1 задание ЕГЭ по русскому языку: советы по выполнению, теория, пример

Сегодня нам предстоит разобрать 1 задание ЕГЭ по русскому языку: что оно собой представляет, какую теорию учить, чтобы решать его на максимальный балл? И самое главное: как всё запомнить? Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор задания на ЕГЭ. Начнём!

Суть задания и примеры

В этом задании от ученика просят вставить по смыслу пропущенное слово (союз, частицу, предлог, вводное слово, наречие) в тексте. Самое главное, что нужно понимать здесь – деление слов на части речи.

Пример задания:

Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот союз.

Коррекция фигуры  — это комплекс укрепляющих, оздоровительных, развивающих методов изменения пропорций тела, заключающийся в изменении объёма жировых отложений, нарушающих общий вид фигуры.

Рассмотрим такой способ коррекции фигуры, как шeйпинг. Слово «shaping» происходит от английского «shape», что означает «формировать». Шeйпинг  — это комплекс упражнений для коррекции и развития пропорций силуэта, формирования осанки и пластики тела. Шейпингом рекомендуется заниматься девушкам и женщинам в возрасте от 14 до 50 лет.

<…> коррекция фигуры всегда включает не только упражнения, но и правильное питание, то специалисты, контролирующие изменения фигуры, должны обладать соответствующими знаниями, чтобы составить ежедневное меню, в которое входят продукты, содержащие всё необходимое для дополнительных эффективных, корректирующих и моделирующих программных мероприятий. (По Е. В. Карпиной)

Правильный ответ: Если. Как мы это поняли? Есть устойчивая конструкция «если…, то…». В первой части предложения мы перечисляем необходимые условия, а во второй делимся полученными выводами и результатами. Таким образом, чтобы найти решение, нужно внимательно прочитать все предложение и вспомнить, как в таких случаях говорят люди. Зачастую разгадку можно нащупать интуитивно, ведь мы находимся в этой языковой среде с детства, а значит, подсознательно впитываем ее речевые конструкции. Главное — не переживать, и тогда нужный ответ обязательно всплывет в памяти сам собой.

Но есть и сложности. Как отличить вводное слово от союза, если Вы совсем не владеете теорией языка? Чтобы правильно решить данное задание, нужно изучить некоторые правила, чем мы сейчас и займёмся!

Теория

Вводные слова

Что такое «вводные слова»? Они вводят эмоции, мысли, какие-то оттенки смысла, которые хочет внести субъект высказывания, например: «К счастью, я сдал экзамен…», «Наверное, он меня не любит…».

Вводные слова делятся на 4 основные группы:

  1. Чувства говорящего: к счастью, к сожалению, на беду и т.д.
  2. Источник информации: по-моему, по словам учителя, согласно оценкам экспертов и т.д.
  3. Степень достоверности: по всей вероятности, конечно, несомненно и т.д.
  4. Связь мыслей: например, во-первых, так сказать и т.д.

Это слова, которые помогают нам понять, вводная ли перед нами конструкция/слово.

Основное внимание нужно уделить тому, что есть слова, которые ВСЕГДА являются вводными и те, которые НИКОГДА ими не будут:

Всегда вводные Точно не вводные
Без сомнения, более того, вернее, вероятно, видимо, во-первых (и т.д.), впрочем, в частности, иначе говоря, итак, казалось бы, как всегда, как назло, как обычно, как правило, конечно, к (не) счастью, к примеру, к сожалению, например, по-моему (и аналогично), по мнению, по словам, по-видимому, следовательно. Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и другие.

Если нас просят подобрать вводное слово, то оно должно быть одно, а если словосочетание/конструкцию, то это точно два слова и больше.

Пример задания:

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска.

…, мы можем сделать вывод, что экологический кризис — это проблема неотложная и требующая немедленного вмешательства правительства.»

Алгоритм действий:

  1. Подчёркиваем то, что надо найти, в данном случае это «вводное слово».
  2. Читаем внимательно предложение с пропущенным словом.
  3. Анализируем: какой оттенок вводного слова здесь нужен?

Возможные ответы для этого задания: следовательно/так/таким образом – тут связь мыслей и подведение итога.

Наречия

Напоминаю, что наречия отвечают на вопросы: «где», «куда», «когда», «откуда», «почему», «зачем» и «как».

Наречия делятся на разряды:

  1. Наречия времени: далее, затем, потом, тогда, наконец

  2. Наречия места: там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда

  3. Наречия причины: потому, поэтому, оттого

  4. Наречия меры и степени: насколько, настолько, так, совсем, почти, примерно, приблизительно

  5. Наречия образа и способа действия: так

  6. Наречия цели: затем

Особое внимание необходимо уделить местоименным наречиям – наречие со значением местоимения: затем, там, туда, оттуда, здесь, сюда, отсюда, потому, поэтому, оттого, насколько, настолько, так.

«Поэтому» и «так» — самые распространённые ответы в подобном задании по наречиям. Не путаем с «так» вводным словом, потому что в таком случае можно заменить «так» на «например», а с наречиями так не работает.

«Мужчины дарят женщинам цветы – так они показывают свою любовь» — значение наречия.

«Так, мы можем сделать вывод, что Наташа Ростова – идеальная героиня для Толстого» — значение вводного слова

Пример задания:

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска.

«Я не смогу пойти на вечеринку, …у меня будет свободный вечер для того, чтобы поработать над проектом, который уже давно требует моего внимания»

Алгоритм действий:

  1. Определяем, какие предложения или их части связывает наречие?
  2. Задаём вопрос от первой части ко второй (или от второй к первой).
  3. Подставляем подходящее по смыслу наречие.

Я не смогу пойти на вечеринку (что из этого выходит?) – что у меня будет свободный вечер. Здесь наречие причины.

Ответ: поэтому

Местоимения

У местоимений также есть разряды, их больше, чем у наречий и вводных слов, однако учить нам придётся только те, которые встречаются в задании чаще всего:

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

  2. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой

  3. Указательные: это, этот, тот, такой, таков

  4. Определительные: весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой

  5. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

  6. Неопределённые: некий, какой-то

Важно выучить определительные местоимения, так как именно туда отнесли все те местоимения, которые больше никуда не подошли. Обращаю внимание также на относительные – это те же самые вопросительные, только в сложном предложении.

Пример задания:

Подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите его.

«Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. … они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.»

Алгоритм действий:

  1. Определяем, какие предложения (или их части) связывает местоимение?
  2. Ищем слово, вместо которого в следующем предложении (или его части) надо использовать местоимение.
  3. Если это существительное, в ответе может быть личное, указательное или относительное местоимение.
  4. Если прилагательное, то в ответе будет притяжательное, указательное, определительное, неопределённое или относительное.
  5. Если числительное, в ответ пойдёт относительное местоимение «сколько».

В данном случае сразу смотрим на 3 предложение: здесь задаём вопрос: какие науки? – ВСЕ, следовательно, это местоимение и пойдёт в ответ.

Союзы и союзные слова

Союзы – служебная часть речи, которая используется для соединения однородных членов предложения между собой, частей сложного предложения и самостоятельных предложений в тексте. Как мы знаем, их делят на сочинительные и подчинительные. А эти два типа разделяются ещё на несколько:

Сочинительные Подчинительные + союзные слова
Соединительные: и, да (в значении и), также, тоже Изъяснительные: что (союз или союзное слово), чтобы (союз)
Разделительные: или, либо Обстоятельственные:

Времени: когда (союз или союзное слово)

Места: где, куда, откуда (союзные слова)

Образа действия, меры, степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой (союзные слова)

Причины: так как, потому что (союзы)

Противительные: а, но, да (в значении но), однако, же Обстоятельственные:

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно (союзы)

Условия: если, если бы (союзы)

Уступки: несмотря на то что, хотя (союзы)

Цели: чтобы (союз)

Следствия: так что (союз)

Помните о разнице между союзами и предлогами: союзы не меняют падеж последующего за ними слова!

Союзные слова – местоимения и местоименные наречия, выполняющие функцию средства связи частей сложноподчинённого предложения. Одновременно с этим союзные слова выполняют роль того или иного члена предложения. К союзным словам относятся: что, кто, который, где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как.

Как их отличить от союзов? Просто задайте к ним вопрос, ведь к союзам задать его невозможно:

  • Я узнал, что у нас в шкафу лежит шоколад – союз
  • Я узнал, что лежит у нас в шкафу – союзное слово

Пример:

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска.

«Сразу же после того, как он услышал о планах провести международную конференцию, он начал работать над презентацией, … попытался объяснить важность исследований в этой области».

Алгоритм действий:

  1. Сразу смотрим на ту часть, в которой пропущено слово.
  2. Обязательно подчёркиваем ту часть слова, которую нужно найти.
  3. Задаём вопрос: он начал работать НАД КАКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ? – В КОТОРОЙ попытался объяснить…

Ответом к этому заданию будет союзное слово — в которой.

Предлоги

Предлог – служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имён существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Предлоги делятся на:

  1. Первообразные: к, на, за, с, кроме и другие
  2. Производные: благодаря, согласно, вопреки и другие

Производные также подразделяются на:

  1. Пространственные: вокруг, перед, между, вслед за, около и другие
  2. Временные: в течение, накануне, в ходе, на протяжении, в продолжение и др.
  3. Причинные: в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине, в (вне) зависимости от и др.
  4. Объектные: насчёт, относительно и др.
  5. Сравнительно-сопоставительные: в отличие от
  6. Уступки: несмотря на
  7. Орудийные: путём
  8. Сопроводительные: согласно

Пример:

Подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска.

«… условиям договора, мы обязаны вернуть товар продавцу в течение 14 дней со дня его покупки».

Алгоритм действий:

  1. Подчёркиваем ту часть слова, которую нужно найти.
  2. Определяем, в каком падеже стоит слово после предлога.
  3. Смотрим на значение, которое передаёт предлог.

Ответ: согласно

Частицы

Частицы – служебные части речи. Делятся на следующие разряды:

Формообразующие пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало
Отрицательные не, вовсе не, далеко не, отнюдь не, никак
Вопросительные ли, неужели, разве
Указательные именно, как раз, прямо, точь-в-точь, только, лишь, исключительно, почти что, единственно, даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё, едва ли, вряд ли
Ограничительно-выделительные лишь, только

Отдельное внимание нужно обратить на последний вид, так как на последнем ЕГЭ попались именно эти частицы.

Пример: Подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска.

«Он знал … эту информацию, больше ничего ему не было известно»

Алгоритм действий:

  1. Как всегда, выделяем слово, которое нужно вставить
  2. Определяем, какая частица подходит по смыслу

Ответ: лишь, только

Советы по выполнению

Каждый раздел теории снабжен алгоритмом действий, который поможет быстро сориентироваться в витиеватой формулировке задания и не растрачивать драгоценное время попусту.

Подготовка к заданию 1 на ЕГЭ по русскому языку должна быть системной:

  1. По нашей шпаргалке научитесь отличать одни части речи от других. Если есть понимание, то и учить все слова из списка вовсе не обязательно.
  2. Для наглядности поставьте на стол таблицы с перечислением частей речи и определениями. Так их легче будет запомнить.
  3. Еженедельно старайтесь выполнять хотя бы по 2-3 задания, чтобы набить руку. Главное — не пропускать тренировки, иначе результата не будет.
  4. Если найдете самую проблемную часть речи для себя, удвойте усилия по ее освоению, чтобы ахиллесовой пяты у Вас не было.

Вот всё то, что Вам необходимо изучить, чтобы выполнить задание номер 1 на ЕГЭ по русскому языку на максимум! Не забудьте взглянуть на структуру заданий и разбаловку.

Советы:

  1. Не надо пугаться, если ты подбираешь слово, которое, казалось бы, подходит по смыслу, но его нет в ответах, потому что на реальном ЕГЭ будет «веер ответов». Что это такое? Все ответы, которые дадут учащиеся, будут собраны в базу. И дальше специальные эксперты извлекут из этой базы те ответы, которые хотя бы теоретически подходят. Соответственно, количество правильных ответов будет расширено.
  2. Обязательно подчёркивай то, что от тебя требуется! Так условие выглядит более наглядно.
  3. Относительные местоимения и союзные слова – ОДНО И ТО ЖЕ!
  4. Если местоимение относительное, то оно точно связывает части сложноподчинённого предложения.

Автор: Евгения Горбатовская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *