План сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Каждый год выпускники–одиннадцатиклассники сталкиваются с проблемой написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку, которое стоит целых 24 первичных балла (что приравнивается 51 баллу в 100-бальной системе). В действительности в данном задании нет ничего сверх сложного, с чем бы не справился ученик. Нужно просто знать план сочинения на ЕГЭ. Многомудрый Литрекон призывает Вас не потерять драгоценные баллы и готовиться по привольному шаблону!

Структура

27 задание Единого Государственного Экзамена – это сочинение с жанровой особенностью — «рассуждение», которое должно содержать всего пять частей:

  1. Проблема. Текст задания теперь включает в себя конкретную проблему, которую следует раскрыть в сочинении (другие важные изменения этого года вы найдете здесь). Также стоит употреблять в своём сочинении именно слово «проблема», а не «тема», так как данные понятия по значению разнятся, а в нашем случае нужно выделить именно проблему. Вот пример сочинения по демоверсии этого года.
  2. Комментарий. Далее необходимо привести два примера-иллюстрации в подтверждение Вашей поставленной выше проблеме, то есть данная часть сочинения рассчитана на анализ текста. Проблема и представленные Вами примеры должны совпадать по смыслу, а иначе они не будут засчитаны. Следовательно, получается следующая структура основной части: 1) пример – иллюстрация 1 + комментарий/анализ. 2) Пример – иллюстрация 2 + комментарий/анализ 3) связка двух примеров + небольшой комментарий/анализ. Обязательно укажите вид связи примеров, вот перечень всех видов связи.
  3. Авторская позиция. В данном пункте не нужно ничего выдумывать из головы, ведь указать необходимо именно на то, что думает автор текста, на его отношение к проблеме. К сожалению, не всегда в тексте чётко прописана авторская проблема, в таких случаях её можно вывести самостоятельно, опираясь на те самые примеры, которые Вы приводили в основной части.
  4. Собственная позиция + обоснование. В этой части от нас требуется, во-первых, согласие с автором и его позицией, а во-вторых, снова же обосновать, дать какой-то комментарий своему согласию. Безусловно, не всегда ученики полностью солидарны с автором текста, никто не запрещает НЕ соглашаться с авторской позицией или соглашаться, но в отрицании тяжелее будет выдержать свой комментарий/ обоснование, не совершив логической ошибки.
  5. Заключение/ вывод. Вывод считается одной из самых важных частей в сочинении ЕГЭ по русскому языку. Поэтому многие учителя советуют писать заключение на основе заранее подготовленного и отработанного клише, поскольку времени остаётся крайне мало, как и потраченных сил. Кроме того, у ученика появляется ощущение всех использованных слов, исчерпанного словарного запаса, как бы смешно это ни звучало, именно поэтому сложно придумать и написать красиво сформулированный вывод без повторений.

Написать первоклассную работу помогут клише и шаблоны. А подробный гайд о том, как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку, опубликован тут.

Пример

Пример написан по тексту К. Г. Паустовского.

Каким образом человеку приходит чувство Родины? Именно над этой проблемой размышляет русский писатель Константин Георгиевич Паустовский в тексте, предложенном для анализа.

Автор повествования подробно описывает главного героя Берга, которому чуждо понятие «Родина». Герой усмехался и в буквальном смысле не понимал значение этого слова. Но стоило ему только приехать в муромские леса, как художник смотрит на природную красоту своей родины под другим углом. А как часто такое можно наблюдать в нашей жизни, когда природа привычного места, в котором родился и вырос, кажется абсолютно обычной и ничем не примечательной, поэтому и значение слова «родина» не представляет никакой ценности. Но смена обстановки, небольшое путешествие за город или же ранний утренний подъём меняют мнение человека о том, что его окружает. Так произошло и с Бергом. Автор показывает внутренние ощущения персонажа, когда он впервые почувствовал необъяснимую и глупую обиду в душе, даже сопоставил предательство журавлей и товарища Ярцева, которые, казалось бы, просто меняли обстановку на более благоприятную для жизнедеятельности. Берг же в пришедшей осени находит очередное умиротворение, также жаждет до последней крошки отобразить всю красоту осени на холсте. Можно заметить, как у героя развивается чувство родины, он не может объяснить своё поведение, однако все изменения в душе выражает красками так, что у него впервые получается настоящий пейзаж. Оба примера дополняют друг друга, показывая формирование совершенно иного мировоззрения персонажа, порождение новых духовных ценностей, приобретение истинного смысла понятия «Родина».

Позиция автора довольно ясна. Константин Георгиевич Паустовский убеждён, что чувство Родины может созревать в душе годами, но природа помогает человеку понять ее не только разумом, но и сердцем.

Я полностью солидарна с автором. Человек может придавать какую-то небольшую ценность слову «Родина», пока не почувствует свою неразрывную связь с ней. Как это происходит? Конечно же, в тесном контакте с природой родного края. Поэтому важно обращать внимание на окружающий мир, так как иногда какие-либо явления или пейзажи могут перевернуть мировоззрение и заставить полюбить Родину так, будто это не отвлеченное понятие, а близкий человек.

Хочется верить, что каждый читатель задумается о проблеме, поднятой в тексте К.Г. Паустовского, и осознает, насколько важно проникнуться любовью к Родине и осознать духовную связь с нею.

Автор: Анастасия Лесникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *