Связь примеров в сочинении ЕГЭ по русскому языку
В сочинении на ЕГЭ по русскому языку требуется подтверждение тезиса конкретными примерами из приведенного текста. Основная задача «Связи примеров» заключается в том, чтобы показать, как выбранные примеры поддерживают или иллюстрируют высказанные в основной части тезисы. В этом году данный пункт стал играть очень важную роль, так что без его анализа не обойтись. Ведь комментарий стал центральной и самой объемной частью экзаменационного эссе.
Виды
Связь примеров представляет собой логические отношения между приведенными примерами-иллюстрациями из текста. Нужно пояснить, как эти фрагменты связаны между собой и к какой мысли они нас подводят.
Чаще всего выпускники вставляют этот мостик между первым и вторым примером, а иногда в финале комментария, подводя итог вышесказанному. Оба варианта допустимы.
Виды связи примеров в сочинении ЕГЭ по русскому языку располагаются в таблице:
Вид связи | Вопросы | Способы выражения |
Детализация | Можно ли привести подробности? Какие? | так, например
укажем детали |
Сопоставление и противопоставление | С чем сравнивается? Чему противопоставлено? | сравним…
автор противопоставляет автор сравнивает |
Аналогия | На что похоже? | Как и… здесь прослеживается (обнаруживается) |
Указание на следствие | Из чего это следует?
Как это может сказаться на? Что с этим связано? |
Вот почему… |
Объяснение | Почему? Чем это можно объяснить? | автор объясняет это тем, что
это объясняется тем, что |
Выделение | Что здесь главное?
Что автор отмечает в первую очередь? |
автор текста фиксирует внимание… |
Подтверждение | Как это подтверждается автором? | в подтверждение этих мыслей автора |
Определение | Что обозначает это слово? | значение этого слова определяет
это слово автор определяет по-своему |
Анализ
А теперь разберем самые популярные виды связи примеров в сочинении ЕГЭ. Их выявить и описать проще всего, поэтому их мы и берем на вооружение. Остальные тоже можно использовать, но эти две группы встречаются чаще и раскрываются легче.
Смысловая
Обычно к этой группе относят сразу две связи: противительную и сопоставительную. Разберем обе.
Противопоставление — это выявление плюсов и минусов объекта с помощью контраста. Мы сталкиваем одно с другим и видим разницу. Если в тексте ярко выражено противопоставление, лучшей связи между примерами не найти. Структура комментария выглядит так: один поступок резко отличается от другого, а в финале мы поясняем, в чем разница.
Например, можно противопоставить два восприятия: человек в детстве не понимал того, что открылось ему годы спустя. Сформулировать свои мысли помогут клише, вот несколько примеров:
- С одной стороны… с другой стороны…
- В то время как… в отличие от…
- По сравнению с… напротив…
- В одном случае… в другом случае…
- Если рассматривать первый пример, то… В свою очередь…
- В отличие от… у..
- В то время как первый пример характеризуется…, второй выделяется…
- В одном случае наблюдается…, в другом же…
- Сравнивая оба примера, можно заметить, что…
- По сравнению с первым примером, второй демонстрирует…
Эти фразы помогают ясно и лаконично выразить противопоставление между двумя примерами в аргументативном сочинении, подчеркивая их различия или сходства в контексте обсуждаемой темы.
Сопоставление применяется, когда в тексте сравниваются какие-то явления, ситуации, идеи. Например, автор сравнивает настроение героя и погоду, подмечая взаимосвязь между природой и состоянием людей. Сюда же относят аналогию (еще один вид связи из таблицы).
Вот несколько клише, которые помогают сравнить два примера в сочинении:
- Так же, как… так и…
- Подобно… так и…
- Оба примера демонстрируют…
- Как в первом случае, так и во втором…
- Как и в одном, так и в другом…
- В обоих случаях наблюдается…
- Каждый из примеров показывает…
- Оба примера можно сравнить по…
- Как и первый, так и второй пример…
- Как в одном, так и в другом примере…
Эти фразы помогают установить сравнение между двумя примерами в контексте аргументации в сочинении.
Причинно-следственная
Итак, что же такое причинно-следственная связь в сочинении на ЕГЭ по русскому языку? Это структура комментария, где первый пример — причина (что произошло?), а второй — следствие (вот что из этого вышло). Связать эти две иллюстрации можно с помощью лексических «мостиков»: «в результате», «вследствие этого», «в связи с этим», «вот почему», «поэтому».
Например, в теме «Отсутствие патриотизма у молодежи» мы сначала можем написать о том, что детям не хватило патриотического воспитания, а потом привести пример из текста, говорящий о том, к чему это привело (например, осквернение памятника или неуважение к подвигам предков). Разумеется, примеры должны быть с опорой на предложенный текст, самим ничего выдумывать не нужно. Но так уж устроены тексты, что в каждом из них можно найти причину (что произошло?) и следствие (к чему это что-то привело?). В работе Вам помогут клише:
- Приведённые примеры демонстрируют причины и следствия поступков героев…
- Рассматривая эти примеры, мы видим причину описанных событий…
- Таким образом, эти примеры помогают осознать, почему
- Второй пример позволяет в полной мере оценить последствия…
- Причиной этого является…
- Следствием этого события стало…
Примеры
Разберем примеры смысловой и причинно-следственной связи в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
Напишем комментарий к сочинению по тексту Ф.М. Достоевского «Было мне тогда всего девять лет от роду…» и используем причинно-следственную связь.
Раскрывая поставленную тему, рассказчик вспоминает случай из детства. Будучи ребенком, он боялся крепостных, потому что «эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками» внушали ему ужас своей неприглядной внешностью. Однако когда мальчика напугал волк, именно крестьянин Марей пришел на помощь, глядя на барчонка «с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась». Из этого примера становится ясно, что суровость облика крепостных обманчива: за ней прячутся доброта и отзывчивость.
Это открытие помогло герою в дальнейшем. Когда он попал на каторгу, он оказался рядом с «обритыми и шельмованными» мужиками «с клеймами на лице». Но он уже не спешил осуждать их и делать скоропалительные выводы. Он понял: «Я же не могу заглянуть в его сердце». Детский опыт позволил рассказчику оценивать людей без предвзятости, даже если их внешность внушает страх. Оба примера связаны причинно-следственной связью: из ранних впечатлений героя вытекает его отношение ко взрослому миру.
А теперь в том же тексте мы можем найти противопоставление и написать совсем другой комментарий:
Размышляя над поставленной темой, автор описывает первое впечатление героя от знакомства с Мареем. Он вспоминает «толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец» и другие неприглядные черты во внешности крепостного. Тогда ребенку казалось, что этот суровый облик таит в себе невысказанную угрозу и невежество. Однако мнение мальчика кардинально изменилось, когда тот же человек по-матерински нежно успокоил его после встречи с волком. Марей проявил ласку и чуткость по отношению к испуганному герою, утешил его в трудную минуту. Когда ребенок удалялся, он чувствовал, что Марей «всё точно так же ласково улыбается» ему вслед. Это событие перевернуло представление рассказчика о крепостных людях. Он понял, что раньше не понимал их. За грубыми чертами и неряшливостью скрываются доброта, отзывчивость, мягкость. Оба примера связаны противопоставлением: первое впечатление оказалось обманчивым и было опровергнуто последующим событием, описанным во втором примере.
Другие примеры этого года доступны по ссылке.
То есть необязательно чётко писать вид связи? «Примеры противопоставлены/дополняют друг друга» и т.п.
В критериях нет прямого указания на то, что нужно писать вид связи. Однако лучше все-таки обозначить его, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений.