Основные жанры литературы
Русская литература зародилась еще в X-XI веке. Она много раз менялась, развивалась, создавались новые формы, стили, так постепенно сформировались системы жанров. Литературный жанр – вид литературного текста. Исторически сложившаяся совокупность произведений, которые объединяются по формальным и содержательным свойствам. В процессе жанровой эволюции можно выделить несколько моментов. Каждый жанр в литературе образовывался на протяжении длительного времени, главной причиной появления является потребность своеобразно выразить новые идеи, мысли. Один вид произведения от другого можно отличить по внешним признакам: сюжет, объем и структура. Есть и внутренние элементы: количество героев, сюжетных линий, специфичность тем и идей. Например, действие в антиутопии всегда будет в будущем, а перемены, ожидающие человечество, непременно будут представлены в негативном ключе.
Эпические жанры
Жанры эпоса можно разделить на большие, средние и малые прозаические формы. Тут не стоит пугаться, классификация основана на объеме текста, так что отличить малый жанр от большого не предоставит сложности.
В эпосе предмет изображения – объективная действительность: характеры, события, быт. К крупным прозаическим формам относят эпопею и роман-эпопею.
- Эпопея – обширное повествование о судьбе героев в сложившихся национально-исторических событиях. В эпопее обязательно играет роль социально-исторического фон, где повествуются события жизни героев. Стоит также обратить внимание на многокомпонентность сюжета и связь между поколениями в произведении, масштабные события. Например, произведение «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Тут описана не только история нескольких поколений семь, но также имеются яркие образы каждого героя. Эпопея отличается от романа-эпопеи тем, что охватывается малый промежуток времени, как правило, не более ста лет.
- Роман-эпопея – это масштабный исторический фон, показывающий судьбы героев, имеет насыщенный сюжет и социальную проблематику. Пример таких произведений: Михаил Шолохов, «Тихий Дон», Л.Н. Толстой «Война и мир», Л.Н. Толстой «Хождение по мукам».
К среднем формам относятся роман и повесть.
- Роман – художественное произведение большого объема, который предполагает развернутое повествование о событиях жизни главных героев и их судьб. В романе есть акцент на развитии самой личности. Имеется несколько сюжетных линий, зачастую может присутствовать элементы драмы. Пример таких произведений: Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот».
- Повесть – литературное повествовательное произведение, среднее по объему (между рассказом и романом) с небольшим количеством героев. Повествование в основном ведется в хронологическом порядке и ограниченном пространстве. Сюжет построен на главном герое, остальных персонажей в произведении не более трех или четырех. Пример таких произведений: Николай Карамзин, «Бедная Лиза», Н.В. Гоголя «Шинель», А. П. Чехов «Палата № 6».
Между романом и повестью часто возникает путаница, потому что сами авторы нередко присваивают произведениям не те жанры, которые следует по литературоведческой теории. Бывает и так, что в одно время текст именовали романом, а потом вдруг начали относить в повестям. Споры до сих пор ведутся вокруг таких произведений, как «Капитанская дочка» и «Дубровский».
К малым формам относятся рассказ и новелла (художественные произведения с выдуманным сюжетом), очерк, эссе (публицистические произведения, нацеленные на раскрытие и обсуждение реально существующих объектов). Они имеют одну сюжетную линию. В произведении минимум персонажей, стоит только одна главная проблема, повествование построено на схеме «завязка — основная часть — развязка».
Пример таких произведений: Антон Чехов, «Дама с собачкой», рассказы А. Гайдара «Тимур и его команда», «Совесть», «Горячий камень», «Чук и Гек», новеллы Э. По «Свидание», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Тайна Мари Роже. Дополнение к «Убийству на улице Морг», очерки В.Г. Короленко «Чудная», «Яшка», «Убивец», «Сон Макара», «Соколинец», эссе В. Вульф «Своя комната», «Три гинеи», «Джейн Эйр».
Бывают и исключения вроде «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Это произведение автор назвал поэмой. Наличие лирических отступлений дало ему такое основание. Но если бы он сам не настоял на такой трактовке, то специалисты отнесли бы текст к жанру повести (по всем остальным признакам). Чичиков — главный герой, повествование ведется вокруг его аферы, а все остальные герои не имеют ни истории, ни перспективы (кроме Плюшкина). Объем и композиция тоже указывают на жанровое определение, данное выше.
Стоит вспомнить и о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В тексте есть все признаки лирического произведения, однако сложность задумки, объем, сюжетность, глубина поставленных проблем и масштаб описаний указывают на серьезное эпическое начало, которое и дало автору основание для эксклюзивного жанрового определения.
Лирические жанры
В лирике важны переживания и впечатления автора, мысли и чувства героя. Они чаще всего преподносятся читателю в стихотворной форме через призму восприятия персонажа. Сюда можно отнести такие жанры: притча, элегия, ода и так далее.
Небольшие лирические произведения можно разделить на 3 вида:
- Философская лирика
- Любовная лирика
- Пейзажная лирика
Философская лирика – поэзия, в которой идут раздумья о смысле жизни, философские взгляды лирического героя. Характерная черта – художественная установка на познание проблем времени и пространства. Произведения: «Цицерон» Тютчева, «Из Упанишад», «Индийский мудрец» и «Великое Ничто» К. Д. Бальмонта, «Джордано Бруно» И. А. Бунина, «Ламарк» О. Э. Мандельштама, «Сократ» А. А. Тарковского.
Любовная лирика – литературное художественное произведение в стихотворной форме, в котором выражаются тонкие любовные чувства человека, его романтические переживания. Изображения в стихотворениях могут быть не только любовные, но и дружеские чувства. Произведения: А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», Лермонтов ««У ног других не забывал…», «Она была прекрасна, как мечта…».
Пейзажная лирика – поэтическое творчество, где пейзаж является главным объектом изображения, отражение состояние главного героя в пейзаже. О природе писали поэты: А. К. Толстой, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет.
Лирические жанры:
- Лирическое стихотворение — малая поэтическая форма, вмещающая в себя переживания и чувства автора, выражающая его внутренний мир. Примеры: «Забелелся туман над рекой» (Ф. Сологуб), «Топи да болота» (С. Есенин). Это самая многочисленная жанровая группа в отечественной литературе, так как каждое второе произведение поэта можно к ней отнести.
- Поэма — сюжетное повествование в стихах. В отличие от стихотворения, она опирается на сюжет, имеет больший объем и более сложную композицию. Пример: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. Внимание читателя акцентируется не на чувствах автора, а на событиях, им рассказанных.
- Баллада — лиро-эпический жанр, где сплетаются воедино лирическое начало и сюжетность. Это история, рассказанная в рифму и под музыку. Она меньше поэмы, но больше стихотворения. Обычно ее накладывают на музыку. Пример: «Светлана» В. Жуковского. Как правило, содержание баллады мрачное и гнетущее.
- Эпиграмма — юмористическое стихотворное произведение, высмеивающее какого-то человека или явление. Примеры можно найти в творчестве А.С. Пушкина.
- Стихотворение в прозе — лирическое произведение, написанное не в рифму. Как правило, оно сложнее по содержанию, чем обыкновенное стихотворение, но такое же маленькое по объему. Такие тексты можно найти в позднем творчестве И.С. Тургенева. Самый известный пример — «Два богача».
- Послание — стихотворение, посвященное кому-либо или чему-либо. Тематика строится на обращении к человеку или явлению. Например, как в произведении «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.
- Песня — лирический музыкальный жанр, который может иметь и эпические черты. В древней литературе это довольно длинное героическое сказание в рифму, которое повествовало об историческом событии (например, «Песнь о Нибелунгах»). Такие песни пели на торжественных собраниях. Сегодня жанр претерпел значительные изменения. Теперь песня — это, прежде всего, текст, написанный под музыкальное сопровождение и рассчитанный для сценического исполнения. Например, «Песня о друге» В. Высоцкого.
- Романс — лирический музыкальный жанр, подразумевающий лирическое стихотворение (как правило, о любви или ином сильном чувстве), наложенное на музыку. Романсы всегда ориентированы на сценическое исполнение, поэтому особенную важность приобретает ритм. Например, знаменитый романс — это «Сага» А.А. Вознесенского. Автор написал ее специально для театральной постановки «Юнона» и «Авось».
- Притча – это короткий прозаический рассказ, персонажи могут быть не только людьми, но и животными, растениями и неодушевленными предметами. Всегда эмоциональная подача, выразительный язык. В финале притчи присутствует нравоучение читателя, ведь истоки его этого жанра находятся в религиозной литературе. Их писали такие знаменитые авторы, как А. Пушкин, Л. Толстой и Ч. Айтматов — в русскоязычной литературе; Г. Честертон, Г. Д. Лоуренс и У. Голдинг — в английской литературе. Пример притчи можно найти в рассказе А.П. Чехова «Студент».
- Элегия – грустное стихотворение, которое выражает размышление лирического героя на философские темы: воспевание потерь, печалей. Произведение повествуется от первого лица, построено на эмоциональных переживаниях. Пример таких произведений: В. А. Жуковский «Море», М. Ю. Лермонтов «Элегия»,
- Ода – торжественная песня, написанная в высоком стиле, которая посвящается какому-либо событию или герою. Стиль патетический. Пример таких произведений: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г. Р. Державин «Фелица», «Бог».
- Сонет – поэтический текст, который всегда состоит из 14 строк, особым образом организованный в строфы. Автор в этом случае строго придерживается обозначенного принципа рифмовки и стилистических законов. У каждого вида сонета свои требования. Есть итальянский, французский, английский и даже русский сонет. В центре внимания поэта определенный тезис, который он развивает во всех частях композиции, не отходя от плана. Поскольку это один из самых сложных жанров поэзии, к содержанию тоже предъявляются жесткие требования: важно использовать редкие рифмы, высокий слог и избегать повторов.
Драматически жанры
Драму можно разделить на четыре основных жанра (хотя их больше):
- Комедия;
- Трагедия;
- Драма;
- Трагикомедия.
Классическая драма (первые образчики появились еще в Древней Греции, но настоящую популярность и распространенность этот жанр получил в 18 веке в Европе) появилась во времена классицизма, поэтому опирается на правила трех единств: время, место и действие. Действие не должно занимать больше суток, происходит все в одном и том же месте и имеет всего один главный сюжет.
Основные стадии развития действий:
- Экспозиция – события, которые рассказываются перед началом сюжета, знакомство с героями и обстоятельствами.
- Завязка – начало действия, создание конфликта.
- Кульминация – напряженный момент в развитии действий, раскрытие конфликтной ситуации.
- Развязка – разрешение конфликта
Комедия подразумевает остроумный и динамичный сюжет, прецеденты и события предоставляются в смешном ракурсе. Комический конфликт всегда строится на несоответствии событий. Существуют два поджанра: комедия характеров, где мы смеемся над людьми, и комедия положений, где смеемся уже над ситуацией в сюжете. Произведения: А. С. Грибоедов, «Горе от ума», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Существуют сатирические комедии, осуждающие и высмеивающие определенные пороки (Н. В. Гоголь «Ревизор»), бытовые комедии, в которых зритель посмеивается над странными традициями, обрядами, явлениями какой-то социальной среды («Ярмарка» Микеланджело Буонарроти Младшего), философские комедии, где объектом осмеяния выступают интеллектуальные идеи («Пигмалион» Бернарда Шоу), комедии-водевили, где превалируют лёгкое содержание, яркий сюжет, песни, танцы и внешние комические эффекты (водевиль И. П. Котляревского «Солдат-чародей») и другие.
Трагедия – жанр произведения, в котором сюжет, основанный на неразрешимом конфликте, приводит героев к трагическому исходу. Сюжет основывается на коллизии, герои не могут найти выход. Действие всегда занимает небольшой отрезок времени, главный герой подвергается страданиям, терзаниям, как внутренним, так и внешним. Содержание мрачное, тон повествования возвышенный. Драматурги ставили задачу вызвать слезы, конец обязательно должен закончиться гибелью персонажа. Примеры произведений: «Гамлет» Шекспир, А. С. Пушкин «Борис Годунов», В. Вишневский «Оптимистическая трагедия».
Драма – жанр литературы, который повествует о серьезных, и порой о печальных событиях, но без трагического финала. Сюжет строится на диалогах и монологах. Сюжет касается в основном личной жизни главного героя, его переживаний в данных обстоятельствах. Драма трагична и комична одновременно, максимально близка к реальной жизни. Там изображается конфликт, который герой в силах разрешить. Примеры произведений: А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница». Гиллиан Флинн «Острые предметы».
Когда в начале 20 века появился Театр Абсурда (модернистское веяние в драматической среде), исследователи выявили новый жанр — трагикомедия. Авторы соединяют главные черты двух жанров, обостряя, а не сглаживая противоречия между ними (это главное отличие от драмы). Переход между двумя настроениями происходит крайне быстро, создается впечатление, что смеяться приходится сквозь слезы. Таково, например, произведение Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»».
Многие исследователи включают сюда же такие современные театральные жанры, как мюзикл (драматическое произведение с музыкальными эффектами), мелодрама (драматическое произведение, основанное на романтической истории, с нравоучительным смыслом и ярким противопоставлением добра и зла), феерия (фантастические драматические произведения с мощными зрительными эффектами), монодрама (в прямом смысле: театр одного актера).
Автор: Надежда Чащина