Критерии оценивания ЕГЭ по литературе: полный список 2025 года

«Кому нужна эта Ваша литература?» — всю роскошь этого вопроса может позволить себе только технарь. Всем остальным ясно, что Единый государственный экзамен по литературе является неотъемлемым вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Данное испытание проходят абитуриенты, желающие впоследствии стать журналистами, дизайнерами, артистами, хореографами, продюсерами и так далее. Чтобы успешно сдать важный экзамен по литературе, выпускник должен усердно к нему готовиться. Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с демоверсией экзамена, решение соответствующих заданий, ведение читательского дневника, использование аудиокниг, изучение форматов заданий (вот план подготовки). Кроме того, необходимо изучить критерии оценивания конкретных заданий. В этом году они изменились. Рассмотрим их поподробнее.

Структура экзамена

Единый государственный экзамен по литературе состоит из двух частей. В первую входит 10 заданий, 6 из которых предполагают краткий ответ и 4 ─ развёрнутый ответ, небольшое сочинение. Задание с 1 по 4 ─ теоретические, на знание литературных терминов и текстов произведений. Предлагается отрывок, эпизод из прозаического, драматического или лироэпического произведения. Вопросы могут быть…

  • О жанре произведения (роман, рассказ и другие), роде (эпос, лирика, драма).
  • Его направлении (романтизм, реализм).
  • Об особенностях композиции.
  • Также возможно задание — назвать произведение, из которого взят фрагмент, его автора.
  • Назвать героя на основе описания его внешнего вида и характера.
  • Указать, какому герою из какого произведения какого автора принадлежит та или иная цитата.

В этом блоке задания могут быть как без вариантов, так и с ними. Например, соотнести авторов и произведения, героев и произведения, героев и цитаты.

Задания 4.1-4.2 предлагают выбрать одну тему из двух и дать развёрнутый ответ объёмом 5-10 предложений. Например, какое значение для раскрытия отношения автора к героям имеет данный эпизод.

Задание 5 ─ небольшое сочинение−сравнение. Нужно привести пример по заданной теме и сравнить его с предложенным произведением.

2 блок включает в себя анализ стихотворения или, если оно слишком большое, его части. Задания с 6 по 8 требуют назвать жанр, направление, в котором написано стихотворение, размер стиха, вид рифмы, указать используемые автором изобразительные средства.

Задания 9.1 и 9.2 пункт равнозначно заданию 5. Здесь также надо выбрать одну тему из двух и написать сочинение из 5 – 10 предложений, но по поэтическому произведению. Задание 10 вновь предполагает небольшое сочинение−сравнение. Нужно кратко рассказать, как та или иная тема раскрывается в двух произведениях. Тема лишнего человека, тема долга, предательства, изображение дуэли и т. д.

Вторая часть в 2025 году предлагает 5 тем. Нужно выбрать одну и написать сочинение как минимум из 250 слов. Вот более подробное описание структуры экзамена.

Задания с кратким ответом

Как известно, КИМ ЕГЭ по литературе состоят из заданий с кратким и развёрнутым ответом. Краткого ответа потребуют задания 1–3 и 6–8. Они оцениваются в 1 балл.

Важно помнить, что в заданиях 3 и 6 ученик должен верно вписать ОБА слова. Если он напишет всего одно, 0,5 балла ему никто не поставит. Будет 0. Вот так это выглядит в демоверсии:

1 Ростов
2 342
3 эпопеиреализм
4 ямбоманафору
5 рифма
6 13467

Наиболее сложную систему представляют собой критерии оценки заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим критерии оценки ЕГЭ по литературе от 2025 года, представленные на официальном портале ФИПИ.

Развернутые задания

Задания 4, 5, 9 и 10 требуют анализа важных для раскрытия темы эпизодов, образов, поступков героев. Не допускаются фактические ошибки (перестановка событий местами, приписывание поступков одних героев другим, неправильное написание имён и фамилий героев и т.д.). Инициалы авторов, если речь не идёт об одинаковых фамилиях (А.К. Толстой или Л.Н. Толстой), писать не обязательно. Выводы, рассуждения должны быть обязательно подкреплены ссылками на текст. Анализа на основе пересказа произведений и общих рассуждений недостаточно. Рассказывать о событиях, не имеющих отношения к теме, не нужно. Для получения высшего балла необходимо отразить авторскую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важно! Ответы на данные задания могут быть как меньше, так и больше 5–10 предложений. Главное наиболее полно раскрыть тему и чётко выразить свои мысли. В сочинении–сопоставлении рассматривать два произведения одного автора не допускается! За это также снимаются баллы.

4.1/4.2, 9.1/9.2

В данных заданиях от выпускника требуется предоставить развёрнутый ответ объёмом в 5-10 предложений. Указание данного объёма является весьма условным. Ведь оценивается содержательность ответа, а не способность считать от 5 до 10. Не секрет, что выпускник, имеющий глубокие знания, способен написать ответ в большем объёме. Но абитуриент, обладающий прекрасной способностью точно формулировать свое мнение, может и в маленьком объёме сконцентрировать полный ответ. Так что лучше выбирать краткость сестрой своего таланта.

  1. Первый критерий оценки данных заданий носит название «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» (если по нему 0, то вычёркивается все задание). Согласно ему, за задание выставляется 2 балла в том случае, если школьник дал прямой ответ на вопрос и продемонстрировал понимание его сути. Фактических ошибок нет, позиция автора не искажена. Материал для анализа привлекается на уровне важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей. Выпускник получает 1 балл, если он грамотно соотнес по содержанию свой ответ с поставленной задачей, но он допустил 1 фактическую ошибку или аргументировал свой ответ на уровне пересказа и общих рассуждений на поставленную тему. За ответ ставится 0 баллов, если ответ выпускника не соответствует по содержанию поставленному заданию, содержит более одной фактической ошибки или в нем отсутствуют аргументы из предложенного текста.
  2. Второй критерий носит название «Логичность и соблюдение речевых норм». За ответ школьника выставляется 2 балла в том случае, если он не допустил логических и речевых ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он допустил не более двух любых ошибок (грамматических, речевых, логических). А это значит, что 1 балл можно получить в том случае, если суммарно были сделаны всего 2 ошибки. Так что будьте внимательны!

За это задание можно получить 4 балла.

Задания 5 и 10

Система оценки заданий 5 и 10 на ЕГЭ по литературе, которые требуют от выпускника развёрнутого ответа, тоже не из простых, надо разобраться.

  1. Первый критерий носит название «Сопоставление двух произведений» (это самый важный критерий: если по нему 0, все задание оценивается нулем). За предоставленный выпускником ответ ставится два балла в том случае, если он указал сходства и различия текстов в заданном направлении анализа. Одиннадцатиклассник получает 1 балл, если он правильно назвал произведение и писателя, но произведение лишь формально, поверхностно соотнесено с представленным текстом (а авторская позиция не искажена).
  2. Второй критерий называется «Привлечение текстов произведений при сопоставлении для аргументации» (если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 поставят 0). За ответ положено 4 максимальных балла в том случае, если выпускник привлек аргументацию для анализа на уровне важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, правильно соотнес произведение с предоставленном текстом для анализа и не исказил авторскую позицию. 3 балла получит тот, кто прокомментирует одно из произведений на уровне общих рассуждений и пересказа, не углубляясь в анализ. Также балл могут снять за 1 фактическую ошибку. Выпускник получает 2 балла, если произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом, а позиция писателя не искажена. 2 балла из 4 снимут и в том случае, если будут допущены 2 фактические ошибки. 1 балл также можно получить, если другое произведение для анализа не привлекается, но исходное было прокомментировано так, как нужно. 3 балла из 4 потеряет и тот, кто допустит 3 фактические ошибки.
  3. Третий критерий носит название посвящен логичности и соблюдению речевых норм. 2 балла получит тот, кто напишет работу без логических несоответствий и речевых ошибок. Самые популярные: тавтология и плеоназмы. 1 балл снимут у того, кто допустил не более 2 ошибок (логических, грамматических, речевых).

Максимум 8 баллов можно получить за каждое задание этого типа.

Важно учесть: если в задании 10 ученик не указал автора и название стихотворения, или же указал стихотворение того же автора, что и в задании (или неопубликованное произведение, или произведение со спорной принадлежностью к художественной литературе — опасная формулировка, будьте внимательны), то вся работа оценивается нулем баллов! Если Вы забыли указать автора или название упомянутого стихотворения, то по критерию 2 получите максимум 1 балл. Это пояснение очень важно для подготовки. Когда будете подбирать литературный материал, помните, что подборки стихотворений по темам должны состоять из общеизвестных классических произведений, к которым нельзя «докопаться».

Задания 11.1-11.5

Система оценивания сочинений ЕГЭ 11.1-11.5, которые предполагают развёрнутый ответ в виде сочинения, объём которого должен составлять от 200 слов, самая сложная, так что на нее стоит обратить удвоенное внимание. Вот новые образцы эссе по этим критериям.

Если сочинение включает не более 200 слов, то за него положено 0 баллов — это главное, что нужно знать.

  1. Первый критерий носит название «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». За ответ выставляется 3 балла в том случае, если выпускник смог многосторонне и глубоко раскрыть тему. 2 балла можно получить при условии поверхностного, но многостороннего раскрытия темы или глубокого, но не многопланового раскрытия темы (но все остальное в порядке). Выпускник получает 1 балл в случае, если тема им была раскрыта поверхностно и упрощенно.
  2. Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». За ответ положено три балла в том случае, если выпускник анализирует тексты на уровне важных фрагментов, образов, микротем, деталей. В его работе отсутствуют фактические ошибки, авторская позиция отражена верно. 2 балла выставляется при условии, если школьник все делает правильно, но присутствуют одна-две фактические ошибки. Также 2 балла выставляется, если в сочинении на лирическую тему используются только два стихотворения для анализа. Выпускник получает 1 балл в случае, если он использует текст лишь на уровне общих размышлений (без анализа определённых фрагментов) для аргументации, а в тексте допущены три фактические ошибки. Кроме того, 1 балл можно заработать, если текст лишь пересказывается.
  3. Третий критерий носит название «Опора на теоретико-литературные понятия». За ответ положено 3 балла в том случае, если в свое сочинение участник ЕГЭ включил теоретико-литературные понятия, используя 2 или более из них в целях анализа текста произведения. При этом никаких неточностей или ошибок в использовании этих понятий не было. Важно отметить, что в пятой теме в счет идет теория, нацеленная на анализ других видов творчества, потому что там формулировка темы предусматривает использование такого материала. Выпускник получает 2 балла в случае, если лишь одно теоретическое определение было использовано им для раскрытия темы и анализа текстов. 1 балл ученик приобретет в случае, если он включил в сочинение понятия, однако их не использовал в целях анализа. Также 1 балл выставляется, если была совершена лишь одна ошибка в использовании данных понятий. 0 баллов ставится, если выпускник не включил в сочинение теоретико-литературные понятия, или же допустил больше одной погрешности в использовании этих понятий.
  4. Четвёртый критерий называется «Композиционная цельность и логичность». Согласно этому критерию, за задание выставляется 3 балла в том случае, если сочинению присущи композиционная целостность и последовательность изложения. При этом отсутствуют логические несоответствия, необоснованные повторы. Выпускник получает 2 балла при условии, что сохранены композиционная целостность и последовательность изложения, но допущены одна или две логические ошибки (повторы, несоответствия). 1 балл выставляется, если в сочинении присутствует некий композиционный замысел, но в то же время наблюдается нарушение композиционной связи, а мысль повторяется и не развивается. 0 баллов ставится, если в сочинении нельзя найти композиционный замысел, и были допущены грубые нарушения последовательности изложения мысли.
  5. Пятый критерий носит название «Соблюдение речевых норм». В соответствии с ним, за задание выставляется 3 балла в том случае, если речевые ошибки в сочинении отсутствуют или допущена одна из них. Выпускник получает 2 балла, если он в сочинении сделал две или три речевые ошибки. Выставляется один балл, если в сочинении присутствуют четыре речевые ошибки. 0 баллов ставится при условии обнаружения в сочинении от пяти речевых ошибок.
  6. Шестой критерий — «Соблюдение орфографических норм». 1 балл можно получить, если ошибок в сочинении менее 4.
  7. Седьмой критерий — «Соблюдение пунктуационных норм». 1 балл, лимит тот же — 4 ошибки.
  8. Восьмой критерий — «Соблюдение грамматических норм». 1 или 2 ошибки допустимы, остальное — 0 баллов. Всего по критерию 1 балл.

Тема должна быть раскрыта максимально подробно и с разных сторон. Требования к работе с используемым для аргументов текстом такие же, как и в первой части экзамена. В сочинении должно быть приведено и использовано для анализа произведения как минимум два теоретико-литературных понятия (жанр, род, образ, автора, образ рассказчика, завязка, кульминация, развязка и т. д.). Важно не допускать ошибок при их использовании. Сочинение должно представлять собой целостную композицию ─ вступление, основная часть с аргументами, заключение. Недопустимы повторы, нарушение логических связей, последовательности изложения материала.

Естественно, как в первой, так и второй части экзамена недопустимы речевые, логические и орфографические ошибки. Рекомендуемый объём сочинения ─ 250 – 350 слов. Минимальный, как было выше сказано, ─ 200. При меньшем объёме задание не засчитывается. При подсчёте учитываются самостоятельные и служебные части речи. Слова, написанные через дефис, засчитываются как одно (кое-где ─ одно слово, как нибудь ─ два). Числительные, написанные цифрами, не учитываются, буквами – учитываются. 4 года ─ одно слово, четыре года ─ два. Максимальное количество первичных баллов за сочинение ─ 18. Вот шкала перевода баллов для подсчета.

Таким образом, мы рассмотрели критерии оценки ЕГЭ по литературе. Каждый школьник, желающий сдавать данный экзамен, обязан внимательно и подробно изучить данные критерии для своего же блага, ведь удобно самому проверять свою работу и оценивать ее в баллах. Это дисциплинирует и помогает рассчитать силы. Критерии оценки помогут не только при подготовке к важному экзамену, но в случае апелляции. Там можно будет прибавить себе баллы, если Вы точно уверены в своей правоте и можете ее доказать. А чтобы сразу достичь высоких результатов на экзамене, нужно приложить максимум усилий во время подготовки. Усердие, упорство, трудолюбие, мотивация – прямой путь к большому успеху. Ни пуха, ни пера!

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *