Связь примеров в сочинении ЕГЭ по русскому языку

В сочинении на ЕГЭ по русскому языку требуется подтверждение тезиса конкретными примерами из приведенного текста. Основная задача «Связи примеров» заключается в том, чтобы показать, как выбранные примеры поддерживают или иллюстрируют высказанные в основной части тезисы. В этом году данный пункт стал играть очень важную роль, так что без его анализа не обойтись. Ведь комментарий стал центральной и самой объемной частью экзаменационного эссе.

Виды

Связь примеров представляет собой логические отношения между приведенными примерами-иллюстрациями из текста. Нужно пояснить, как эти фрагменты связаны между собой и к какой мысли они нас подводят.

Чаще всего выпускники вставляют этот мостик между первым и вторым примером, а иногда в финале комментария, подводя итог вышесказанному. Оба варианта допустимы.

Виды связи примеров в сочинении ЕГЭ по русскому языку располагаются в таблице:

Вид связи Вопросы Способы выражения
Детализация Можно ли привести подробности? Какие? так, например

укажем детали

Сопоставление и противопоставление С чем сравнивается? Чему противопоставлено? сравним…

автор противопоставляет

автор сравнивает

Аналогия На что похоже? Как и… здесь прослеживается (обнаруживается)
Указание на следствие Из чего это следует?

Как это может сказаться на?

Что с этим связано?

Вот почему…
Объяснение Почему? Чем это можно объяснить? автор объясняет это тем, что

это объясняется тем, что

Выделение Что здесь главное?

Что автор отмечает в первую очередь?

автор текста фиксирует внимание…
Подтверждение Как это подтверждается автором? в подтверждение этих мыслей автора
Определение Что обозначает это слово? значение этого слова определяет

это слово автор определяет по-своему

Анализ

А теперь разберем самые популярные виды связи примеров в сочинении ЕГЭ. Их выявить и описать проще всего, поэтому их мы и берем на вооружение. Остальные тоже можно использовать, но эти две группы встречаются чаще и раскрываются легче.

Смысловая

Обычно к этой группе относят сразу две связи: противительную и сопоставительную. Разберем обе.

Противопоставление — это выявление плюсов и минусов объекта с помощью контраста. Мы сталкиваем одно с другим и видим разницу. Если в тексте ярко выражено противопоставление, лучшей связи между примерами не найти. Структура комментария выглядит так: один поступок резко отличается от другого, а в финале мы поясняем, в чем разница.

Например, можно противопоставить два восприятия: человек в детстве не понимал того, что открылось ему годы спустя. Сформулировать свои мысли помогут клише, вот несколько примеров:

  • С одной стороны… с другой стороны…
  • В то время как… в отличие от…
  • По сравнению с… напротив…
  • В одном случае… в другом случае…
  • Если рассматривать первый пример, то… В свою очередь…
  • В отличие от… у..
  • В то время как первый пример характеризуется…, второй выделяется…
  • В одном случае наблюдается…, в другом же…
  • Сравнивая оба примера, можно заметить, что…
  • По сравнению с первым примером, второй демонстрирует…

Эти фразы помогают ясно и лаконично выразить противопоставление между двумя примерами в аргументативном сочинении, подчеркивая их различия или сходства в контексте обсуждаемой темы.

Сопоставление применяется, когда в тексте сравниваются какие-то явления, ситуации, идеи. Например, автор сравнивает настроение героя и погоду, подмечая взаимосвязь между природой и состоянием людей. Сюда же относят аналогию (еще один вид связи из таблицы).

Вот несколько клише, которые помогают сравнить два примера в сочинении:

  • Так же, как… так и…
  • Подобно… так и…
  • Оба примера демонстрируют…
  • Как в первом случае, так и во втором…
  • Как и в одном, так и в другом…
  • В обоих случаях наблюдается…
  • Каждый из примеров показывает…
  • Оба примера можно сравнить по…
  • Как и первый, так и второй пример…
  • Как в одном, так и в другом примере…

Эти фразы помогают установить сравнение между двумя примерами в контексте аргументации в сочинении.

Причинно-следственная

Итак, что же такое причинно-следственная связь в сочинении на ЕГЭ по русскому языку? Это структура комментария, где первый пример — причина (что произошло?), а второй — следствие (вот что из этого вышло). Связать эти две иллюстрации можно с помощью лексических «мостиков»: «в результате», «вследствие этого», «в связи с этим», «вот почему», «поэтому».

Например, в теме «Отсутствие патриотизма у молодежи» мы сначала можем написать о том, что детям не хватило патриотического воспитания, а потом привести пример из текста, говорящий о том, к чему это привело (например, осквернение памятника или неуважение к подвигам предков). Разумеется, примеры должны быть с опорой на предложенный текст, самим ничего выдумывать не нужно. Но так уж устроены тексты, что в каждом из них можно найти причину (что произошло?) и следствие (к чему это что-то привело?). В работе Вам помогут клише:

  • Приведённые примеры демонстрируют причины и следствия поступков героев…
  • Рассматривая эти примеры, мы видим причину описанных событий…
  • Таким образом, эти примеры помогают осознать, почему
  • Второй пример позволяет в полной мере оценить последствия…
  • Причиной этого является…
  • Следствием этого события стало…

Примеры

Разберем примеры смысловой и причинно-следственной связи в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

Напишем комментарий к сочинению по тексту Ф.М. Достоевского «Было мне тогда всего девять лет от роду…» и используем причинно-следственную связь.

Раскрывая поставленную тему, рассказчик вспоминает случай из детства. Будучи ребенком, он боялся крепостных, потому что «эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками» внушали ему ужас своей неприглядной внешностью. Однако когда мальчика напугал волк, именно крестьянин Марей пришел на помощь, глядя на барчонка «с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась». Из этого примера становится ясно, что суровость облика крепостных обманчива: за ней прячутся доброта и отзывчивость.

Это открытие помогло герою в дальнейшем. Когда он попал на каторгу, он оказался рядом с «обритыми и шельмованными» мужиками «с клеймами на лице». Но он уже не спешил осуждать их и делать скоропалительные выводы. Он понял: «Я же не могу заглянуть в его сердце». Детский опыт позволил рассказчику оценивать людей без предвзятости, даже если их внешность внушает страх. Оба примера связаны причинно-следственной связью: из ранних впечатлений героя вытекает его отношение ко взрослому миру.

А теперь в том же тексте мы можем найти противопоставление и написать совсем другой комментарий:

Размышляя над поставленной темой, автор описывает первое впечатление героя от знакомства с Мареем. Он вспоминает «толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец» и другие неприглядные черты во внешности крепостного. Тогда ребенку казалось, что этот суровый облик таит в себе невысказанную угрозу и невежество. Однако мнение мальчика кардинально изменилось, когда тот же человек по-матерински нежно успокоил его после встречи с волком. Марей проявил ласку и чуткость по отношению к испуганному герою, утешил его в трудную минуту. Когда ребенок удалялся, он чувствовал, что Марей «всё точно так же ласково улыбается» ему вслед. Это событие перевернуло представление рассказчика о крепостных людях. Он понял, что раньше не понимал их. За грубыми чертами и неряшливостью скрываются доброта, отзывчивость, мягкость. Оба примера связаны противопоставлением: первое впечатление оказалось обманчивым и было опровергнуто последующим событием, описанным во втором примере.

Другие примеры этого года доступны по ссылке.

Читайте также:

комментария 2

  1. Юлия:

    То есть необязательно чётко писать вид связи? «Примеры противопоставлены/дополняют друг друга» и т.п.

    • Самый Зелёный:

      В критериях нет прямого указания на то, что нужно писать вид связи. Однако лучше все-таки обозначить его, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *