Что такое классицизм: кратко и понятно о главном
В России эпоха классицизма зародилась (переползла из Европы) во второй половине XVIII века и продлилась до первой половины XIX века. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве в период европеизации при Екатерине II, которая охотно вела переписки с заграничными деятелями Просвещения. Если сформулировать определение классицизма своими словами, то он представлял собой художественное направление в искусстве, в основе которого лежали идеи античности, выражавшиеся в философии Декарта.
Содержание:
История появления
Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.
Истоки классицизма нужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.
Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.
Этапы развития классицизма:
- Ранний классицизм (1760-е – 1-я половина 1780-х годов) – принятие нового стиля, определение его черт;
- Зрелый классицизм (1780-е – 1790-е) – установление и распространение стиля;
- Высокий или поздний классицизм, Ампир (1-я треть XIX века) – влияние романтизма.
Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.
Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.
Основные черты
Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:
- Обращение к искусству античности;
- Сатирическая направленность;
- Патриотизм;
- Интерес к простому человеку;
- Идея просвещенной монархии;
- Обращение к фольклору.
Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии.
Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.
Особенности: темы и жанры
Классицизм связан с Просвещением, основывается на идеях рационализма и на представлениях о закономерности мира. Ориентирование на античность приводит к возникновению системы жанров. Именно древние греки впервые систематизировали типы и виды однородных явлений в литературе и философии.
Так, в литературе жанры классицизма подразделялись на высокие и низкие. Высокими жанрами являлись трагедия, ода, героическая поэма, а низкими – комедия, сатира, басня. Высокие жанры описывали исторические события, бытие царей и знатных людей. Низкие жанры рассказывали истории об обыкновенных людях, например, о крестьянах или слугах. Соответственно, для высоких жанров была характерна возвышенная речь, а для низких – простая речь.
Культура классицизма элитарна и предъявляет к личности очень высокие требования. Каждый автор в ту пору подчеркивал важность преобладания разума над чувством, долга — над желанием, морали — над страстью. Классицисты считали, что только только ум и мораль помогут познать окружающий мир и выстроить нравственную систему ценностей. Их интересовали проблемы борьбы разума и чувства, долга и страстей. Также было заметно преобладание национально-исторической тематики над античной. Очевидно наличие патриотического пафоса и сатирической направленности во многих произведениях (в баснях, сатирах и комедиях). Человек того времени стремился назидать, учить, совершенствовать. Каждый автор был своего рода пастором и не раз обращался к религиозной теме. Творчество было сакрально и элитарно: только люди с положением и состоянием могли позволить себе творить.
Основные темы классицизма:
- Исторические сюжеты
- Жизнь высшей знати
- Античные сюжеты (с опорой на мифологию)
- Нравоучительные истории (с сатирическим обличением безнравственности и невежества)
Эстетические принципы и правила
Принципы классицизма:
- Наличие воспитательного характера;
- Стремление к совершенству;
- Обращение к античности;
- Стремление к строгости, логичности и гармонии формы и содержания;
- Простота, симметричность форм и правильные пропорции;
- Литературные произведения создавались по четким канонам в соответствии с жанром произведения.
Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.
Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:
- Следование правилам и канонам – путь к достижению идеала античности;
- Строгая жанровая система в литературе: высокие и низкие жанры;
- Преобладание разума над чувствами;
- Универсальность типов человеческих характеров (персонажи обладали определенной чертой характера, например, жадность или храбрость) в литературе;
- Четкое деление героев и персонажей на положительных и отрицательных в литературе;
- Три единства в театре: единство времени (действие должно было уместиться в один узкий временной промежуток — день), действия (одна сюжетная линия) и места (все должно было происходить в одном месте).
- В драматических произведениях было единство времени, места и действия;
- Наличие воспитательной функции.
Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость.
Как проявил себя в русской…
Архитектуре
Основные признаки классицизма в архитектуре:
- строгая симметрия;
- пропорциональность;
- четкая планировка и продуманная величественная композиция.
Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).
Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).
Яркие представители классицизма в архитектуре:
- В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
- М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
- И.Е. Старов (Таврический дворец).
Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;
Литературе
Для русского классицизма характерны следующие черты:
- преобладание разума над чувствами;
- конфликт долга и страстей;
- равенство и справедливость.
Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.
- М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
- Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
- Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;
Музыке
Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.
Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.
Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;
Живописи
Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.
Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.
Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.
Театре
Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.
Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.
Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.
Автор: Ольга Макарова