Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2025 года

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – это то, чем школьников пугают, начиная с первого класса. Однако на самом деле в нем нет ничего страшного. Для написания этой работы требуются вовсе не задатки писателя, а четкое следование критериям оценки 2025 года. Многомудрый Литрекон внимательно проанализировал их и изложил в точной и лаконичной подборке.

Критерий 1 (К1)

Первый критерий звучит так:

«Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме».

За него можно получить не более одного балла, однако если этот балл получить не удалось – обнуляются все критерии с К1 по К3. Так что к этой части сочинения стоит подойти с особым вниманием.

Балл по первому критерию можно получить в случае, если позиция автора сформулирована верно.

Многие репетиторы и эксперты ЕГЭ советуют разделять абзацы с формулировкой мнения автора и комментарием, чтобы сочинение выглядело более структурировано и гармонично. Вот как в этом примере.

Критерий 2 (К2)

Второй критерий оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку звучит следующим образом:

«Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме»

За него можно получить от 0 до 3 баллов. Максимум получает тот, кто сформулировал два примера-иллюстрации по указанной в задании проблеме с опорой на приведенный текст. К каждому примеру «дано пояснение». Кроме того, должна быть указана смысловая связь между приведёнными примерами. И «дано пояснение» к ней.

В абзаце с примерами не стоит забывать про соблюдение фактической точности. Есть несколько пунктов, за несоблюдение которых баллы по К2 будут сняты:

  • Если не указана или указана неверно смысловая связь между примерами, или дано пояснение только к одному примеру, или не проанализирована связь между примерами, а все остальные пункты критерия соблюдены – сдающий получит 2 балла вместо 3.
  • Если приведен только один подходящий по смыслу пример (с пояснением), иллюстрирующий заданную в тексте проблему.
  • При условии нарушений даже этих ограничений ученик получит 0 баллов за самый «дорогой критерий». Не допустите этого!

Пример: «Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор описывает человека, который считает, что любовь приносит только вред «не окрыляет, а заставляет бесконечно страдать». Слова героя позволяют понять, что такое, казалось бы, прекрасное чувство, как любовь, может сделать человека глубоко несчастным. Автор приводит и абсолютно противоположный пример: Алиса считает, что «любовь не может не быть прекрасной», она заставляет людей совершать невероятные поступки и делает каждого человека прекрасным. Влюбившись, девушка начала смотреть на жизнь иначе: стала видеть во всем красоту, даже в самых незначительный вещах. «Ах, как красив этот цветок, пусть он и завял, но все равно выглядит чудесно,» – восхищается она небольшим подаренным ей букетом. Так рассказчик подчеркивает, что любовь возносит человека на седьмое небо, делает его счастливым, заставляет верить в себя, восхищаться мелочами и творить прекрасные вещи. Противопоставляя эти примеры, автор показывает, что любовь может быть совершенно разной, оказывать не только положительное влияние на человека. Таким образом, писатель приходит к следующему выводу: любовь неоднозначна».

В примере выше автор приводит два примера с цитатными выдержками из текста (здесь важно не ошибиться в цитировании, иначе будет засчитана фактическая ошибка), к каждому примеру есть подведен логичный вывод. Предпоследний абзац – указание связи между примерами и пояснение к ней: автор сочинения отмечает, что примеры друг другу противопоставлены, и объясняет, в чем именно заключается противопоставление (здесь стоило дать более развернутый комментарий к связи, указать, что именно автором противопоставляется). Последний абзац – вывод из приведенных примеров, он еще раз доказывает, что автор сочинения понимает, о чем он пишет и что за проблема была поднята автором.

Критерий 3 (К3)

Третий критерий – собственное отношение к позиции автора (рассказчика). Здесь можно получить максимум два балла при условии, что позиция «сформулирована и обоснована», приведен один подходящий по смыслу аргумент, отсутствуют фактологические ошибки. 1 балл получит тот, кто не приведет пример или выразит лишь формальное согласие (несогласие) с точкой зрения автора.

Пример: «Я согласен с автором: любовь может повлиять на человека и положительно, и отрицательно. Это чувство сложно и многогранно. Кто-то открывает в своей душе все лучшее и светлое, ощущая магнетическое притяжение к другому человеку, а кто-то впадает в бездну отчаяния, так и не получив от близости желаемого. Более того, любовь может быть одновременно счастьем и страданием. Например, в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» герой воспринимает свою безответную страсть к замужней княгине как подарок судьбы и благодарит ее, но в то же время чувствует одиночество, тоску и мучается от осознания собственной ненужности в жизни Веры. Ради этой привязанности он живет, но ради нее же и погибает в финале. Этот пример заставляет задуматься о многогранности любви и ее сложной природе. Она не является безусловным источником счастья или страдания»

Автор сочинения объединяет в этом абзаце и вывод из приведенных им примеров из текста, и комментарий к поднятой в тексте проблеме.

Критерии 4, 5 и 6 (К4, К5, К6)

Они значатся под заголовком:

«Речевое оформление сочинения»

В них речь идет о смысловой цельности, речевой связанности и последовательности изложения мыслей в сочинении, проще говоря, о логических ошибках (непоследовательные мысли, ошибка в членении абзацев и т.д., нарушение тема-рематической связи).

Фактическая точность речи 1 балл, если ошибок нет К 4
Логичность речи 2 балла, если ошибок нет

1 балл = 1 ошибка

К 5
Этические ошибки 1 балл, если ошибок нет К 6

Критерий 6 опасен для тех, кто не разделяет официального мнения о запрещенных или экстремистских материалах. Нельзя писать о «социально неприемлемом поведении людей», пропагандировать «антигосударственные идеи, нетрадиционные ценности». Естественно, запрещена брань, но с ней уровняли даже иностранные слова, «имеющие общеупотребительные аналоги в русском языке». Вот это настоящая мина, на которой легко подорваться даже филологу. Кто и как будет оценивать «общеупотребительность» аналога иностранного слова? В споре карамзинистов и шишковистов начался второй раунд, по всей видимости.

Тут важно здраво оценить свои способности: если Вы не очень хороши в литературных изысканиях, то не пытайтесь стать Тургеневым за 4 часа. Если выражаться правильно мы можете, но лишь используя однообразный грамматический ряд, то лучше сделайте так, как умеете, но наверняка. Ведь если Вы начнете экспериментировать, результат может стать значительно хуже. На экзамене не нужно пробовать новые методы раскрытия мысли, этим стоит заниматься на тренировках к нему, чтобы освоить их в совершенстве.

Критерии 7-12 (К7-К12)

В третьем и последнем блоке критериев речь пойдет о грамотности.

К7 – критерий, отвечающий за соблюдение орфографических норм. По нему можно получить максимум 3 балла (нет орфографических ошибок или допущена одна негрубая ошибка), 2 балла (допущены одна или две ошибки), 1 балл (допущены три-четыре ошибки) и 0 баллов, если допущены  более пяти ошибок.

К8 – критерий, отвечающий за пунктуацию, тоже оценивается максимум в 3 балла (если нет пунктуационных ошибок или допущена одна негрубая ошибка), 2 балла (допущены одна или две ошибки), 1 балл (допущены три-четыре ошибки) и 0 баллов, если допущено пять и более пунктуационных ошибок.

К9 – критерий, отвечающий за соблюдение грамматических норм. Максимум за него – 2 балла (если грамматических ошибок не допущено), 1 балл (если допущены одна-две ошибки) и 0 баллов, если допущены три и более. Среди наиболее распространенных грамматических ошибок такие, как неправильное образование формы слова – «более точнее», нарушение морфемной структуры слова – «раздумчивый взгляд», нарушение управления в словосочетании – «жажда к славе» и т.д.

К10 – критерий, отвечающий за соблюдение речевых норм (от него зависит оценка критерия К6). Максимальный балл – 2, если допущено не более одной ошибки. Вы получите 1 балл, если допущено две-три ошибки) и 0 баллов, если допущено четыре или более речевых ошибок. Среди самых распространенных речевых ошибок смешение прямой и косвенной речи («Офицер заявил, что я накажу подчиненных»), нарушения в построении причастных и деепричастных оборотов («подъезжая к станции, мне захотелось пить»), некорректное употребление паронимов («вся жизнь его прошла в бедноте») и т.д.

В итоге Вы получите 22 первичных балла.

Чтобы все эти критерии оценивания задания 27 на ЕГЭ по русскому языку принесли хорошие результаты, необходимо писать больше сочинений и запоминать те устойчивые выражения («клише и шаблоны«), которые позволят не самому грамотному ученику создать более выгодное впечатление о себе. Никто не требует от Вас новаторства стиля или глубины рассуждения. Важно доказать, что Вы можете хотя бы работать по правилам и понимаете, что от Вас хотят создатели экзамена. Этот навык пригодится и во взрослой жизни.

Сочинение – самая сложная часть Единого Государственного Экзамена по русскому языку для многих сдающих, однако если соблюдать все критерии и не забывать про внимательность, более чем реально получить наивысший балл. Следование всем этим критериям ФИПИ обеспечит высокую оценку на экзамене по русскому. Возможно, этот список требований кажется внушительным, однако все необходимые умения придут с практикой. Если писать много сочинений, то количество неминуемо перейдет в качество.

Автор: Мария Блинова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *