16 задание ЕГЭ по русскому: теория, пример, советы по выполнению
«Знаки препинания — ноты при чтении» — однажды выразился великий драматург Антон Павлович Чехов. Действительно, знаки препинания служат важным средством оформления грамотной письменной речи, а также залогом выразительного чтения написанного текста. Иногда от их постановки зависит интерпретация сказанного или написанного. Без запятых, точек, тире и двоеточий мы вряд ли поймем, чего человек от нас добивается. Безусловно, пунктуация является неотъемлемой частью процесса изучения языка. Этот раздел содержит большое количество пунктуационных правил, особенностей и исключений. Поэтому в программу Единого Государственного Экзамена включены целый ряд заданий, которые проверяют пунктуацию будущего студента. 16 задание – одно из этого ряда. Разберём его особенности! Многомудрый Литрекон представляет разбор 16 задания ЕГЭ по русскому.
Содержание:
Суть задания и примеры
Здание 16 из ЕГЭ по русскому языку представляет собой проверку пунктуации. Необходимо из пяти представленных примеров выбрать те варианты ответов, в которых не хватает всего одной запятой (то есть варианты ответов с двумя запятыми и более не подойдут!). В данном 16 задании встречаются предложения с однородными и неоднородными членами, а также сложно-сочинённые. (ССП). За задание можно получить один первичный балл.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
- Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
- На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
- Ученье да труд всё перетрут.
- В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
Естественно, правильные ответы: 3 и 5. Подробно решение этого задания представлено на картинке.
Единственный способ проверить свои предположения наверняка — разобрать предложение схематически и определить строение, как Вы делали это на уроках. Наглядность не позволит Вам ошибиться. Чтобы сэкономить время, схемы можете делать только в тех случаях, которые вызывают сомнение.
Задание 16 станет намного понятнее, если Вы повторите теорию. Выжимка из всего того, что нужно знать, располагается ниже по курсу:
Теория
Однородные и неоднородные члены предложения
Запятая ставятся между однородными членами предложения. Однородные члены – это слова, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному определяющему слову, могут являться как глаголами, так и прилагательными и существительными. И только следующие четыре союза способны «отменить» запятую между однородными членами: или/либо, и, да (если в значении «и»).
А также очень важно обращать внимание на то, чтобы данные союзы были одиночными (например, Маленький Вася любил сладкий чай и манную кашу; в данном предложении союз «и» связывает однородные члены предложения — «чай и кашу»). Однако если в предложении союзы повторяются, то запятая требуется (Ребёнок хотел и конфеты, и печенья; союз «и» используется дважды – запятая ставится).
Также не менее важный пункт, на который стоит обращать внимание, – «Парные союзы». Запятая должна стоять перед второй частью парного союза.
[… не только, но и …]
[хотя … , однако …] ;
[хотя … , но …] ;
[если … , то …] и др.
Если однородные члены предложения соединяются союзами — и, или\либо, да — парно, то запятую необходимо поставить между парами.
Маленький Вася любил морс и кисель, кашу и печенья.
Чтобы не запутаться между однородными и неоднородными членами и не разместить лишних знаков препинания, разбирайте каждую группу отдельно. Например, родители и дети увлекаются на каникулах хобби и спортом. Запятая в данном примере не требуется, так как однородные члены («родители и дети» и «хобби и спортом») относятся к разным группам.
Запятая не требуется в предложениях с неоднородными членами. Такие члены предложения всегда характеризуют какой-либо объект с разных сторон, они не зависят друг от друга, именно поэтому запятая не нужна.
Пример: «У девушки была длинная русая коса», запятая не ставится, так как однородные члены предложения отвечают за разные характеристики. Для сравнения приведём пример с однородными членами: «Река уходила в золотые, синие от осени леса», в данном случае однородные члены характеризуют леса по одному и тому же критерию — они описывают цвет.
Сложно-сочинёнными предложения
Между самостоятельными грамматическими основами ССП необходима запятая перед любым сочинительным союзом (а, да, и, но, однако, и т.д.) . Бывают исключения: запятая между частями сложно–сочинённого предложения не требуется, если в предложении присутствует общий второстепенный член (чаще ОВЧ представлено обстоятельством места, времени, дополнения).
Пример:
— Прошлой зимой (ОВЧ, когда? – прошлой зимой) бывал жгучий мороз и шли сильные снегопады.
— Бывали жгучие морозы, и шли сильные снегопады.
Второе исключение связано с фразеологизмами, между которыми запятая также не требуется: «Ни день ни ночь», «ни пуха ни пера», «ни дать ни взять», «ни рыба ни мясо» и так далее.
Советы по подготовке
Как подготовиться к заданию 16 на ЕГЭ по русскому языку? Для начала необходимо повторить все эти правила и освежить познания в строительстве грамматических схем предложения. Ежедневные тренировки этого навыка не займут много времени, зато существенно упростят работу на экзамене:
- При выполнении 16 задания всегда выделяйте грамматическую основу, так как проще таким способом сориентироваться в более сложных предложениях.
- В случае с однородными членами предложения, чтобы не запутаться с одиночными и неодиночными членами, советуем отбросить все союзы и прочитать предложения уже без них – тогда сразу будет понятно, где запятая нужна, а где её ставить не нужно.
- Внимательно определяйте однородные и неоднородные члены. Однородные – всегда отвечают на один вопрос, являются родственными и описывают предмет/ объект согласно одной характерной черте.
- Будьте внимательны: Союз «ДА» в некоторых предложениях может иметь значение противительного союза «НО», в таком случае запятая нужна, поэтому важно обращать внимание не только на союзы, но и смысл всего предложения. К примеру, «А парнишка – то был мал, да удал».
- Кроме того, советуем подучить теорию и как можно скорее переходить к практике. Таким образом, Вы улучшите скорость выполнения, научитесь видеть правила и делать задания на автомате, что, конечно, является хорошим преимуществом на экзаменах.
- В конце концов, советуем Вам быть максимально внимательными и сконцентрированными на заданиях. Если не идет, не насилуйте себя и продвигайтесь дальше. Лучше успеть написать хорошее сочинение, чем преуспеть в 16 задании за 1 балл, но не оставить времени на самое «дорогое».
В процессе подготовки напирайте на практику и не упускайте возможности проверить свои познания и навыки на уроках, ведь к учителю всегда можно обратиться за бесплатной консультацией — не откажет. Вместе с классом полезно разобрать спорные случаи и еще раз обозначить важные правила. Удачи на экзаменах!