6 задание ЕГЭ по русскому теория, пример, советы по выполнению
В 2023 году задание 6 на ЕГЭ по русскому языку вызывает опасение у многих учащихся несмотря на то, что по статистике его выполняют правильно 88,5% учеников. За правильный ответ начисляется 1 балл, а в рамках экзамена он может стать решающим. Задание направлено на устранение речевой избыточности. Подготовившись должным образом, учащийся с легкостью решит данную задачу. Многомудрый Литрекон представляет полный разбор задания 6 на ЕГЭ по русскому. Приятного просвещения!
Содержание:
Суть задания и примеры
В шестом задание ученик должен отредактировать предложение: исправить лексическую ошибку исключив лишнее слово, либо заменив его на подходящее. В первом случае в ответе ученик указывает слово, которое стоит убрать из предложения. Во втором он записывает подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пример 1:
Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать всё, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю с начала до конца.
Ответ: всю
В данном предложение мы исключаем слово «всю», потому что оно является плеоназмом по отношению к словосочетанию «с начала до конца».
Пример 2:
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
Ответ: минорное/грустное/тоскливое/печальное/мрачное/унылое
В данном предложение мы заменили слово «мажорны», потому что оно обозначает «жизнерадостный, оптимистичный», а по смыслу должно быть совершенно противоположенное значение.
Теория
В 6 задании учащемуся нужно исправить лексическую ошибку, а точнее слова, которые не сочетаются между собой по смыслу, происхождению или стилистике. Подобные словосочетания часто «режут» слух, потому что звучат как-то неправильно, странно. Найдя их в предложении, ученик должен определить, какое из слов не употреблено верно. Чтобы это сделать, нужно уметь определять ошибки.
Характерные ошибки, которые нужно уметь различать для успешного выполнения задания:
Ошибка 1
Нарушение смысловой точности: слово похоже по смыслу, но не подходит по значению в конкретном случае.
Пример: Иван Петрович уже старина, вчера ему исполнилось семьдесят лет.
Употребление слова «старина» в данном случае будет являться ошибкой, так как оно имеет значение «давно прошедшего времени». Стоит заменить его на слово «старик» (пожилой человек).
Ошибка 2
Неудачное употребление паронимов: слов схожих по звучанию, но разных по значению.
Пример: Лера отказалась идти с нами в кино, но ее оговорка звучала не убедительно.
Оговорка (ошибка в устной речи) и отговорка – это паронимы. В данном случаем имеется в виду именно отговорка (попытка замаскировать свои истинные мотивы, используя вымысел).
Ошибка 3
Пропуск слов: лексическая неполнота высказывания, пропуск слов в ущерб содержанию.
Пример: В комнате висели русские писатели.
Данная формулировка становится двусмысленной из-за пропуска слова «картины».
Ошибка 4
Плеоназм — речевая избыточность, употребление лишних логических слов.
Пример: В конце жизни Константин Рокоссовский занялся написанием своей автобиографии.
Слово «своей» в данном случае является лишним, так как автобиография подразумевает под собой историю жизни автора книги.
Ошибка 5
Тавтология — повторение однокоренных, либо близких по смыслу слов
Пример: Поднявшись вверх мы увидели красивый закат
В данном случае «вверх» является тавтологией, так как подниматься можно только вверх.
Ошибка 6
Неоправданное употребление однородных слов.
Пример: В своем рассказе рассказчик пишет о тяжелой судьбе крепостных в годы царствования Александра Первого.
Слово «рассказчик» является повторным использованием корня «сказ», его стоит заменить на «автор», либо «писатель».
Ошибка 7
Неправильное употребление неологизмов, историзмов и архаизмов
Пример: Глеб перестал алкать и съел кусок сочной пиццы.
Архаизмом в данном случае является слово «алкать». В наше время мы используем «голодать».
Ошибка 8
Изменение фразеологизм — переиначивание устойчивого оборота речи.
Пример: Твое дело шито светлыми нитками.
Правильное использование этого фразеологизма – «шито белыми нитками». Заменять «белыми» на «светлыми» нельзя.
Ошибка 9
Алогизм: совмещать несовместимые понятия.
Пример: благодаря плохому настроению начальника я потерял работу.
Слово «благодаря» в данном случае следует заменить на предлог «из-за». Ведь благодарить начальника за несправедливое увольнение можно только в том случае, если это сарказм.
Ошибка 10
Неуместное употребление слов иной эмоциональной, либо стилевой окраски.
Пример: Экскурсовод направил взгляды слушающих в другую колею.
Конечно, стоит заменить «калию» на «сторону», ведь эти слова употребляются в разных ситуациях. Колея — это углубление от колес на дороге. Направление же имеет более универсальное и широкое значение.
Ошибка 11
Ошибка в употреблении заимствованных слов.
Пример: В прошлую субботу Маша пришла на вечеринку в новом луке.
Вместо «лука» нужно было использовать «наряд», потому что употребление заимствованных слов является ошибкой, если у них есть аналог в родном языке (жаль, что об этом не знал, например, Ф.М. Достоевский, когда писал слово «фраппировать» вместо «удивлять»). Учителя не оценят сленговые выражения в ЕГЭ.
Ошибка 12
Неуместное употребление жаргонных выражений.
Пример: Вчера в магазе Петр купил плитку шоколада.
Без сомнения, слово «магаз» выбивается из общей стилистической окраски предложения, его следует заменить на «магазин».
Ошибка 13
Неверное употребление канцеляризмов: смешение художественного стиля с официально деловым.
Пример: Из-за незнания языка мне было трудно функционировать год в Италии.
Слово «функционировать» в данном случае не подходит по стилистике предложения. Правильным ответом будет «жить».
Советы по выполнению
Как должна проходить подготовка к заданию 6 на ЕГЭ по русскому языку? Подводя итоги можно казать, что для успешного выполнения задания учащемуся необходимо: выявлять лексическое значение слов в соответствии с содержанием предложений; знать особенности сочетания слов и построения их друг с другом; не допускать речевую избыточность; понимать стилистическую особенность текста.
Проработав все виды ошибок, Вы готовы решать задание 6. Вот алгоритм выполнения:
- Прочитать задание и понять, что нужно: исправить ошибку или исключить лишнее слово.
- Определить значение каждого слова.
- Найти ошибку и указать ее вид.
- Выписать слово в том падеже, в котором оно использовалось в тексте.
Советы по подготовке и выполнению
Чтобы щелкать примеры шестого задания на ЕГЭ по русскому, как орешки, прислушайтесь к советам по его подготовке и выполнению:
- Изучать темы блоками. С 4 по 7 вопрос идет блок о культуре речи. Изучив его подробно с самого начала, можно будет легко приступить к выполнению сразу нескольких заданий, в том числе и шестого.
- Тщательно повторить паронимы и фразеологизмы. Вспомнить значение плеоназма и тавтологии.
- При прочтении задачи выяснить, что Вам нужно: исключить лишнее слово или заменить его. От этого меняется ход выполнения задания, а также это поможет сократить время, затрачиваемое на нахождение ошибки.
- Помните, что ответ уже заложен в задании! Если Вас просят исключить слово, то в случае нахождения платонизма или тавтологии нужно исключить именно слово, а не словосочетание. В противном случае у Ваш ответ будет считаться ошибочным.
- Не усложняйте. В задании с исключением слова выписывайте свой вариант в бланк ответов в том падеже, в котором оно стоит в тексте, иначе ответ не зачтется.
- Создайте табличку, где будут все главные ошибки. Сначала при многократном выполнении задания она Вам будет очень помогать, а со временем Вы сможете справляться без нее, уже запомнив все ответы.
- Во время выполнения задания будьте спокойны, не переживайте, тогда у Вас точно все получится!
Автор: Полина Крачун