Структура ЕГЭ по русскому языку 2023 года

Что же такое структура ЕГЭ по русскому языку? Это состав экзамена, совокупность всех его элементов, которая позволяет готовиться прицельно, стало быть, более эффективно. Для получения хорошего результата вовсе не обязательно штудировать все учебники за 11 лет обучения. Не все элементы программы входят в КИМы. Достаточно знать, что именно от Вас требуется в каждом конкретном задании. Многомудрый Литрекон нашел и подписал названия всех правил, которые проверяются в этом году. Значит, для успешного выполнения задач нужно выучить и научиться применять конкретные знания, доступные каждому по клику мышки. Здесь же Вы найдете «стоимость» заданий в баллах. Перевести их в оценки или вторичные баллы можно с помощью таблицы. Приятного просвещения!

Из чего состоит ЕГЭ?

Экзамен состоит из двух частей. В первой Вы найдете задания с кратким ответом, проверяющие знания теории и умения ею воспользоваться. Их 26 штук. Только 8 и 26 задания могут принести по 3 балла. Остальные оцениваются одним баллом.

Вторая часть представляет собой сочинение (27 задание). За него дают 24 первичных балла! Поэтому крайне важно научиться писать его по правилам, ведь даже Достоевский и Толстой завалили бы экзамен только потому, что не знали шаблона и не умели им пользоваться. Вот план сочинения ЕГЭ по русскому, клише и шаблоны к нему, а также примеры из демоверсии 2023 года.

Таблица баллов и правил

Что именно будут проверять жюри в каждом задании? Какие правила освежить в памяти, чтобы точно быть готовым? Эта таблица даст понимание того, как эффективно распределить время и силы для подготовки. Вы узнаете, что повторить и «сколько это стоит».

Номер задания Уровень сложности Количество баллов Правило, знание которого проверяется Пример из демоверсии
1 Базовый 1 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Самостоятельно подобрать местоимение в предложении, где оно пропущено
2 Базовый 1 Лексическое значение слова Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
3 Повышенный 1 Стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста
4 Базовый 1 Орфоэпические нормы (постановка ударения) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
5 Базовый 1 Лексические нормы (употребление паронимов) Исправьте лексическую ошибку, подобрав к слову пароним.
6 Базовый 1 Лексические нормы (употребление слов в лексической сочетаемости) исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
7 Базовый 1 Морфологические нормы (образование форм слова) ошибка в образовании формы слова
8 Повышенный 3 Синтаксические нормы Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены.
9 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в корне слова Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
10 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
11 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи (кроме суффиксов причастий, деепричастий) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
12 Базовый 1 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
13 Базовый 1 Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется слитно
14 Базовый 1 Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно
15 Базовый 1 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
16 Базовый 1 Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить одну запятую
17 Базовый 1 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
18 Базовый 1 Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
19 Базовый 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
20 Базовый 1 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
21 Повышенный 1 Пунктуационный анализ Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
22 Базовый 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
23 Базовый 1 Функционально-смысловые типы речи Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
24 Базовый 1 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм.
25 Повышенный 1 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова.
26 Повышенный 3 Основные изобразительно-выразительные средства русского языка Указать, какие средства выразительности использует автор.
27 Самый высокий 24 Информационно-смысловая переработка текста. Сочинение Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Критерии оценки

В задании 8 легко потерять балл, если допустить ошибку в одной или сразу двух позициях (написать не те символы). 2 балла снимут, если ошибетесь в 3 или 4 случаях из всех. Но мало кто знает о еще одном условии: если количество символов в ответе больше требуемого, то система поставит 0 и даже не будет оценивать правильность ответа.

В задании 26 1 балл потеряет тот, кто ошибется хотя бы в одной ячейке (напишет не тот символ). А 2 балла спишут, если Вы написали не то, что нужно, 2 или 3 раза. Кроме того, действует то же правило: если ответов будет больше, чем предусмотрено, их не зачтут вообще.

Еще сложнее дело обстоит с сочинением. Критериев оценки много, каждый нужно учесть:

  1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл). Это один из важнейших критериев. Если по нему 0, то вся работа не оценивается. Помните, что 0 поставят не только тем, кто проблему не сформулировал, но и тем, кто сделал это «неверно» (не доказал в процессе написания, не подкрепил цитатами).
  2. Комментарий к проблеме исходного текста (5 баллов). Это самая важная часть сочинения. 1 балл снимут, если Вы не проанализировали связь между примерами иллюстрациями (или неверно это сделали). 2 балла потеряете, если не дадите пояснения к примерам-иллюстрациям.
  3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл). Если Вы ее не отразите, получите не только ноль по КЗ, но нули по критериям К3 и К4.
  4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл). Если Вы его не обосновали или сказали то, что не имеет отношения к проблеме, то поставят 0 баллов.
  5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность (2). 1 балл снимут за одну логическую ошибку.
  6. Точность и выразительность речи (2 балла). Этот критерий связан с К10: только если по нему максимум баллов, здесь поставят 2 балла. При некотором однообразии речи можно потерять 1 балл.
  7. Соблюдение орфографических норм (3 балла). 2-3 ошибки снимут 1 балл, 3-4 — уже 2 балла, больше 5 — будет ноль.
  8. Соблюдение пунктуационных норм (3 балла). 2-3 ошибки снимут 1 балл, 3-4 — уже 2 балла, больше 5 — будет ноль.
  9. Соблюдение грамматических норм (2 балла). Здесь лимит на 1-2 ошибки (даже так Вы претендуете на 1 балл). Но если их больше, будет ноль.
  10. Соблюдение речевых норм (2 балла). Если будет 2-3 ошибки, один балл снимут. Если больше, этот критерий сулит ноль.
  11. Соблюдение этических норм (1). Если ошибок нет, получите 1 балл. Но лишь один недочет приведет к нулю.
  12. Соблюдение фактологической точности (1). Этот балл возможно получить только в том случае, если никаких ошибок не будет.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *