Аргументы из литературы на тему: Дом
Мы очень часто употребляем слово «дом». Так часто, что, пожалуй, даже не задумываемся об этом. Но что означает это слово? Это просто место, в котором мы родились, выросли, живем или все же нечто большее? Каким он бывает, этот «дом», о чем он может рассказать? И как он влияет на нас? Есть прекрасные примеры из литературы, которые ответят на все вопросы. Александр Дюма подарил миру замечательную фразу: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность». Многомудрый Литрекон как никто другой понимает эту фразу и то, насколько она многогранна. А также, он, как и всегда, желает помочь Вам разобраться во всех заковырках заданной темы. Поэтому он отобрал лучшие аргументы из литературы на тему «Дом в жизни человека», благодаря которым вы, возможно, поймете смысл вышенаписанной фразы французского писателя гораздо глубже самого Многомудрого. А еще приведенные аргументы помогут Вам написать итоговое сочинение на лучшую оценку.
- Д. И. Фонвизин «Недоросль». Центральный дом помещичьего строя в этой комедии привлекает внимание благодаря своей тяжелой атмосфере. С самого утра здесь не умолкают крики и ругань. Дело в том, что глава в доме – госпожа Простакова. Она весьма жестокая, самовлюбленная, невежественная, а отношения в семье выстраивает исключительно с силовой позиции. Трудно представить, что такая женщина является матерью. Тем не менее, у нее есть сын Митрофанушка, которому госпожа Простакова дарит всю свою любовь. Но в конечном итоге Митрофанушка не обрел то, в чем так нуждался: крепкого нравственного заряда. Атмосфера дома под строгим управлением жесткой женщины и сама мать героя не были способны научить его даже элементарным нормам морали. Этот пример великолепно показывает, что дом – не просто место, но и наше близкое окружение. Он оказывает сильное влияние на формирование личности. Уклад и ценности, преобладающие в родном месте, их посыл, человек впитает в себя.
- Н. В. Гоголь «Мертвые души». В поэме особое внимание уделяется жилищам героев. Читатель путешествует вместе с Чичиковым и наблюдает за разными имениями, особенности которых расписаны до мелочей. Например, господский дом Манилова. Он стоит на возвышенности. В комнатах ощущалась нехватка мебели. Интерьер гостиной выглядел роскошно и богато, однако два кресла, покрытые рогожей, сильно портили общую картину. Кабинет Манилова выглядел приятно, но на подоконнике красовались горки золы. Сопоставив все это, можно предположить, что хозяин – богатый, но ленивый человек. В произведении есть и опрятный, гостеприимный, заботливый персонаж. Это Коробочка. Ее дом небольшой, но уютный и ухоженный. Возле дома есть огород, на котором выращивают фрукты и овощи. Также у хозяйки присутствует разная живность: птицы, пчелы, свиньи. Все они довольные, сытые, а их домики в прекрасном состоянии. Благодаря этому примеру становится понятно, дом – отражение сущности человека. По тому, как обставлен интерьер, в какой степени чистоты содержится дом, можно многое узнать о человеке.
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников, будучи бедным студентом, жил в маленькой каморке под крышей. Комната была настолько маленькая, что ее можно было пересечь за шесть шагов. Обстановка дополнительно удручала. Грязные ободранные желтенькие обои в цветочек, софа вместо кровати, маленький столик да пара старых стульев. Открыть дверь можно было, не вставая со спального места. Все жилище сильно удручало главного героя, и он говорил, что низкие потолки и тесные комнаты ум и душу теснят. Ему с каждым днем становится хуже: он чувствует себя несчастным, его посещают мрачные мысли. И именно в этой каморке рождается теория, которая толкает Раскольникова на преступление. Таким образом, не только дом перенимает дух своего хозяина. Человек способен перенять энергетику своего жилища, что может сильно отразиться в будущем, как это произошло с Раскольниковым.
- Л. Н. Толстой «Война и мир». Пьер Безухов – человек, у которого очень долго не было дома. Он, незаконнорожденный ребенок графа, совершенно был не нужен свету и воспитывался вдали от отца, чтобы не мозолить глаза блюстителям морали. Его часто обвиняли в безалаберности, невоспитанности и неблагодарности. Однако каким еще может быть человек, который никогда не знал, какого это – быть любимым членом семьи. Лишь спустя много лет герой обрел настоящий дом, после вступления в брак с Наташей Ростовой. Только здесь Пьеру дали почувствовать собственную значимость. В его жилище все было иначе: большой кабинет, ухоженные комнаты, порядок, за которым так бдительно следила супруга. Там было место силы для персонажа, туда он стремился. Из этого примера понятно, что дом – это в первую очередь место, где ты чувствуешь себя нужным, любимым. Где тебе хорошо. Не всегда это родительский дом. Порой на поиски уходит много времени, но однажды ты понимаешь: «Я дома».
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе многие действия происходят в квартирке Мастера. Она располагалась в тихом месте, в подвале старого особняка. Прихожая и две маленькие комнаты. Интерьер не был роскошным. В одной комнате стол и два дивана, в другой – абажур, печка, овальный столик и книги. В прихожей стояли раковина и керосинка: на ней готовили еду. Но в этой маленькой квартире царил уют и покой. Здесь часто звучал смех. Это был не просто дом, а целый мир героев, где они любили друг друга и жили в гармонии. Мастер писал роман, а Маргарита лечила свою душу и спасалась от одиночества. Поэтому после бала Сатаны персонажи захотели отправиться именно туда — в место силы, где всем было так спокойно. Это хороший пример того, что дом – место, где ты всегда можешь быть собой. Где тебя любят и ценят. Хороший дом не измеряется материальной роскошью.
- А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая». В центре сюжета находятся братья-сироты — Колька и Сашка. В 1994 их вывозят из детского дома Подмосковья на Кавказ, где освобождают земли в ходе депортации коренного населения. Одну маленькую девочку пытаются успокоить тем, что теперь она дома: горы, речка, все это – часть ее большого нового дома. Но дети чувствуют и понимают, что это не их место. Для них родной уголок – спокойствие и счастье, которого здесь они не ощущали. Дети из приюта чувствовали, что они в чужом жилище, хозяев которого выгнали и сослали на север — на верную смерть. Собственного понимания дома у детдомовцев не было. Оно пришло к Кольке, когда его убитого брата заменил ему чеченский мальчик Алхузур. Алхузур сказал, что дом там, где похоронены предки. Если их могил нет, то и не дом это вовсе. В этом примере это не здание и не люди. Это родные края, где живет наша история, наши корни. А чужая земля никогда не станет полноценным домом, как бы хорошо там ни было.
- И. А. Гончаров «Обломов». Илья Ильич живет в грязной и неуютной квартире. При этом материальные возможности жить хорошо у него есть. Причина такой обстановки – лень и равнодушие героя к своему жилищу и себе. Он жил мечтами об Обломовке, но ничего не делал для того, чтобы наладить жизнь там, в родных угодьях. Для полноценного древесного быта герой был слишком ленив и слаб, ведь содержание имения требует настоящего хозяина, который будет трудиться каждый день. Но в финале Илья Ильич был вынужден съехать на другое место, и попал в дом Агафьи Пшеницыной. Она не была богата и ничего не знала о жизни обеспеченных дворян. Однако она сумела обеспечить комфорт Обломову: убирала, готовила, стирала, работала каждый день. Спустя какое-то время Обломов преобразился. Здесь он чувствовал себя тепло и уютно, как в детстве, в Обломовке. Этот пример рассказывает о доме с двух сторон. Во-первых, по обстановке в доме, убрано в нем или грязно, можно многое понять о хозяине. Во-вторых, дом – это не место. Человек часто тоскует по родным краям, однако это скорее тоска по отношению к близким людям. Не всегда место приносит человеку покой и уют. Гораздо чаще это заслуга любящих людей.
- А. Н. Островский «Гроза». Кабановы – члены купеческой семьи. У них были большие средства, потому в их жилище были слуги и все условия для обеспеченной жизни. Однако в столь изобильном доме Катерине жить было непросто. В родительском уголке, хоть и небогатом, было тепло и уютно, девушку любили, она была свободной. Здесь же, в обиталище свекрови, царила настоящая диктатура. Во главе семейства стояла сама Кабаниха. Это была женщина, которую невозможно было ослушаться. Град упреков и оскорблений мог полностью выбить человека из колеи. Ее все боялись, она славилась своей несправедливостью, злостью и пренебрежением к чувствам других. Для нее имели значение только богатство и непутевый сын. А Катерина жила, словно птица в позолоченной клетке, из которой выбраться хотелось, однако такой исход оказался смертельным. Данный пример четко дает понять: дом — это не помещение. Даже если здание огромное, все в золоте и с шелковыми простынями, и материально ты ни в чем не нуждаешься. Если в этом здании царят вечная ругань и пренебрежение к окружающим, это просто красивое строение, но не дом. Дом – место, где тебе хорошо и спокойно, где тебя любят и ждут.
- И. С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров после долгого пути возвращается в отчий дом. Он, такой гордый и высокомерный мужчина, боялся своего возвращения, и опасения его не были напрасны. Герой воспитал себя. Он негативно и скептически относится к любым человеческим чувствам. Но когда он вернулся в родной дом, его встретили с улыбкой, слезами и теплом. Ему были искренне рады. И его устои и убеждения бессильны перед родительской заботой и этой мольбой в глазах стариков: «Останься хоть ненадолго!». Именно этого он боялся. Ему тяжело покинуть родных и не менее трудно жить с ними под одной крышей, ведь уровень образования и научные амбиции тянут его прочь от глухой деревни. Со временем Базарова начинают мучить сомнения, он меняет свои взгляды на жизнь и не покидает старичков. Здесь мы видим, как дом влияет на человека. Можно с ног до головы обвесить себя предрассудками, убеждениями, стереотипами, пока ты за его пределами. Но дома, где тебя любят, где тебе спокойно и хорошо, вся эта наигранность, даже если ты искренне в нее веришь, теряет свою силу.
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев всегда с теплом вспоминал родительский дом. Даже ссора с родителями из-за Марьи не пошатнула веру и любовь героя. Поэтому позже, когда Гринев спас свою невесту от Швабрина, он отправил ее вместе с Савельичем в свою родную усадьбу. Гринев был уверен в своих родных и они не подвели. Несмотря на свою былую неприязнь, они тепло приняли Марью. На родной уголок Петр всегда мог опереться, это место стало источником и хранилищем его счастья. Именно оттуда вовремя подоспела помощь, когда его арестовали по ложному обвинению. Данный пример дает понять, что дом – это в первую очередь люди, с которыми ты всегда будешь в безопасности. Они всегда поддержат тебя, всегда будут рады тебе. Даже если произойдет сильная ссора, настоящий «дом» справится со всем и никогда от тебя не отвернется.
Автор: Елизавета Гориславец