5 задание ЕГЭ по русскому: теория, пример, советы по выполнению

5 задание ЕГЭ по русскому языку посвящено лексическим нормам и часто вызывает трудности у школьников. Правильный ответ дает только один балл. Но разобравшись в выполнении, каждый ученик сможет получить драгоценную прибавку к итоговому числу. Задание может стать одним из самых легких. Для ознакомления с основными аспектами Многомудрый Литрекон представляет подробный разбор 5 задания ЕГЭ по русскому языку. Приятного просвещения!

Суть задания 

В пятом задании выпускник должен заменить слово с лексической ошибкой, подобрав к нему пароним.

Паронимы — это слова, которые имеют схожее звучание, но разное значение. Они часто принадлежат к одной части речи и могут отличаться лишь одной буквой или суффиксом, что создает условия для возникновения путаницы. Однако их смысл обычно сильно различается, и неверное использование может привести к комичным или нелепым ошибкам. 

Например, адресат (тот, кому адресовано письмо) и адресант (тот, кто отправляет письмо), эффектный (яркий, впечатляющий) и эффективный (результативный), гуманизм (человечность) и гуманность (добросердечное отношение). Знание паронимов помогает точнее выражать мысли и избегать языковых казусов.

Пример задания

Пример задания 5 на ЕГЭ по русскому выглядит так:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
  • ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.
  • Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.
  • Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

Правильный ответ: Венец

Теперь разберемся, почему именно этот вариант является единственно правильным. 

Для начала нужно определить значение слов и их уместность в данном контексте. Венок – это украшение из цветов или других растений, сплетённых вместе; обидный – оскорбительный, досадный; тактичность – корректное поведение по отношению к чему-либо или кому-либо; нестерпимый – с трудом переносимый. Разобравшись в значении, можно понять, что не подходит к контексту только слово «венок». Оно должно быть заменено словом «венец». Венец творения – это принятое выражение, которое означает наивысшее достижение.

Теория

Чтобы справиться с заданием нужно знать, что такое паронимы и их характеристики.

Паронимы – это однокоренные слова, схожие по звучанию, но отличающиеся по значению. Чаще всего паронимы относятся к одной части речи. Они выполняют аналогичные синтаксические функции. Схожесть слов объясняется одним и тем же морфологическим корнем.

В пятом задании ЕГЭ по русскому языку встречаются три вида паронимов:

  1. Приставочные, то есть слова, у которых разные приставки;
  2. Суффиксальные – это слова, у которых разные суффиксы;
  3. Корневые. Паронимы данного вида различаются разными корнями, которые имеют внешнее сходство.

Для более подробного изучения паронимов, Многомудрый Литрекон предлагает остановиться на каждом виде отдельно.

Начнем с приставочных паронимов. Есть самые частые приставки, которые используются в задании. Обратите внимание на определенные правила в их употреблении:

Приставочные паронимы 1

Приставка Употребление с глаголами Употребление с существительными Употребление с наречиями Употребление с прилагательными
вы- — Направление действия из (вывертываться);

— Завершение действия (выдержать);

— Свершение намеченного (вырастить).

о- (об-, обо-) — Направление действия вокруг (обогреть);

— Завершение деятельности (огородить);

— Деятельность, направленная на нескольких лиц (обсудить).

за- — Начало деятельности (заблудиться);

— Свершение намеченного (завоевать);

— Избыточность деятельности (замучить);

— Действие, которое направленно на всю территорию (засеять);

— Действие, совершенное заранее (заготовить);

— Действие, которое ограничивает пространство (завязать).

— Нахождение за пределами чего-либо (заоблачный). — Причины или условия (задаром).
у- — Отдаление (убежать);

— Совершение чего-либо, несмотря ни на что (уберечь);

— Завершение деятельности (упаковать, увидеть);

— Изменение предмета (улучшить).

раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) — Разделение чего-либо (разорвать). — Высшая степень (разум). — Высшая степень (разудалый).
пере- — Совершить действие через что-либо (перешагнуть);

— Действие, которое совершается снова (переделать);

— Завершение деятельности (перезимовать).

— Действие, которое совершается снова (перевыборы).
в- (во-) — Завершение деятельности (влезть). — Место, время (вблизи, впоследствии).
от- (ото-) — Отдаление (отбежать);

— Отделение (отпилить);

— Завершение деятельности (отработать).

— Явление, происходящее после чего-либо (отголосок).
на- — Направление деятельности, направленное на поверхность (наклеить);

— Завершение деятельности (написать).

— Что-либо находящиеся на поверхности (настенный). — Высшая мера чего-либо (накрепко);

— Время, направление (наверх).

до- — Завершение деятельности (добежать);

— Недостающее действие (доплатить).

— До чего-либо (доисторический).
воз-(вос-) — Действие, направленное вверх (воспарить);

— Начало чего-либо (воссиять).

вз- (взо-, вс-) — Направление движения внутрь (вбежать);

— Завершение деятельности (влезть).

— Место, время (вблизи).
из- (изо-, ис-) — Завершение деятельности (изготовить);

— Выход откуда-либо (изгнать).

— Место, время (издали).
с- (со-) — Удаление (сгрузить);

— Соединение (связать);

— Завершение деятельности (стемнеть).

— Взаимосвязь (содружество). — Место, образ действий и время (свыше). — Общность.

 

Суффиксальные паронимы. В таблице приведены суффиксы, которые можно встретить в задании, а также познакомиться с их значением и употреблением: 

Суффиксальные паронимы 1

Суффикс Образование прилагательных Образование причастий Образование существительных
-ическ- — Свойственность, характерность, связанность (символический).
-еск- — Свойственность, характерность, связанность (творческий).
-тельн- — Соответствующий производящему действие (наблюдательный);

— Исполнитель действия (желательный);

— Предусмотренный для выполнения действия (плавательный).

-ск- — Принадлежность (русский).
-ист-/-аст-/-ат- — Обладающий каким-либо качеством (очкастый).
-лив- — Состояние, действие, свойство;

— Обладающий каким-либо качеством (счастливый).

-ив- — Обладающий каким-либо качеством (ленивый).
-чив- — Склонный к чему-либо (находчивый).
-ев-/-ев- — Относящийся к чему-либо (садовый).
-н- Соответствующий явлению, предмету, действию, месту, времени или числу (весенний);

— Соответствующий результату деятельности или просто деятельности (читаный).

-им-/-ем- — Отглагольные прилагательные. — Отглагольные причастия.
-ант- — Род деятельности (квартирант); 

— Вид занятий(музыкант); 

— Участник совместной деятельности (дуэлянт);

— По месту работы или учебы (курсант); — Часть коллектива (оркестрант); 

— Будущая должность/профессия (магистрант).

И третий вид паронимов – корневой. Корневых паронимов не так много. Ниже приведено несколько примеров:

  • Словарный – словесный;
  • Экскаватор – эскалатор;
  • Коренастый – коренной – корневой.

Советы по выполнению

Как выполнить 5 задание на ЕГЭ по русскому языку? Эти советы помогут справиться с потоком мыслей и настроиться на решение проблемы:

  1. Первым делом после прочтения определите значение слова в данном контексте: что автор хотел сказать? 
  2. Подберите пары паронимов и определите и их значение тоже. Дальше нужно проанализировать контекст и понять уместность использования того или иного слова. 
  3. Проговорите сомнительные фразы про себя пару раз: иногда даже непривычное звучание предложения заставляет задуматься об ошибке.

В подготовке тоже есть интересные фишки, которые позволяют запомнить нужные сведения и натренировать навык:

  • Создавайте яркие ассоциации. Например, представьте, что эффектный — это вспышка фейерверка (яркое событие), а эффективный — это работающий механизм (результат). Визуализируя образы, вы сможете легче запоминать разницу между словами.  
  • Проверяйте контекст. Составьте два разных предложения с каждым паронимом, чтобы уловить их уникальный смысл. Например, «У неё была эффектная внешность» (запоминающаяся) и «Метод оказался эффективным» (продуктивным). Это упражнение помогает прочувствовать, как слова работают в реальной речи.  
  • Изучайте корни и приставки. Часто паронимы различаются приставками или суффиксами, которые меняют значение. Например, адресант содержит «анТ» (тот, кто отправляет), а адресат заканчивается на «аТ» (тот, кто получает). Это небольшие подсказки в структуре слов, которые можно использовать.  
  • Играйте в словесные игры. Придумайте смешные истории или загадки с паронимами: «Эффектная речь депутата оказалась неэффективной в решении проблемы». Это веселый способ запоминать различия!  
  • Практикуйтесь в речи. Применяйте паронимы осознанно в разговоре или письме. Регулярное использование закрепляет их значение в памяти и делает разницу очевидной. 
  • Больше читайте (качественный контент!). Так Вы научитесь быстрее анализировать тексты и искать пары паронимов.
  • Не расстраивайтесь, если сразу не получается. Решайте больше заданий и у Вас всё обязательно получится!

Вот всё то, что необходимо знать для удачного решения 5 задания на ЕГЭ по русскому языку. Удачи на экзаменах!

Автор: Анастасия Ермакова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *