Критерии оценивания ЕГЭ по литературе: полный список 2022 года

«Кому нужна эта Ваша литература?» — всю роскошь этого вопроса может позволить себе только технарь. Всем остальным ясно, что Единый государственный экзамен по литературе является неотъемлемым вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Данное испытание проходят абитуриенты, желающие впоследствии стать журналистами, дизайнерами, артистами, хореографами, продюсерами и так далее. Чтобы успешно сдать важный экзамен по литературе, выпускник должен усердно к нему готовиться. Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с демоверсией экзамена, решение соответствующих заданий, ведение читательского дневника, использование аудиокниг, изучение форматов заданий (вот план подготовки). Кроме того, необходимо изучить критерии оценивания конкретных заданий. В этом году они сильно изменились. Рассмотрим их поподробнее. 

Задания с кратким ответом

Как известно, КИМ ЕГЭ по литературе состоят из заданий с кратким и развёрнутым ответом. Правильно выполненное задание с кратким ответом оценивается в 1 балл.

Кстати, пока Вы еще здесь: в 2022 году ЕГЭ по литературе сильно изменился, вот список реформ.

Наиболее сложную систему представляет собой критерии оценки заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим критерии оценки ЕГЭ по литературе от 2022 года, представленные на официальном портале ФИПИ. 

Задания 8 и 15

В данных заданиях от выпускника требуется предоставить развёрнутый ответ объёмом в 5-10 предложений. Указание данного объёма является весьма условным. Ведь, в первую очередь, оценивается содержательность ответа. Не секрет, что выпускник, имеющий глубокие знания, способен решить задание в большем объёме. Но абитуриент, обладающий прекрасной способностью точно формулировать свое мнение, может и в маленьком объёме сконцентрировать полный ответ. Так что лучше выбирать краткость сестрой своего таланта.

  1. Первый критерий оценки данных заданий носит название «Соответствие ответа заданию». Согласно ему, за задание выставляется 2 балла в том случае, если школьник дал полноценный ответ на поставленную задачу. При этом он демонстрирует своё понимание теста, и позиция автора не искажена. Выпускник получает 1 балл, если он грамотно соотнес по содержанию свой ответ с поставленной задачей, но его ответ не свидетельствует о глубоком осознании представленного текста, или же он по незнанию деформировал авторское мнение. За ответ ставится 0 баллов, если ответ выпускника не соответствует по содержанию поставленному заданию. 
  2. Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». Как это понять? За ответ, предоставленный выпускником, выставляется 2 балла в том случае, если он анализирует необходимые фрагменты и образы в целях аргументации суждений. В идеальном ответе нельзя найти фактических ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он привлекает текст в целях аргументации лишь в виде пересказа или использует общие размышления насчет его содержания, либо в ответе была найдена всего одна фактическая неточность. За ответ ставится 0 баллов, если школьник не смог аргументировать ответ или допустил от двух фактических ошибок. 
  3. Третий критерий носит название «Логичность и соблюдение речевых норм». За ответ школьника выставляется 2 балла в том случае, если он не допустил логических и речевых ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он допустил не более одной. А это значит, что 1 балл можно получить в том случае, если суммарно были сделаны всего 2 ошибки. За ответ ставится 0 баллов, если школьник в ответе допустил две и более ошибки одинакового типа. Так что будьте внимательны!

Задания 9 и 16

Система оценки заданий 9 и 16, которые требуют от выпускника развёрнутого ответа, тоже не из простых, надо разобраться.

  1. Первый критерий носит название «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом». За предоставленный выпускником ответ ставится два балла в том случае, если он грамотно назвал произведение и его автора. Разумеется, он правильно соотнес произведение с предоставленным текстом для анализа и не исказил позицию автора. Одиннадцатиклассник получает 1 балл, если он правильно назвал произведение и писателя, но произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом (а авторская позиция не искажена). 1 балл также можно получить, если выпускник все сделал правильно, но исказил авторскую позицию. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо не так сравнил произведение с представленным текстом для анализа. 
  2. Второй критерий называется «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом». За ответ положено два максимальных балла в том случае, если выпускник верно назвал произведение и соответствующего писателя, правильно соотнес произведение с предоставленном текстом для анализа и не исказил авторскую позицию. Выпускник получает 1 балл, если произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом, а позиция писателя не искажена. 1 балл также можно получить, если выпускник не так понял позицию автора, а все остально сделал так, как нужно. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо он не провёл сопоставление произведения с представленным отрывком для анализа. 
  3. Третий критерий носит название «Привлечение текста произведения для аргументации». По нему за ответ выставляется 4 балла в том случае, если выпускник использует тексты двух произведений в целях анализа микротем, образов, фрагментов. При этом никакие фактические ошибки не обнаружены. Выпускник получает 3 балла, если он привлекает одно произведение на уровне анализа, а отрывок второго произведения используется лишь в качестве пересказа, либо сделана одна фактическая ошибка. 2 балла за выполненное задание можно получить, если два произведения используются лишь в качестве пересказа, либо совершены две фактически ошибки. За данные задания выпускник получает 1 балл, если привлекает один текст для аргументации в качестве пересказа (без анализа необходимых отрывков), а текст иного произведения не был использован, либо были совершены целых три фактические ошибки. Выпускник получает 0 баллов, если не был задействован ни один из текстов произведений для анализа, или он допустил четыре фактические ошибки.

Задания 17.1-17.4

Система оценивания заданий 17.1-17.4, которые предполагают развёрнутый ответ в виде сочинения, объём которого должен составлять от 200 слов, самая сложная, так что на нее стоит обратить удвоенное внимание. Вот образец отличного эссе по этим критериям.

Если сочинение включает не более 150 слов, то за него положено 0 баллов — это главное, что нужно знать. 

  1. Первый критерий носит название «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». За ответ выставляется 3 балла в том случае, если выпускник смог широко и верно раскрыть тему, а также позиция, занятая автором, не оказалась деформированной. 2 балла можно получить при условии поверхностного раскрытия темы (но все остальное в порядке). Выпускник получает 1 балл в случае, если тема им была раскрыта очень поверхностно, и при этом исказилась позиция писателя. 0 баллов выставляется за ответ, если тема вообще никак не раскрыта. 
  2. Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». За ответ положено три балла в том случае, если выпускник анализирует важные отрывки, используя текст произведения в целях аргументации суждений. В его работе отсутствуют фактические ошибки. 2 балла выставляется при условии, если школьник все делает правильно, но присутствуют одна-две фактические ошибки. Кроме того, 2 балла можно получить, если выпускник использует текст лишь для общих рассуждений (без анализа фрагментов), но фактические ошибки в сочинении не были обнаружены. Также 2 балла выставляется, если в сочинении на лирическую тему используются только два стихотворения для анализа. Выпускник получает 1 балл в случае, если он использует текст лишь на уровне общих размышлений (без анализа определённых фрагментов) для аргументации, а в тексте допущены одна-две фактические ошибки. Кроме того, 1 балл можно заработать, если текст лишь пересказывается, а выпускником допущены 1-2 фактические ошибки. Также 1 балл выставляется, если одиннадцатиклассник анализировал только одно стихотворение в сочинении на лирическую тему. 0 баллов ставится, если школьник не смог аргументировать суждения текстом произведения, либо если при слабой аргументации он допустил от трёх фактических ошибок. 
  3. Третий критерий носит название «Опора на теоретико-литературные понятия». За ответ положено 2 балла в том случае, если в свое сочинение участник ЕГЭ включил теоретико-литературные понятия, используя их в целях анализа текста произведения. При этом никаких неточностей в использовании этих понятий совершено не было. Выпускник получает 1 балл в случае, если он включил в сочинение понятия, однако их не использовал в целях анализа. Также 1 балл выставляется, если была совершена лишь одна ошибка в использовании данных понятий. 0 баллов ставится, если выпускник не включил в сочинение теоретико-литературные понятия, или же допустил больше одной погрешности в использовании этих понятий.
  4. Четвёртый критерий называется «Композиционная цельность и логичность». Согласно этому критерию, за задание выставляется 3 балла в том случае, если сочинению присущи композиционная целостность и последовательность изложения. При этом отсутствуют логические ошибки. Выпускник получает 2 балла при условии, что сохранены композиционная целостность и последовательность изложения, но допущены одна или две логические ошибки. 1 балл выставляется, если в сочинении присутствует некий композиционный замысел, но в то же время допущены три или четыре логические ошибки. 0 баллов ставится, если в сочинении нельзя найти композиционный замысел, и были допущены грубые нарушения последовательности изложения, либо выпускник сделал более 4 логических ошибок. 
  5. Пятый критерий носит название «Соблюдение речевых норм». В соответствии с ним, за задание выставляется 3 балла в том случае, если речевые ошибки в сочинении отсутствуют или допущена одна из них. Выпускник получает 2 балла, если он в сочинении сделал две или три речевые ошибки. Выставляется один балл, если в сочинении присутствуют четыре речевые ошибки. 0 баллов ставится при условии обнаружения в сочинении от пяти речевых ошибок. 

Таким образом, мы рассмотрели критерии оценки ЕГЭ по литературе. Каждый школьник, желающий сдавать данный экзамен, обязан внимательно и подробно изучить данные критерии для своего же блага, ведь удобно самому проверять свою работу и оценивать ее в баллах. Это дисциплинирует и помогает рассчитать силы. Критерии оценки помогут не только при подготовке к важному экзамену, но в случае апелляции. Там можно будет прибавить себе баллы, если Вы точно уверены в своей правоте и можете ее доказать. А чтобы сразу достичь высоких результатов на экзамене, нужно приложить максимум усилий во время подготовки. Усердие, упорство, трудолюбие, мотивация – прямой путь к большому успеху. Ни пуха, ни пера!

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector