Критерии оценки сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2023 года

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – это то, чем школьников пугают, начиная с первого класса. Однако на самом деле в нем нет ничего страшного. Для написания этой работы требуются вовсе не задатки писателя, а четкое следование критериям. Многомудрый Литрекон внимательно проанализировал их и изложил в точной и лаконичной подборке.

Критерий 1 (К1)

Первый критерий звучит так:

«Формулировка проблем исходного текста».

За него можно получить не более одного балла, однако если этот балл получить не удалось – обнуляются все критерии с К1 по К4. Так что к этой части сочинения стоит подойти с особым вниманием.

Балл по первому критерию можно получить в случае, если будет соблюдено следующее условие:

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

То есть сдающий должен доказать, что он понимает смысл текста и верно обозначает одну из поднятых в нем проблем. В случае, если проблема данного текста не сформулирована или сформулирована неверно, по К1 выставляется ноль баллов.

Пример: «Какова роль любви в жизни человека? Над этим вопросом размышляет А.П.Чехов», «В представленном тексте А.П. Чехов размышляет о роли такого чувства, как любовь, в жизни человека» – вот так обычно выглядит первый абзац. Краткая формулировка проблемы в формате вопросительного или повествовательного предложения.

Многие репетиторы и эксперты ЕГЭ советуют разделять абзацы с формулировкой проблемы и более подробным ее раскрытием (в некоторых источниках это называется «комментарий»), чтобы сочинение выглядело более структурировано и гармонично. Вот как в этом примере.

Критерий 2 (К2)

Второй критерий звучит следующим образом:

«Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста»

За него можно получить от 0 до 6 баллов (по 3 балла за каждый приведенный пример).

Стоит помнить, что примеры должны обязательно соотноситься с выбранной вами проблемой, раскрывать ее. Кроме того, к каждому из примеров должно быть дано пояснение. Не забывайте и про микровывод. Важно и обозначить связь между примерами (причинно-следственная, дополнение, уточнение, противопоставление, сопоставление и т.д.).

В абзаце с примерами не стоит забывать про соблюдение фактической точности. Есть несколько пунктов, за несоблюдение которых баллы по К2 будут сняты:

  • Если не указана или указана неверно смысловая связь между примерами, или дано пояснение только к одному примеру, или не проанализирована связь между примерами, а все остальные пункты критерия соблюдены – сдающий получит 5 баллов вместо 6.
  • Если среди перечисленных условий допущено два недочета, по второму критерию сдающий получит 4 балла, если три ошибки – 3 балла, четыре ошибки – 2 балла.
  • Если приведен только один пример, иллюстрирующий заданную в тексте проблему, с соблюдением фактологической точности – 2 балла. При условии нарушений даже этих ограничений ученик получит 0 баллов за самый «дорогой критерий». Не допустите этого!

Пример: «Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор описывает человека, который считает, что любовь приносит только вред «не окрыляет, а заставляет бесконечно страдать». Слова героя позволяют понять, что такое, казалось бы, прекрасное чувство, как любовь, может сделать человека глубоко несчастным. Автор приводит и абсолютно противоположный пример: Алиса считает, что «любовь не может не быть прекрасной», она заставляет людей совершать невероятные поступки и делает каждого человека прекрасным. Влюбившись, девушка начала смотреть на жизнь иначе: стала видеть во всем красоту, даже в самых незначительный вещах. «Ах, как красив этот цветок, пусть он и завял, но все равно выглядит чудесно,» – восхищается она небольшим подаренным ей букетом. Так автор подчеркивает, что любовь возносит человека на седьмое небо, делает его счастливым, заставляет верить в себя, восхищаться мелочами и творить прекрасные вещи. Противопоставляя эти примеры, автор показывает, что любовь может быть совершенно разной, оказывать не только положительное влияние на человека. Таким образом, писатель приходит к следующему выводу: любовь неоднозначна».

В примере выше автор приводит два примера с цитатными выдержками из текста (здесь важно не ошибиться в цитировании, иначе будет засчитана фактическая ошибка), к каждому примеру есть подведен логичный вывод. Предпоследний абзац – указание связи между примерами и пояснение к ней: автор сочинения отмечает, что примеры друг другу противопоставлены, и объясняет, в чем именно заключается противопоставление (здесь стоило дать более развернутый комментарий к связи, указать, что именно автором противопоставляется). Последний абзац – вывод из приведенных примеров, он еще раз доказывает, что автор сочинения понимает, о чем он пишет и что за проблема была поднята автором.

Критерий 3 (К3)

Третий критерий – отражение позиции автора исходного текста. Здесь можно получить максимум один балл при условии, что позиция автора-рассказчика по прокомментированной проблеме сформулирована верно, отсутствуют фактологические ошибки.

Пример: «Таким образом, писатель приходит к следующему выводу: главная роль культурного человека заключается в оказании помощи ближним»

Автор сочинения объединяет в этом абзаце и вывод из приведенных им примеров из текста, и комментарий к поднятой в тексте проблеме.

Критерий 4 (К4)

Следующий критерием и абзацем в сочинении станет отношение к позиции автора (согласие или несогласие). Свое мнение надо четко выразить (Я согласен(на), я не согласен(на)) и обязательно обосновать.

Пример: «Я согласна с позицией автора. Действительно, если есть возможность помочь человеку, то нужно приложить все усилия для этого, только так жизнь станет лучше. В поисках литературных подтверждений обратимся к произведению А.И.Куприна «Чудесный доктор«: главный герой находится в бедственном положении и собирается наложить на себя руки, но неожиданно появляется незнакомец, который вселяет надежду в мужчину и помогает материально. После этого жизнь в семье налаживается. Этот пример подтверждает, что искренняя помощь способна вернуть человеку желание жить»

Здесь приведено довольно краткое, но емкое обоснование позиции автора сочинения, дополненное примером из классической литературы, лучше всего задействовать произведения именно такого рода, ведь преподаватели лучше их знают и могут без проблем оценить содержание примера. Стоит отметить, что обоснование должно быть именно обоснованием, а не так называемой «водой». Не делайте работу слишком объемной, иначе допустите больше ошибок и запутаетесь.

Критерии 5 и 6 (К5, К6)

Они значатся под заголовком:

«Речевое оформление сочинения»

В них речь идет о смысловой цельности, речевой связанности и последовательности изложения мыслей в сочинении, проще говоря, о логических ошибках (непоследовательные мысли, ошибка в членении абзацев и т.д., нарушение тема-рематической связи). Максимум по К5 можно получить 2 балла, однако если допущена хотя бы одна ошибка (логическая или ошибка в абзацном членении), максимально возможное количество баллов опускается до 1. Во всех других случаях по К5 ставится 0 баллов.

Критерий 6 отвечает за точность и выразительность речи. По нему выставляется максимум (2 балла), если работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи и точностью выражения мысли. Составители делают оговорку о том, что высший балл по К6 автор работы может получить только в том случае, если он получил высший бал по К10 (Соблюдение речевых норм). В случае, если в работе есть нарушение точности выражения мысли или прослеживается грамматическое однообразие, по этому критерию ставится 1 балл. Если обе эти ошибки присутствуют одновременно – 0 баллов.

Тут важно здраво оценить свои способности: если Вы не очень хороши в литературных изысканиях, то не пытайтесь стать Тургеневым за 4 часа. Если выражаться правильно мы можете, но лишь используя однообразный грамматический ряд, то лучше сделайте так, как умеете, но наверняка. Ведь если Вы начнете экспериментировать, результат может стать значительно хуже. На экзамене не нужно пробовать новые методы раскрытия мысли, этим стоит заниматься на тренировках к нему, чтобы освоить их в совершенстве.

Критерии 7-12 (К7-К12)

В третьем и последнем блоке критериев речь пойдет о грамотности.

К7 – критерий, отвечающий за соблюдение орфографических норм. По нему можно получить максимум 3 балла (нет орфографических ошибок или допущена одна негрубая ошибка), 2 балла (допущены одна или две ошибки), 1 балл (допущены три-четыре ошибки) и 0 баллов, если допущены  более пяти ошибок.

К8 – критерий, отвечающий за пунктуацию, тоже оценивается максимум в 3 балла (если нет пунктуационных ошибок или допущена одна негрубая ошибка), 2 балла (допущены одна или две ошибки), 1 балл (допущены три-четыре ошибки) и 0 баллов, если допущено пять и более пунктуационных ошибок.

К9 – критерий, отвечающий за соблюдение грамматических норм. Максимум за него – 2 балла (если грамматических ошибок не допущено), 1 балл (если допущены одна-две ошибки) и 0 баллов, если допущены три и более. Среди наиболее распространенных грамматических ошибок такие, как неправильное образование формы слова – «более точнее», нарушение морфемной структуры слова – «раздумчивый взгляд», нарушение управления в словосочетании – «жажда к славе» и т.д.

К10 – критерий, отвечающий за соблюдение речевых норм (от него зависит оценка критерия К6). Максимальный балл – 2, если допущено не более одной ошибки. Вы получите 1 балл, если допущено две-три ошибки) и 0 баллов, если допущено четыре или более речевых ошибок. Среди самых распространенных речевых ошибок смешение прямой и косвенной речи («Офицер заявил, что я накажу подчиненных»), нарушения в построении причастных и деепричастных оборотов («подъезжая к станции, мне захотелось пить»), некорректное употребление паронимов («вся жизнь его прошла в бедноте») и т.д.

К11 – критерий, отвечающий за соблюдение этических норм. Максимум 1 балл по нему ставится, если нет ни одной этической ошибки, 0 баллов – если допущена одна и более. Среди нарушений чаще всего встречаются жаргонные слова (родаки, предки), высказывания, противоречащие общественным ценностям, грубая оценочная лексика (идиот) и т.д.

К12 – критерий, отвечающий за соблюдение фактологической точности в фоновом материале. При отсутствии фактологических нарушений по этому критерию можно получить 1 балл, в других случаях – 0 баллов. Этот критерий отвечает за отсутствие фактических ошибок в примере, который приводится для аргументации собственной позиции. Среди фактических ошибок часто встречаются ошибки в имени героев произведений, неверные даты или недостоверно описанные события.

Чтобы все эти критерии принесли хорошие результаты, необходимо писать больше сочинений и запоминать те устойчивые выражения («клише и шаблоны«), которые позволят не самому грамотному ученику создать более выгодное впечатление о себе. Никто не требует от Вас новаторства или глубины рассуждения. Важно доказать, что Вы можете хотя бы работать по правилам и понимаете, что от Вас хотят создатели экзамена. Этот навык пригодится и во взрослой жизни.

Сочинение – самая сложная часть Единого Государственного Экзамена по русскому языку для многих сдающих, однако если соблюдать все критерии и не забывать про внимательность, более чем реально получить наивысший балл. Следование всем этим критериям ФИПИ обеспечит высокую оценку на экзамене по русскому. Возможно, этот список требований кажется внушительным, однако все необходимые умения придут с практикой. Если писать много сочинений, то количество неминуемо перейдет в качество.

Автор: Мария Блинова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *