Сочинение: Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (+ таблица)

Многомудрый Литрекон часто перечитывает пьесу «Недоросль». Цитатная характеристика Митрофана очень важна для понимания смысла комедии. Здесь Вы найдете не только два эссе, но и таблицу. Приятного просвещения!

Вариант 1

(345 слов) Произведение Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» можно назвать лучшей поучительной комедией в истории русского классицизма. Благодаря системе образов в пьесе читатель способен глубже понять проблемы необразованности, ханжества, воспитания и другие недостатки дворянского общества. При помощи образа Митрофана, главного представителя злонравного дворянства, раскрывается тема безграничной, слепой материнской любви и вседозволенности. От этого и растут корни всех составляющих характера героя.

Митрофан, как и его мать, — невежественный персонаж. Он ленится учиться, ему кажется скучным и бесполезным процесс обучения. Его учителя — Цифиркин, Кутейкин и Вральман — за три года так и не смогли научить сына Простаковой считать, писать, не говоря уже о серьезных пластах знаний в гуманитарных науках. Герой не способен красиво и правильно излагать мысли. Напротив, его речь переполнена искаженными словами и бранной лексикой. Крестьянку Еремеевну он, к примеру, называет «стара кляча», а в конце произведения и вовсе бранит собственную мать. Но Митрофан не только глупый и некультурный, он еще и жестокий. Он неуважительно относится к членам семьи, особенно к прислуге, что часто поощряется матушкой.

Кроме того, младший Простаков обделен чувством гражданского долга, патриотизма и уважения к Родине. В его возрасте положено думать о предстоящей карьере. Ведь с 16 лет всех юношей призывали на службу. По пьесе Митрофану уже было 15 лет. Но герой думает лишь о праздном времяпрепровождении и развлечениях:

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Осознавая свою нравственную незрелость и невежество, персонаж не сомневается в своем решении относительно Софьи, он, напротив, очень высокого о себе мнения, как и его матушка. Проживая свое детство и отрочество в условиях постоянного поощрения, невмешательства и потакания всем его прихотям, герой вырос изнеженным и избалованным мальчиком. Поэтому для него считается обычным делом назвать учителя «гарнизонной крысой». Ведь за такое ругательство его никто не накажет.

В образе Митрофана сосредоточились все черты загнивающего дворянства, о котором писал Лермонтов в произведении «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколение…». Таких людей не интересовало будущее страны, они не видели смысла в образовании, не участвовали в развитии государства. Так, Фонвизин, наблюдая за представителями нравственно обнищавшего высшего общества, осознавал потенциальную проблему отсутствия благоразумия подрастающих молодых людей. Именно поэтому образ сына Простаковой стал ключевым акцентом в пьесе «Недоросль».

Вариант 2

(405 слов) Многие читатели думают, что Митрофан — главный отрицательный герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», ведь комедия названа в честь него. Однако при глубоком погружении в сюжет книги становится ясно, что Митрофанушка — это всего лишь объект воздействия, а не действующее лицо. У него мало реплик, а его поведение — попытка копировать поступки и реплики госпожи Простаковой. Образ транслирует «злонравия достойные плоды», он лишен индивидуальности, самобытности. Но в этом и состоит главный посыл персонажа: он не развивается в тепличных условиях материнской опеки.

Митрофану уже 15 лет, но его знания и умения не соответствуют этому возрасту. Юноша примитивен и инфантилен. Это проявляется особенно ярко в его попытках шантажировать родителей, добиваясь желаемого. Он угрожает покончить с собой, если госпожа Простакова не даст ему то, чего он просит. Это говорит не только о безответственности и легкомыслии героя, но и о его хитрости и жестокости. Он инстинктивно понимает, как манипулировать матерью, и совсем не заботится о ее чувствах. Это противоестественно, ведь даже имя героя закрепляет его тесную связь с Простаковой. Оно означает «матерью явленный» и, согласно традиции классицизма, указывает на то, что персонаж не самостоятелен. Он — лишь результат усилий госпожи Простаковой, продукт ее воспитания. Мы убеждаемся в этом, когда следим за сюжетом: именно хозяйка дома выбирает для Митрофана жену и устраивает его будущее. При любом упоминании имени юноши мать отвечает за него, как будто недоросль сам лишен права голоса.

Окружая сына опекой, героиня не дает ему расти. В свои 15 лет Митрофан остается «дитятей». Именно дурной пример настраивает персонажа против образования и развития. Его мать  выступает против просвещения, но поступает непоследовательно: сама же нанимает учителей, но считает, что получать образование нужно только для вида, чтобы дали более выгодное место на службе. То есть она обесценивает усилия мальчика, заранее демотивируя его. Никто не станет учиться в таких условиях. Да и зачем? Митрофан не заинтересован в службе, потому что живет «на всем готовом». Родители полностью обеспечивают его, но сами не работают, а тиранят крестьян и прожигают наследство. Глядя на них, Митрофан не видит смысла в карьере. Ему достанется все то, что кормит его родителей не первый год. Зачем же стараться, если базовые потребности удовлетворены без усилий? Семья попытается пристроить наследника, но дурной пример заранее обрекает его на неудачу.

Таким образом, Митрофан, лишенный самостоятельности и изнеженный полной безнаказанностью, является лишь отражением ошибок и просчетов своих родителей, «плодом злонравия». В финале он отталкивает мать, это ее удивляет. Но Митрофан не действует по собственному почину, он копирует поведенческие модели окружающих, а на зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Таблица: Черты характера Митрофана

Черты характера Митрофана Цитаты
Дурное воспитание и дурной пример

Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку

Грубость и агрессия

Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…»

Подлость и желание наябедничать

Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…

Неуважение к родителям

Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Медлительность и застой

Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.

Бесперспективность и невежество

Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..

Слабость характера и умение манипулировать чувствами матери

Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…

Лень

Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…

Изнеженность и избалованность

Пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…

Автор: Полина Борискина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *