разума и чувства

Порой жизнь заставляет человека сделать очень сложный выбор между разумом и чувством. Данная проблема является актуальной во все времена, ведь сердце и рассудок нередко вступают в конфликт.

  1. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Главным героем романа Ивана Тургенева является Евгений Базаров. Перед читателем предстаёт нигилист, для которого чужды такие понятия, как искусство, чувства, природа. Главный персонаж обладает критическим мышлением. Для Базарова не существует никакой религии. А все природные явления он объясняет с научной точки зрения. Мировоззрение Евгения Базарова кардинально меняется, когда на балу он знакомится с Анной Одинцовой. Постепенно и не без внутреннего боя он осознает, что влюбился в нее без памяти. Таким образом, судьба уготовила Базарову непростой выбор: здравый рассудок или сильные чувства к Одинцовой? Привязанность к женщине противоречит мировоззрению Базарова. Ведь до этого он утверждал, что любовь представляет собой всего лишь химию. Притяжение к Одинцовой затмило рассудок персонажа. Под воздействием сильных чувств были разрушены принципы, по которым жил Базаров. Это конфликт привел к гибели героя.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как разум и чувства влияют на поведение и поступки человека можно проследить в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Кутузов, будучи очень мудрым полководцем, принимал важные решения, руководствуясь не только умом, но сердцем. Такой подход позволил Кутузову составлять правильные стратегии, чтобы заслужить великую победу и защитить русский народ. В таких решениях, конечно же, присутствовали чувства, ведь полководец с особым уважением и любовью относится к своим солдатам. Ему была дорога жизнь каждого воина. В свою очередь, благодаря разумному подходу к принятию решений, Кутузов смог рационально обдумать ситуацию и сделать верные выводы. Бородинское сражение забрало у армии много воинов. Полководец прекрасно понимал, что из-за нехватки сил ему придётся отступить. Руководствуясь умом, Кутузов смог трезво оценить ситуацию. Он осознал, что с наступлением морозов французы отступят сами. Именно так и произошло. Такой пример доказывает, что важную роль в принятии решений играют и разум, и чувства. Не нужно допускать конфликта между ними. Важно учитывать все аспекты.
  3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Конфликт между разумом и чувством заметен в повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».
    Пётр Гринев, когда узнал, что Швабрин насильно удерживает Машу Миронову, обратился за помощью к Пугачеву. В данном случае персонаж предпочел идти на зов сердца, игнорируя рационализм. Гринев прекрасно понимает, что такое поведение может стоить ему жизни, что идти в стан врага одному равноценно гибели. Однако он не желает отступать от намеченного плана. И ему удалось сохранить жизнь, достоинство и честь Марьи благодаря смелости и упорству. Анализируя данный пример, можно сделать вывод, что чувства необходимы в принятии человеком правильного решения. Именно голос сердца помог Петру Гриневу спасти любимую девушку. Но ведь персонаж в своих действиях руководствовался и умом. Пётр Гринев смог мысленно составить план помощи своей возлюбленной и прибегнуть к определенной хитрости — обратиться к Пугачеву. Таким образом, автор напоминает нам о том, что в человеке гармонировать и разум, и чувства. Между ними всегда должно быть компромиссное решение.
  4. А.И. Куприн, «Олеся». Тема противостояния разума и чувства поднята в повести Александра Куприна «Олеся». Олеся ощущает неразрывную связь с природным миром, но в ее жизнь ворвалась страсть к городскому дворянину Ивану. Девушка очень боится своих чувств, ведь она искренне полюбила человека, который был очень далек от нее. Руководствуясь разумом, Олеся приходит к выводу, что их любовь не приведёт к счастливому финалу. Она предсказывает разлуку и как будто видит судьбу Ивана. Обладатель «ленивого сердца» не мог стать ее верным спутником. Однако она поддается эмоциям и вступает в отношения с Иваном, понимая, что их роман обречен. Но победа сердца была временной. После нападения прихожанок Олеся окончательно убеждается в том, что ей чужды культура и ментальность мира Ивана. Вопреки сильным чувствам главная героиня принимает решение уехать с бабушкой. Ивану она об этом не говорит. Несмотря ни на что, Олеся явно не жалеет о своих поступках и связи с Иваном. Сердце не может лгать, но разум все равно берет свое: девушка поступает рационально, оставляя своего любимого.
  5. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Конфликт разума и чувства присутствует в произведении Александра Куприна «Гранатовый браслет».
    Главные герои произведения — чиновник Желтков и Вера Шеина — олицетворяют абсолютно разные образы мыслей. Один из них посвящён разуму, а другой отдан чувствам. Увидев в первый раз Веру, Георгий никак не мог стереть из памяти её образ. Главный герой все время думал о Вере, несмотря на то, что она была дворянкой, а потом стала замужней женщиной. Они не могли быть вместе, ведь принадлежали к разным сословиям. Да и Вера вовсе не была человеком страстным и увлекающимся. Героиня умело вела домашнее хозяйство, урезала расходы и жила по канонам рационализма. От господина Ж она получает письма с признанием в любви, но не реагирует: размеренная семейная жизнь ее полностью устраивает. Желтков прекрасно понимал, что у него ничего не получится с Верой. Несмотря на это, он не терял надежду на светлое будущее и продолжал писать ей письма. Однако эта любовь приводит к смерти Желткова. Повинуясь эмоциям, он убивает себя, когда лишается своей иллюзии. Этот поступок заставил Веру пересмотреть свою жизнь. Она поняла, что потеряла возможность обрести истинную любовь — одну на миллион. Таким образом, автор наглядно показал, к каким печальным последствиям приводит нарушение баланса между чувством и разумом. Оба героя были несчастны, но каждый по-своему.

Превосходство чувства над разумом

Аргументы из литературы помогут Вам лучше понять темы.

  1. И.С. Тургенев, «Ася». Судьба главной героини Аси представляет собой трагедию наивных первых чувств. Автор показал, как мечтательный человек сталкивается с суровыми законами реальности. Главный герой произведения подружился с Асей. Девушка постоянно удивляла Н.Н., ведь у неё было очень переменчивое настроение — то застенчивое, то озорное. Они очень много разговаривали. Однако в один день Ася резко изменила свое настроение, она стала замкнутой и грустной. Главный герой получил от Аси записку, где она предложила встретиться. В этот же день Н.Н. узнает от Гагина, что девушка питает к нему нежные чувства. Во время свидания главный герой совершил ошибку, поддавшись лишь разуму. Главный герой мог бы просто рассказать Асе о своих чувствах и успокоить её. Однако вместо этого Н.Н. обвинил девушку в том, что она обо всем рассказала брату. Но страшнее всего то, что Ася увидела колебания любимого. Он проявил нерешительность, так и не сделав ей предложения, так и не сказав заветного слова. Н.Н. боялся ответственности и брака с незаконнорожденной девушкой. Ася убежала от него и оставила навсегда. Из-за излишней рациональности Н.Н. потерял свою любовь навсегда. Если бы он отдался эмоциям, этого бы не случилось.
  2. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». В романе Пастернака «Доктор Живаго» можно проследить, к каким последствиям приводит преобладание чувства над разумом. В произведении автор отобразил две любовные линии. Одна из них представляет собой отношения главного героя Живаго с семьёй, а другая — его сильные эмоции к Ларисе. Главный герой очень любит свою жену Тоню и детей. Однако, несмотря на это, притяжение к Ларисе оказывается гораздо сильнее. На фоне революционных событий Юрий теряется и отдает предпочтение страсти, а не привязанности. Он оставляет супругу и детей на произвол судьбы, не спешит играть роль добытчика и вынуждает Тоню самостоятельно решать все проблемы в эмиграции. Преобладание чувств над разумом приводит к разрушению семьи и традиционного укладка в обществе. Даже Лариса поступила рационально и оставила любовника ради более стабильной и обеспеченной жизни. Все герои взрослеют, один лишь Юрий поступает так, как хочется ему одному. Юрий забыл о нравственности и ответственности, поэтому сильно деградировал в финале романа.
  3. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Как чувства могут овладеть человеком, наглядно показано в произведении Шолохова «Тихий Дон». Перед главным героем оказался очень непростой выбор: долг по отношению к семье или страстное чувство. Григорий Мелехов осознает, что Наталья является прекрасной супругой, ведь она покладистая, верная, хозяйственная, красивая. Однако, поддавшись голосу сердца, главный герой бросается в объятья Аксиньи, которая на тот момент была замужней женщиной. Аксинья по своей натуре была своевольной и темпераментной. На протяжении всего произведении Григорий Мелехов не может прийти к окончательному решению: он то с Натальей, то с Аксиньей. Такое состояние главный герой испытывает не один год. Он погружается в духовный кризис. Автор показал, к каким плачевным последствиям могут привести внутренние противоречия между разумом и чувством. Мелехов потерял обеих женщин и остался у разбитой жизни.

Превосходство разума над чувствами

Примеры о разуме и чувствах — отличное подспорье для подготовки к ИС.

  1. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Главной героиней повести Александра Пушкина «Станционный смотритель» является девушка по имени Дуня. Она жила вместе с отцом, который занимал скромный пост и был беден. Зато он очень любил Дуню и старался её всячески опекать. Однажды один гусар предложил главной героиней бежать вместе с ним в северную столицу. Перед героиней возник очень сложный выбор: долг по отношению к отцу или чувства к Минскому. Не теряя много времени, Дуня предпочла страсть. Отец пытался ее вернуть, но был выгнан вон. Пребывая в Петербурге, Дуня ни разу не написала своему папе, не узнала, как он. А Самсон начал выпивать и умер от горя. Когда главная героиня сама стала матерью, она поняла, что, принимая важное решение, нельзя было пренебрегать разумом. Ее поступок был жестоким и эгоистичным. Кроме того, бежать с незнакомцем в столицу было легкомысленно. Минский мог обмануть неопытную девушку и воспользоваться ее наивностью. Страсть могла бы лишить Дуню не только отца, и чести, шанса на замужество и счастье. Вот почему свои действия нужно обдумывать, размышляя логически.
  2. М. Горький, «Макар Чудра». В рассказе «Макар Чудра» герои — рабы своих страстей. Главная героиня, будучи очень своенравной натурой, не отвечает взаимностью на чувства Лойко, однако предлагает покориться и только тогда открыть свое сердце. Чаровница осознает, каким будет поведение цыгана. Радда осознанно обрекла себя на гибель. Ведь внутри героини происходила борьба между любовь к свободе и любовью к юноше. Радда не хочет покоряться мужчине, потому что такая власть делала ее рабой его прихотей. Но гордая цыганка не может отказаться от любви. Выход один: смерть. Разнузданные чувства привели лишь к деструктивным последствиям: герои погибли в цвете лет, так ничего и не сделав в своей жизни. Поддавшись эмоциям, они поступили глупо и безответственно.
  3. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Хорошим примером, где разум доминирует над чувствами, является роман Александра Пушкина «Евгений Онегин». Уже в юношеские годы Евгений Онегин научился подчинять чувства разуму. «Наука страсти нежной», — такое высказывание об отношении персонажа к любви является ярким тому доказательством. Когда Евгений Онегин встретил Татьяну Ларину, чувство к ней он не воспринял всерьёз. Евгений Онегин твёрдо для себя решил, что сможет справиться с ним. «Учитесь властвовать собою», — такой совет дал Онегин Лариной. Главная героиня серьёзно отнеслась к таким словам. Когда Татьяна спустя определённое время встретилась с Онегиным, она умела прекрасно владеть своими эмоциями. Ларина, осознавая, что она — теперь замужняя дама, предпочла разум страсти и была права. Она отвергла Онегина, ведь теперь была верна другому и с гордостью носила его фамилию. Увлечение Евгения не могло быть серьезным: он не предлагал ей замужество и избегал ответственности, как и много лет назад. Рациональность позволяет человеку вовремя понять это и изменить свою линию поведения к лучшему.

Как чувства нас обманывают

Нередко возникают ситуации, когда человек, отвергая здравый смысл, руководствуется одними чувствами. Но он порой забывает, что чувства способны нас обманывать.

  1. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Порой чувства создают иллюзию, за которой мы не видим реальности. Главным героем произведения Грибоедова «Горе от ума» является Александр Чацкий, который долгое время сам себя обманывал, увлекшись московской барышней Софьей. Он питает нежные чувства к ней, ради неё он даже решил отправиться в Москву. Однако Чацкий узнает, что его возлюбленная испытывает чувства к Молчалину. Разум Чацкого не желает в это верить, ведь он считает Молчалина жалким человеком. Главного героя не понимают в доме Фамусова, никто не признаёт его идей, а он все не уходит и пытается разрушить стену между ним и Софьей. Он не хочет признавать обоюдной симпатии Софьи к Молчалину, идеализирует избранницу, хотя она давно изменилась к худшему. Главный герой терзается по доброй воли. Чувства не дают ему понять главное: Софья — совсем не та девушка, которую он любил когда-то. Любовь туманит разум героя и не дает ему двигаться дальше.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой произведения Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин не был способен на искреннюю любовь. На первом месте для персонажа был разум. Однако это не мешало женщинам сильно любить Григория и даже жертвовать ради него всем. Например, Бэла, влюбившись в Печорина, погибает. Вера чуть ли не разрушает свой брак и изменяет мужу. Сердце Мери разбито. Все они обманывают себя, предаваясь страсти, которая обречена на трагедию. Ум подсказывает им держаться подальше от Печорина, но сердце просит огня и сжигает само себя. Впрочем, и сам Григорий сам не может обрести свое счастье на протяжении всего своего жизненного пути. Писатель утверждает, что чувства и разум у каждого человека должны находиться в гармонии, ведь только тогда он сможет найти настоящую любовь.
  3. А.Н. Островский, «Гроза». Необходимо уметь контролировать свои чувства и эмоции — к такой мысли призывает Островский читателя в своём произведении «Гроза». Главной героиней является очень эмоциональная и набожная девушка Катерина. Её внутренний мир переполнен конфликтом между разумом и чувством. До того как главная героиня стала женой Тихона, её жизнь была беззаботной и умиротворённой. Но пребывая в обществе тиранов, Катерина не может смириться с такой участью. Молодая девушка желает обрести настоящую пылкую любовь, но боится своих желаний и осуждает себя. Катерина, будучи очень наивной, не способна увидеть истинную натуру человека. Девушка влюбляется в Бориса, однако разум ей подсказывает, что такая любовь не приведёт к хорошим последствиям. Но Катерина не в состоянии побороть притяжение, что приводит к большому горю. Главная героиня не может справиться со своими эмоциями и бросается в реку. Автор напоминает читателю о важности контроля над собственными чувствами.

Как разум делает человека несчастным

Преобладание разума над чувствами порой делают человека несчастным. В доказательство этого приведём несколько примеров из литературы.

  1. А.П. Чехов, «О любви». Антон Павлович Чехов в произведении «О любви» показал читателю недоступную любовь, которая не способна доставить человеку истинное счастье. Результат такой любви  — бесконечные страдания. Из-за общественных запретов персонажи не могут насладиться сильным чувством, которое они испытывали друг к другу. Согласно законам их окружения, недопустимо встречаться с замужней женщиной и нельзя обманывать своего супруга. Алехин и Анна Алексеевна руководствовались только разумом. Он боялся, что не сможет обеспечить ее. Она же опасалась, что люди их осудят, а дети не будут счастливы. Оба героя ждали, колебались и теряли шансы на счастье. Анна стала раздражительной и нервной, а Алехин осознавал свое бессилие и страдал. Рациональные расчеты помешали им создать семью.
  2. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Герои произведения Антона Чехова «Вишнёвый сад» желают обрести истинное счастье, однако им это не позволяет сделать их ахиллесова пята. Никто из персонажей не достигает своей заветной мечты. В финале произведения перед читателем предстают несчастные и страдающие люди. Например, Лопахин становится жертвой своей расчетливости. Он любит Варю, но не смеет сделать ей предложения. Комплекс плебея и желание все просчитать, обдумать, взвесить парализуют его волю. Лопахин погружён в суету дел, вечно занят, ведь сколачивает капитал. А зачем, если его обладатель несчастен? Этим вопросом Лопахин не задается, ему некогда. Разумность героя перечеркнула его личную жизнь и обрекла его на муки.
  3. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Главным героем произведения Чехова «Человек в футляре» является учитель греческого языка по фамилии Беликов. Персонаж выглядит очень нелепо, ведь он полностью отгородился от общества, боясь всяких проблем. «Футлярная» жизнь не позволяла ему совершать серьёзные поступки. Беликов жил одними лишь сомнениями и опасениями, в результате не смог познать истинных радостей в жизни. Из-за своего странного образа жизни Беликов остался несчастным и одиноким, ведь он даже не смог испытать великое чувство любви. Персонаж сам придумал себе проблемы, которые для него оказались гораздо важнее, чем искренние чувства к Варваре. От очередного надуманного потрясения он умер, так и не став счастливым. Чрезмерная рациональность обрекла его на изоляцию в обществе.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *