8 задание на ЕГЭ по русскому: советы по выполнению, теория, пример
В 2023 году задание 8 на ЕГЭ по русскому языку вызывает опасение у многих учащихся, потому что является самым объемным в тестовой части и совмещает в себе несколько тем. Правильный ответ дает учащемуся 3 балла. Он предполагает правильное употребление синтаксических норм. Звучит ужасно сложно и занудно, но своевременная подготовка упростит великий и ужасный экзамен. Многомудрый Литрекон представляет полный разбор задания 8 на ЕГЭ по русскому. Приятного просвещения!
Содержание:
Суть задания и примеры
В восьмом задании мы должны указать на соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, содержащих ошибки.
Пример: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Добиться высоких целей можно благодаря таких качеств человека, как целеустремлённость, трудолюбие и упорство.
2) Когда я закончил читать эту книгу, то я понял то, что у автора глубокий смысл.
3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
4) Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей.
5) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам оплатить проезд.
6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.
7) Когда находишься в пути, всегда вспоминаешь дом.
8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.
9) В программе «Клубе кинопутешественников» рассказывают о необыкновенно интересных людях.
Ответ: 24961
Пояснение:
- Ошибка в построении сложноподчинённого предложения заключается в том, что есть лишние союзы: «то я понял то». Внимательный ученик увидит и речевую ошибку: «у автора глубокий смысл». Обладать «глубоким смыслом» может произведение, но никак не писатель.
- Ошибка в предложении с однородными членами находится в 4 предложении: двойные союзы должны соединяться однородными членами, а в предложении между ними есть еще и сказуемое.
- Если мы употребляем название без пояснения, что это (передача, рассказ, картина), то мы его склоняем. Если же название идет вместе с жанром, то склонение излишне, как в 9 предложении: «В программе «Клубе кинопутешественников».
- Ошибка в написании деепричастного оборота в 6 предложении связана с тем, что деепричастие «взяв» было отнесено к сказуемому «встала».
- В первом предложении мы видим неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: «благодаря таких качеств». Благодаря каким? «Таким качествам» было бы правильным употреблением падежной формы.
Решая задание полностью верно, учащийся получает 3 балла, но не стоит отчаиваться, если Вы допустили ошибку. При наличии 3-4 правильных ответов Вам зачислится 2 балла, а если Вы ответили верно всего 1-2 раза – 1 балл. Ученик не получит баллов только в том случае, если допустит 5 ошибок или вовсе ничего не напишет — оставит поле пустым.
Обратите внимание на…
Совершенно очевидно, что большинство ошибок распознаются на слух и интуитивно. Мы не говорим так «коряво». Но соотнести ошибку и ее заумное название сложно, если Вы совсем не владеете теорией. Поэтому важно отличать деепричастный оборот от причастного, а сложносочиненное предложение — от сложноподчиненного. Если Вы «плаваете» в этом вопросе, то самое время наверстать упущенное.
Теория
В 8 задании учащегося проверяют на знание синтаксических норм. Данные для анализа фразы звучат «как-то странно». Нужно найти, что именно режет слух, и сопоставить это с предложенными вариантами ошибок. Несмотря на то, что с первого взгляда задание кажется легким, для его успешного выполнения нужно знать ряд тем, о которых мы сейчас расскажем:
Ошибка 1
Нарушение правил построения предложения с причастным оборотом. Важно помнить: причастие должно согласовываться с главным словом в падеже, числе и роде; главное слово не может быть частью причастного оборота и не может обособляться.
Пример: У вечного огня школьники почтили память солдат, победившие в великой отечественной войне.
Причастие «победившие» не согласовывается со словом «солдат». Его следует заменить на «победивших». Повторите значение слова «причастие» и убедитесь, что отличаете его от других частей речи.
Ошибка 2
Нарушения правил построения предложения с деепричастным оборотом. Как известно, это дополнительное действие, совершаемое подлежащим с зависимыми словами. Его нельзя употреблять, если: действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; это безличное предложение; сказуемое выражается кратким страдательным причастием.
Пример: Уезжая на самокате, начался сильный дождь. Дождь не может ездить на самокате.
Это дополнительное действие относится к другому подлежащему. Следовательно, употребление деепричастия является ошибкой.
Ошибка 3
Нарушения правил построения предложения с несогласованным приложением. Проблема заключается в употреблении приложения в неправильной форме: если «название в кавычках» идет с главным словом – нужно склонять его, а если без – не нужно склонять его. Правильно будет сделать наоборот.
Пример: У программы «Времени» есть несколько постоянных ведущих.
У приложения в данном случае есть главное слово, поэтому его склонение является ошибкой.
Ошибка 4
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Чаще всего данная ошибка заключается в том, что ученик неверно употребляет сказуемое с аббревиатурами и сложными существительными. Важно запомнить, что сказуемое согласуется с первым словом сложного существительного и главным словом в аббревиатурах.
Пример: МГУ получила награду лучшего университета года по мнению студентов.
МГУ – это московский государственный университет. Главное слово в аббревиатуре — «университет», поэтому сказуемое должно быть мужского рода.
Ошибка 5
Нарушение построения предложения с однородными членами. Эта тема является одной из самых важных среди представленных в восьмом задании, но она легко запоминается, потому что большинство правил мы помним со средней школы:
— Все однородный члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с главным словом.
— Однородные члены должны быть в одной форме: краткой, либо полной.
— Смешивать родовидовые понятия в одном ряду однородных членов предложения нельзя.
— Нельзя заменять части двойного союза.
— Все двойные союзы должны стоять рядом с однородными членами и не отделятся другими частями речи.
Пример: Учитель придумал и восхищается своей новой программой обучения.
Глаголы соотносятся с главным словом, но находятся в разных падежах, что является ошибкой.
Ошибка 6
Неправильное построение предложения с косвенной речью. В данной теме есть две ошибки:
— Неправильное использование кавычек, либо их полное отсутствие
— Первое лицо не было заменено на третье в ходе перевода прямой речи в косвенную
Пример: Полина сказала, что я знаю, где купить самый свежий хлеб.
Слова «я» следует заменить на «она», потому что прямая речь была переведена в косвенную.
Ошибка 7
Нарушение построения сложного предложения. Ошибка данного типа, часто создает ощущение неоднозначности. Она связана с неверным присоединением придаточной части. Придаточное определение располагается не произвольно, а после того слова, от которого зависит. Пример: Папа вчера сказал, что заберет медведя дядя Андрей, которого я купила. Из-за неправильного присоединения придаточной части складывается ощущение, что происходит купля-продажа дяди Андрея, хотя на самом деле речь идет о медведе.
Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом. Нужно запомнить, с каким падежом употребляются какие предлоги:
— Предлог «по» в значении результата употребляется с предложным падежом
— Согласно, вопреки, благодаря, наперерез, подобно употребляются с дательным падежом
— В меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством используются с родительным падежом
Пример: По приезду в отель они заняли самый роскошный номер.
Ошибка в предложение заключается в слове «По приезду», так как правильно будет «по приезде».
Ошибка 8
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. В предложениях к одному подлежащему относятся несколько сказуемых, но они разных форм. Пример: Борис Акунин пишет новую книгу и выпустил ее в свет в прошлый четверг. В предложении ошибка видовременных форм глагола: нельзя писать книгу и в то же время выпустить ее в свет.
Советы по выполнению
Проработав все виды ошибок, Вы готовы решать задание 8. Вот алгоритм выполнения:
- Прочитайте список ошибок и поймите, что Вам нужно искать в предложениях.
- Действовать можно методом исключения: не в каждом предложении будет деепричастный оборот, не каждое предложение является сложноподчиненным и т.д. Проверьте так варианты, в которых сомневаетесь.
- Выпишите в черновик буквы и подобранные к ним цифры.
- Проверьте, правильно ли Вы записали ваши варианты.
- Занесите цифры в порядке от А до Д в бланк ответов.
Многомудрый Литрекон подготовил для учащихся несколько советов по подготовке и выполнению 8 задания, которые помогут его решать быстро, легко и просто:
- Не делайте задание по порядку. У каждого учащегося есть те ошибки, которые ему найти легче всего. Начните выполнение именно с них, тогда Вы не запутаетесь, и оставшиеся предложения будет легче распределить по вариантам.
- Заранее повторите или узнайте расшифровки известных аббревиатур (ООН, МГУ, СССР, США, ЦСКА и т.д.)
- Чаще задавайте вопросы. Если Вам кажется, что в предложении что-то «режет слух», то задайте к каждому слову вопрос, и тогда Вам будет легче понять, в чем заключается ошибка.
- Создайте табличку с правильным употреблением предлогов и падежей. Используйте ее при выполнении тренировочных заданий. Видя ее каждый день, Вы невольно запомните содержимое и начнете действовать на автомате. Шпаргалки такого рода помогут и в борьбе с другими сложными темами. Пока делаете «шпору», точно запомните большую часть информации.
- Держите себя в руках и настройтесь на философский лад. ЕГЭ — не конец света. Лет в 30 Вы поймете, что он вообще ничего не решал в Вашей жизни, а главными оказались вещи, кажущиеся сейчас второстепенными. И без 100 баллов можно поступить. И без поступления можно найти отличную работу и достичь успеха. Так что не надо паники. Это всего лишь этап Вашей долгой жизни и вовсе не самый важный.
Автор: Полина Крачун