Комедия как жанр литературы

Мы с детства интуитивно понимаем, что комедия — это то, что смешно, не вдаваясь в подробности. Поэтому в школе и университете уже возникают трудности с тем, как определить и классифицировать этот жанр. Мы по-прежнему помним, что он связан со смехом, но далеко не все, что мы читаем в данном жанре, вызывает хохот или хотя бы улыбку. Кроме того, нужно перечислять и формулировать основные черты комедии, ее виды и типы, а это уже нудная теория, которую далеко не все могут запросто осилить. В этой статье Литрекон собрал самые основные характеристики и черты комедии, чтобы Вам было проще ориентироваться. Приятного просвещения!

Определение

Комедия — это часть драмы, возникла в Древней Греции, в переводе с греческого означает “шумное гулянье”, характеризуется юмористическим или сатирическим подходом к освещению предмета. Античная комедия возникла из праздничных шествий в честь бога Диониса.

Важно запомнить, что комедия — драматический жанр литературы, то есть относящийся к театру. В произведении этого жанра Вы увидите композиционное деление на действия и явления. Каждое явление представляет собой реплики героев, снабженные по необходимости авторскими ремарками (пояснениями, что должно быть на сцене).

Смех направлен не только на развлечение зрителя, но и на вскрытие недостатков общества. Как жанр, комедия возникла из обрядовых действий, которые разыгрывали участники представления. Чаще всего в ней высмеивались такие качества человека, как подлость, тупость, глупость и т. д.

“Отцом комедии” по праву считается Аристофан. Его комедии такие, как “Мир” и “Лисистрата”, осуждают затяжную войну между Афинами и Спартой. Недостатки афинской демократии Аристофан критикует в комедии “Всадники”. Аристофан показал в литературе силу и возможности смеха. Добрый смех обращал людей к добру, злой выявлял пороки. Аристофан выступал наставником и учителем для взрослых и для молодежи, как и его последователи.

Основные черты

Основными правилами классической комедии были:

  1. изображение обычной жизни;
  2. герои — люди низкого сословия;
  3. каждый герой — носитель одного порока;
  4. четкое деление на положительных и отрицательных героев;
  5. единство времени, места и действия;
  6. говорящие фамилии.

Образцам античного искусства стремились подражать и представители классицизма. Комедия классицизма имеет основные черты:

  1. сюжет воплощает конфликт между героями;
  2. раскрытие характеров героев происходит через конфликт;
  3. отсутствие авторского повествования;
  4. говорящие имена и фамилии;
  5. использование таких приемов, как ирония, сатира, гипербола, шуточные песни и народные остроты;
  6. каждый герой воплощает определенное качество, происходит деление на хороших и плохих;
  7. правило трех единств: времени, действия и места.

Комическое раскрытие жизненных противоречий происходит через осмеяние. В основе комического — несоответствие норме, которое проявляется на:

  • языковом уровне;
  • уровне сюжета;
  • уровне характеров.

В наше время наиболее популярен синтез комедии и трагедии — трагикомическая драма. В ней соседствуют грустные и смешные эпизоды. Этот жанр стал основой «Театра Абсурда» — модернистского течения в рамках драмы. Наиболее известный пример — произведение Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»».

Виды и типы комедии

Комедия делится на: высокие (А. С. Грибоедов “Горе от ума”); лирические (А. П. Чехов “Вишневый сад”, Лопа де Вега “Собака на сене”); сатирические ( Ж- Б. Мольер “Тартюф”, «Мещанин во дворянстве»). Эта классификация относится к эпохе классицизма. В реализме комедия приобрела ярко выраженную социальную проблематику (например, пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся») и политическую злободневность (пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Типы комедии:

  • комедия положений (комический эффект достигается при помощи нелепых ситуации);
  • комедия характеров (высмеивает персонажа);
  • комедия — буффонда (комизм создается за счет гротеска).

Различают также: бытовую комедию (Ж. -Б. Мольер “Жорж Данден”); романтическую комедию (А. Арбузов “Старомодная комедия”); героическую комедию; сказочно-символическую комедию (У. Шекспир “Двенадцатая ночь”).

Важно перечислить и виды комического:

  1. юмор (смех, незлобная насмешка) Его использовали А. П. Чехов («Жалобная книга»), В. М. Шукшин («Миль пардон, мадам»), Н. В. Гоголь («Нос»), О’Генри.
  2. ирония (скрытая насмешка). Например, А. С. Пушкин широко использовал ее в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».
  3. сатира (изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законом). Сатиру использовали А. С Грибоедов («Горе от ума»), М. Зощенко («Беда»), Д. И. Фонвизин («Недоросль»), М.А. Булгаков («Собачье сердце») и т. д.
  4. сарказм (издевка, высшая степень иронии). Можно увидеть у А. С. Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» и у М. Ю. Лермонтова в “Думе”.

Примеры комедии

Д.И. Фонвизин, «Недоросль»

Примером комедии в русской литературе может послужить комедия “Недоросль” Д. И. Фонвизина. В то время недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет. Главный герой пьесы — Митрофан Простаков. Он не знает ни математики, ни арифметики, ни русского, ни географии, не уважает и не любит никого. Капризный, избалованный, самый настоящий невежда и невежа, хитрый и корыстный. В пьесе выделены три группы персонажей: в каждой группе 3 мужских и один женский. Фонвизин высмеивает Митрофана, но в то же время это не так смешно, как печально. Комическое приобретает трагический характер. Высмеиваются такие черты как глупость, беспринципность, хамство Д. И. Фонвизин является создателем общественной комедии в России. Также появились элементы драматизма, а это было недопустимо в комедии классицизма. Любовная интрига в комедии “Недоросль” была отодвинута на второй план. Фонвизин соблюдает в комедии правило трех единств: времени, места и действия.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Высокую комедию представляет произведение А. С. ГрибоедовГоре от ума”. В комедии отражены политические настроения в общества после Отечественной войны 1812 года. Конфликт в пьесе — общественный: “век нынешний” и “век минувший”, прогрессивный взгляд на мир и старые предрассудки. Основу конфликта составляет расхождение сторон во взглядах на смысл жизни, на жизненные ценности, на отношение к службе. Любовный конфликт раскрывается через отношения Чацкого и Софьи, Софьи и Молчалина, Молчалина и Лизы, Лизы и буфетчика Петруши. Чацкий, главный герой, отвергнутый и гонимый обществом, бунтарь. По мнению общества, он немного не в себе, и только потому, что мыслит и говорит не так, как все собравшиеся в доме Фамусова. Герой испытывает горе от ума, понимает, что фамусовское общество принимает человека не за его умственные и душевные качества, а за деньги и положение в обществе. Чацкий был отвергнут этим окружением и, главное, Софьей, которая предпочла ему Молчалина. Пьеса выходит за рамки комедийного жанра, современное литературоведение относит пьесу к драме.

Жан-Батист Мольер

Французский комедиограф Мольер сказал:

“Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Сатирическая комедия Мольера “Тартюф” или “Обманщик” направлена была против ханжеских идей духовенства и человеческого лицемерия. Объектом критики является невежество, носителями которых являются Оргон и госпожа Пернель. В Оргоне присутствуют и такие черты характера, как скудность, недалекость ума. Образ самого Тартюфа — собирательный. В нем отражено все “Общество святых даров”. Он отлично играет роль святоши, обедневшего дворянина, но на самом деле это искусный манипулятор. Ко всему прочему, Тартюф — искусный психолог (видит душу других людей) и использует это себе во благо. Но роль праведника он играет плохо: теряет контроль, делает ошибки. Тартюф даже не скрывает того, что любит вкусно поесть и мягко поспать. Все домочадцы знают об этом, поэтому кроме Оргона и его матери, никто больше не попадается в сети паука.

В пьесе “Тартюф” Мольер соблюдает правило трех единств. В комедии автор высмеивал в образе святоши ханжество, плутовство и лицемерие, при это Мольер ничего против самой религии не имел.

Подведем итоги: комедия направлена на осмеяние пороков человека. А пороки будут у людей всегда. Вечные проблемы отцов и детей, лицемерия, глупости, зависти, невежества, беспринципности никуда не денутся. Зато человек может поумерить их власть над собой, высмеяв их и поняв всю их ничтожность. А потому комедии полезны даже современному читателю, который даже сегодня не выходит из «фамусовского общества» и видит, как балом правят Простаковы, Скотинины и Молчалины.

Автор: Екатерина Грушевская

Читайте также:

комментария 3

  1. Елизавета:

    Извините, скорее всего вы перепутали правило трех единств, написали «теория трех «н» «в перечне основных черт комедии классицизма(7 пункт)

  2. Елизавета:

    Статья очень хорошая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *