Что такое тема в литературе?

Меняются люди, меняются эпохи, но важные темы остаются неизменными: любовь, смысл жизни, война и мир, одиночество и т. д. Авторы художественных произведений разных времен поднимали похожие темы, но каждый из них смотрел по-своему на то, что описывал. Казалось бы, определить тему произведения легко, но многие люди все равно испытывают трудности и путают темы, идеи, мотивы друг с другом. Многомудрый Литрекон хотел бы разъяснить, что такое тема в литературе?

Определение

Тема в переводе с греческого означает то, что положено в основу, то, о чем или о ком говорится в тексте: событии, явлении, проблеме и т. д. Все предложения объединены общей темой. Единство содержания обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей.

Тема раскрывается с помощью сюжета, конфликта и др. Она отличается от других компонентов содержания тем, что отвечает на вопрос «О чем текст?». Тем, в отличие от основной идеи, может быть много. Они отражают смысловые опоры содержания текста.

Как отличить тему от мотива? Если тема — это определяющая характеристика текста, то мотив — тенденция повторения определенных паттернов или изображений, которые усиливают основную тему. Тема шире мотива: она отражает более масштабный объект художественного исследования, чем мотив, который лишь указывает на тему и выделяет ее.

Основные черты

Тема в художественном произведении выражает философские, нравственные, этические и другие аспекты бытия. Автор поднимает темы одиночества, добра и зла, “маленького человека”, “поиска смысла жизни”, любви, семьи и многие другие. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей.

Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чем это произведение?». Вот, например, о чем басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей?» О трудолюбивом муравье и беззаботной стрекозе. Да, так оно и есть. Объектом исследования автора стали такие противопоставленные друг другу понятия, как трудолюбие и праздность, дальновидность и легкомыслие.

Основные черты темы в литературе отражены в списке:

  • Тема передается через описанные события, через характеры, повороты сюжета, конфликты и др.
  • Чем больше произведение по объему, тем больше тем затронул автор.
  • Источником тематического разнообразия является жизненный опыт автора: место, время, люди, которые на него повлияли.
  • Тему художественного произведения можно уловить в самом названии. Например “Кому на Руси жить хорошо”, “Что делать” и др.
  • Темы в художественных произведениях подразделяются на несколько групп: основная тема художественного произведения определяет его единство (“мысль семейная” в “Анне Карениной”); частная тема разрабатывает отдельные стороны основной темы (показ семейных отношений в дворянской среде в “Анне Карениной”); “вечные темы” — общие для всей мировой литературы (темы войны, любви, мира, власти и др. ). Каждая эпоха вкладывает свой смысл в трактовку “вечных тем”.
  • Главная функция темы — раскрыть своеобразие содержания книги, сформировать идейно-тематический каркас текста.

Актуальные проблемы русской классической литературы 19 века: человек и закон, духовно-нравственные искания, любовь, семья, влияние среды на человека, социальное неравенство, бесправие крестьянства, тяжелая доля народа, историческая судьба России, роль детства в формировании личности. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимаются несколько тем: социального неравенства, любви, «униженных и оскорбленных», сострадания, детства и др.

Примеры

К примеру, тему “маленького человека” можно увидеть в произведениях многих авторов. Александр Сергеевич Пушкин — первый, кто затронул тему маленького человека в своей повести “Станционный смотритель”. Его герой, Самсон Вырин, чиновник низшего класса, живущий в своем маленьком мире, станционный смотритель, всеми униженный, но при этом он — человек, исполненный чувства собственного достоинства, который честно выполняет свою работу и искренне любит дочь.

Можно вспомнить еще одного героя — Акакия Башмачкина из повести Н. В. Гоголя “Шинель”. Автор сочувствует Башмачкину, который не может найти друзей, заслужить уважение коллег и выйти из унизительной нищеты. Покупка шинели становится смыслом его жизни. И вот кража его драгоценной обновки оборачивается для него катастрофой. Но найти помощи и поддержки в суровом и холодном мире он не может.

Маленькие люди были и у Ф. М. Достоевского, например, Мармеладов в романе “Преступление и наказание”. Достоевский просит читателей проявить хоть немного сочувствия к этим людям.

Антон Павлович Чехов хотел показать, что такие люди, как Червяков (“Смерть чиновника”) или Беликов рассказ “Человек в футляре”, отчасти сами виноваты в своих бедах, потому что не развиваются духовно и зацикливаются на второстепенных вещах. Душа Червякова полностью подчиняется корпоративным требованиям и установкам. Фамилия Червякова соответствует его внутреннему раболепию. Вот главный герой приходит на спектакль и чувствует себя наверху блаженства, вдруг он чихает на статского генерала, который сидит впереди него. Катастрофа, трагедия, ужас. Он начинает извиняться, одного раза ему показалось мало, он делает это вновь и вновь. Автор рассматривает всю сущность “маленького человека”, мир которого ограничен чинопочитанием.

Тему любви можно наблюдать практически во всех произведениях художественной литературы. Яркий пример мы находим в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, где любовь является центральной темой. Но, к сожалению, счастья она никому в этом романе не приносит. Черкешенка Бэла искренне любит Печорина, но вскоре понимает, что он похитил ее у отца только ради забавы. Любовь ей не принесла ни радости, ни счастья. Бэла не смогла растопить холодную душу Печорина. На одной из прогулок Бэлу похищает давно влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, он ранит Бэлу. Она умирает в крепости на руках у Печорина. В итоге этот любовный треугольник дал героям только скорбь и муки совести.

Печорин — княжна Мери — Грушницкий — еще один любовный треугольник, который также заканчивается трагично. Печорин посмеивается над давно влюбленным в княжну Лиговскую Грушницким. Грушницкий ревнует княжну к Печорину и вызывает его на дуэль, на которой он погибает. Григорий, заинтересовавшись княжной, доводит ее до того, что гордая девушка сама признается в любви Григорию Александровичу, а он отвергает ее, Мэри впадает в тоску. И все снова несчастны.

Любовный треугольник Веры, Печорина и мужа Веры приносит страдания героям. Случайно встретившись в Кисловодске с Верой, в которую Печорин был влюблен еще в Петербурге, он вновь испытывает к ней чувства. Но развитию их отношений мешают муж Веры и все светское общество с его лицемерными правилами. Этот роман не приносит Вере ничего, кроме страдания. Как мы видим, тема трагической любви представлена на протяжении всего романа.

Автор: Екатерина Грушевская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *