5 задание ЕГЭ по русскому: теория, пример, советы по выполнению
5 задание ЕГЭ по русскому языку посвящено лексическим нормам и часто вызывает трудности у школьников. Правильный ответ дает только один балл. Но разобравшись в выполнении, каждый ученик сможет получить драгоценную прибавку к итоговому числу. Задание может стать одним из самых легких. Для ознакомления с основными аспектами Многомудрый Литрекон представляет подробный разбор 5 задания ЕГЭ по русскому языку. Приятного просвещения!
Суть задания
В пятом задании выпускник должен заменить слово с лексической ошибкой, подобрав к нему пароним.
Паронимы — это слова, которые имеют схожее звучание, но разное значение. Они часто принадлежат к одной части речи и могут отличаться лишь одной буквой или суффиксом, что создает условия для возникновения путаницы. Однако их смысл обычно сильно различается, и неверное использование может привести к комичным или нелепым ошибкам.
Например, адресат (тот, кому адресовано письмо) и адресант (тот, кто отправляет письмо), эффектный (яркий, впечатляющий) и эффективный (результативный), гуманизм (человечность) и гуманность (добросердечное отношение). Знание паронимов помогает точнее выражать мысли и избегать языковых казусов.
Пример задания
Пример задания 5 на ЕГЭ по русскому выглядит так:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
- ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.
- Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.
- Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.
Правильный ответ: Венец
Теперь разберемся, почему именно этот вариант является единственно правильным.
Для начала нужно определить значение слов и их уместность в данном контексте. Венок – это украшение из цветов или других растений, сплетённых вместе; обидный – оскорбительный, досадный; тактичность – корректное поведение по отношению к чему-либо или кому-либо; нестерпимый – с трудом переносимый. Разобравшись в значении, можно понять, что не подходит к контексту только слово «венок». Оно должно быть заменено словом «венец». Венец творения – это принятое выражение, которое означает наивысшее достижение.
Теория
Чтобы справиться с заданием нужно знать, что такое паронимы и их характеристики.
Паронимы – это однокоренные слова, схожие по звучанию, но отличающиеся по значению. Чаще всего паронимы относятся к одной части речи. Они выполняют аналогичные синтаксические функции. Схожесть слов объясняется одним и тем же морфологическим корнем.
В пятом задании ЕГЭ по русскому языку встречаются три вида паронимов:
- Приставочные, то есть слова, у которых разные приставки;
- Суффиксальные – это слова, у которых разные суффиксы;
- Корневые. Паронимы данного вида различаются разными корнями, которые имеют внешнее сходство.
Для более подробного изучения паронимов, Многомудрый Литрекон предлагает остановиться на каждом виде отдельно.
Начнем с приставочных паронимов. Есть самые частые приставки, которые используются в задании. Обратите внимание на определенные правила в их употреблении:
Приставочные паронимы 1
Приставка | Употребление с глаголами | Употребление с существительными | Употребление с наречиями | Употребление с прилагательными |
вы- | — Направление действия из (вывертываться);
— Завершение действия (выдержать); — Свершение намеченного (вырастить). |
– | – | – |
о- (об-, обо-) | — Направление действия вокруг (обогреть);
— Завершение деятельности (огородить); — Деятельность, направленная на нескольких лиц (обсудить). |
– | – | – |
за- | — Начало деятельности (заблудиться);
— Свершение намеченного (завоевать); — Избыточность деятельности (замучить); — Действие, которое направленно на всю территорию (засеять); — Действие, совершенное заранее (заготовить); — Действие, которое ограничивает пространство (завязать). |
— Нахождение за пределами чего-либо (заоблачный). | — Причины или условия (задаром). | – |
у- | — Отдаление (убежать);
— Совершение чего-либо, несмотря ни на что (уберечь); — Завершение деятельности (упаковать, увидеть); — Изменение предмета (улучшить). |
– | – | – |
раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) | — Разделение чего-либо (разорвать). | — Высшая степень (разум). | – | — Высшая степень (разудалый). |
пере- | — Совершить действие через что-либо (перешагнуть);
— Действие, которое совершается снова (переделать); — Завершение деятельности (перезимовать). |
— Действие, которое совершается снова (перевыборы). | – | – |
в- (во-) | — Завершение деятельности (влезть). | – | — Место, время (вблизи, впоследствии). | – |
от- (ото-) | — Отдаление (отбежать);
— Отделение (отпилить); — Завершение деятельности (отработать). |
— Явление, происходящее после чего-либо (отголосок). | – | – |
на- | — Направление деятельности, направленное на поверхность (наклеить);
— Завершение деятельности (написать). |
— Что-либо находящиеся на поверхности (настенный). | — Высшая мера чего-либо (накрепко);
— Время, направление (наверх). |
– |
до- | — Завершение деятельности (добежать);
— Недостающее действие (доплатить). |
– | – | — До чего-либо (доисторический). |
воз-(вос-) | — Действие, направленное вверх (воспарить);
— Начало чего-либо (воссиять). |
– | – | – |
вз- (взо-, вс-) | — Направление движения внутрь (вбежать);
— Завершение деятельности (влезть). |
– | — Место, время (вблизи). | – |
из- (изо-, ис-) | — Завершение деятельности (изготовить);
— Выход откуда-либо (изгнать). |
– | — Место, время (издали). | – |
с- (со-) | — Удаление (сгрузить);
— Соединение (связать); — Завершение деятельности (стемнеть). |
— Взаимосвязь (содружество). | — Место, образ действий и время (свыше). | — Общность. |
Суффиксальные паронимы. В таблице приведены суффиксы, которые можно встретить в задании, а также познакомиться с их значением и употреблением:
Суффиксальные паронимы 1
Суффикс | Образование прилагательных | Образование причастий | Образование существительных |
-ическ- | — Свойственность, характерность, связанность (символический). | – | – |
-еск- | — Свойственность, характерность, связанность (творческий). | – | – |
-тельн- | — Соответствующий производящему действие (наблюдательный);
— Исполнитель действия (желательный); — Предусмотренный для выполнения действия (плавательный). |
– | – |
-ск- | — Принадлежность (русский). | – | – |
-ист-/-аст-/-ат- | — Обладающий каким-либо качеством (очкастый). | – | – |
-лив- | — Состояние, действие, свойство;
— Обладающий каким-либо качеством (счастливый). |
– | – |
-ив- | — Обладающий каким-либо качеством (ленивый). | – | – |
-чив- | — Склонный к чему-либо (находчивый). | – | – |
-ев-/-ев- | — Относящийся к чему-либо (садовый). | – | – |
-н- | — Соответствующий явлению, предмету, действию, месту, времени или числу (весенний);
— Соответствующий результату деятельности или просто деятельности (читаный). |
– | – |
-им-/-ем- | — Отглагольные прилагательные. | — Отглагольные причастия. | – |
-ант- | – | – | — Род деятельности (квартирант);
— Вид занятий(музыкант); — Участник совместной деятельности (дуэлянт); — По месту работы или учебы (курсант); — Часть коллектива (оркестрант); — Будущая должность/профессия (магистрант). |
И третий вид паронимов – корневой. Корневых паронимов не так много. Ниже приведено несколько примеров:
- Словарный – словесный;
- Экскаватор – эскалатор;
- Коренастый – коренной – корневой.
Советы по выполнению
Как выполнить 5 задание на ЕГЭ по русскому языку? Эти советы помогут справиться с потоком мыслей и настроиться на решение проблемы:
- Первым делом после прочтения определите значение слова в данном контексте: что автор хотел сказать?
- Подберите пары паронимов и определите и их значение тоже. Дальше нужно проанализировать контекст и понять уместность использования того или иного слова.
- Проговорите сомнительные фразы про себя пару раз: иногда даже непривычное звучание предложения заставляет задуматься об ошибке.
В подготовке тоже есть интересные фишки, которые позволяют запомнить нужные сведения и натренировать навык:
- Создавайте яркие ассоциации. Например, представьте, что эффектный — это вспышка фейерверка (яркое событие), а эффективный — это работающий механизм (результат). Визуализируя образы, вы сможете легче запоминать разницу между словами.
- Проверяйте контекст. Составьте два разных предложения с каждым паронимом, чтобы уловить их уникальный смысл. Например, «У неё была эффектная внешность» (запоминающаяся) и «Метод оказался эффективным» (продуктивным). Это упражнение помогает прочувствовать, как слова работают в реальной речи.
- Изучайте корни и приставки. Часто паронимы различаются приставками или суффиксами, которые меняют значение. Например, адресант содержит «анТ» (тот, кто отправляет), а адресат заканчивается на «аТ» (тот, кто получает). Это небольшие подсказки в структуре слов, которые можно использовать.
- Играйте в словесные игры. Придумайте смешные истории или загадки с паронимами: «Эффектная речь депутата оказалась неэффективной в решении проблемы». Это веселый способ запоминать различия!
- Практикуйтесь в речи. Применяйте паронимы осознанно в разговоре или письме. Регулярное использование закрепляет их значение в памяти и делает разницу очевидной.
- Больше читайте (качественный контент!). Так Вы научитесь быстрее анализировать тексты и искать пары паронимов.
- Не расстраивайтесь, если сразу не получается. Решайте больше заданий и у Вас всё обязательно получится!
Вот всё то, что необходимо знать для удачного решения 5 задания на ЕГЭ по русскому языку. Удачи на экзаменах!
Автор: Анастасия Ермакова