Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку: план, пример, рекомендации учителей

Многие выпускники столкнулись с необходимостью признать, что все эти годы они занимались явно не тем, что нужно. Почти все уроки позади, но до сих пор нет понимания того, как правильно написать идеальное сочинение на ЕГЭ по русскому языку? Таких критериев и пунктов плана они с роду не видывали, а тут вынь да положь стобалльный сертификат даже в вузы средней руки. Как быть? Многомудрый Литрекон в курсе происходящего и предлагает свое решение проблемы – полноценный гайд о написании заветного сочинения-рассуждения.

Вступление

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Подвести читателя к проблеме, поставленной автором;
  • Суть: Общие фразы, которые ходят вокруг да около темы, которую Вы себе наметили.
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пишите ни одного слова, пока не сформулировали проблему, которую будете обсуждать с воображаемым проверяющим. От нее зависит, каким должно быть вступление, и «лишь бы что» вообще не подойдет. Неправильное начало Вас собьет и не даст раскрыть тему.

Что писать (это варианты, все перечисленное писать не нужно):

  1. Авторитетная точка зрения, общеизвестное событие или явление из общественной жизни, историческая справка о предмете беседы;
  2. Сведения об авторе, проблеме или параллель с днем нынешним и его информационной повесткой;

Структура:

  1. Общие слова о том, что Вы хотите обсуждать;
  2. Логическая связка с формулировкой проблемы.

Пример (по тексту Каверина): Никто из здравомыслящих людей не сомневается в том, что родину нужно защищать. Однако далеко не каждый человек способен пожертвовать собой ради этого. Нам сложно потерять то, что дорого, оставить родных и друзей, смириться с неизбежностью смерти.

Постановка проблемы

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: определить главную тему сочинения;
  • Суть: Формулировка тезиса, от которого отталкиваются дальнейшие рассуждения;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Выбирайте только одну проблему из текста и сожмите ее до одной кристально ясной фразы, которая Вам понятна. Не берите ту тему, к которой не сможете подобрать аргументы. Помните разницу между темой и проблемой: тема – это только ответ на вопрос, о чем текст, а в основе проблемы всегда лежит конфликт, спорный вопрос, словом, неоднозначная и «острая» ситуация.

Как определить проблему?

  1. Осмотреть начало и конец текста, чаще всего там есть рассуждения автора, где формулируется проблема;
  2. Постараться определить слова и предложения, где сконцентрирована основная мыль текста. В них обычно упомянуты красиво обыгранные рассуждения о предмете беседы с читателем;
  3. Задать себе вопрос: что волнует автора? Что тревожит меня при чтении его работы? Например, в нашем примере проблема – самопожертвование на войне. Здесь есть конфликт (кто-то за, кто-то против), есть драматизм (жертва предполагает смерть или увечье человека), есть предмет спора (стоит ли цель человеческой жизни?).

Структура:

  1. Подводка к проблеме и ее формулировка;
  2. Логическая связка.

Топ-3 ошибки:

  1. Неправильная формулировка проблемы, которую ученики нередко путают с авторской позицией, темой, а то и вовсе начинают с пересказа;
  2. Непонимание проблематики текста: выпускник фантазирует и приписывает автору свои чаяния и волнения;
  3. Искажение проблемы: смысловое сужение или расширение.

Клише:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст …. заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель ……

Проблема, поднимаемая ……., – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и …

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Пример (по тексту Каверина): Поэтому в литературе широко распространена проблема самопожертвования на войне: как решиться на подвиг? Об этом рассуждал и автор приведенного текста в художественном произведении «Последняя ночь», отрывок из которого представлен в задании.

Комментарий

  • Объем: 5-12 предложений;
  • Цель: Угодить новым требованиям … ой, то есть объяснить текст, дать оценку найденной проблеме и доказать цитатами и пересказом, что она имеет место быть;
  • Суть: Кратко передать содержание текста и его логическую связь с выделенной проблемой;
  • Баллы: 0-5.

Важно! Проверяющие покарают Вас нулем баллов, если Вы припишите автору то, чего он не имел в виду. Это называется «фактическая ошибка». Также избегайте объемного и неуместного цитирования, пишите от себя (этим грешат даже примеры эссе на ФИПИ, будьте бдительны). Выделите из текста только те аспекты, которые связаны с Вашей темой. Убедите читателя, что она реально там есть.

Что писать?

  1. Сформулируйте характеристику Вашей проблемы (актуальность, глубину, социальную или государственную важность, новизну или традиционность, многообразие взглядов на нее, оригинальность авторской подачи, способы привлечения внимания к теме и т.д.);
  2. Подкрепите сказанное примером-иллюстрацией из приведенного текста, пересказав те эпизоды, которые аргументируют и доказывают Ваше утверждение. Можно «бахнуть» цитату, но скромную, не увлекайтесь.
  3. Обдумайте следующий пример и его целесообразность. Напишите предложение, которое поможет Вам перейти в выражению новой собственной мысли. Это и есть связка, она как бы связывает Ваш текст воедино.
  4. Напишите второй пример из приведенного текста. Он тоже должен раскрывать какую-то грань проблемы.
  5. Сочините подводку к авторской позиции, чтобы она не с неба падала в Ваше сочинение, а сама на ум просилась. Эта вакханалия нужна для того, чтобы убедить проверяющего, будто все эти малопонятные и тесные пункты – свободное выражение Вашей мысли.

Структура:

  1. Логическая связка;
  2. Пример-иллюстрация из текста;
  3. Значение примера;
  4. Логическая связка;
  5. Пример-иллюстрация из текста;
  6. Значение примера;
  7. Логическая связка (1-2 предложения);

Топ-3 ошибки:

  1. Вместо комментария ученик пишет изложение или вовсе переписывает текст;
  2. Вместо исходной проблемы в комментарии всплывает другая;
  3. «Автор» подменяется «рассказчиком» и наоборот. В художественном тексте повествование может идти из уст одного из героев, а выпускник считает его, вымышленного персонажа, живым писателем, и строит так свою речь.

Клише:

Текстуальный комментарий:

1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

2) На чем заостряет внимание? Почему?

3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

3) Какие эмоции автора выражены в тексте?

5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Концепционный комментарий:

1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

2.Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

3.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

4.Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5.Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

6.К каким выводам автор подводит читателя?

Пример (по тексту Каверина): (связка) Автор раскрывает проблему на примере фронтовой истории о двух разведчиках, один из которых принимает самое тяжелое решение в своей жизни – идет на самопожертвование ради победы над захватчиком родной земли. (пример) Главный герой даже обманывает своего напарника: берет в руку две длинные спички, чтобы тот обязательно вытащил длинную и тем самым предоставил ему, Тумику, выполнить поставленную задачу – взорвать себя, уничтожив вражескую батарею. На это ему помогли решиться воспоминания о близких людях, на безопасность которых посягнули оккупанты. Вспоминая отца, друга, девушку, он осознал свой долг перед ними и своей отчизной. (значение) Любовь к близким и родным вдохновила солдата на самопожертвование (связка) В то же время герой понял, что именно он, а не Корнев, должен идти на смерть. (пример) Как? Причина в том, что у друга была жена с маленьким ребенком. Тумик пожалел тех далеких и незнакомых людей, которые с трудом выживали без кормильца, а, потеряв его, и вовсе останутся одинокими посреди разрухи и бедствий военного времени. (значение) Значит, бойцу для принятия такого решения нужна не только любовь к ближним, но и великодушие, которое граничит с самоотречением. (связка) Описывая эти эпизоды, автор показывает, что решение о самопожертвовании дается ценой невероятного напряжения воли и принятия на себя тяжелых нравственных обязательств по отношению к другу, у которого семья, к командиру, который просит о подвиге, к родственникам и близким, которые верят в него.

Авторская позиция

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: Выразить мнение автора о проблеме;
  • Суть: Вычленить из текста внятную авторскую позицию и презентовать ее в лаконичной формулировке;
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пытайтесь приписать автору свою точку зрения, сверяйте написанное с текстом, чтобы не растекаться мыслью по древу, а писать конкретно и точно.

Как определить позицию автора?

  1. Задайте себе вопросы: Как писатель предполагает решить возникшую проблему? Как лично он относится к ней?
  2. Перечитайте текст и ответите себя на этот вопрос, используя цитату и записывая ее в черновик.
  3. Сформулируйте ответ своими словами.

Структура: Автор считает\полагает\выступает против или за…

Топ-3 ошибки:

  1. Неточность и расплывчатость: непонятно, какой вывод сделал автор по затронутой им проблеме;
  2. Выражена позиция рассказчика, самого ученика, но не автора;
  3. Вместо авторского мнения на бумаге царственно располагается цитата.

Клише:

1) Позиция автора такова:…

2) Автор считает, что…

3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

4) Автор убеждает нас в том, что…

5) В тексте доказывается мысль о том, что…

6) Основная мысль текста заключается в том, что…

7) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

9) Позиция автора такова…

10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

11) Автор призывает нас (к чему)

12) Автор осуждает (кого / что, за что)

14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Пример (по тексту Каверина): Позиция автора такова: на самопожертвование во имя отечества человеку помогают решиться два личностных качества – великодушие и любовь к ближнему.

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить.

Структура:

  1. Я согласен\не согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

Аргументы

  • Объем: 4-12 предложений;
  • Цель: Доказать свое утверждение;
  • Суть: Привести пример, который иллюстрирует ход Вашей мысли и подкрепляет ее;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Берите только те примеры, которые не противоречат основной концепции сочинения. Нужны лишь подтверждающие аргументы.

Как найти литературный аргумент?

  1. Посмотреть на свою позицию и понять, что надо доказывать;
  2. Вспомнить все книги, где есть хоть намек на подобную тему. Если Вам ближе история, то подумайте, какой случай оттуда можно было бы взять. В нашей школьной программе много исторических романов и повестей, и, возможно, Вам будет легче находить в памяти события, запечатленные в литературе;
  3. Выбрать наиболее подходящую книгу и накидать на черновике тезисы раскрытия примера – всю суть, чтобы не было бессмысленного пересказа произведения;

Как сочинить пример из жизни?

  1. Подумайте, какой случай убедительнее всего докажет Вашу правоту;
  2. Сформулируйте на черновике мини-план рассказа: что случилось и как это связано с поставленной проблемой;
  3. Обдумайте детали и расставьте смысловые акценты.

Структура:

  1. Введение (кто и что написал\рассказал\показал)
  2. Основная часть (что, кто, как, зачем и почему сделал);
  3. Вывод (значит, это действительно так, раз происходит в жизни (или книге) так-то и так-то).

Топ-3 ошибки:

  1. Аргументы не подходят к выдвинутой проблеме;
  2. Нет логической связи между примерами;
  3. Нет логического обоснования и связи с тезисом.

Клише:

Примеры из жизни:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Примеры из литературы:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении…

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Примеры из кино или СМИ:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в телепередачах)…

Пример из книги (по тексту Каверина): Об этом писал опытный фронтовик В. Быков в произведении «Обелиск». В нем рассказывается о самопожертвовании учителя, который пошел на смерть, лишь бы спасти мальчиков, попавших в плен, или хотя бы подбодрить их в последнюю минуту. Если бы он не был великодушен, то не предпочел бы чужие жизни своей собственной, а без любви к ученикам и своей профессии Алексей Мороз не пошел бы за ними, ведь не смог бы облегчить их участь. Значит, именно эти два качества вдохновляют солдат на героические подвиги.

Пример из жизни: То же самое мне говорила прабабушка, вспоминая свои фронтовые годы. Ей довелось проводить в последний путь (она служила в госпитале) героя, который повел отряд на танки и сам был раздавлен одним из них. Умирая, он диктовал ей письмо к семье, исполненное нежности и любви. И даже в нем он раскаивался, что мало сделал для победы. Он плакал от бессилия, ведь все еще хотел защищать родную землю. В этих проявлениях его души очевидны два главных качества его личности – любовь к людям и отечеству и великодушие.

Заключение

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Придать работе логическую завершенность;
  • Суть: Написать общие фразы о проблеме, переиначить вступление;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Не нужно растягивать финал, за это снижают оценку. Всего вступлению и заключению отводится 25% от всего объема текста. Также нужно следить за тем, чтобы концовка логически совпадала с началом и темой сочинения.

Что писать? (это варианты развития мысли, все писать не обязательно)

  1. Впечатление о тексте: заставило задуматься, вдохновило порассуждать, помогло сформировать четкую нравственную позицию по данному вопросу;
  2. Оценка важности поднятой проблемы и ее резонанс в мире или стране;
  3. Повторение вывода, сделанного в рамках рассуждения на поставленную тему;

Структура (примерная):

  1. Благодарность автору за то, что Вам дан шанс подумать об этой проблеме и сформулировать свое отношение к ней;
  2. Вклад автора в решение или популяризацию выбранной проблемы;
  3. Красивый вывод в виде мудрого изречения по теме, где будет выражена главная мысль автора;
  4. Определение глубины и силы воззвания автора.

Пример (по тексту Каверина): Я благодарен автору за то, что он заставил меня задуматься о столь важной морально-этической проблеме. Знаменитому советскому писателю, В. Каверину удалось привить моему поколению необходимые нравственные ценности, чтимые нашими предками. Читая его книги, я осознаю, что мое предназначение тоже заключается в самоотверженном служении людям и своей родине.


Многомудрый Литрекон надеется, что помог Вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Но если Вам чего-то не понравилось в статье, напишите причину недовольства в комментариях. Если же у Вас остались вопросы и идеи для новых работ, присоединяйтесь к нам в паблике ВК и задавайте их!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *