21 задание ЕГЭ по русскому языку: теория, примеры, советы по выполнению

Задание 21 на ЕГЭ по русскому языку обоснованно вызывает опасение у многих учащихся. Это и понятно, оно является одним из самых объемных в тестовой части, а на экзамене его решают правильно лишь 32,3% выпускников! Но не стоит бояться. Несмотря на большие размеры, задание включает в себя исключительно тему пунктуации, многие разделы из которой Вы изучили еще в средней школе. Для быстрого повторения темы Многомудрый Литрекон представляет полный разбор задания 21 на ЕГЭ по русскому. Приятного просвещения!

Суть задания и примеры

В двадцать первом задании мы должны найти предложения, в которых тире/двоеточие/запятая ставятся в соответствии с одним и тем же пунктуационным правилом.

Пример 1:

Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)  Бег  — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!»  — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел, и бегун устремится вперёд — бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» — десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

Ответ: 17

В обоих предложениях тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

Пример 2:

Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ (-ЫЕ) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Холм на берегу реки Чепца является одним из красивейших мест Удмуртии, с него открывается великолепный вид на окрестности: далеко внизу петляет река, к горизонту мягкими волнами поднимаются холмы, поросшие елями. (2) До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы, и, по преданиям, у горы Бакгурезь было два названия. (3) Первое — Бакгурезь, которое в переводе с удмуртского значит «богатая гора». (4) Второе название горы — Бакгурезь, что означает «немая гора». (5) Легенда гласит, будто давным-давно у подножия горы жил богатый мельник, у которого была одна дочь. (6) Когда пришла пора выдавать девушку замуж, мельник заявил, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру. (7) Никто из претендентов не смог покорить гордую гору, поскольку не знал о том, что у духа горы нужно попросить благословения. (8)А в одной из окрестных деревень жил юноша: ловкий, красивый, умный, но глухонемой. (9) Когда он попросил руки дочери мельника, тот указал ему на гору — юноша попросил благословения и, быстро забравшись на вершину, чудесным образом якобы обрёл дар речи.

Ответ: 345679

Во всех этих предложениях есть запятые, которые разделяют части сложного предложения в сложноподчинённом предложении.

Чтобы лучше понять свои цели и задачи на экзамене, посмотрите другие полезные материалы:

Что же касается 21 задания на ЕГЭ по русскому, выполнить его безошибочно поможет лишь повторение полезных правил, которые Вы уже наверняка забыли. Для этого обратите внимание на краткую выжимку теории, необходимой для подготовки.

Теория

В большинстве своем к одиннадцатому классу мы ставим знаки препинания уже более интуитивно, нежели опираясь на определенные правила во время написания текста. В 21 же задании нас ждет совершенно другая задача. Нам нужно будет вспомнить все правила, связанные с запятой, тире и двоеточием, и уже после этого приступать к его выполнению. Несмотря на то, что с первого взгляда задание кажется неразрешимым, для его успешного выполнения нужно знать всего лишь ряд тем, о которых мы сейчас расскажем:

Тире

В простом предложении тире между подлежащим и сказуемым ставится:

  • Между двумя существительными в именительном падеже. Примеры: Тоска – дело пагубное; Одиночество в замке – вещь привычная.
  • Между числительными, а также числительным и именем существительным в именительном падеже. Примеры: Три плюс три – шесть; Тринадцать – число мистическое.
  • Между двумя инфинитивами, инфинитивом и именительным существительным в именительном падеже. Примеры: Курить – здоровью вредить; Наша задача – выиграть олимпиаду.
  • Если перед сказуемым стоят частицы вот, это, значит, это значит. Пример: Семья – значит взаимопонимание; Эверест – это самая высокая гора в мире.

В неполном предложении тире ставится, если:

  • Есть наличие паузы в неполном предложении (чаще всего при отсутствии сказуемого). Примеры: За горами – реки; В темной и холодной комнате – ветер.
  • При пропуске сказуемого, в части сложного предложения, идет восстановление из предыдущей части. Примеры: Зимой ночи были длинные, дни – короткие; В момент расставания время тянется медленно: однообразно проходят месяца, скучно – года.

При однородных членах тире ставится:

  • Если после однородных членов идет обобщающее слово. Примеры: Пицца, роллы и бургеры – его любимая еда; В домах, в магазинах, на футбольных площадках – нигде не было света.
  • Если перед однородными членами стоит обобщающее слово, а после – продолжение предложения. Пример: Вся еда в доме: макароны, рис, капуста – никак больше не спасала от голода.

В предложениях с приложениями тире ставится:

  • Перед приложениями, поясняющими какой-либо член предложения и стоящими в его конце. Пример: В этом доме жил только старик – мудрый человек, которого потрепала жизнь; В этом корпусе они нашли библиотеку – огромный архив коллекционных изданий.
  • В случае, если перед приложением можно вставить конструкцию «а именно». Пример: В углу мы заметили зверька – маленькую пушистую морскую свинку. Мы могли исполнить свою мечту – оформить путевку на Бермудские острова.

Тире используется в сложносочиненных предложениях, если:

  • Во второй части предложения присутствует неожиданное присоединение, либо резкое противопоставление. Пример: Все вскочили, оседлали лошадей – и началась охота.

В сложноподчиненном предложении тире используется:

  • Для интонационного отделения главной и придаточной частей. Пример: Как он закончил год на пять – никто не мог понять; Откуда птицы в небесах – не знали юные исследователи;

При прямой речи и в диалогах тире используется:

  • Чтобы выделить слова автора, если они следуют после прямой речи или стоят в ее середине. Примеры: Чтобы найти в себе веру, — говорил мудрый монах – нужно сначала познать себя; «Почти все свободное время мы проводили вместе, но нельзя сказать, что мы замкнулись друг на друге» — писала Патти Смит.
  • Между репликами в диалоге. Примеры: — Как твои дела? – спросила Таня — Если честно, то в последнее время не очень — ответил Сережа задумчиво.

Запятая

В предложениях с однородными членами запятая ставится:

  • Между однородными членами, которые не связаны между собой союзами. Примеры: На этом дереве жили обезьяны, дятлы и коалы; Он был красивым, стройным и уверенным в себе мужчиной.
  • Между однородными членами связанными одиночными противительными союзами «а», «но», «да», «зато», «однако». Примеры: Она часто смотрела старые фильмы, однако не запоминала их сюжет; Профессор любил своих студентов, но забывал их имена.
  • Между однородными членами с неповторяющимся соединительным/разделительным союзом. Примеры: Ни бури, ни грозы, ни снегопады были ей не страшны; В машину поместились все: и Юля, и Вася, и Петя.
  • Между однородными членами связанными двойными союзами. Примеры: На улице встречались, как большие собаки, так и маленькие; В щи добавляют не только обычную капусту, но и квашенную.

Запятая используется в бессоюзных предложениях:

  • Для разделения простых частей. Примеры: Юля шла, Арина бежала; Дождь не прекращался, тучи не уходили.

В сложноподчиненных предложениях запятая используется:

  • Для отделения главной и придаточной частей. Примеры: Расскажи мне ту историю, которую мы так любили в детстве; Ника увидела женщину, которая когда-то встречалась ей в ее родном городке.

Запятую используют в сложносочинённых предложениях:

  • Перед сочинительным союзом, чтобы отделить простую часть. Примеры: Уходи прочь, либо оставайся в нашем царстве навсегда; Он увидел чудо, а именно северных оленей, которые скакали по заснеженным долинам.

В предложениях со сравнительными оборотами запятые ставятся:

  • Для выделения сравнительных оборотов, если в предложение есть союзы: будто, как будто, словно, неужели, чем, точно, что. Примеры: Я не заметила ничего необычного, он был такой же, как обычно; Она летала в воздухе, словно бабочка

В предложениях с вводными конструкциями и конструкциями запятая ставится:

  • Для обособления вводных слов и обращений. Примеры: Мы, к счастью, люди добрые; Во-первых, нам нужно узнать причины непогоды; Петя, ты вчера ходил гулять?

В предложениях с причастными и деепричастными оборотами запятая ставится:

  • с обеих сторон причастного/деепричастного оборота, если он находится внутри предложения, и с одно стороны, если он стоит в начале или конце. Примеры: Звезды, ярко блиставшие на небе, были похожи на одну большую гирлянду; Волна, хлынув к берегу, разбилась о скалы

Двоеточие

Двоеточие ставится в предложениях с однородными членам после обобщающего слова и перед однородными членами.

Примеры:

  • Он не боялся ничего: ни пожаров, ни наводнений, ни эпидемий.
  • Любовь к школе у него была связана со всем: вкусной столовой, добрыми учителями и дружелюбными одноклассниками.

В предложениях с прямой речью двоеточие ставится в случае, если прямая речь стоит после авторских слов.

Примеры:

  • Антон говорил: «Я хочу быть спасателем, а не спасаемым».
  • Вера вспомнила: «Только юный герой имеет полное бесстрашие».

В бессоюзном предложении тире используется:

  • Если вторая часть раскрывает содержание первой. Примеры: Приближался судный день: Иван должен был решить свою судьбу; Я сбежал ото всего: шумного города, родных и друзей.
  • Если в первой части содержатся глаголы «видеть», «смотреть», «слышать», «знать», «понимать», «чувствовать». Примеры: Алиса зашла в кабинет к приемной комиссии и чувствует: скоро она будет учиться в стенах этого университета; Я выглянул в окно и вижу: во дворе дети играют в прятки.

Советы по подготовке и выполнению

Проработав все виды ошибок, Вы готовы решать задание 21 на ЕГЭ по русскому языку. Вот алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитайте задание и поймите, какие предложения Вам нужно искать? От верно понятой формулировки зависит правильность ответа.
  2. Прочитайте текст, постарайтесь понять его смысл.
  3. Просмотрите знаки препинания во всех предложениях и вычеркните неподходящие по методу исключения.
  4. Найдите знаки препинания, которые расставлены по схожим причинам.
  5. Вспомните правила и проверьте, подходят ли они?
  6. Найдя нужные предложения, запишите их номера в бланк ответов, предварительно проверив правильность своего варианта.

Чтобы щелкать двадцать первые задания, как орешки, воспользуетесь советами, которые Многомудрый Литрекон для Вас подготовил:

  1. Упростите себе поиск. После первичного изучения текста вычеркните те предложения, в которых нет знака препинания, который Вам нужен. Так у Вас останется меньше выбора, а глаза не будут разбегаться.
  2. Изучайте темы блоками. Изучив блок правописания знаков препинания полностью, Вы сможете решать правильно не только 21 задание, но и 15, 16, 17, 18, 19, 20, а также часть 8.
  3. У Вас есть выбор. Помните, что в задании может быть несколько правильных ответов. Например, в тексте, где Вам нужно найти предложения с запятыми, расставленными по одному правилу, может быть 3 предложения, относящихся к одному правилу, а 4 — к другому. И та, и другая группа будет считаться правильным ответом.
  4. Помните, что ответ состоит минимум из 2 цифр. Если Вам кажется, что все предложения подходят, то такой вариант вполне может быть.
  5. Распределите предложения. на простые и сложные. Так Вы сразу уберете несколько вариантов, так как многие правила распространяются лишь на 1 вариант предложений.

В работе над заданиями важно подготовить свои собственные “шпоры” и использовать их в повседневной работе. Вскоре правила окажутся “в закрепе” Вашей памяти. Многократное обращение к одному и тому же источнику всегда дает надежную опору в час икс. Только вот на одну зубрежку рассчитывать нельзя, так как без понимания правил и их практического применения к успеху не прийти. Хотя бы раз в неделю тренируйтесь и делайте 5-6 заданий за раз. Прогресс не заставит себя ждать!

Автор: Полина Крачун

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *