Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям (А.Н. Островский)

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ пьесы «Бесприданница» по действиям. Основные события в сокращении — удобный материал для быстрой подготовки к урокам и экзаменам.

Действие I

Летний день. Первая его половина. Бульвары волжского города Бряхимова пустуют: господа отдыхают после обедни. Гаврило — буфетчик и Иван — половой, пользуясь отсутствием посетителей, хлопочут в кофейной, поправляют мебель и обсуждают местные порядки. Иван замечает на бульваре Мокия Парменыча Кнурова, прогуливающегося в одиночестве. Гаврило объясняет особливость старого купца его сказочным богатством, и высоким статусом, не позволяющими разговаривать с каждым встречным. Вскоре Кнуров заходит в кофейню и садится читать французскую газету. Вскоре к нему присоединяется Василий Данилыч Вожеватов — молодой купец, достаточно богатый для того, чтобы заслужить расположение Кнурова. Он сообщает о скорой сделке с судохозяином Паратовым: Вожеватов покупает у него пароход “Ласточка”. Все вокруг говорят о скором приезде Паратова: показывается на горизонте покупаемый Вожеватовым пароход, мимо кофейни проезжает богатый экипаж, очевидно едущий встречать любящего шик барина. Узнав, что продается пароход по-дешевке, Кнуров предполагает, что Паратов снова промотался, что для него, как для человека, всегда живущего на широкую ногу, в высшей степени свойственно. Вожеватов заказывает шампанского. Его подают ему, по традиции, в чайничке. Так Василий Данилыч избегает косых взглядов на него, как на человека, употребляющего спиртное с самого утра. 

Завязывается разговор о местной красавице — Ларисе Дмитриевне, которая выходит замуж, ко всеобщему негодованию, за небогатого чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромность выбора Ларисы тем, что она бесприданница, и женихами ей разбрасывать не приходится. Да и выбора, как такового, ей обычно не предоставляется: вопросами замужества распоряжается ее мать — Харита Игнатьевна Огудалова, по мнению Кнурова, “бойкая женщина”. Дом Огудаловой всегда заполнен богатыми господами. Гостеприимство хозяйки обусловлено желанием сосватать дочь за порядочного человека с порядочным капиталом. 

Узнается, также, что Огудаловой уже удалось выдать замуж двух дочерей, правда неудачно: одна досталась кавказскому князю, зарезавшему ее от ревности, повторив сценарий “Отелло”, другая — вышла замуж за иностранца, обернувшегося шулером. Выясняется, что Паратов год назад сватался к Ларисе, успешно за ней ухаживал, получил полную взаимность девушки, но по невыясненным обстоятельствам, безвозвратно скрылся. 

Позже, в доме Огудаловых завидный жених — сказочно богатый банкир, бывший щедрым и обходительным как с Харитой Игнатьевной, так и с Ларисой. Но оказалось, что богатство было краденным, и мошенника арестовали жандармы прямо в доме Огудаловых. Преследованию подверглись и хозяйка с дочерью. Они так многого натерпелись за время судебного разбирательства, что Лариса поставила матери ультиматум: прекратить нескончаемое сватовство и выдать её за “первого встречного”. Этим “первым встречным” оказался Юрий Капитоныч Карандышев — не пользовавшийся ранее особой милостью, завсегдатай дома Огудаловых. Так, за терпение и упорство, словом, за “постоянство” он был высоко вознагражден браком с Ларисой. Кнурову жаль Ларису, он считает ее драгоценным бриллиантом, требующим изящной огранки и кропотливого мастера, на которого непутевый Карандышев не походит. 

Тут появляются непосредственные герои развернувшейся драмы: Харита Игнатьевна, Лариса, с ней — Карандышев. Вожеватов одинаково любезен со всеми. Кнуров — погружается в чтение, подает руку Харите Игнатьевне, небрежно кивает Карандашеву (видно, что он не уважает его). Новопришедшие остаются испить чаю.

Карандышев приглашает Вожеватова, затем Кнурова, отобедать у него: он устраивает застолье в честь помолвки с Ларисой. Купцы соглашаются, однако Кнуров не стесняется выражать свою неприязнь к персоналии Карандышева и соглашается только из уважения к Огудаловым. На протяжении всего разговора Карандышев выглядит в обществе уважаемых и уважающих друг друга людей белой вороной, к тому же, недостаточно влиятельной и нелепой: все скептически относятся к его попыткам соответствовать Ларисе и быть, как он сам выражается, “выше предрассудков”.

“Ласточка” уже совсем близко, и Вожеватов приглашает Кнурова проследовать с ним на пристань. Тот соглашается, лишь бы вырваться из неприятного ему общества. Все начинают расходиться. Вожеватов с Ларисой говорят о чем-то тет-а-тет, Огудалова просит Кнурова о материальном содействии: покрытии свадебных расходов и подарке на день рождения Ларисы — он завтра. Кнуров дает добро.

Молодожены остаются наедине. Карандышев ревнует Ларису к Вожеватову. Он просит ее забыть прошлую жизнь и прошлые связи, чью совокупность он сравнивает с “цыганским табором”. Такое сравнение глубоко оскорбляет Ларису: она просит Карандышева впредь быть аккуратным в высказываниях, которые лишь усугубляют её незавидное положение. Она соглашается с обидной формулировкой нареченного супруга, однако заявляет, что и в этом таборе были достойные люди. Карандышев тут же язвительно интересуется, не имеет ли она в виду Сергея Сергеевича Паратова. От одной только в мысли о нем Ларису бросает в пот: с одной стороны она была горько обижена бесчестием этого человека, с другой — она продолжает считать его идеалом мужчины. Лариса с придыханием вспоминает, как Паратов доверялся меткости одного кавказского князя, простреливавшего на спор стакан, стоящий на его голове. Более, того, чтобы быть примером хладнокровия для горца, он давал горячо любимой Ларисе в руку монету, которую вышибал выстрелом. 

Карандышев ревнует Ларису к Паратову. Ревность обоснована, ведь нареченная супруга до того одержима Паратовым, что признается в том, что без раздумий снова вверит ему свою душу, если только будет возможность, которую, впрочем, уже смирившаяся со своей несчастной долей Лариса отрицает.

На Волге раздается выстрел из пушки — встречают прибывающего Паратова, о приезде которого Лариса не догадывается. Девушка испугана, она смотрит вниз, через перила террасы на обрывистый берег: ей кажется, он вот-вот упадет, но Карандышев берет ее под руку, и они удаляются. 

Позже опустевшую кофейню наполняют люди — приехал Паратов. Иван хлопотливо чистит костюм приехавшего барина, зная о его щедрости, нарабатывает на чаевые (и тут же их получает). Сергей Сергеевич тут же рекомендует Кнурову и Вожеватову своего визави — его он называет Робинзон. На самом деле никакой это не Робинзон, а Аркадий Счастливцев, провинциальный актер, высаженный на одном из безлюдных волжских островов за дебоширство на борту парохода. Паратов не только спас ему, голодному и бедствующему, жизнь, но и взял на себя обеспечение Робинзона, сделав из него подобострастного и преданного миньона, падшее достоинство и пропитый актерский талант которого полностью предоставлены милостивому барину. 

Робинзон, не подозревая, что его личность раскрывают, беспечно пьет спиртное в кофейне. Тем временем, Паратов рассказывает о том, что продал он не только “Ласточку”, но и баржи: он женится на дочери состоятельного человека с золотыми приисками в приданном, с чем и связано небывалое расточительство барина. Он хочет проститься с холостяцкой жизнью, потому приглашает всех присутствующих на прогулку на катере по Волге, под шум цыганских песен и плясок. Однако Вожеватов сообщает, что он с Кнуровым уже приглашен на обед в честь скорой свадьбы Ларисы. Узнав, что Лариса выходит замуж, Паратов нисколько не смутился, и предположил, что он тоже должен быть приглашен, потому договаривается с товарищами о совместном посещении обеда, чему чрезвычайно рад Кнуров, для которого общество Паратова станет отдушиной от всей неприязни, питаемой им к Карандышеву. На этом они прощаются, и первое действие завершается. 

Действие II

Действие перемещается в дом Огудаловых, обставленный, стараниями бывших ухажеров, богато. Харита Игнатьевна раскрывает подарок Вожеватова на день рождения Ларисы. Она сообщает дочери, переодевающейся в соседней комнате, о подарке и его дарителе, вопреки просьбам Вожеватова. Уж очень ее воодушевляет цена подаренных вещей (500р., по ее расчётам). 

Появляется Кнуров. Он, зная, что для Огудаловой авторитетно мнение каждого человека при деньгах, начинает с ней разговор о Карандышеве. Кнуров высказывается о том, что Огудалова выдает дочь за непорядочного мещанина, воспользовавшегося их незавидным положением, при котором женихами раскидываться не приходится. Он надеется, что скоро Лариса не стерпит полумещанской жизни, в которую поместит ее супруг, и вернется к матери, совместное проживание с которой он бескорыстно готов обеспечить. Кнуров просит одеть Ларису в лучший свадебный наряд, счеты за пошив которого он оплатит. Смущенная щедростью друга, но полностью ею довольная, Огудалова провожает Кнурова, которому уже пора идти. 

Входит Лариса. Она сообщает матери, что Карандышев намеревается баллотироваться в мировые судьи и, чтобы увеличить свои шансы, будет делать это в регионе с меньшей конкуренцией — в Заболотье, медвежьем углу, холодном и диком, окруженном густым лесом. Впрочем, Лариса рада скорому переезду в это захолустье, она, несмотря на предположения матушки о смертной скуке, унылых пейзажах и волчьем вое, уверена: там будет легко позабыть прежние несчастья роскошной жизни и “отдохнуть душой”. Параллельно разговору, Лариса настраивает гитару и пробует напевать: “Не искушай меня без нужды” — получается плохо; на словах героиня полна решимости кардинально поменять свою жизнь, однако ее тоска и неуверенность для нас легко различимы. 

Входит Илья — цыган, вхожий в дом Огудаловых. Цель его визита — поздравить именинницу. Лариса тут же просит его настроить гитару: ей так и не удалось этого сделать. Настраивая инструмент, Илья рассказывает о том, что цыганский хор лишился единственного тенора: проблемы со спиной (судя по описанию — зажим в позвоночнике). Произошло это совсем некстати, потому как приехал какой-то щедрый господин, которого надобно сопровождать. Илью зовут с улицы, сообщая о приезде долгожданного барина, и он удаляется. 

Воодушевленная новостью о приезде богатого гостя в город, который, несмотря на скорое замужество Ларисы, все же имеет возможность обеспечить её, Лариса не хочет больше унижаться и любезничать с незнакомым человеком, рассчитывая на его милость. Услышав слово “унижаться” из уст дочери, Огудалова раздражается, приводя в аргумент собственное понятие о том, “что уж лучше по молодости унижаться, чтобы потом пожить по-человечески”. 

Входит Карандышев. Лариса тут же умоляет жениха поскорее уезжать из города в Заболотье. Однако Карандышев не торопится: он хочет непременно отыграть свадьбу здесь, чтобы создать видимость приумножения своего социального статуса, залогом чего стало добровольное (что принципиально важно) желание Ларисы вступить с ним в брак. Он не хочет казаться “той соломинкой, за которую хватается утопающий”. Он признается, что руководствуется вопросами самолюбия, что приводит Ларису в тремор. Она готова обратиться за поддержкой к матери, но та также настаивает на пышной свадьбе. Карандышев также уверяет в том, что готов приложить все свои средства для того, чтобы торжество было проведено с размахом. Тому подтверждением Карандышев считает дорогой обед, который он сегодня дает. Впрочем, он признается, что и этот случай он хочет использовать для того, чтобы положить конец унижениям, которые терпел он, будучи ничем не связанным с Ларисой. 

Продолжая свою тираду о неуважительном к нему отношении в прошлом, он приводит в пример бахвальство и чванство сначала Вожеватова, а затем и всего городского общества, особенно заметного сейчас, когда приехал богатый барин, которому все хотят угодить. Лариса интересуется, кто же все-таки приехал. Карандышев сообщает, что приехал Сергей Сергеевич Паратов. Лариса тут же впадает в ошеломление, её желание ехать переходит из непреодолимого в истерическое, но тут же к крыльцу дома Огудаловых подъезжает роскошный экипаж — Паратов вернулся. Лариса с Карандышевым удаляются. Входит Паратов. Огудалова радушно его принимает и справляется о его положении, спрашивает о его внезапном прошлогоднем исчезновении. Он объясняет, что в прошлом году он стал жертвой аферы, по итогам которой его имущество было выставлено на торги. Чтобы спасти и его, Паратову пришлось спешно покинуть Бряхимов. Сейчас Паратов живет, по его словам, весело, но дела не идут совсем. Потому он готов вскоре жениться и оценивает свою холостяцкую свободу в полмиллиона рублей. Огудалову умиляет шутливый настрой милого барина, и она без всяких прекословий разрешает ему встретиться с Ларисой. 

Огудалова оставляет дочь с Паратовым наедине. Лариса признается, что не ожидала встретить его снова. Паратов осуждает факт того, что Лариса осталась ему неверна, очаровав нового человека теми же словами и взглядами, под натиском которых когда-то пал он. Однако Лариса признается, что по сей день верна ему душой, что приводит его в восторг. Он хочет расстаться “хорошими друзьями”, несмотря на то, что его прошлогоднее исчезновение никак не назовешь дружественным актом. Ему льстит, что Лариса — шикарная женщина, всё так же без ума от него и страдает от неразделенной любви, но знать это — все, что ему нужно. Интересуясь, какими достоинствами обладает Карандышев, Паратов узнает от Ларисы, что главное и единственное достоинство жениха — его однозначная любовь к ней.

Появляются Огудалова и Карандышев. Хозяйка рекомендует Паратову будущего зятя. Между слов Лариса упоминает, что она скоро уезжает с мужем в Заболотье. На удивление Паратова девушка отвечает тем, что вкусы у каждого различны. Это Паратов подтверждает пословицей, которую он слышал от бурлаков. При упоминании бурлаков, Карандышев отмечает, что они — “образец грубости и невежества”. Это высказывание становится для Паратова предлогом для начала открытого конфликта с женихом Ларисы, превосходство над которым он посчитал нужным довести до полного уничижения оппонента. 

Паратов требует извинений. Карандышев противится. Через какое-то время вмешивается Огудалова и усмиряет мужчин, впрочем, Паратов не скрывает, что делает учтивую уступку Харите Игнатьевне, прощая Карандышева. Из уважения к окружающим их дамам, оппоненты примиряются, выпивают мировой бокал шампанского, однако напряжение и злоба между ними остаются. 

Появляется Вожеватов. Он тут же рекомендует Робинзона, выдаваемого им поначалу за английского лорда. Удивительно, что в ограниченном лексиконе “англичанина” никому не удалось распознать притворства. Так или иначе, познакомившись, Огудалова и Лариса, вслед за Карандышевым, направляются в переднюю, оставляя гостей наедине. Из их разговора ясно, что Паратов не готов так запросто оставить факт хамства Карандышева и что-то замышляет. Сергей Сергеевич и его визави раскланиваются перед хозяйками и удаляются. На этом заканчивается второе действие.

Действие III

Кабинет Карандышева — комната, обставленная дорого, но безвкусно. Ковер на стене, на нем оружие. Царит шум: званый обед, на который в первом действии Карандышев приглашал Вожеватова и Кнурова, в самом разгаре. Тетка Вожеватова — Ефросинья Потаповна, работает на подхвате у прислуги и до невозможности утомлена: то племянник загружает просьбами и прихотями, то приглашенный работать из кофейни Иван требует достать лимонов господам к чаю. 

Лариса и Харита Игнатьевна между собой обсуждают происходящее. Им стыдно за поведение Карандышева, закатившего абсолютно безвкусное пиршество, на котором он, к тому же, ведет себя крайне фамильярно. Женщины замечают, что гости нарочно подливают вина Карандышеву. Лариса искренне переживает за жениха, но никак не может вмешаться. 

К Огудаловым присоединяется Ефросинья Потаповна. Она сетует на то, как неграмотно и нерачительно потратил средства племянник: купил слишком дорогую и чересчур молодую рыбу, редких приправ, из-за чего пришлось экономить на вине, приобретая у купца душистый бальзам — подделку на престижные марки. Женщины расходятся.

Появляются Паратов, Вожеватов и Кнуров. Между собой они заключают, что Карандышев — глупец, устроивший званый обед, на котором ровным счетом нечего есть. Впрочем, Паратов рад тому, что воплотил свой план мести: при помощи Робинзона довел Карандышева до непригляднейшего состояния. Робинзон, привыкший к крепким напиткам ужасного качества, вынуждая хозяина пить вместе с ним, играл злую шутку с Карандышевым — человеком, не знакомым со спиртным. 

Входит Робинзон, ему дурно. Он разваливается на диване и жалуется на то, что Паратов поручил ему пить вино Карандышева, до того ужасное и непохожее на вино, что человек его употребляющий рискует получить отравление. Что, похоже, и произошло с Робинзоном. 

Входит Карандышев с ящиком сигар. Он предлагает господам закурить. Все отклоняют его предложение: Кнуров курит исключительно собственные сигары, Паратов не курит вовсе, Вожеватов ссылается на дороговизну предлагаемых сигар, которая может избаловать его. Только Робинзон выбирает из ящика пять штук и припасает до выезда на природу. Господа замечают развешанное на ковре оружие. Робинзон в шутку предполагает, что этот ковер — причина, по которой австрийцы не могут одержать верх в войне над турками, потому как те оставили все некачественное оружие здесь и запаслись толковым английским обмундированием. Паратов уверен, что снятый им со стены пистолет не представляет никакой опасности, даже если заряжен: он до того плох, что непременно даст осечку. Карандышев уверяет, что и этот пистолет для чего-то да пригодиться. “Гвозди заколачивать” — резюмирует Паратов. 

Карандышев хочет видеть дам. На его тревожный зов приходит Огудалова, она смущена положением будущего зятя, не осознающего своего моветона. Она старается образумить Карандышева, выходя его на личный разговор. Не выходит. Она тут же просит Паратова прекратить издевательства над Карандышевым, обращая его внимание на данное совсем недавно обещание забыть ссору с Карандышевым. Паратов уклоняется от обвинений в корысти и, чтобы выразить свою приязнь к Карандышеву, предлагает ему выпить коньяка на брудершафт. Они пьют. Карандышеву становится уже невозможно держать себя в руках. 

Появляется Илья. Он сообщает о том, что цыганский хор уже снаряжен для прогулки по Волге. Паратов с товарищами сходится на том, что им необходимо уговорить Ларису ехать с ними, предварительно избавившись от общества Робинзона, рискующего своим пьянством испортить романтику грядущего вечера. Исполнение последней части плана Вожеватов берёт на себя: он обещает Робинзону сегодня же отправиться с ним в Париж, при условии, что тот направится сейчас же в гостиницу и уснет, чтобы в свежести отправиться в путь. Робинзон соглашается — дело наполовину в шляпе. 

Появляется Лариса. Паратов тут же убеждает её в своей дружественности по отношению к Карандышеву, освещая факт того, что они только что пили брудершафт. Это несколько успокаивает Ларису. Все присутствующие настойчиво просят ее сыграть романс. Карандышев выступает против и выражает уверенность в том, что будущая жена не ослушается его воли. Видимо, это и подначило Ларису согласиться и снова исполнить “Не искушай меня без нужды”, приведя публику во всеобщий восторг. Карандышев, скрывая обиду, хочет выпить шампанского за здоровье супруги и удаляется за ним на кухню.

Все прочие так же расходятся, оставляя Паратова и Ларису наедине. Он снова одурманивает Ларису речами о своей к ней любви, невыносимой и, порой, даже рабской. Паратов просит Ларису бежать с ним со званого обеда, стараясь доказать, что общество Карандышева и его тетки никогда не заменит ей тех чувств, которые они могут теперь испытать. Лариса, недолго прекословя, соглашается и заключает: “Вы — мой повелитель”. 

Комната снова наполняется людьми, возвращаются все гости, Карандышев и Иван, с подносом, на котором стоят бокалы игристого. Карандышев пробует произнести хвалебный тост во имя Ларисы, но снова его речь, до невозможности путаная из-за выпитого спиртного, сводится к собственной персоне, чрезвычайно воодушевленной тем, что Лариса отдала ей свое благодатное предпочтение. Дабы быстрее закончить речь Карандышева, публика бросает многочисленные “браво” и спешит осушить бокалы. 

Паратов предлагает новый тост — на этот раз, именно за Карандышева. Польщенный любезностью бывшего врага, хозяин отправляется хлопотать на кухню, чтобы разлить шампанское снова. Пользуясь его отсутствием, все, подстрекаемые Паратовым, направляются на прогулку, дабы огорошить Карандышева, входящего в пустую залу с полными стаканами. Лариса, прежде чем отбыть с Паратовым, сообщает матери о том, что сейчас решится ее судьба: либо она свяжет себя навек с роскошным Паратовым, либо, потерпев любовное фиаско, бросится в Волгу. Огудалова до того ошеломлена, что не понимает, что ей следует делать: догнать дочь и разубедить ее, или дать дочери волю самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Входит Карандышев. Он, как и ожидалось, анекдотически ошеломлен и раздосадован. От Ивана он узнает, что гости и Лариса отбыли на прогулку на катерах по Волге. Карандышев бросается к Огудаловой с расспросами, полагая, что она была осведомлена о планах Паратова. Он обозлен на каждого человека, пившего сегодня его вино, хвалившего его радушный прием и так жесткого обошедшегося с ним. Разъяренный жених полон решимости мстить каждому обидчику: он хватает снятый Паратовым со стены пистолет и бросается на улицу. Под мольбы Огудаловой остановить обезумевшего зятя, заканчивается третье действие. 

Действие IV

Светлая летняя ночь того же дня. Кофейная. Проснувшийся Робинзон просит Ивана сыграть с ним на деньги в бильярд, однако тот отказывается, ведь Робинзон не имеет при себе средств, а значит, соглашаясь на партию с ним, выиграть средств не получится — только проиграть. Получив отказ, Робинзон просит подать ему жареных дупелей и портвейна. 

Разливая портвейн, Иван рассказывает Робинзону о том, как Карандышев весь вечер разгуливал по бульвару с пистолетом в руках, полный решимости мстить сбежавшим гостям. Вдруг Робинзон понимает, что он, может, также относится к обидчикам Карандышева и впадает в легкую панику. 

Тут появляется Карандышев — в его руке по-прежнему пистолет. В панике Робинзон прячется за бутылкой портвейна, стараясь себя хоть как-то обезопасить. Карандышев хочет выпытать, где находятся товарищи Робинзона. На что тот отвечает, что не имеет товарищей, называется себя человеком семейным, имеющим в жизненном приоритете тихое семейное счастье — всеми правдами и неправдами хочет обособить себя от компании Паратова, тем самым лишив Карандышева претензий по отношению к нему. Робинзон не дает новой информации (он и в правду ничего не может знать) — он лишь подтверждает догадки Карандышева, стараясь своим к нему расположением умерить гнев бряхимовского Отелло. 

Робинзон отправляет Карандышева дожидаться Паратова и компанию на пристань, аргументируя это тем, что сюда господа заезжать не будут: они и так сыты. Карандышев принимает этот довод и прощается. Он предлагает проводить его до пристани, но Робинзон парирует предложение и тут же зовет Ивана, которого просит накрыть ему в комнате, где он, очевидно, хочет, в компании бутылки вина, схорониться, пока развернувшаяся драма не завершится. 

Тем временем, кофейную заполняют цыгане, сопровождавшие Паратова и прочих на речной прогулке. Появляются Вожеватов и Кнуров. Из их разговора становится понятно, что Лариса снова попала в незавидное положение. Она бежала с Паратовым от человека, с которым ей предстояло прожить всю жизнь, очевидно имея виды на Сергея Сергеевича. Но тот, как расчетливый и хладнокровный денди, не променяет Ларису на полумиллионную невесту, чей капитал станет для него спасением. 

Появляется Робинзон. Он дружески язвит с Вожеватовым, понимая, что он нашел золотую жилу в виде такого приятеля как Василий Данилыч. Вожеватов, после напоминания о Париже, заявляет, что всегда держит свой обещание, но предлагает Робинзону ехать самому. Оказывается, что под Парижем Вожеватов имел в виду не французскую столицу, а местный трактир. Робинзон раздосадован, но поддерживает саркастический тон. 

Кнуров подзывает к себе Вожеватова — у него есть к нему предложение. Робинзон подслушивает их на протяжении всего разговора. Кнуров, понимая тяжелое положение Ларисы, предлагает Вожеватову решить, кто сможет взять ее под надежное крыло, в случае, если она окажется отвергнутой всеми: и Карандышевым, и Паратовым. Вопрос решили доверить воле фортуны — бросили жребий. Выпала решетка, обозначавшая то, что Кнуров теперь обязан взять на себя попечительство над Ларисой, рискующей остаться со дня на день ни с чем. Но он женат, и Ларисе уготована роль содержанки.

Слышно, как приближаются Паратов и Лариса. Кнуров уводит всех, желая оставить этих двоих наедине. Робинзон остается. Он интересуется, скоро ли они с Паратовым отбывают, снова втирается к нему в доверие, вскоре получает сатисфакцию и удаляется. 

Оставшись, наконец, наедине, Паратов благодарит Ларису за счастье, доставленное ему сегодня на прогулке. Но девушку интересуют теперь вовсе не красивые формулировки, её главный вопрос: “Жена я Вам, или нет?”. Паратов хочет уйти от ответа и перенести обсуждение на завтра (когда он, скорее всего, уже бесследно, покинет Бряхимов). Лариса объясняет, что для неё нет дороги домой: она бежала из-под венца, не стала ждать совета матери. Все это было сделано из неимоверной любви к Паратову, которую, она надеется, ее герой в силах разделить. Однако Паратов перестает быть деликатным и говорит прямо: он называет все произошедшее временным увлечением, до того сильным, что он забыл о прежних обязательствах. Он обручен и показывает кольцо Ларисе. Она разбита. Садясь на стул, она просит покинуть ее, берущую теперь судьбу в собственные руки. 

Входят Вожеватов, Кнуров и Робинзон. Паратов приказывает последнему сыскать его коляску и доставить на ней Ларису домой. На что Робинзон спешит отказать, ведь по улицам ходит Карандышев с пистолетом, который непременно начнет стрелять, завидев его рядом со своей украденной невестой. Однако Паратова не волнует вопрос жизни Робинзона, и он лишь настаивает на исполнении приказа. Раздосадованный Робинзон удаляется. 

Убитая несчастьем Лариса обращается к Вожеватову. Он — друг её детства, и она рассчитывает на его поддержку, однако он, придерживаясь договоренности с Кнуровым, констатирует свое бессилие в решении сложившегося вопроса. Он так же удаляется. 

Кнуров тут же обращается к Ларисе, заверяя ее в готовности поддержать ее. Он предлагает Ларисе полное обеспечение, настолько большими суммами, что ни один не осмелится осудить решение девушки, согласившейся пойти на такой шаг. Он заявляет, что взял бы её в жены, не уже женат. Кнуров не ждет мгновенного ответа, дает время подумать и удаляется. 

Мысль о самоубийстве полностью охватывает оставшуюся наедине с собой Ларису, она снова опирается на те же перила, что и в первом действии. Смотрит вниз, рассчитывая на то, что у нее закружится голова, и она потеряет сознание прежде, чем равновесие, и сорвется с крутого берега в глубокие воды почти что бездыханным телом. Однако она чувствует непреодолимый страх и тут же бросает эту идею, понимая, что для нее она невыполнима. Она пытается понять, что прельщает ее в этом мире, что не дает ей сделать последний, роковой шаг в бездну: богатства Кнурова, возможное возобновление разврата прошлых лет — все это отвращает и пугает её. Она погружается в забытие. 

Робинзон, не желая получить пулю, решает содействовать Карандышеву и приводит его к невесте, тут же оставляя их наедине. При виде жениха Лариса начинает, помимо прочего, ощущать еще и омерзение. Она заявляет Карандышеву, что самое тяжкое оскорбление для нее — это его супружеское покровительство. На что Карандышев рассказывает Ларисе о том, как Вожеватов и Кнуров разыграли право попечительства над нею через жребий, распорядившись с ней, как с вещью. Лариса саркастически заявляет, что наконец-то нашла точное слово для самообозначения — “вещь”. Она отталкивает жениха и хочет избавиться от его гнетущего общества. Он удерживает ее за руку, гнев сменяется на милость и мольбу принять его руку и сердце, осчастливить его быть его женой, прощенной и любимой. Лариса отказывает и просит у несостоявшегося жениха об одолжении — позвать Кнурова (очевидно, она согласна теперь на его условия).

Карандышев бросает последние мольбы, он просит Ларису быть его навеки и снова получает отказ, после чего произносится легендарное: “Так не доставайся ж ты никому”. Карандышев стреляет в Ларису. Она, ослабевая и погружаясь на стул, благодарит убийцу. Он в негодовании корит себя и впадает в оцепенение. 

На шум сбегаются все. Цыгане начинают запевать песню, но Паратов тут же приказывает их прервать. Лариса просит, чтобы все продолжали веселиться: она не хочет никому мешать. Она посылает всем воздушный поцелуй и наступает исход. На этом заканчивается трагедия “Бесприданница”. 

Автор: Иван Шарков

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector