Аргументы: Какую роль в становлении личности может играть семья?

Семья играет в роли каждого человека далеко не последнюю роль. Близкие люди, окружающие нас с самого детства, влияют на становление наших характеров. Именно в детстве формируются задатки личности и темперамент – мы смотрим на поведение родных и много чего перенимаем. Этот мотив прослеживается во многих литературных произведениях. Многомудрый Литрекон представляет аргументы из литературы для итогового сочинения на тему: «Какую роль в становлении личности может играть семья?».

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Митрофанушка воспитывался матерью, подвергаясь гиперопеке с ее стороны. Госпожа Простакова потакала всем желаниям сына и постоянно хвалила: «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка», – говорила Простакова. Кроме того, она не имела никакого образования и считала, что «без наук люди живут и жили». Другой член семьи – Скотинин – дядя Митрофанушки и брат госпожи Простаковой относился к образованию не менее категорично: называл ученье вздором, гордился тем, что с детства ни одной книги не прочитал. Сам же Митрофанушка под влиянием семьи не проявлял никакого рвения к учебе, хотел быстрее закончить урок, лишь бы его оставили в покое и дали пожениться. Кроме того, недоросль проявлял неуважение и даже грубость по отношению к матери и прислуге. Таким образом, в семье Простаковых царит необразованность, жертвой которой стал Митрофанушка. Не меньшее влияние на формирование личности недоросля оказала и чрезмерная опека матери и то, что она закрывала глаза на его проступки: мальчик воспринимал такое отношение как должное и стал очень груб с окружающими, так как начал ставить собственные желания превыше всего. Семья сделала Митрофана эгоистом, бездельником и грубияном.
  2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». У Тараса Бульбы было два сына, обоих он воспитывал в строгости. Несмотря на это, он любит детей и гордится ими. Отец прививает Остапу и Андрию чувство патриотизма и преданность своему народу и убеждениям. Дети, растущие в такой обстановке, безусловно, перенимают эти качества. Так, Остап стал образцовым воином, который отважно сражался и отдал жизнь за народ и те нравственные принципы, в которые верил. Отец гордился им и даже отомстил за сына. Второй – Андрий – предал убеждения, предал семью, однако он прекрасно это понимал, осознавал, что его поступок не имеет оправданий. Поэтому он позволил Тарасу убить себя и не поднял на него руку. Таким образом, Тарас Бульба выстроил в своей семье определенные порядки и устои, воспитывал детей в соответствии высокими ценностями, патриотизмом и верностью себе и собственным убеждениям. Это сильно отразилось на его сыновьях, особенно на Остапе, даже, можно сказать, легло в основу его личности и определило его судьбу.
  3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев рос в семье дворянина, родители его были порядочными и честными людьми и воспитывали сына в соответствии с высокими моральными ценностями. Мальчик с детства живет с пониманием того, что такое честь и достоинство. Родители принимают решение отправить его в Белогорскую крепость, чтобы молодого человека не испортило знатное положение, чтобы он научился постоять за себя и стал настоящим офицером. По приезде в крепость Петр Гринев живет по наказу отца («Береги честь смолоду»). Он отказывается преклонить колени перед мнимым государем, не трусит, в отличие от противопоставляемого ему Швабрина, и до конца остается верен стране и своим убеждениям. Петр Гринев стал действительно достойным человеком, которым руководят порядочность, доброта, отзывчивость и другие твердые моральные устои. Мальчик вырос достойным сыном своих родителей и перенял от семьи главные свои качества.
  4. Н.В. Гоголь «Мертвые души» (Наставление отца Чичикова «беречь копейку»). Отец Чичикова давал сыну множество наставлений, среди которых была необходимость угождать начальству, «водиться с теми, кто побогаче», «не угощать никого», а делать так, чтобы его самого угощали. Самый главный завет Ивана Чичикова сыну Павлу – «беречь и копить копейку». Это наставление проходит красной нитью сквозь всю поэму. Главный герой произведения Гоголя во всем ищет выгоду, идет на ухищрения ради наживы, именно это и лежит в основе его занятия. Он не видит честных путей к обогащению и охотно преступает закон ради богатства. Людей он рассматривает лишь в качестве источника дохода или влияния. Так, отец Чичикова был человеком скупым и постоянно искал наживы, угождая тем, кто богаче и выше по статусу, таким же, под влиянием его наставлений, вырос и сын.
  5. И.А. Гончаров «Обломов». Дом Обломовых когда-то был богат, но в результате нерационального управления делами доход семьи стал значительно меньше. Обломовы жили тихо и праздно, «все дышало тою же первобытной ленью». Главным событием в это доме был обед, о нем «совещались целым домом». Кроме того, в семье Обломовых не любили физический труд, более того, считали его наказанием и при любой удобной возможности старались избежать этого занятия. Илья Иванович Обломов – отец главного героя произведения Гончарова – все свое время проводил у окна и наблюдал за деревенской жизнью. Сам же Илья Ильич проводил дни лежа на диване. И отец, и позднее сын не занимались хозяйскими делами, не вникали в них и относились к финансовым вопросам крайне поверхностно. Еще один порок «батюшки», передавшийся наследнику – постоянное откладывание дел «на потом». Барин не распорядился починить избушку вовремя, поэтому она обвалилась, что привело к трагическому исходу. Таким же попустительством отличился Илья Ильич. Из-за безответственности он едва не потерял все наследство. Надо сказать, что и мать Обломова поведением своим и отношением к хозяйственным делам была очень похожа на мужа: лениво, ничего не делая, проводила дни. Кроме того, мать сильно любила Илюшу, чрезмерно заботилась о нем, не давая делать ничего самостоятельно. Такое воспитание очень негативно повлияло на Илью Ильича Обломова: он вырос ленивым, равнодушным, даже апатичным, проводил все время на диване и не хотел ничем заниматься.
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир». Ростовы из романа-эпопеи Толстого «Война и мир» – пример образцовой семьи. Между ними царит взаимопонимание, доброта и любовь. Родители с теплыми чувствами относятся друг к другу, балуют своих детей. Граф Ростов – человек добрый и щедрый, отзывчивый и общительный. Ярким тому примером было его согласие принять в доме раненых и оказать им необходимую помощь. Графиня Ростова очень добра к своим детям, хотя и пытается казаться строгой: «…сказала графиня, притворяясь строгою». Она щедра, например, выделяет деньги своей родственнице и подруге Анне Друбецкой, когда та в них нуждается. Оба родителя очень нежны к своим детям, любят всех их одинаково и не скрывают этого, а отпрыски отвечают им взаимностью. Кроме того, в семье Ростовых чтут Отечество как нечто святое и считают честью постоять за него: Петя с гордостью отправляется на войну, несмотря на юный возраст. Почти все дети из этой семьи выросли честными, добрыми и отзывчивыми, они трепетно относятся к своим родителям, остаются верны родине и сложившимся в семье традициям. Исключением стала лишь Вера, которую воспитывали по-другому и испортили новомодными методиками.
  7. А.С. Грибоедов «Горе от ума». Грибоедов показывает то, как мировоззрение родителей влияет на детей. Всю жизнь Софья находилась и росла в так называемом «фамусовском обществе», которое составляют безнравственные люди, не приемлющие инакомыслия. Кроме того, слова Фамусова: «Кто беден, тот тебе не пара», – свидетельствуют о других отрицательных качествах представителей этого круга, например, о жадности и корыстолюбии. Фамусов – любитель пустых разговоров, сплетен и лжи. В этом Софья оказалась на него похожа. Именно она пустила слух о сумасшествии Чацкого, который все остальные с радостью подхватили. Как и отец, она скрывала свои истинные чувства и обманывала близких. Так, дети перенимают черты характера и образ поведения родителей, пусть даже не полностью, но во многом становятся похожи на тех, кто их воспитывал и окружал в момент формирования личности.
  8. А.Н. Островский «Гроза». На протяжении всей пьесы автор показывает, что Тихон – сын Кабанихи и муж Катерины – явно несвободен и не пытается как-то это изменить. Мать полностью контролирует Тихона, каждый его шаг. Кабаниха говорит, что родители бывают строги к своим детям от большой любви. Поэтому можно предположить, что так она выражает материнскую нежность. Но эта излишняя опека убивает все мужские качества героя и делает его жизнь невыносимой. Ярким примером были сцены перед поездкой Тихона: Кабаниха наставляет его и дает распоряжения, в том числе велит дать приказы и Катерине, жене героя, чтобы она почитала свекровь, не перечила. Тихон беспрекословно выполняет все, о чем просит мать, и теряет уважение супруги. Таким образом, в результате чрезмерного контроля со стороны деспотичной матери Тихон начинает искать возможность оказаться как можно дальше от Кабанихи – поездка становится хорошей возможностью. Кроме того, несмотря на очевидный дискомфорт и недовольство, он не может ничего возразить матери, он слаб характером и привык делать все по ее указке.
  9. Джоан Роулинг «Гарри Поттер». На протяжении всей истории о Гарри Поттере Джоан Роулинг противопоставляет две семьи: Малфои и Уизли. Первые холодные, мрачные, отстраненные, ставящие превыше всего свое положение и «чистоту крови», они не знакомы с такими понятиями, как любовь, взаимопомощь. Сын Люциуса и Нарициссы Малфой, Драко, весь в родителей, попадает на факультет, где, по преданию, учатся темные волшебники. Он издевается над слабыми, уделяет чрезмерное внимание «чистоте крови». Он высокомерен и обладает другими негативными качествами, унаследованными от родителей и развитыми в процессе семейного воспитания в семье. Вторая семья – Уизли – в ней много детей, всегда царит атмосфера любви друг к другу. Они стремятся защитить слабых и оказать поддержку каждому, кто в этом нуждается. Дети семьи Уизли вырастают и перенимают все эти качества: помогают ближним, поддерживают друг друга, стремятся к доброте и справедливости. Например, Рон с близнецами Фредом и Джорджем отправились выручать Гарри Поттера, когда он попал в трудную ситуацию, позднее семья Уизли приютила мальчика в своем доме. От всей этой семьи, в том числе от детей, не исходит какого бы то ни было зла. Таким образом, о того, в какой семье рос ребенок, как его воспитывали и от многих других факторов зависит его характер, судьба и дальнейшее поведение.
  10. Л.Н. Толстой «Война и мир». Семья Курагиных, безусловно, влиятельна, однако все ее члены: Элен, Анатоль, Ипполит, князь Василий и его жена – пустые и бездуховные люди. Они следуют за выгодой, как отец, так и дети. Так, Василий Курагин пытается незаконно получить наследство богатого графа Безухова после его смерти, а Элен выходит замуж на Пьера Безухова без любви, но ради праздной жизни в роскоши и богатстве. В их семье никто не поддерживает друг друга, зато князь с женой устраивают приемы, как и Элен, где члены семьи ведут светские разговоры с одной лишь целью — получение выгоды. Анатоль, отдалившийся от семьи, нередко принимает участие в кутежах и развлечениях в компании друзей. Зачастую его попытки развлечься заходят очень далеко: у Анатоля получилось обмануть Наташу Ростову, несмотря на то, что сам молодой человек был женат, а девушка — обручена. Анатоль не уважает семейные узы, потому что сам видит лишь пример их отсутствия. Примечательно, что князь Василий не любит своих детей, он считает их «обузой своего существования», «своим крестом». Так, дети из семьи Курагиных, воспитываемые в некотором богатстве, приученные брать свое любыми способами и не брезговать ужасными поступками, все это перенимают и становятся чуть ли не хуже тех, кто их воспитал.

Автор: Таисия Вторушина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *