Критерии оценивания ЕГЭ по литературе: полный список 2023 года

«Кому нужна эта Ваша литература?» — всю роскошь этого вопроса может позволить себе только технарь. Всем остальным ясно, что Единый государственный экзамен по литературе является неотъемлемым вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Данное испытание проходят абитуриенты, желающие впоследствии стать журналистами, дизайнерами, артистами, хореографами, продюсерами и так далее. Чтобы успешно сдать важный экзамен по литературе, выпускник должен усердно к нему готовиться. Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с демоверсией экзамена, решение соответствующих заданий, ведение читательского дневника, использование аудиокниг, изучение форматов заданий (вот план подготовки). Кроме того, необходимо изучить критерии оценивания конкретных заданий. В этом году они сильно изменились. Рассмотрим их поподробнее.

Структура экзамена

Единый государственный экзамен по литературе состоит из двух частей. В первую входит 11 заданий, 7 из которых предполагают краткий ответ и 4 ─ развёрнутый ответ, небольшое сочинение. Задание с 1 по 4 ─ теоретические, на знание литературных терминов и текстов произведений. Предлагается отрывок, эпизод из прозаического, драматического или лироэпического произведения. Вопросы могут быть…

  • О жанре произведения (роман, рассказ и другие), роде (эпос, лирика, драма).
  • Его направлении (романтизм, реализм).
  • Об особенностях композиции.
  • Также возможно задание — назвать произведение, из которого взят фрагмент, его автора.
  • Назвать героя на основе описания его внешнего вида и характера.
  • Указать, какому герою из какого произведения какого автора принадлежит та или иная цитата.

В этом блоке задания могут быть как без вариантов, так и с ними. Например, соотнести авторов и произведения, героев и произведения, героев и цитаты.

Задания 5.1-5.2 предлагают выбрать одну тему из двух и дать развёрнутый ответ объёмом 5-10 предложений. Например, какое значение для раскрытия отношения автора к героям имеет данный эпизод.

Задание 6 ─ небольшое сочинение−сравнение. Нужно привести пример по заданной теме и сравнить его с предложенным произведением.

2 блок включает в себя анализ стихотворения или, если оно слишком большое, его части. Задания с 7 по 9 требуют назвать жанр, направление, в котором написано стихотворение, размер стиха, вид рифмы, указать используемые автором изобразительные средства.

Задания 10.1 и 10.2 пункт равнозначно заданию 5. Здесь также надо выбрать одну тему из двух и написать сочинение из 5 – 10 предложений, но по поэтическому произведению. Задание 11 вновь предполагает небольшое сочинение−сравнение. Нужно кратко рассказать, как та или иная тема раскрывается в двух произведениях. Тема лишнего человека, тема долга, предательства, изображение дуэли и т. д.

Вторая часть с 2023 года предлагает 5 тем, а не 3, как было раньше. Нужно выбрать одну и написать сочинение как минимум из 250 слов.

Задания с кратким ответом

Как известно, КИМ ЕГЭ по литературе состоят из заданий с кратким и развёрнутым ответом. Краткого ответа потребуют задания 1–4 и 7–9. Они оцениваются в 1 балл.

Важно помнить, что в заданиях 4 и 7 ученик должен верно вписать ОБА слова. Если он напишет всего одно, 0,5 балла ему никто не поставит. Будет 0. Вот так это выглядит в демоверсии (конфликт ремарки и лирика драма):

таблица ЕГЭ по литературе

Наиболее сложную систему представляет собой критерии оценки заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим критерии оценки ЕГЭ по литературе от 2022 года, представленные на официальном портале ФИПИ.

Развернутые задания

Задания 5, 6, 10 и 11 требуют анализа важных для раскрытия темы эпизодов, образов, поступков героев. Не допускаются фактические ошибки (перестановка событий местами, приписывание поступков одних героев другим, неправильное написание имён и фамилий героев и т.д.). Инициалы авторов, если речь не идёт об одинаковых фамилиях (А.К. Толстой или Л.Н. Толстой), писать не обязательно. Выводы, рассуждения должны быть обязательно подкреплены ссылками на текст. Анализа на основе пересказа произведений и общих рассуждений недостаточно. Рассказывать о событиях, не имеющих отношения к теме, не нужно. Для получения высшего балла необходимо отразить авторскую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важно! Ответы на данные задания могут быть как меньше, так и больше 5–10 предложений. Главное наиболее полно раскрыть тему и чётко выразить свои мысли. В сочинении–сопоставлении рассматривать два произведения одного автора не допускается! За это также снимаются баллы.

5.1/5.2, 10.1/10.2

В данных заданиях от выпускника требуется предоставить развёрнутый ответ объёмом в 5-10 предложений. Указание данного объёма является весьма условным. Ведь, в первую очередь, оценивается содержательность ответа. Не секрет, что выпускник, имеющий глубокие знания, способен решить задание в большем объёме. Но абитуриент, обладающий прекрасной способностью точно формулировать свое мнение, может и в маленьком объёме сконцентрировать полный ответ. Так что лучше выбирать краткость сестрой своего таланта.

  1. Первый критерий оценки данных заданий носит название «Соответствие ответа заданию». Согласно ему, за задание выставляется 2 балла в том случае, если школьник дал полноценный ответ на поставленную задачу. При этом он демонстрирует своё понимание теста, и позиция автора не искажена. Выпускник получает 1 балл, если он грамотно соотнес по содержанию свой ответ с поставленной задачей, но его ответ не свидетельствует о глубоком осознании представленного текста, или же он по незнанию деформировал авторское мнение. За ответ ставится 0 баллов, если ответ выпускника не соответствует по содержанию поставленному заданию.
  2. Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». Как это понять? За ответ, предоставленный выпускником, выставляется 2 балла в том случае, если он анализирует необходимые фрагменты и образы в целях аргументации суждений. В идеальном ответе нельзя найти фактических ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он привлекает текст в целях аргументации лишь в виде пересказа или использует общие размышления насчет его содержания, либо в ответе была найдена всего одна фактическая неточность. За ответ ставится 0 баллов, если школьник не смог аргументировать ответ или допустил от двух фактических ошибок.
  3. Третий критерий носит название «Логичность и соблюдение речевых норм». За ответ школьника выставляется 2 балла в том случае, если он не допустил логических и речевых ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он допустил не более одной. А это значит, что 1 балл можно получить в том случае, если суммарно были сделаны всего 2 ошибки. За ответ ставится 0 баллов, если школьник в ответе допустил две и более ошибки одинакового типа. Так что будьте внимательны!

таблица критериев оценки на ЕГЭ по литературе (задания 5 и 10)

Задания 6 и 11

Система оценки заданий 6 и 11 на ЕГЭ по русскому языку, которые требуют от выпускника развёрнутого ответа, тоже не из простых, надо разобраться.

  1. Первый критерий носит название «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом». За предоставленный выпускником ответ ставится два балла в том случае, если он грамотно назвал произведение и его автора. Разумеется, он правильно соотнес произведение с предоставленным текстом для анализа и не исказил позицию автора. Одиннадцатиклассник получает 1 балл, если он правильно назвал произведение и писателя, но произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом (а авторская позиция не искажена). 1 балл также можно получить, если выпускник все сделал правильно, но исказил авторскую позицию. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо не так сравнил произведение с представленным текстом для анализа.
  2. Второй критерий называется «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом». За ответ положено 4 максимальных балла в том случае, если выпускник верно назвал произведение и соответствующего писателя, правильно соотнес произведение с предоставленном текстом для анализа и не исказил авторскую позицию. Выпускник получает 1 балл, если произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом, а позиция писателя не искажена. 1 балл также можно получить, если выпускник не так понял позицию автора, а все остально сделал так, как нужно. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо он не провёл сопоставление произведения с представленным отрывком для анализа.
  3. Третий критерий носит название посвящен логичности и соблюдению речевых норм. 2 балла получит тот, кто напишет работу без логических несоответствий и речевых ошибок. Самые популярные: тавтология и плеоназмы.

Вот таблица критериев оценки ЕГЭ по литературе из демоверсии ФИПИ:

таблица критериев оценки ЕГЭ по литературе

Задания 12.1-12.5

Система оценивания сочинений ЕГЭ 12.1-12.5, которые предполагают развёрнутый ответ в виде сочинения, объём которого должен составлять от 200 слов, самая сложная, так что на нее стоит обратить удвоенное внимание. Вот новые образцы эссе по этим критериям.

Если сочинение включает не более 200 слов, то за него положено 0 баллов — это главное, что нужно знать.

  1. Первый критерий носит название «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». За ответ выставляется 3 балла в том случае, если выпускник смог широко и верно раскрыть тему, а также позиция, занятая автором, не оказалась деформированной. 2 балла можно получить при условии поверхностного раскрытия темы (но все остальное в порядке). Выпускник получает 1 балл в случае, если тема им была раскрыта очень поверхностно, и при этом исказилась позиция писателя. 0 баллов выставляется за ответ, если тема вообще никак не раскрыта.
  2. Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». За ответ положено три балла в том случае, если выпускник анализирует важные отрывки, используя текст произведения в целях аргументации суждений. В его работе отсутствуют фактические ошибки. 2 балла выставляется при условии, если школьник все делает правильно, но присутствуют одна-две фактические ошибки. Кроме того, 2 балла можно получить, если выпускник использует текст лишь для общих рассуждений (без анализа фрагментов), но фактические ошибки в сочинении не были обнаружены. Также 2 балла выставляется, если в сочинении на лирическую тему используются только два стихотворения для анализа. Выпускник получает 1 балл в случае, если он использует текст лишь на уровне общих размышлений (без анализа определённых фрагментов) для аргументации, а в тексте допущены одна-две фактические ошибки. Кроме того, 1 балл можно заработать, если текст лишь пересказывается, а выпускником допущены 1-2 фактические ошибки. Также 1 балл выставляется, если одиннадцатиклассник анализировал только одно стихотворение в сочинении на лирическую тему. 0 баллов ставится, если школьник не смог аргументировать суждения текстом произведения, либо если при слабой аргументации он допустил от трёх фактических ошибок.
  3. Третий критерий носит название «Опора на теоретико-литературные понятия». За ответ положено 2 балла в том случае, если в свое сочинение участник ЕГЭ включил теоретико-литературные понятия, используя их в целях анализа текста произведения. При этом никаких неточностей в использовании этих понятий совершено не было. Выпускник получает 1 балл в случае, если он включил в сочинение понятия, однако их не использовал в целях анализа. Также 1 балл выставляется, если была совершена лишь одна ошибка в использовании данных понятий. 0 баллов ставится, если выпускник не включил в сочинение теоретико-литературные понятия, или же допустил больше одной погрешности в использовании этих понятий.
  4. Четвёртый критерий называется «Композиционная цельность и логичность». Согласно этому критерию, за задание выставляется 3 балла в том случае, если сочинению присущи композиционная целостность и последовательность изложения. При этом отсутствуют логические ошибки. Выпускник получает 2 балла при условии, что сохранены композиционная целостность и последовательность изложения, но допущены одна или две логические ошибки. 1 балл выставляется, если в сочинении присутствует некий композиционный замысел, но в то же время допущены три или четыре логические ошибки. 0 баллов ставится, если в сочинении нельзя найти композиционный замысел, и были допущены грубые нарушения последовательности изложения, либо выпускник сделал более 4 логических ошибок.
  5. Пятый критерий носит название «Соблюдение речевых норм». В соответствии с ним, за задание выставляется 3 балла в том случае, если речевые ошибки в сочинении отсутствуют или допущена одна из них. Выпускник получает 2 балла, если он в сочинении сделал две или три речевые ошибки. Выставляется один балл, если в сочинении присутствуют четыре речевые ошибки. 0 баллов ставится при условии обнаружения в сочинении от пяти речевых ошибок.

таблица критериев оценки сочинения 12.1-12.5 на ЕГЭ по литературе

Тема должна быть раскрыта максимально подробно и с разных сторон. Требования к работе с используемым для аргументов текстом такие же, как и в первой части экзамена. В сочинении должно быть приведено и использовано для анализа произведения как минимум два теоретико-литературных понятия (жанр, род, образ, автора, образ рассказчика, завязка, кульминация развязка и т. д.). Важно не допускать ошибок при их использовании. Сочинение должно представлять собой целостную композицию ─ вступление, основная часть с аргументами, заключение. Недопустимы повторы, нарушение логических связей, последовательности изложения материала.

Естественно, как в первой, так и второй части экзамена недопустимы речевые, логические и орфографические ошибки. Рекомендуемый объём сочинения ─ 250 – 350 слов. Минимальный, как было выше сказано ─ 200. При меньшем объёме задание не засчитывается! При подсчёте учитываются самостоятельные и служебные части речи. Слова, написанные через дефис, засчитываются как одно (кое-где ─ одно слово, как нибудь ─ два). Числительные, написанные цифрами, не учитываются, буквами – учитываются. 4 года ─ одно слово, четыре года ─ два. Максимальное количество баллов за сочинение ─ 18.

Таким образом, мы рассмотрели критерии оценки ЕГЭ по литературе. Каждый школьник, желающий сдавать данный экзамен, обязан внимательно и подробно изучить данные критерии для своего же блага, ведь удобно самому проверять свою работу и оценивать ее в баллах. Это дисциплинирует и помогает рассчитать силы. Критерии оценки помогут не только при подготовке к важному экзамену, но в случае апелляции. Там можно будет прибавить себе баллы, если Вы точно уверены в своей правоте и можете ее доказать. А чтобы сразу достичь высоких результатов на экзамене, нужно приложить максимум усилий во время подготовки. Усердие, упорство, трудолюбие, мотивация – прямой путь к большому успеху. Ни пуха, ни пера!

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *