Аргументы по направлению «Опыт и ошибки» для итогового сочинения

Каждый из нас на протяжении своего жизненного пути совершает определённые ошибки. Не секрет, что они важны в жизни человека, ведь они дают ему необходимый опыт, благодаря которому можно откорректировать свое поведение в будущем. Ошибки также заставляют личность учиться. Конечно же, можно получать полезные знания и на чужих ошибках, однако свои запоминаются намного лучше. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с аргументами из литературы по направлению «Опыт и ошибки». Для итогового сочинения эти примеры пригодятся каждому.

Ценность исторического и родительского опыта

  1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». О ценности родительского опыта Александр Сергеевич Пушкин рассказал в повести «Капитанская дочка».
    Главный герой произведения перенимает нравственные устои от своего отца. Глава семейства даёт Петру полезный совет: «Береги честь смолоду». Андрей Петрович стремился сделать все возможное, чтобы его сын вырос добрым и порядочным человеком. Воспитание оказало существенное влияние на Петра Гринева. Главный герой построил свой жизненный путь по законам чести и совести. Так, совершил благородный поступок, когда отблагодарил прохожего за услугу и подарил ему заячий тулуп. Благодаря своему порядочному поступку Пётр сохранил жизнь, ведь Пугачев ответил добром на добро. Нравственные качества героя особенно заметны в сцене пугачевского бунта. Он не стал давать присягу Емельяну Пугачеву, ведь, по его мнению лучше смерть, чем бесчестие. Александр Сергеевич показал читателю, как важно родителям передавать жизненный опыт своим детям и научить их тому, что они знают сами. 
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Какой опыт даёт человеку война? Таким вопросом задаётся Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Главный герой произведения Андрей Болконский заявляет, что ему надоели лицемерие и праздность придворного общества. Желая изменить свой образ жизни, персонаж поступает на службу в штат главнокомандующего.
    Во время событий Аустерлицкого сражения Андрей Болконский, держа знамя, ведёт в бой русских солдат. Герой обретает славу благодаря такому смелому поступку. Однако признание, о котором так мечтал персонаж, не приносит ему истинного счастья. Раненый князь, лежа на поле боя и смотря в бескрайнее небо, осознает, что главными ценностями в жизни являются любовь, природа, родной дом. Болконский теперь понимает, что именно в этом заключается истинное счастье. Он изменил свое отношение к Наполеону, который в прошлом был его кумиром. Болконский осознал, что французский император приносит людям одни страдания и несчастья. Именно благодаря историческому опыту Андрей Болконский смог переосмыслить свои ценности и открыть для себя самое прекрасное. 
  3. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Одним из главных героев произведения Васильева является Федот Васков — опытный боец, который не первый год выполнял тяжелую работу. Это очень отважный, храбрый, ответственный и надёжный человек. Во время военных действий для главного персонажа важнее всего является строгая дисциплина. Этому его научил опыт, полученный в полевых условиях. Федот считает недопустимыми пьянство, разгильдяйство и отсутствие бдительности, поэтому отправляет загулявших бойцов в другие части. Этот же герой трогательно заботится о девушках на войне, несмотря на их довольно сложные характеры. Он учит их выживать в экстренных ситуациях, но не успевает передать свои умения. Осознание того, что герой не смог уберечь бойцов, приводит его к глубоким переживаниям. В конце произведения Федот взял на воспитание сына Риты, сдержав свое обещание. Юноша продолжил его дело и стал военным. Федот Васьков — единственный человек, который смог выжить в непростых условиях. Это произошло благодаря тому, что главный герой воевал уже не первый год и имел богатый жизненный опыт. Благодаря своей выправке Федот смог сохранить жизнь и выполнить задание. 

Как сохранить и передать опыт?

  1. А. Платонов, «Песчаная учительница». В произведении «Песчаная учительница» Платонов рассказывает, как важно сохранить и передать свой опыт, направленный во благо общества. Главная героиня Мария Нарышкина смогла превратить разоренное песком село Хотушово в прекрасный зелёный оазис. Женщина приложила немало усилий, чтобы выполнить эту работу. Более того, она передала свои знания людям, чтобы они сами смогли обеспечивать себя. Однако с приходом кочевников от насаждений не осталось ни следа. Главная героиня отправилась в округ с докладом. Здесь она получила предложение о переводе на работу в Сафуту. Марию попросили, чтобы она обучила кочевников культуре песков. Нарышкина проявила готовность к самопожертвованию, приняв такое предложение. Главная героиня, посвятила себя благородному делу, оказывая людям помощь в борьбе со стихией. Чтобы сохранить и передать свой опыт, она проводила лекции и показывала слушателям доступные примеры. Только так можно сберечь и преумножить мудрость поколений.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главным героем произведения Михаила Лермонтова является Григорий Печорин. В образе своего персонажа Михаил Юрьевич воплотил красивого молодого офицера с трагической судьбой. Григорий тяготится скукой и тщетой существования, не может найти себя и близких по духу людей. Поэтому Печорин позволяет себе играть чувствами окружающих и совершать подлые поступки. Желая «почувствовать жизнь», персонаж участвует в различных авантюрах. Печорин использует женщин в своих целях, провоцирует трагическую дуэль. Главный герой хочет найти свое жизненное предназначение, однако он нигде не может проявить свои способности во благо общества. Но мытарства Печорина не были напрасными для потомков. Он смог сохранить свой опыт благодаря тому, что вёл журнал. Знакомясь с «Журналом Печорина», мы понимаем, почему персонаж нигде не может найти покоя, почему он везде является лишним человеком. Григорий поведал нам о своей жизни, чтобы мы могли избежать его ошибок.
  3. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Семейное воспитание позволяет передать опыт — такую мысль можно проследить в романе-эпопее «Тихий Дон».
    Для Шолохова высшей жизненной ценностью является семья. Автор считает огромной трагедией распад рода Мелеховых в связи с военными событиями. Автор показывает, как политические противоречия могут разрушить любой союз. Так, два родных брата находятся по разные стороны конфликта. Отец является явным сторонником консерватизма, а его дочь питает нежные чувства к революционеру. Семейное воспитание в те времена было очень строгим. Разложение начинается с отказа от общих традиций. Это можно заметить на примере семьи Мелеховых. Все члены семьи были обязаны подчиниться воле отца. Сила семьи Мелеховых заключалась в единстве. Разрушение семьи начинается после того, как у каждого появляются свои тайны. Опыт прошлого перестает удерживать молодежь от ошибок. Автор показывает, как важно сохранить и передать молодому поколению важные духовные скрепы. Сцена возвращения Григория Мелехова к сыну олицетворяет возвращение человека к старым традициям, которые помогали людям уживаться вместе. Шолохов в произведении утверждает, что будущее донского казачества возможно благодаря сохранению семейных устоев и их передаче молодежи. 

Как ошибки помогают развиваться?

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Какие ошибки можно назвать ценными? Очевидно, что те, которые человек признаёт и старается исправить. Осознанные заблуждения порой помогают человеку развиваться. В качестве аргумента приведём пример из романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Персонаж тратит лучшие годы своей жизни на пустые развлечения. У Онегина отсутствует стремление к созданию семьи. Лишь на закате своей молодости главный герой осознает то, чем необходимо было дорожить. Он понимает, что по глупости упустил момент, когда он мог почувствовать настоящее счастье. Однако осознание собственной ошибки пришло к Евгению очень поздно. Его возлюбленная, Татьяна Ларина, уже была замужней женщиной. Если бы Евгений Онегин вовремя подумал о своём будущем и признал заблуждения, он мог бы стать счастливым. К сожалению, не всегда человек может исправить допущенные ошибки. Но осознание их уже служит для него важным жизненным уроком. 
  2. В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Осознание собственных ошибок и раскаяние играют огромную роль в самосовершенствовании и развитии человека. Персонаж произведения Астафьева «Конь с розовой гривой» однажды обманул бабушку. Женщина попросила внука собрать землянику на продажу. Вместо этого мальчик принёс в корзине траву, сверху посыпанную ягодами. Они вместе с соседскими детьми заигрались и съели то, что собрали. Но он раскаялся в своём поступке. Мальчик очень жалел, что обманул родного человека. Ему было очень стыдно за совершенный поступок. Он не мог найти себе места. Дедушка подтолкнул мальчика попросить у бабушки прощения. Именно так герой и поступил. Автор отмечает, что даже спустя несколько лет персонаж не может забыть о произошедшей ситуации. Именно благодаря раскаянию Витя осознал недопустимость обмана родных и близких людей. Больше он так не делал.
  3. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Порой большая ошибка погружает человека на самое дно нравственного падения. Однако именно оттуда он может оттолкнуться и возродиться. Этот опыт поможет ему очистить душу и добиться высот. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников пережил подобную метаморфозу. Он убил старуху-процентщицу и её сестру, чтобы доказать свою теорию и свою принадлежность к «право имеющим» — тем, кто двигает мир вперед и управляет остальными. После содеянного персонаж постепенно осознает, что совершил огромную ошибку. На каторге Родион Раскольников понимает, насколько ничтожными были его убеждения и взгляды на жизнь. Раскаиваясь, он осознает, что является обычным человеком, а не вершителем судеб. Главный герой получил бесценный жизненный опыт, за который очень дорого заплатил. В финале произведения Родион Раскольников обратился к Богу и отказался от своих нелепых теорий. Он искупил вину и получил шанс ее загладить благими поступками.

Важно ли осмысливать совершённые ошибки?

  1. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Очень важно осмысливать собственные ошибки — об этом заявляет Николай Васильевич Гоголь в произведении «Мертвые души». У главного героя была цель — разбогатеть и обрести вес в высшем обществе. Отец поддерживал сына в его стремлениях: «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете». Но никто не задумался о том, какими средствами предполагалось достичь этой цели? Павел Иванович не мог добиться желаемого честными способами, поэтому решил идти окольными путями — кривыми дрожками. Однако Чичиков совсем не осознавал, к каким последствиям приведут его махинации. Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, Чичиков стал обманывать своего начальника и брать взятки, благодаря чему потерял свое место. Но выводов он не сделал. Поэтому афера с Опекунским советом и несуществующими крестьянами привела к тому же крушению надежд: продавая души, главный герой обманывал всех вокруг, и люди от него отвернулись. К сожалению, персонажу не хватило совести, чтобы осмыслить свои ошибки и совершать правильные поступки. Он шел по замкнутому кругу.
  2. Н.В. Гоголь, «Ревизор». О том, как важно уметь признавать свои ошибки рассказал Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор».
    Персонажи стараются «выкрутиться» перед мнимым ревизором, видя полный беспорядок уездном городе — плоды своего многолетнего бездействия. Чиновники без зазрения совести дают взятки Хлестакову, считая его истинным ревизором. Они думают, что именно так можно решить проблему проверки. Однако никому не пришло в голову, что так они лишь оттягивают неизбежное наказание. Порочный круг взяток, казнокрадства и панибратства не разомкнётся, пока чиновники не признают свою вину. И автор дает им шанс одуматься. В финале произведения становится понятно, что персонажи ошиблись, и настоящий ревизор уже на пороге. Однако главным своим заблуждением они считают вовсе не казнокрадство. По их мнению, серьёзным промахом является то, что они приняли Ивана за государственного инспектора. Персонажи не научились признавать свои ошибки, поэтому и оказались в таком глупом положении. 
  3. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Признание своих ошибок является отражением внутренней силы человека. Такую мысль можно проследить в произведении Александра Пушкина «Станционный смотритель». Главная героиня Дуня жила вместе с своим отцом на станции. Мать девочки умерла, поэтому дочка была единственной радостью Самсона и его опорой. Он ничего не жалел для единственного ребенка, был нежен и заботлив. Однажды на станцию приезжает один офицер. Девушка влюбляется в гусара и принимает решение сбежать вместе с ним, ничего и никому не сказав. Таким образом, Дуня променяла отца на личную жизнь в столице. Она никак не уведомила родного человека о своем решении и обрекла его на тревоги и волнения. Девушка даже не подумала, как тяжело будет жить родителю без неё. Поэтому когда Минский выгнал старика, она даже не написала ему письма. От горя смотритель вскоре умер. Лишь после смерти отца Дуня осознала свою главную ошибку в жизни. Сидя у могилы отца, девушка раскаялась в своём подлом поступке. Это говорит о зрелости героини. Став матерью, она поняла весь ужас своего отношения к отцу, но было уже поздно. Остается лишь надеяться, что такой урок убедит Дуню в важности сохранения семьи.

Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

  1. К.Г. Паустовский, «Телеграмма». К сожалению, осознание ошибок к человеку приходит порой слишком поздно. Доказательством того служит произведение Паустовского «Телеграмма». Главная героиня повести Настя проявила бессердечие и душевную черствость по отношению к родной матери. Девушка не могла найти время, чтобы позаботиться о ней и хотя бы поговорить. Она все время находила какие-то дела, которые мешали ей сделать самое дорогое — уделить время собственной матери. Настя даже не могла написать письмо или позвонить. Проявляя большое внимание другим, Настя даже не позаботилась о своей семье. После смерти матери к Насте пришло осознание того, какую серьёзную ошибку она совершила. И цена этой ошибки оказалась слишком велика. Было бы намного лучше, если бы героиня могла понять эту истину на чужом опыте. Но одиночество Тимофеева, который всю жизнь посвятил карьере и своим удовольствиям, ничему не научило девушку. Так что иногда мы не замечаем чужие грабли, упорно ожидая своих, и только они могут прояснить мировоззрение.
  2. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Конечно, учиться на своих ошибках всегда эффективнее, но это слишком болезненно и трагично, поэтому лучше смотреть на чужой опыт. Подтверждением тому служит пример Матрены. Она весь день была занята на работе, поэтому оставила ребенка под присмотром старого деда. Савелий недоглядел, Демушку съели свиньи. От горя мать едва не лишилась рассудка. Трагедия заставила ее переосмыслить свое поведение. Это ужасное потрясение научило героиню присматривать за своими детьми самостоятельно и не давать их в обиду. Но лучше бы всего этого не случилось вовсе. Матрене ее знания о жизни достались слишком дорого. Поэтому гораздо лучше анализировать чужие ошибки и делать выводы дистанционно.
  3. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек может учиться на чужом опыте, но не всегда принимает его в расчет, поэтому свои ошибки оказываются для него эффективнее и нагляднее. Вот и главный герой произведения «Отцы и дети» узнал историю Павла Кирсанова и не применил ее мораль к себе. Он осудил человека, который всю свою жизнь посвятил безответной любви. Но сам Евгений Базаров вскоре оказался на его месте. Очень гордый и самолюбивый мужчина познал всепоглощающую страсть и также потерпел поражение. Если в начале романа свое предназначение Евгений Базаров видит в занятии наукой, изучении природных явлений, а также в проверке теоретических знаний на практике, то в финале он переосмысливает свою роль в науке. Если раньше Базаров считает необходимым разрушение общественной системы до основания, то на смертном одре отчётливо видит свое отчуждение с народом. Его мировоззрение значительно меняется после встречи с Анной Одинцовой. Базаров столько лет не верил в существование любви, и вот она пришла к нему. Сильное чувство отрицает все те теоретические законы, по которым жил Евгений Базаров. И лишь перед смертью персонаж начинает осознавать, насколько глупыми оказались его жизненный принципы. Базаров осознал свою ошибку, но, к сожалению, слишком поздно. Чужого опыта оказалось недостаточно, поэтому порой человеку могут помочь лишь собственные шрамы и шишки.

Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?

  1. И.С. Тургенев, «Ася». К сожалению, в жизни бывают непоправимые ошибки. Главный герой произведения Тургенева Н.Н., сделав глупость, упустил свое счастье навсегда. Ася и господин Н.Н. испытывали сильные чувства друг к другу. Для девушки это было настоящее открытие, и она отдалась любви. Однако главный герой, сильно испугавшись этих отношений, оттолкнул Асю. Его смущали ее происхождение, переменчивость характера, юность. Он боялся ответственности, поэтому даже в объяснении перенес вину на нее и проявил нерешительность. Н.Н. вскоре раскаялся в своём поведении. Персонаж испытывал угрызение совести, он очень переживал. На следующий день герой решил исправить свою ошибку. Он принял решение сделать предложение Асе. Однако было слишком поздно, ведь девушка уехала вместе со своим братом навсегда. Персонаж совершил непоправимую ошибку, горечь и раскаяние преследовали его на протяжении всей жизни. 
  2. М. Горький, «На дне». Тема непоправимых ошибок затронута в произведении Максима Горького «На дне». Персонажи опустились на самое дно жизни вследствие разных причин. Актёр, например, пристрастился к алкоголю и полностью потерял контроль над собой. Клещ озлобился на весь мир, в ответ получил такое же отношение. Сатин совершил импульсивный поступок и обеспечил себе клеймо бывшего заключенного. Настя и Пепел выбрали для себя род деятельности, который противоречил всем нравственным нормам. Барон промотал богатство и стал выпивать. Бубнов потерял семью и прибыльное дело. Каждый из них совершил то, что уже никак не исправить. Их судьбы исковерканы пороками, которые оставят неизгладимый след на будущем. История каждого жителя ночлежного дома — хороший жизненный урок для читателей. Автор показал, к каким ужасным последствиям ведут непоправимые ошибки. 
  3. А.И. Куприн, «Олеся». Тема непоправимой ошибки затронута в произведении Куприна «Олеся». Главная героиня рассказа Олеся жила вдали от общества, боясь предрассудков и гнева людей. Героиня находилась в особой гармонии с природным миром, что придавало ей силы и умиротворение. Однажды девушка влюбилась в городского мужчину — Ивана. Он питал к Олесе те же чувства. Ради любимого она не побоялась пойти в церковь. Несмотря на сильное чувство, Иван не мог избавиться от стереотипов своей среды и невольно навязал их Олесе, которая сильно пострадала. «Колдунью» избили прихожанки, им не понравилось, что Олеся осквернила церковь своим присутствием. Несчастная девушка вынуждена была покинуть эти места, но Иван так ничего и не сделал, чтобы ее удержать или спасти. Он проявил нерешительность. Иван совершил непоправимую ошибку, упустив возлюбленную, и это уже, к сожалению, никак нельзя исправить. Олеся уехала навсегда, он не нашел ее.

Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Главный герой произведения Гончарова Илья Обломов на своём жизненном пути совершил немало ошибок. Для себя он выбрал простой путь — «плыть по течению». Ведь для Обломова это самый простой и комфортный способ прожить отпущенный срок. Однако это не значит, что персонаж выбрал верную дорогу жизни. Главный герой постоянно бездельничал и ни к чему не стремился. Обломов жил одними воспоминаниями, все время лежа на кровати. Поэтому он стал легкой мишенью для мошенников. Он не стал разбираться в бумагах и делах, предпочел довериться Тарантьеву и его приятелям-авантюристам. У персонажа не было никаких интересов и целей, поэтому он с легкостью доверялся другим и следовал их советам. Илья Обломов был совершенно неприспособленным к реальности, чем спешили воспользоваться обманщики, которые едва не обокрали Обломова. Он доверился мошенникам и едва не потерял имение. Гончаров доказал, что не всегда можно доверяться чужому опыту. Другие люди могут быть заинтересованы в нашей неудаче.
  2. А. Грин, «Алые паруса». О том, как нельзя доверяться чужому опыту, рассказал Грин в произведении «Алые паруса». Однажды волшебник рассказал девочке, что к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила словам Эгля, однако ей говорили, что такое чудо невозможно. Люди смеялись над Ассоль, пытаясь убедить девочку, что её мечта не сбудется. Однако её вера и надежда в светлое счастье победили чужие предрассудки. Несколько лет героиня ждала своего суженого. Она никогда не передавала свою грезу и ею привлекла своего принца. Артур услышал о ее уникальной истории и захотел стать воплощением заветного желания. Грэй приплыл за избранницей на корабле с алыми парусами. Ассоль оказалась очень сильной девушкой, ведь она с достоинством выдержала насмешки окружающих и сохранила верность своим мечтам. Если бы она доверилась чужому опыту, то наверняка потеряла бы шанс на счастье.
  3. А.Н. Островский, «Гроза». Полагаясь во всем на чужой опыт, мы теряем свою индивидуальность и лишаем себя того будущего, о котором мечтаем именно мы. Например, Тихон Кабанов рос под каблуком у своей деспотично матери. Она диктовала ему, что делать, как себя вести, что чувствовать и как мыслить. Он шагу не мог ступить без ее совета и назидания. Кабанова же опиралась на устаревшие источники знаний и суеверия, поэтому ее мнение о порядке в доме вовсе не было истинным или актуальным. Она навязывала Тихону ложные представления о морали и справедливости. Доверяя матери слепо, герой потерял шанс устроить счастливую жизнь с Катериной. Жена изменила ему, а потом и вовсе предпочла Волгу семье Кабановых. Тихон не изменил себе и тогда: все ответственность сложил на плечи матери. Такие люди, как Тихон, живут по чужим меркам, а потом удивляются, почему все не так, как они хотели. А ведь все просто: мнение окружающих не должно заменять человеку его собственный опыт, иначе он потеряет себя.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector