3 задание ЕГЭ по русскому: теория, примеры, советы по выполнению
3 задание ЕГЭ по русскому посвящено стилистическому анализу текста и часто вызывает трудности у школьников. Правильный ответ дает только один первичный балл. Но разобравшись в его сути, ученик убедится сам: задание может стать для него одним из самых легких. Для ознакомления с основными аспектами Многомудрый Литрекон представляет подробный разбор 3 задания ЕГЭ по русскому. Приятного просвещения!
Содержание:
Суть задания и примеры
В третьем задании выпускник должен выбрать те стилистические характеристики, которые соответствуют тексту, и ввести цифры правильного ответа в бланк.
Пример задания:
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Средством выразительности речи в тексте является повтор.
2) В качестве средств связи предложений текста используется видовременная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются — даёт).
3) По жанру текст представляет собой тематический репортаж.
4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением.
5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.
Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.
Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И […] одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.
Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.
Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, — это овеществлённый труд и разум.
Правильный ответ: 123
Теперь разберемся, почему именно эта последовательность цифр является единственно верной.
Для начала определяем стиль текста. Данный текст публицистический.
- Повтор – средство выразительности в тексте. Верно. Для публицистического текста как средство выразительности характерен повтор. Пример: повтор слов «здесь» со второго по четвертое предложения.
- Средство связи предложений текста – видовременная соотнесенность глаголов. Верно. Пример из формулировки варианта ответа идеально подходит.
- Текст является тематическим репортажем. Верно. Репортаж – один из жанров публицистического стиля, который основан на передаче информации. Текст повествует нам о Японии.
- Широкое использование слов с абстрактным значением. Неверно. Текст построен на общеупотребимой лексике, которая характерна для публицистического стиля.
- Информация предназначена для научного или учебного изучения. Неверно. Текст публицистический, а не научный.
Чтобы лучше понять, как устроен зловещий ЕГЭ, следует узнать о его главных аспектах, а именно:
Ну а с 3 заданием помогут правила, которые Вы учили, но наверняка позабыли — еще бы, столько лет прошло! Перед экзаменом важно найти выжимку теории, которая позволит повторить материал быстро и эффективно. Она перед Вами.
Теория
Чтобы справиться с заданием, нужно знать стили речи и их характеристики.
Научный стиль
Научный стиль употребляется с целью изложения научного материала, сообщения, объяснения научных фактов (жанры: рецензии, пособия, статьи, аннотации, научные труды). По форме реализации представляет собой монолог, автор обезличен или нейтрален. Для научного стиля характерно:
- Использование профессиональной терминологии. Термин – слово или сочетание слов, которое является официально принятым или узаконенным наименованием какого-либо наименования в различных сферах деятельности. Термины бывают узкоспециальными (нормаль (матем.), бета-лучи (физ.)) и общепринятыми (треугольник (матем.), атом (физ.)).
- Использование сложных синтаксических конструкций.
Другими словами, это сложное предложение, которое состоит больше, чем из трех простых предложений с разнотипной синтаксической связью.
- Употребление вводных слов. Вводные слова вносят дополнительную окраску значения в предложения. Чаще всего это модальные глаголы (вероятно, конечно и т.д.), существительные (к счастью, в сущности и т.д.), наречия (вернее, короче и т.д.), прилагательные (самое главное и т.д.), глагольные формы (полагаю, говорят и т.д.).
- Использование ряда однородных членов с обобщающими словами. Обычно выражены словами одной части речи и представляют собой перечисление, относящееся к обобщающему понятию той же части речи (пример: В саду распустились цветы: ромашки, розы, ирисы.).
- Использование прямых значений слов.
- Отсутствие разговорной и эмоциональной лексики.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль относится к деятельности структур государственного аппарата. На его основе составляются официальные документы: кодексы, инструкции, постановления и т.п. По форме реализации стиль представляет собой монолог, автор обезличен или нейтрален. Для официально-делового стиля характерно:
- Использование нейтральной лексики. Нейтральная лексика – слова, не имеющие эмоциональной окраски и не прикрепленные к определённому стилю речи (разговор, автор, человек и т.п.).
- Использование клишированных фраз. Клише – фиксированные речевые обороты, стандартные образцы словоупотребления, используемые в конкретных ситуациях (наложить штраф, выдвинуть аргумент и т.п.).
- Использование развернутых предложений. Это предложения, в которых помимо подлежащего и сказуемого есть второстепенные члены, конструкции, не являющиеся членами предложения (междометия, вводные слова).
- Употребление специальной лексики. Это совокупность слов, используемых в специальных областях человеческой деятельности, по-другому номенклатура (ИО – исполняющий обязанности, истец, подсудимый и т.п.).
- Предельная точность.
Публицистический стиль
Публицистический стиль присущ всем видам общественных отношений. Его используют медиа (интервью, репортажи, статьи, эссе, рецензии и т.д.) и общественные деятели (политическая литература, доклады, общественные выступления при контакте с аудиторией). По форме реализации стиль является монологом, четко прослеживается позиция автора. Для публицистического стиля характерно:
- Использование несложных синтаксических конструкций.
Несложные синтаксические конструкции – это простые предложения, с одной грамматической основой.
- Употребление восклицательных и вопросительных предложений.
- Использование эмоционально окрашенной лексики. Это фразы и выражения, выражающие личное отношение автора к действиям, явлениям, поступкам.
- Употребление фразеологизмов.
- Использование повторов.
- Использование высокой, книжной лексики. Высокая лексика – это историзмы, архаизмы, неологизмы. Книжная лексика – это научная лексика: термины и профессионализмы.
- Употребление средств выразительности. Чаще всего используются гипербола, инверсия, эпитеты, метафора, сравнения, риторические вопросы.
Художественный стиль
Художественный стиль присущ художественной литературе (рассказы, драмы и т.п.). По форме реализации стиль может представлять собой эпос, лирику и драму. Для художественного стиля характерно:
- Ярко выраженная позиция автора, находящая отклик в героях, интерьерах, действиях.
- Индивидуальный стиль автора. Это речевой стиль и тематика, особенности мира произведений.
- Эмоциональность.
- Использование всевозможных языковых средств выразительности. (синтаксические (обращения и т.д.), лексические (синонимы, жаргонизмы и т.д.) и тропы (метафоры и т.д.)).
- Особая роль подтекста. Благодаря подтексту сюжет становится более глубоким, более полно раскрываются герои, а у читателей возникает эмоциональное и оценочное отношение к излагаемому.
Разговорный стиль
Разговорный стиль представляет собой неофициальную речь во время непосредственного общения (беседа, переписка и т.п.). Чаще всего стиль находит себя в устной речи. По форме реализации он является диалогом. Позиция автора и индивидуальный стиль ярко выражены. Для разговорного стиля характерно:
- Внеязыковые факторы. Внеязыковые факторы помогают усилить чувства и отношение говорящего к чему-либо. К этим факторам относятся жесты, мимика, обстановка.
- Использование всевозможных средств выразительности.
- Употребление слов в переносном значении.
- Использование разговорных фразеологизмов слов (держать ухо востро, крутить носом и т.п.).
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Советы по выполнению
Как выполнить задание 3 на ЕГЭ по русскому языку? Есть универсальные рекомендации, которые помогают выпускникам уже не первый год. Благодаря им Вы не растеряетесь на экзамене и быстро сориентируетесь, несмотря на давящую обстановку вокруг. Глушилки, охрана, дежурный возле туалета — тут даже взрослый потеряет дар речи и письма.
- Первым делом после прочтения определите стиль текста. Все приведенные в задании характеристики основаны именно на стиле. Запомнить все данные поможет рукотворная шпаргалка. Если Вы будете видеть ее ежедневно, то запомните основные критерии на зубок.
- Обратите внимание, что в задании публицистический стиль может быть заменен на любой другой. Поэтому учите все признаки.
- Больше читайте. Так Вы научитесь быстрее различать стили интуитивно.
- Не расстраивайтесь, если сразу не получается верно определить стиль текста. Решайте больше заданий, у Вас всё обязательно получится! Раз в неделю нужно успевать хотя бы по три штуки.
Вот всё то, что необходимо знать для удачного решения 3 задания на ЕГЭ по русскому. Удачи на экзаменах!
Автор: Анастасия Ермакова