Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве» (Мольер)
Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер, был знаменитым французским комедиографом семнадцатого столетия. Его грандиозная комедия под названием «Мещанин во дворянстве» обрела невероятный успех не только во Франции, но и в России. Данное произведение до сих пор не утрачивает своей популярности у читателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения.
Содержание:
История создания
Если обратиться к истории, то можно узнать, что осенью 1669 года Франция принимала очень важных гостей. Ими стали послы султана Османской империи. Известно, что король Людовик XIV очень старался удивить послов. Но, несмотря на превосходное убранство апартаментов и эффектную встречу, королю не удалось восхитить турок.
История гласит, что гости прямо сказали, что их встретили очень скудно. Самолюбие короля сильно пострадало. К тому же, вскоре стало известно, что его посетили самозванцы. Короля преследовало огромное желание отомстить. И правитель попросил придворного драматурга Мольера, чтобы он создал произведение, которое будет высмеивать турецкие традиции как можно жестче.
Мольер в довольно короткий срок смог в театре поставить пьесу «Турецкая церемония». Свое творение писатель продемонстрировал правителю. Однако затем Мольер решил внести существенные изменения в свой труд и сделать его более универсальным, чтобы оно было актуально во все времена. Так, произведение «Мещанин во дворянстве» стало высмеивать такие пороки, как снобизм, глупость и чванство. Работу над созданием своего произведения Мольер завершил в 1670 году.
Жанр и направление
Как известно, французский писатель создавал произведения в эпоху классицизма. В связи с этим Мольер старался придерживаться принципов данного литературного направления. Не секрет, что классицизм предполагает триединство действия. И автор не забыл учесть это правило в своём произведении. Так, все действие происходит за один день, события разворачиваются в доме Журдена. А второстепенные действия не прерывают сюжетную линию. Также в комедии очевидна четкая привязка героев к отрицательным качествам, которые они символизируют. В характере персонажа доминирует одна главная черта, на которую обращается внимание автора.
Но Мольеру удалось создать совершенно новый жанр в литературе — комедию-балет. Его творение получилось очень гармоничным, в нем нет жанрового конфликта. Именно благодаря балетным номерам автору удалось максимально раскрыть проблематику произведения. У Мольера получилось поистине захватывающее и необычное произведение, которое обрело популярность во всем мире.
Композиция
Композиционный строй произведения «Мещанин во дворянстве» состоит из различных комических эпизодов.
- Первый акт отображает ситуацию, когда учителя танцев и музыки льстят главному герою.
- В следующем акте автор увеличивает количество наставников Журдена. Читатель наблюдает за тем, как каждый учитель старается убедить мещанина в необходимости изучения его предмета.
- В третьем акте читатель замечает истинную натуру Журдена. Он был довольно глуп, ведь позволял своему «товарищу» забирать у него деньги. Аристократ пользовался его глупостью и за его счет соблазнял вдову Доримену. Также здесь Журден отказывает мещанину Клеонту в праве жениться на Люсиль.
- Четвёртый акт отображает сцену турецкого фарса. Клеонта выдают за турка.
- В финальном акте персонаж чувствует себя счастливым, ведь его заветная мечта исполнилась. Журден благословляет брак дочери с «турком».
Суть: о чем пьеса?
Журден — богатый мещанин. Но он очень тщеславен и хотел бы родиться дворянином. Поэтому он окружил себя учителями и желал выучиться так, чтобы его приняли при дворе за своего. Но трудиться и познавать новое герой не хотел, поэтому создавал лишь видимость образования. Также ради видимости он купил дорогие костюмы и гулял в них, чтобы произвести впечатление. Жена, трезвомыслящая женщина, пробует образумить мужа, но тот ее не слушает.
Журдена обманывает аристократ Дорант. Он ловко манипулирует страстью Журдена к вдове-маркизе Доримене. За счет мещанина сам Дорант ухаживает за ней, даря подарки Журдена от себя. В этот день он пригласил Доримену на обед у Журдену, чтобы за его счет покорить красавицу. Но планы срывает жена Журдена, которая выгоняет гостей вон.
Госпожа Журден озабочена не столько похождениями мужа, сколько браком взрослой дочери. Она мечтала выдать дочь замуж за обеспеченного и доброго мещанина Клеонта, который любил Люсиль. Девушка отвечала ему взаимностью, но отец запретил ей выходить замуж за мещанина. Он хотел зятя-дворянина.
Тогда слуга Клеонта придумал план: выдал своего хозяина за сына турецкого султана и провел искусственную церемонию по присвоению Журдену высшего чина при турецком дворе. Теперь Журден согласен выдать дочь за переодетого Клеонта. А Дорант, якобы для отвода глаз, женится на Доримене.
Все подробности Вы найдете в кратком содержании произведения.
Главные герои и их характеристика
Главным героем произведения Мольера «Мещанин во дворянстве» является господин Журден. Это мужчина среднего возраста, который очень хочет ощущать себя полноценным членом высшего общества. Он простодушный и очень глупый человек. В его распоряжении находится очень приличное состояние. Журден убежден, что за деньги возможно приобрести аристократическое происхождение. Своим наставникам главный герой платит большие суммы. Он искренне верит, что именно таким образом обретёт дворянское величие. Более того, господин думает, что благодаря красивой одежде он добьётся приобретения природного изящества, поэтому он платит большие деньги портным.
Главной героиней комедии является госпожа Журден. Женщина представляет собой полную противоположность своему мужу. Будучи порядочной и рассудительной женщиной, госпожа не преследует недостижимых целей. Главная героиня довольствуется тем, что имеет. Женщина всячески старается наставить своего супруга на путь истинный. Героиня имеет твердые жизненные принципы: так, узнав о мнимой измене дочери, она осуждает ее и не мирится с браком по расчету.
Дорант — бедный и расточительный аристократ. Он хитер и использует Журдена, чтобы за его счет приударить за красивой маркизой. Он дарит его подарки от себя и склоняет Доримену к браку. Беспринципный дворянин обводит вокруг пальца всех присутствующих.
Доримена — спокойная и уравновешенная женщина, красивая и молодая вдова. Маркиза принимает ухаживания Доранта и соглашается выйти за него только потому, что жалеет его состояние и не желает разорения жениха. Она добра и отходчива, но наивна.
Люсиль — дочь Журдена. Умная, оживленная, активная девушка. Но у красавицы есть и плохая черта — она капризна. Поэтому порой ссорится с женихом.
Клеонт — вспыльчивый, ревнивый и самолюбивый юноша. Но в его характере преобладают положительные черты. Он честно объявляет о своем происхождении и не гонится за высоким статусом. Для него дороже правда, чем выгода.
Ковьель — слуга Клеонта. Он сообразителен и артистичен. Именно он выдумал аферу, благодаря которой удалось обмануть Журдена.
Темы
Благодаря своему таланту французский писатель обрёл звание великолепного комедиографа. Создавая свои произведения, Мольер поставил перед собой цель — необходимо в развлекательной форме исправлять людей. И писатель не отступил от данного принципа в произведении «Мещанин во дворянстве».
- Так, центральное место в нем занимает тема раздутого самомнения. Автор описал простого буржуа, который, абсолютно не жалея денег, стремится стать аристократом. Читатель осознает, что идея Журдена является неосуществимой и абсурдной. Богатый буржуа просто попал в плен своих амбиций, решив обрести дворянское происхождение. Желая во что бы то ни стало добиться поставленной цели, Журден выглядит посмешищем.
- Тема любви. Журден превратно понимает это чувство: его страсть к Доримене — всего лишь гонка за абсурдными амбициями и дворянским миром. Свою жену он не ценит, а дочь готов выдать за кого-угодно, лишь бы был дворянин. Совсем иначе любовь понимают Люсиль и ее мать. Обе женщины стремятся к такому браку, где были бы и любовь, и равенство. Люсиль отказывается от любых предложений, чтобы выйти за Клеонта, а ее мать поддерживает выбор дочери.
- Тема добродетели. Журден готов выдать дочь за первого встречного турка, лишь бы поднять свой статус. В этом он похож на своего друга — Доранта. Аристократ, хоть и имеет высокое положение, является подлецом. Ради денег он готов обманывать всех людей. А вот обыкновенная мещанка — жена Журдена — придерживается нравственных правил и даже готова отречься от дочери, которая якобы изменила жениху. Это говорит о том, что истинная добродетель не зависит от статуса.
- Тема сословного равенства. Слуги в комедии оказываются умнее господ, а мещане — принципиальнее дворян.
Если Вы считаете, что раздел нужно дополнить, напишите в комментариях, что улучшить.
Проблемы
В своей комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер поднял проблематику человеческих пороков, одним из которых является тщеславие. Писатель продемонстрировал читателю, как данный порок может стать большим препятствием на пути к реализации своей мечты. Какие еще проблемы затронуты в пьесе?
- Невежество и подражание. Главный персонаж выглядит очень комично из-за невежества и подражания чужим традициям. Даже в обучении он проявляет лень, узость суждений и неспособность к усвоению новых знаний. Это и делает его легкой мишенью для хитрецов.
- Ложь и лицемерие. Дорант умело манипулирует другом, постоянно обманывая его. То же самое делают учителя.
- Алчность. Ради денег люди готовы на любую подлость. Жажда наживы превращает учителей в обманщиков и мошенников, а дворянина — в жалкого паразита.
- Сословные предрассудки. Слуги в комедии оказываются умнее хозяев, а вот хваленый дворянин предстает настоящим жуликом, который способен обмануть даже возлюбленную. Это говорит о том, что нельзя оценивать людей по статусу.
Основная идея
Человек должен быть тем, кто он есть на самом деле — это и есть главная мысль пьесы «Мещанин во дворянстве». Ведь в любом случае он не сможет стать другим. Мужчина средних лет, который благодаря своему труду заработал приличное состояние, выставляет себя настоящим глупцом. Смысл жизни персонажа заключался в приобретении дворянского титула, что, по мнению автора, является абсурдным желанием. Ведь не дворянство красит человека, а ум и добродетель.
Авторскую позицию и смыл пьесы «Мещанин во дворянстве» отражает реплика Клеонта:
Слова нынче дешевы. Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание,- подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле,— это, на мой взгляд, признак душевной низости.
Чему учит?
Пьеса «Мещанин во дворянстве» заставляет задуматься о том, как важно уделять внимание подлинным ценностям человеческой натуры — не статусу в обществе, а уму и добродетели. Человек должен развиваться, но не напоказ, а для себя, чтобы стать лучше. Он должен вести себя порядочно, но не ради похвалы, а для сохранения душевного равновесия.
А вот чрезмерное внимание к происхождению и костюму ставит нас в глупое положение. Оценивая людей по этим критериям, мы даем себя обмануть. Если же сам человек будет ориентироваться лишь на эти понятия, он неизбежно деградирует.