Сочинение: Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (+ таблица)

(345 слов) Произведение Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» можно назвать лучшей поучительной комедией в истории русского классицизма. Благодаря системе образов в пьесе, читатель способен глубже понять проблемы необразованности, ханжества, воспитания и другие недостатки дворянского общества.

При помощи образа Митрофана, главного представителя злонравного дворянства, раскрывается тема безграничной, слепой материнской любви и вседозволенности. От этого и растут корни всех составляющих характера героя. 

Митрофан, как и его мать, — невежественный персонаж. Он ленится учиться, ему кажется скучным и бесполезным процесс обучения. Его учителя — Цифиркин, Кутейкин и Вральман — за три года так и не смогли научить сына Простаковой считать, писать, не говоря уже о серьезных пластах знаний в гуманитарных науках. В связи с необразованностью, герой не способен красиво и правильно излагать мысли. Напротив, его речь переполнена искаженными словами и бранной лексикой. Крестьянку Еремеевну он, к примеру, называет «стара кляча», а в конце произведения и вовсе бранит собственную мать. Но Митрофан не только глупый и некультурный, он еще и жестокий. Он неуважительно относится к членам семьи, особенно, к прислуге, что часто поощряется матушкой. 

Кроме того, младший Простаков обделен чувством гражданского долга, патриотизма и уважения к родине. В его возрасте положено думать о предстоящей службе. Ведь с 16 лет всех юношей призывали на службу. По пьесе Митрофану уже было 15 лет. Но герой думает лишь о праздном времяпрепровождении и свадьбе: «Не хочу учиться, хочу жениться». Осознавая свою нравственную незрелость и невежество, персонаж не сомневается в своем решении относительно Софьи, он, напротив, очень высокого о себе мнения, как и его матушка. Проживая свое детство и отрочество в условиях постоянного поощрения, невмешательства и потакания всем его прихотям, герой вырос изнеженным и избалованным мальчиком. Поэтому для него считается обычным делом назвать учителя «гарнизонной крысой». Ведь за такой ругательство его никто не накажет. 

В образе Митрофана сосредоточились все черты загнивающего дворянства, о котором писал Лермонтов в произведении «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколение…». Таких людей не интересовало будущее страны, они не видели смысла в образовании, не участвовали в развитии государства. Так, Фонвизин, наблюдая за представителями нравственно обнищавшего высшего общества, осознавал потенциальную проблему отсутствия благоразумия подрастающих молодых людей. Именно поэтому образ сына Простаковой стал ключевым акцентом в пьесе «Недоросль».  

Черты характера Митрофана Цитаты
Дурное воспитание и дурной пример «…Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку 
Грубость и агрессия «…Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…»
Подлость и желание наябедничать «…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»
Неуважение к родителям «…Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Медлительность и застой ..Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
Бесперспективность и невежество «…Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..»
Слабость характера и умение манипулировать чувствами матери «…Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…»
Лень «…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…»
Изнеженность и избалованность …пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…

Автор: Полина Борискина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector