Комедия как жанр литературы
Мы с детства интуитивно понимаем, что комедия — это то, что смешно, не вдаваясь в подробности. Поэтому в школе и университете уже возникают трудности с тем, как определить и классифицировать этот жанр. Мы по-прежнему помним, что он связан со смехом, но далеко не все, что мы читаем в данном жанре, вызывает хохот или хотя бы улыбку. Кроме того, нужно перечислять и формулировать основные черты комедии, ее виды и типы, а это уже нудная теория, которую далеко не все могут запросто осилить. В этой статье Литрекон собрал самые основные характеристики и черты комедии, чтобы Вам было проще ориентироваться. Приятного просвещения!
Содержание:
Определение
Комедия — это часть драмы, возникла в Древней Греции, в переводе с греческого означает “шумное гулянье”, характеризуется юмористическим или сатирическим подходом к освещению предмета. Античная комедия возникла из праздничных шествий в честь бога Диониса.
Важно запомнить, что комедия — драматический жанр литературы, то есть относящийся к театру. В произведении этого жанра Вы увидите композиционное деление на действия и явления. Каждое явление представляет собой реплики героев, снабженные по необходимости авторскими ремарками (пояснениями, что должно быть на сцене).
Смех направлен не только на развлечение зрителя, но и на вскрытие недостатков общества. Как жанр, комедия возникла из обрядовых действий, которые разыгрывали участники представления. Чаще всего в ней высмеивались такие качества человека, как подлость, тупость, глупость и т. д.
“Отцом комедии” по праву считается Аристофан. Его комедии такие, как “Мир” и “Лисистрата”, осуждают затяжную войну между Афинами и Спартой. Недостатки афинской демократии Аристофан критикует в комедии “Всадники”. Аристофан показал в литературе силу и возможности смеха. Добрый смех обращал людей к добру, злой выявлял пороки. Аристофан выступал наставником и учителем для взрослых и для молодежи, как и его последователи.
Основные черты
Основными правилами классической комедии были:
- изображение обычной жизни;
- герои — люди низкого сословия;
- каждый герой — носитель одного порока;
- четкое деление на положительных и отрицательных героев;
- единство времени, места и действия;
- говорящие фамилии.
Образцам античного искусства стремились подражать и представители классицизма. Комедия классицизма имеет основные черты:
- сюжет воплощает конфликт между героями;
- раскрытие характеров героев происходит через конфликт;
- отсутствие авторского повествования;
- говорящие имена и фамилии;
- использование таких приемов, как ирония, сатира, гипербола, шуточные песни и народные остроты;
- каждый герой воплощает определенное качество, происходит деление на хороших и плохих;
- правило трех единств: времени, действия и места.
Комическое раскрытие жизненных противоречий происходит через осмеяние. В основе комического — несоответствие норме, которое проявляется на:
- языковом уровне;
- уровне сюжета;
- уровне характеров.
В наше время наиболее популярен синтез комедии и трагедии — трагикомическая драма. В ней соседствуют грустные и смешные эпизоды. Этот жанр стал основой «Театра Абсурда» — модернистского течения в рамках драмы. Наиболее известный пример — произведение Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»».
Виды и типы комедии
Комедия делится на: высокие (А. С. Грибоедов “Горе от ума”); лирические (А. П. Чехов “Вишневый сад”, Лопа де Вега “Собака на сене”); сатирические ( Ж- Б. Мольер “Тартюф”, «Мещанин во дворянстве»). Эта классификация относится к эпохе классицизма. В реализме комедия приобрела ярко выраженную социальную проблематику (например, пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся») и политическую злободневность (пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Типы комедии:
- комедия положений (комический эффект достигается при помощи нелепых ситуации);
- комедия характеров (высмеивает персонажа);
- комедия — буффонда (комизм создается за счет гротеска).
Различают также: бытовую комедию (Ж. -Б. Мольер “Жорж Данден”); романтическую комедию (А. Арбузов “Старомодная комедия”); героическую комедию; сказочно-символическую комедию (У. Шекспир “Двенадцатая ночь”).
Важно перечислить и виды комического:
- юмор (смех, незлобная насмешка) Его использовали А. П. Чехов («Жалобная книга»), В. М. Шукшин («Миль пардон, мадам»), Н. В. Гоголь («Нос»), О’Генри.
- ирония (скрытая насмешка). Например, А. С. Пушкин широко использовал ее в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».
- сатира (изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законом). Сатиру использовали А. С Грибоедов («Горе от ума»), М. Зощенко («Беда»), Д. И. Фонвизин («Недоросль»), М.А. Булгаков («Собачье сердце») и т. д.
- сарказм (издевка, высшая степень иронии). Можно увидеть у А. С. Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» и у М. Ю. Лермонтова в “Думе”.
Примеры комедии
Д.И. Фонвизин, «Недоросль»
Примером комедии в русской литературе может послужить комедия “Недоросль” Д. И. Фонвизина. В то время недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет. Главный герой пьесы — Митрофан Простаков. Он не знает ни математики, ни арифметики, ни русского, ни географии, не уважает и не любит никого. Капризный, избалованный, самый настоящий невежда и невежа, хитрый и корыстный. В пьесе выделены три группы персонажей: в каждой группе 3 мужских и один женский. Фонвизин высмеивает Митрофана, но в то же время это не так смешно, как печально. Комическое приобретает трагический характер. Высмеиваются такие черты как глупость, беспринципность, хамство Д. И. Фонвизин является создателем общественной комедии в России. Также появились элементы драматизма, а это было недопустимо в комедии классицизма. Любовная интрига в комедии “Недоросль” была отодвинута на второй план. Фонвизин соблюдает в комедии правило трех единств: времени, места и действия.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума»
Высокую комедию представляет произведение А. С. Грибоедов “Горе от ума”. В комедии отражены политические настроения в общества после Отечественной войны 1812 года. Конфликт в пьесе — общественный: “век нынешний” и “век минувший”, прогрессивный взгляд на мир и старые предрассудки. Основу конфликта составляет расхождение сторон во взглядах на смысл жизни, на жизненные ценности, на отношение к службе. Любовный конфликт раскрывается через отношения Чацкого и Софьи, Софьи и Молчалина, Молчалина и Лизы, Лизы и буфетчика Петруши. Чацкий, главный герой, отвергнутый и гонимый обществом, бунтарь. По мнению общества, он немного не в себе, и только потому, что мыслит и говорит не так, как все собравшиеся в доме Фамусова. Герой испытывает горе от ума, понимает, что фамусовское общество принимает человека не за его умственные и душевные качества, а за деньги и положение в обществе. Чацкий был отвергнут этим окружением и, главное, Софьей, которая предпочла ему Молчалина. Пьеса выходит за рамки комедийного жанра, современное литературоведение относит пьесу к драме.
Жан-Батист Мольер
Французский комедиограф Мольер сказал:
“Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Сатирическая комедия Мольера “Тартюф” или “Обманщик” направлена была против ханжеских идей духовенства и человеческого лицемерия. Объектом критики является невежество, носителями которых являются Оргон и госпожа Пернель. В Оргоне присутствуют и такие черты характера, как скудность, недалекость ума. Образ самого Тартюфа — собирательный. В нем отражено все “Общество святых даров”. Он отлично играет роль святоши, обедневшего дворянина, но на самом деле это искусный манипулятор. Ко всему прочему, Тартюф — искусный психолог (видит душу других людей) и использует это себе во благо. Но роль праведника он играет плохо: теряет контроль, делает ошибки. Тартюф даже не скрывает того, что любит вкусно поесть и мягко поспать. Все домочадцы знают об этом, поэтому кроме Оргона и его матери, никто больше не попадается в сети паука.
В пьесе “Тартюф” Мольер соблюдает правило трех единств. В комедии автор высмеивал в образе святоши ханжество, плутовство и лицемерие, при это Мольер ничего против самой религии не имел.
Подведем итоги: комедия направлена на осмеяние пороков человека. А пороки будут у людей всегда. Вечные проблемы отцов и детей, лицемерия, глупости, зависти, невежества, беспринципности никуда не денутся. Зато человек может поумерить их власть над собой, высмеяв их и поняв всю их ничтожность. А потому комедии полезны даже современному читателю, который даже сегодня не выходит из «фамусовского общества» и видит, как балом правят Простаковы, Скотинины и Молчалины.
Автор: Екатерина Грушевская
Извините, скорее всего вы перепутали правило трех единств, написали «теория трех «н» «в перечне основных черт комедии классицизма(7 пункт)
Спасибо, исправили)
Статья очень хорошая