Примеры сочинения на ЕГЭ по литературе 2025 года
Многомудрый Литрекон уже написал варианты эссе из демоверсии ЕГЭ по литературе 2025 года (под номерами 11.1 и 11.2). Здесь он размещает три оставшиеся темы. Они помогут выпускникам на конкретных примерах понять, что от них требуется на экзамене. Приятного просвещения!
11.3 Образ Луки
Пьеса Максима Горького «На дне» является дискуссионным произведением, которое вызывает споры даже в наши дни. Одной из самых неоднозначных тем является трактовка образа Луки — одного из главных героев книги. Кто-то считает его обманщиком, а кто-то — философом-гуманистом и мудрецом. По моему мнению, Лука был добрым человеком, который интуитивно понял психологию людей и пытался использовать свое понимание во благо им. Он не преуспел, но хотя бы попробовал им помочь. И за этот импульс милосердия он определенно заслуживает уважения.
Мою точку зрения подтвердят цитаты из произведения. Гуманистическая философия Луки отражается в его высказывании: «Он (человек) — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…». Для странника нет деления на «плохих» и «хороших», потому что люди ведут себя по-разному, их выбор определяют обстоятельства: «Сегодня — добрый, завтра — злой». В этой точке зрения выражается широта взглядов Луки. Он отказывается судить окружающих по обычным меркам и предлагает свое сочувствие каждому, ведь никто из нас не был на месте другого и не знает, почему он стал таким, а не иным.
Без сомнения, Лука «лукавит», когда рассказывает Актеру о бесплатной больнице или принимает на веру рассказы Насти о сказочных кавалерах. Но он делает это с благой целью, желая утешить страдальцев. Поддерживая их иллюзии, Лука хотя бы ненадолго исцеляет их души от боли. По его мнению, «тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит… да! Человек может добру научить… очень просто!». Поэтому он дает героям полезные советы: Ваську и Наташу направляет в Сибирь, а Актера — на лечение. Его слова, хоть и лживые, вдохновляют людей на положительные изменения. Актер бросает пить, Анна обретает душевный покой, Васька решает покончить со своим криминальным прошлым. Но не вина Луки, что этой мотивации надолго не хватило. Он «научил добру», показал направление, однако пойти по нему за других людей он не мог.
Особенно глубоким является ответ Луки на вопрос о Боге: «Во что веришь, то и есть…». Действительно, уверенность человека в том или ином явлении определяет его жизнь. ведь формирует его отношение к миру. Все мы видим лишь со своего угла зрения и лишь один ракурс, а потому наше восприятие феноменов ограничено и, вполне возможно, иллюзорно. Каждый шьет себя по лекалам собственной мифологии. Поэтому является таким же обманщиком, как и Лука. Но героя Горького направляло сострадание. А какой мотив управляет нами? Об этом и о многом другом заставляет задуматься пьеса «На дне».
11.4 Сатирические мотивы в отечественной литературе
Русская литература отличается уникальными сатирическими мотивами, навеянными несовершенством политической и общественной жизни. Каждый период в истории России ознаменован уродливыми и карикатурными явлениями, которые стали объектами художественного воплощения и переосмысления. Ярким представителем этой литературной ниши является М.А. Булгаков.
Одним из наиболее известных сатирических произведений Булгакова считается пьеса «Зойкина квартира». Автор высмеял нарождающиеся советские порядки и тенденции, которые определили облик нового государства. Центральным персонажем комедии и мишенью для авторского остроумия стал председатель домкома по фамилии Аллилуя. Каждая его фраза, казенная до абсурда, отражает скудость лексикона и заученность политических лозунгов эпохи. Как испортившийся проигрыватель, герой повторяет обрывки чужих речей, нелепо компилируя из них ту или иную мысль. На основе этого утрирования создается комический эффект. Например, в первом же действии он говорит:
«При советской власти спален не полагается».
Очевидно, герой хотел сказать, что нормы приличия и жилищные условия изменились, но из его уст вылетает абсурдное утверждение, еще и сформулированное в духе времени — с напыщенным официозом чиновника. Поскольку Анисим Зотикович — человек необразованный («Я человек простой, в университете не был»), все его попытки подражать «господской» речи выглядят карикатурно, так как он допускает нелепые ошибки. Например, вместо крылатой фразы «недремлющее око» он произносит «око недреманное».
Конфликт, который возникает между героями, отражает социальный подтекст эпохи — ресентимент, вынуждающий «маленького человека» из народа идти войной против «буржуев». Эта борьба облачается в красивые слова, но по сути означает лишь зависть, сжигающую героев изнутри. Анисим Зотикович называет себя «простым человеком», невольно оправдываясь перед Зоей за неумение подать себя. Однако он уже проявляет заносчивость, свойственную правящему классу: «Ты кому же это говоришь, сообрази. Ты видишь, я с портфелем?». Символ бюрократической элиты — не держава и скипетр, а портфель с бумагами, заменяющими реальную власть мнимой. Человек «с портфелем» перестает быть простым, однако ума не набирается и управлять людьми все так же не умеет.
Таким образом, сатирические мотивы в пьесе М.А. Булгакова «Зойкина квартира» отражают актуальные проблемы того времени: бюрократизм, произвол и невежество новой власти, ресентимент, пронизывающий все слои общества. Комический эффект позволяет расставить нужные смысловые акценты и побуждает читателя начать исправление мира с себя самого.
11.5 Интересные эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет особый интерес для художника-иллюстратора. Место действия, объединившее героев на одной палубе, эстетично и может дать богатый материал для живописца. Роскошные наряды прошлого века, со вкусом отделанная палуба первого класса, разнообразное меню контрастируют с изнанкой судна-праздника: трюмом, помещениями для прислуги и матросов, внутренней жизнью парохода. А герои из разных слоев общества наглядно демонстрируют социальную дисгармонию того времени.
Художник-иллюстратор мог бы обратить внимание на эпизод, когда Бунин описывает вечерние мероприятия на палубе парохода. «Океан был страшен» — пишет автор: «но о нем не думали». На борту было создано все для комфортного забытья: обильные угощения, богато одетые люди, много света и музыки, даже специально нанятая пара, изображающая любовь. Было бы интересно запечатлеть контраст между бушующими волнами и этой мирной обстановкой. Взоры пассажиров устремлены в тарелки, на огни, друг на друга, но только не на океан, который накапливает свой гнев, таит угрозу. Это символическое изображение подчеркнет дисгармонию общества, построенного на неравенстве, угнетении и игнорировании нужд большинства людей.
Еще глубже заглянуть в пропасть, разделяющую классы, позволила бы картина, где изображена перспектива: из открытой двери топки, где трудятся обливающиеся потом кочегары, свет падал бы на коридор, ведущий в бальную залу. Автор описал этот эпизод без переходов, в одном абзаце. Сначала он описал надушенного и хорошо одетого господина, отдыхающего в баре, а потом уставших тружеников, которые подбрасывают уголь в топку, чтобы пароход двигался. Этот контраст поражает на бумаге точно так же, как и на полотне. Одним все, а другим ничего — таков посыл изображения, объясняющего пренебрежение персонала к трупу господина, который окажется в трюме. Герои устали от неравенства и не имеют сочувствия к элите, даже когда она теряет все.
Не менее эффектно можно изобразить сцену, когда господин приезжает в Неаполь. На фоне дорогого отеля и прекрасных пейзажей толпа «оборванцев» окружает героя с открытками и другими сувенирами, а он, находящийся в окружении лакеев и чемоданов, отмахивается от просителей и самодовольно улыбается. Такая иллюстрация объяснила бы отношение иностранцев к приезжему гостю и его семье. Отсутствие эмпатии продиктовано его неуважением к людям.
Без сомнения, многие эпизоды из рассказа «Господин из Сан-Франциско» можно представить в виде иллюстраций. Стилистика может быть любой: от ретро до дудлинга (нагромождения простых линий). Выбранная направленность подчеркнет идею иллюстратора и передаст посыл писателя. Произведение создает богатый оттенками художественный мир, интересный и для зрителя, и для читателя.