Анализ пьесы «Трамвай Желание» (Теннесси Уильямс)

Теннесси Уильямс — легендарный американский драматург прошлого столетия. Одним из известнейших произведений Уильямса является пьеса «Трамвай Желание». Серьезная американская драма получила небывалое признание не только в Америке, но и в других странах. В книге писатель демонстрирует трагедию человека ушедшей эпохи, оказавшегося один на один с равнодушным потребительским обществом нового времени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Трамвай Желание» по плану, чтобы приобщиться к достижениям мировой культуры. Приятного просвещения!

История создания

В 1944-1945 году Теннесси Уильямс создал образ главной героини — Бланш. Он написал поэтически-красивую сцену «Бланш в лунном свете», где красавица-южанка мечтает о лучшей доле в компании избранника. Однако мысли о Бланш и собственные проблемы угнетали автора, и он был вынужден сделать перерыв в работе:

Потом я прекратил писать потому, что находился в невероятно подавленном состоянии, трудно работать, когда мысли далеко. Я решил не пить кофе и устроил себе отдых на несколько месяцев и, действительно, скоро пришел в себя, — делится воспоминаниями Уильямс.

В 1946 году была готова первая версия произведения. Однако сам автор был перфекционистом и желал довести пьесу до идеала. Восторженные отклики друзей его не переубедили. Прежде всего, он решил изменить название. Сначала он озаглавил книгу «Покерная ночь» в честь того судьбоносного момента, когда все иллюзии Бланш разбиваются. Она как-будто проигрывает свою жизнь. Но потом автор решил капнуть еще глубже и назвал пьесу «Трамвай «Желание»». Почему? Этот вопрос Литрекон прокомментировал ниже по курсу.

Работу над созданием произведения «Трамвай Желание» Теннесси Уильямс завершил в 1947 году. Известно, что в этом же году книга была опубликована. В процессе работы писатель успел побывать в трех городах. Так, автор начал создавать произведение, пребывая в Чикаго. Главным местом создания пьесы считается Новый Орлеан. Третьим местом пребывания писателя стал Нью-Йорк. Именно здесь произошло знакомство Теннесси с режиссёром Элиа Казаном.  Их совместная работа направлена на постановку пьесы. Они вместе занимаются поиском актёров. Своей цели в ходе упорных поисков они достигли: Стенли сыграл Марлон Брандо, а Бланш -Джессика Тэнди.

Первый вариант произведения, который назывался «Покерная ночь», впервые увидела подруга писателя Маргарита Джонс. Первая постановка пьесы «Трамвай Желание» состоялась в 1947 году.

Благодаря своему произведению Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии. Известно, что после того, как пьеса появилась на экранах, Уильямс стал претендовать на премию Оскар. Знаменитый писатель выдвигаться в качестве лучшего сценариста.

Премьерный показ состоялся в Театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Спектакль прошел 855 раз с полным аншлагом. Рекламу обеспечила консервативно настроенная критика. Рецензенты тут же обвинили автора в излишней откровенности. А он и рад был это услышать. Зрители были заинтригованы. Сходить «опасную для нравственности» пьесу было последним писком столичной моды.

Жанр и направление

Жанр произведения «Трамвай Желание» — драма. Перед нами трагедия современного мира, где человеческие идеалы не выдерживают натиска грубой действительности.

Направление — модернизм. Автор применяет новаторские приемы и отходит от классической композиции. Так, действие сопровождает звук пианино, который выражает эмоциональную окраску пьесы. Звуки подробно прописаны в тексте драмы. История героини раскрывается на протяжении всей пьесы, мы постоянно уходим в ретроспективу жизни Бланш. Параллельно идут две сюжетные линии: отношения Бланш со Стэнли и Стеллой и история самой героини, которая идет в не в хронологической последовательности, а рваными вкраплениями воспоминаний.

Композиция

В пьесе 11 картин. Каждая картина — это новое явление героев, новый виток конфликта. В каждой из них есть две сюжетных линии: воспоминания о Бланш и ее жизнь в доме сестры.

Автор мастерски соединил эти линии, сохранив интригу до финала. Постепенно зритель узнает Бланш лучше и проникается сочувствием к ней.

Смысл названия

В Новом Орлеане существовал Трамвай под названием «Трамвай Желание».  Действие разворачивается именно в этом городе. Главная героиня произведения по имени Бланш отправилась на таком трамвае к сестре. Как рассказывала сама героиня, она должна была сесть в трамвай «Желание», пересесть на трамвай «Кладбище», проехать 6 кварталов и выйти на Елисейских полях. Именно так она добиралась до жилища сестры.

Символический смысл названия «Трамвай Желание» нужно искать в биографии Бланш. Мечты о красивой жизни вытеснили реальность героини. Она придумала себе образ и подтасовала трактовки событий так, чтобы они представляли собой глянцевую картинку, лишенную трагических оттенков безрадостной действительности. Иллюзии и заблуждения привели героиню к кладбищу надежд — мещанскому болоту в доме ее сестры.

Проливает свет смысл названия пьесы «Трамвай «Желание»» и этот фрагмент из четвертой картины:

БЛАНШ. Это называется грубой похотью… да, да, именно: «Желание»! — название того самого дребезжащего трамвая, громыхающего в вашем квартале с одной тесной улочки на другую…

СТЕЛЛА. Будто бы тебе самой так ни разу и не случалось прокатиться в этом трамвае!

БЛАНШ. Он-то и завез меня сюда… Где я — незваная гостья, где оставаться — позор.

Сестры вкладывают в название трамвая еще один смысл: «желание» ассоциируется у них с грубой похотью. Она погубила Стеллу и лишила ее амбиций. Девушка увлеклась Стэнли лишь из-за физической стороны их отношений. В них кроется источник той власти, которую герой имеет над своей женой.

«Он-то и завез меня сюда» — говорит Бланш. Она имеет в виду уже собственную судьбу. Героиня вела легкомысленный образ жизни, опозорилась в родном городе и лишилась последнего пристанища. Желание компенсировать свое несчастье через случайные романы привело ее к нищете и унижению.

Сюжет

В образе главной героини автор воплотил бывшую учительницу, южную аристократку, которая родилась в огромном поместье и жила на широкую ногу, но разорилась из-за мотовства предков и родственников. Она вынуждена из-за долгов продать имение.

В результате Бланш переезжает к сестре в однокомнатную квартиру в Новом Орлеане. Это провинциальная дыра: всюду скандалы, попойки, драки. Люди здесь весьма сомнительного сорта. Для них насилие и грубость — это нормальный социальный контакт с миром вокруг.

Сестрой Бланш является скромная девушка, которую зовут Стелла. Со своим супругом Стелла проживает в очень скромном доме. По мнению главной героини, их дом очень убогий. Несмотря на это, Бланш вынуждена смириться со своим местом проживания. Сестра доброжелательно, но с тревогой принимает Бланш, но её супруг не проявляет благосклонности к девушке. Он и Бланш инстинктивно недолюбливают друг друга. Бланш напоминает сестре об их происхождении, образовании, мечтах и амбициях. А Стенли тянет Стеллу вниз, до своего уровня, прекрасно осознавая это. Между героями начинается холодная война: Стенли подслушивает разговор сестер о нем и решает отомстить Бланш за ее критику в его адрес.

Спустя определённое время Стенли становится известно о распущенности Бланш. В своем городе она известна всем своим разгульным образом жизни. Люди думали, что она — городская дурочка, но потом все от нее отвернулись из-за скандалов с чужими мужьями и солдатами. Наивной женщиной просто пользовались. А однажды главная героиня произведения закрутила роман со своим же 17-летним учеником. Ее выгнали из школы, у нее ничего не осталось. Впоследствии Митч, друг Стэнли, который питает нежные чувства, к Бланш, осознает, что его общению с девушкой пришёл конец. Раньше он считал её благородной и чистой, она не давала ему воли, а теперь он понял, что стал жертвой обмана. Бланш просто хотела выйти замуж. Митч не пришел на ее День Рождения, чем очень обидел Бланш, которая не знала, что всем уже все известно.

В этот момент раскрывается биография Бланш. В 16 лет она полюбила красивого юношу из своей среды. Он сделал ей предложение, они поженились. Но Бланш замечала, что с ним что-то не так. Он как будто нуждался в помощи со стороны. Однажды она увидела страшное: ее муж и его лучший друг уединились в спальне. Ее сердце было разбито. Позже Бланш назвала супруга «мразью», обвинила во всем, а он не выдержал и застрелился. После этой травмы Бланш начала вести легкомысленный образ жизни. Она старалась забыться в объятиях случайных ухажеров.

Потом судьба не уменьшила свой напор. Стали умирать родственники Бланш: один за другим. Ей, как самой молодой, приходилось лечить и хоронить их за свой счет. Это ускорило продажу имения. Бланш пришлось работать, чтобы содержать себя, но ее поведение поставило крест на репутации.

Стелла старается постоянно вставать на защиту своей сестры от нападок супруга, но он неумолим. Когда Стелла уезжает в больницу (у нее роды), Стэнли насилует ее сестру. Та отбивается, но тщетно. Герой понимает, что завравшейся Бланш никто уже не поверит. Так и случилось. Сестра проигнорировала ее жалобы.

Бланш начинает терять рассудок после непристойного поступка Стенли. У главной героини в воображении появился зажиточный поклонник. Стенли заявляет супруге, что её сестру необходимо отправить в сумасшедший дом. Стелла не без колебаний соглашается. Доктор, которой приехал за главной героиней, очень дружелюбно относится к девушке, поэтому она без особого труда согласилась следовать за ним: «Я всегда зависела от доброты первого встречного» — говорит Бланш. Главная героиня как раз страдала от нехватки душевной теплоты.

Вот подобное краткое содержание с цитатами.

Главные герои и их характеристика

В произведении «Трамвай «Желание»» присутствует 4 главных героя. Их характеристика упростит понимание пьесы.

  1. Главной героиней пьесы является 30- летняя женщина по имени Бланш. Любопытно, что ее полное имя Бланш Дюбуа переводится как «белое дерево». Автор сделал отсылку к другому драматическому произведению, широко известному за рубежом — «Вишневому саду» А.П. Чехова. Главный мотив тот же: разорившаяся аристократка пытается выжить в жестоком мире, где ее иллюзии разбиваются одна за другой. После продажи своего дома она была вынуждена жить у сестры. В образе своей героини писатель показал утонченную и хорошо образованную женщину, которая хочет сохранить уровень своего достатка и статуса. По-своему она даже сильная. Героиня не падает духом, несмотря на то, что она потеряла работу, супруга, деньги. Бланш предстаёт в образе истинной аристократки: даже в нищете она не теряет своих привычек и не опускается до уровня людей низкого круга. В ответ на откровенное хамство она отшучивается и не отвечает тем же. У нее есть терпение и выдержка, обусловленные ее воспитанием. Главная героиня жаждет чего-то нового, верит в возможное счастье и не отказывается от мечты. Девушка критикует примитивную жизнь её сестры с супругом. Однако она мечтает о покое и семейной жизни, но не в таких грубых формах, как у Стэнли и Стеллы. Бланш заявляет Митчу, что в отношениях она, прежде всего, хотела обрести нежность и доброту. «Блекнущая красота ее не терпит яркого света. В робости Бланш и в белом ее наряде есть что-то, напрашивающееся на сравнение с мотыльком» — вот что сказал о ней автор.
  2. В образе Стэнли автор изобразил жестокого и очень грубого мужчину. Читатель замечает, что герой неуважительно относится к собственной супруге, он даже поднимает на неё руку, когда она в положении. Идеальное времяпровождение для Стенли заключается покере и в близости с женщинами. Персонажу присуща очень мстительная и злая натура. В то же время ему свойственен комплекс плебея: «Ты смотрела на меня как на плебея», но «я стащил тебя вниз» — Стэнли радуется тому, что Стелла опустилась на его уровень и потеряла свой статус в обществе. Его отношение к жене подтверждает это. Он изменяет ей, бьет ее, но потом униженно просит прощения, будучи заранее уверенным, что она его простит. Ведь ей деваться некуда. Истинное лицо Стэнли показывает только беззащитной Бланш, которой никто не поверит. Он изнасиловал ее в день, когда рожала его жена. «Неукротимый, горделивый — пернатый султан среди несушек» — вот как описал его автор. Стэнли — человек очень черствый и самовлюбленный. В день, когда все мечты Бланш разрушились по его вине, Стэнли пошел играть в кегли, не ощущая ни капли раскаяния.
  3. В образе Стеллы писатель продемонстрировал очень спокойную и скромную девушку. Стелла не гонится за новизной, у нее нет амбиций. Она предала свои мечты, удовлетворившись тем, что есть: «Но это ты отреклась от «Мечты», не я! Я оставалась до конца, билась не на жизнь, а на смерть!» — говорит Бланш и имеет в виду не только дом, но и сокровенные мечты сестры. Ее натура усыплена кажущимся покоем. Стелла тоже живет в иллюзии, как и Бланш, ведь любит жестокого и мстительного человека, который ценит только себя. Но Стелла верит ему и даже рожает от него ребенка. Героиня отличается доброй и отзывчивой натурой. Стелла любит свою сестру Бланш, сочувствует ей, и временами на нее находит прозрение: «Не было человека добрей, самоотверженней. А ваш брат, такие, как ты, — растлили ее, втоптали в грязь, и то, что она такая, ваших рук дело» — говорит она Стэнли о своей сестре. Но она же предает Бланш ради своего эгоистического покоя. Именно сестра напоминала ей о прежней жизни и мешала обманывать себя дальше. Поэтому Стелла в финале облегченно плакать. Она погубила сестру и рыдала уже в память о ней — той, что была уже бесконечно далеко и не доставляла хлопот. Стеллу поглотил мещанский мир Стэнли, где равнодушие переплетается с жестокостью. Сходство имен как бы намекает: муж и жена — одна сатана.
  4. Митч — робкий и запуганный человек, который во всем подчиняется маме и друзьям. Это интеллигентный, нерешительный и начитанный человек, который гораздо выше друзей по уровню эрудиции и культуры. Он всю жизнь ухаживает за больной матерью, которая явно утрирует свою болезнь, ведь Митч постоянно говорит, что она при смерти, однако смерть так и не наступила за 9 месяцев, пока развивались события драмы. Митч очень одинок, но его положение не позволяет ему ввести жену в дом. Он попытался завести отношения с Бланш, но сплетни Стэнли разубеждают его. Он понимает, что Бланш недостаточно чиста для его семьи. Слушая всех, кроме себя, он отказывается от своей мечты — Бланш. В финале он пробует заступиться за нее, но обмякает в руках друзей, снова подчиняясь давлению со стороны.

Можно заметить, насколько сильно отличаются друг от друга главные герои. Это приводит к очевидному столкновению взглядов. Формируется борьба между рутинной повседневностью и возвышенной мечтой.

Темы

Тематика пьесы «Трамвай «Желание»» представлена в списке:

Основная тема — столкновение мечты и реальности. Главная героиня укрывалась от порочного и пошлого реального мира в грезах, где ее ожидали любовь, понимание, ласка. Будучи девушкой из богатых кругов, Бланш полагала, что деньги станут надежной защитой от жестокости и подлости. Но из-за воспитания, далекого от практического смысла, героиня не могла получить их и отстоять себя. Ее тщетные попытки найти покровителя и черед разочарований привели ее к психическому расстройству, когда образ бывшего однокурсника, техасского миллионера, стал ее навязчивой идеей. Символом ее жизненной позиции является поддельная тиара с драгоценными камнями. Бланш искала в ее показном блеске защиту от горя повседневности, равнодушной к человеку и его внутренним переживаниям. Вот так Бланш сформулировала свое кредо:

А я не признаю реализма. Я — за магию. Да, да, за магию! Я хочу нести ее людям. Заставлю их видеть факты не такими, как они есть. Да, я говорю не правду, не то, как есть, а как должно быть в жизни. И если тем погрешила, то будь я проклята именно за этот грех — ничего не имею против… Да не включайте же вы свет!

Также темой пьесы является красота. Автор анализирует духовную и внешнюю красоту, показывая гибель обоих при столкновении с жестоким миром:

Красота — недолговечна. Преходящее достояние! А красота духовная, блеск ума, душевная тонкость — и всем этим я наделена — не меркнут, не идут на убыль, а растут. С годами их только прибывает! Ну, не смешно ли… и меня-то — меня — еще называют человеком без средств. Это когда в моем сердце заперты такие сокровища… (Всхлипнув.) По-моему, так я очень, очень богата. Но я вела себя глупо… метала бисер перед свиньями.

В этом и заключается трагедия Бланш. Она спешила отдаться в руки тех, кто не мог оценить ее дара. Эти люди смяли ее красоту и разрушили внутренний мир, который был очень прекрасен до встречи с реальной жизнью. Стелла верно выразила суть проблемы Бланш. Она сказала, что ее добродетели были уничтожены неподходящим окружением:

«Не было человека добрей, самоотверженней. А ваш брат, такие, как ты, — растлили ее, втоптали в грязь, и то, что она такая, ваших рук дело»

Тема любви не менее значима. Бланш сошла с ума от горя, когда ее любимый человек, возвышенный поэт и редкий красавец, воплощение ее мечты, оказался предателем и лжецом. Она винила себя в том, что своими обличениями невольно довела его до самоубийства:

И вот прожектор, освещавший целый мир, так же сразу и погас, и уже не было мне с тех пор в жизни света ярче, чем вот этот… от стеариновой свечки.

Проблемы

Проблематика пьесы «Трамвай «Желание»» не менее значима:

Основная проблема произведения — это жестокость самой жизни. Стэнли — не какой-то там тиран и деспот, он — обычный человек, с которым мы здороваемся за руку и пьем кофе на перерыве. В этом и трагедия: поведение Стэнли считается нормальным. Многие оправдают его желание раскусить Бланш и поставить ее на место. Ведь она в чужом доме, пьет чужое виски. Хозяин помещения имеет право рыться в ее вещах и требовать отчета за проданное «имущество жены». Он не особенно виноват и в том, что Бланш ведет себя развязно и выпивает, провоцируя не самые благородные его чувства. Вот так людям прощается преднамеренная жестокость, которая способна сводить с ума:

Преднамеренная жестокость, по-моему, — единственный грех, которому нет никаких оправданий, и единственный грех, в котором я еще ни разу не была повинна — говорит Бланш.

Такие «нормальные парни», как Стэнли, и делают жизнь невыносимой для тех, кто все еще верит в мечту.

Также важной проблемой является смирение с действительностью. Стелла отреклась от мечты, но лишь ради очередной иллюзии. Ее жизнь со Стэнли ужасна, он не любит ее, но она закрывает на это глаза ради комфорта и миража безопасности:

Ты в омуте еще почище моего. Только ты закрываешь на это глаза. А я не стану сидеть сложа руки. Я еще соберусь с силами и начну новую жизнь! — говорит Бланш. И она права.

Важно обратить внимание и на проблему психологической травмы. После гибели мужа и его разоблачения Бланш была потеряна. Горе вынудило ее искать компенсации и поддержки, но ей не хватило жизненного опыта, чтобы справиться с трагедией и сохранить ясность ума. И ее нельзя осуждать за разнузданность поведения. Она была не в себе и просто не могла контролировать свои действия и связи.

Мне все чудилось после гибели Аллана… что теперь одни только ласки чужих, незнакомых, случайно встреченных, которые пройдут мимо и все, — могут как-то утолить эту опустошенную душу… Пожалуй, со страху… Да, да, то был именно ужас, он-то и гнал меня, и я в панике металась от одного к другому, рыскала в поисках опоры — хоть какой-нибудь!

Отчаяние — это тоже проблема, с которой сталкиваются многие. В этом состоянии человек перестает бороться и искать лучшей доли. Он готов принять что угодно, смириться со всем, что ему предложат, принять любое зло. Он равнодушен к себе и судьбе. Отражением этого состояния является реплика Юнис, которая призывает подругу не верить признанию Бланш об изнасиловании. Но эта реплика лишь подтверждает факт случившегося:

И не верьте ни единому слову. Жизнь не остановишь. Что бы там ни случилось, а раз уж взялся, знай тяни свою лямку.

Подруга завуалированно призывает Стеллу терпеть все выходки мужа, потому что другого пути нет.

Смысл

Не секрет, что в образе главной героини писатель отобразил собственные переживания и страхи.

«Я создаю воображаемый мир, чтобы укрыться от реального, потому что никогда не умел приспособиться к нему» — так о себе говорил сам автор пьесы «Трамвай „Желание“». В образе героини он воплотил собственную душу, полную страха перед тем, что творится за ее пределами.

Конфликт произведения заключается не просто в противостоянии различных взглядов. Автор в пьесе продемонстрировал борьбу двух миров — мечты и реальности, духа и плоти, идеала и повседневности, одухотворенности и пошлости. Духовность заключается именно на надежде на достижение возвышенных целей, в культуре и деликатности Бланш. Несмотря на все пороки, Бланш является олицетворением духовного мира. Главная героиня пыталась обрести утешение, совершая порочные поступки. Девушка очень хотела познать истинное счастье и найти человеческую доброту. Но мир жесток и материален. Стэнли и его супруга являются воплощением пошлого мира и мещанских ценностей. В их представлении жестокость и подлость оправдываются соображениями выгоды и мести. Стэнли постоянно подменяет понятия, чтобы казаться хорошим. Свои сплетни и козни он объясняет заботой о друге, а обыск чемодана Бланш — заботой о супруге и ее будущем ребенке. Однако основная идея его действий такова — самоутверждение за счет слабого и месть всему тому, что выше его самого. Он признается, что рад «стащить вниз» свою жену, ведь он, плебей, растоптал гордячку и аристократку. Так он компенсирует свое ничтожество.

Но смысл пьесы «Трамвай «Желание»» заключается в том, что мир мечты не победить и не сломить. Человек все равно будет грезить о лучшей жизни, даже если проведет остаток дней в сумасшедшем доме. Бланш не стала Стэнли, не перешагнула черту. Все разочарования и испытания не сделали ее чёрствой и жестокой. А ее судьба вызывает у зрителя сострадание. Значит, не все еще потеряно, и мир мечты о лучшей жизни продолжает существовать в наших сердцах. И каждый из нас может стать тем первым встречным, который подарит доброту Бланш и осветит мир лучиком внутреннего света.

Критика

В пуританской Америке послевоенного времени пьеса подверглась жесткой критике из-за сцен насилия, упоминания нетрадиционной ориентации и аморального поведения главной героини. Чересчур откровенная постановка не могла не вызвать резонанс — таково было мнение скептиков. Однако история опровергает их рассуждения. Сегодня есть произведения, которые щеголяют еще большей откровенностью, более того, есть кино и пьесы, книги и шоу, где откровенность на первом месте. Однако «Трамвай «Желание»» все также востребован и значим для мировой литературы. Эта книга трогает за душу до сих пор. Значит, дело вовсе не в похождениях Бланш или преступлении Стэнли. Ту же мысль иронически выразил писатель Гор Видал:

Недостатки пьес Т. Уильямса недосягаемы для всех живущих ныне драматургов.

Пьесы Теннесси Уильямса — это гимн борьбы с изнаночной стороной мира, это протест против уродливых проявлений человеческой натуры. Автор учит нас бороться, а не соглашаться на унизительный компромисс:

Человек в работах Уильямса противостоит жестокости, насилию, кошмарам и безумию современной действительности, спасая свое достоинство и не покоряясь – даже когда становится жертвой, даже когда безумие этого мира поражает и его самого. В большинстве его пьес и запечатлены драмы этого противостояния — рассуждает российский исследователь В. Неделин.

Интересны приемы, которые автор использует для создания психологизма в пьесе «Трамвай «Желание»». На протяжении всего действия раздаются звуки пианино, которые подчеркивают эмоциональную тональность момента. В момент кульминации игра резко обрывается, и мы слышим нервный звук, ассоциирующийся с криком.

В голове у Бланш часто играет полька, она подпевает ей и пытается избавиться от навязчивой мелодии, но она не уходит, а усиливается в момент психологического напряжения, составляя контраст с мироощущением героини. Под эти звуки она сходит с ума и уходит в себя.

Во время страстного монолога Бланш к ней приходит торговка похоронными венками и навязчиво предлагает цветы на кладбище. Героиня еще жива, но уже заживо погребена в своих проблемах. Зритель понимает, что ей уже не выбраться из тисков, расставленных обстоятельствами. Она еще говорит о жизни, но речь идет уже о гибели. Не зря автор сравнивает героиню с мотыльком, который летит на пламя, но в капиталистической системе, где все имеет цену, становится экспонатом коллекционера, который со временем потускнел и потерял актуальность. Судьба мотылька предрешена: он выброшен на задворки жизни, как добро, отслужившее свой век.

Нет сегодня драмы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвай „Желание“», да и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века, — отмечал американский критик Джон Саймон.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *