Краткое содержание пьесы «Трамвай «Желание» (Теннесси Уильямс)

«Трамвай «Желание»» — это легендарная пьеса американского драматурга Теннесси Уильямса, которая прославила его имя на весь мир. За это произведение писатель получил «Пулитцеровскую премию», а за работу над сценарием к фильму стал номинантом «Оскара». Теперь Вам точно стало любопытно, о чем эта книга, обласканная жюри и критиками? Перед Вами краткий пересказ пьесы «Трамвай «Желание» по главам. Приятного просвещения!

Список героев

Вот главные герои пьесы и их краткая характеристика:

  1. БЛАНШ ДЮБУА — главная героиня, работала учителем. Взбалмошная и далекая от реальности дочь разорившихся аристократов. Эрудированная и утонченная женщина, неприспособленная к реалиям мира. «Блекнущая красота ее не терпит яркого света. В робости Бланш и в белом ее наряде есть что-то, напрашивающееся на сравнение с мотыльком» — так автор описал ее. 
  2. СТЕЛЛА — ее сестра (25 лет). Мещанка, удовлетворившаяся скромной ролью домохозяйки в доме грубого и властного мужа. Более приземленная и менее одаренная, чем сестра. Автор описывает ее так: «Изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу». 
  3. СТЭНЛИ КОВАЛЬСКИЙ (28-30 лет) — муж Стеллы. Агрессивный, жадный и подлый человек, который обманывает и унижает свою жену. В пьесе играет отрицательную роль: насилует Бланш и доводит ее до потери рассудка. «Неукротимый, горделивый — пернатый султан среди несушек».
  4. МИТЧ (28-30 лет). Добрый и доверчивый приятель Стэнли, которому нравится Бланш. Но мужчина нерешительный и робкий. Ухаживает за больной матерью.
  5. Юнис — любопытная соседка.

Картина 1

Городская окраина Нового Орлеана. Здесь расположены обветшалые домики с вычурными фронтонами для смешанной публики. Вечер. Слышатся звуки отчаянной мелодии на пианино, смешанные с гулом людей на улице. По ней движутся Стэнли и Митч. Они идут с работы и обсуждают зарплату. Стэнли зовет жену — элегантную красавицу, которая явно ему не пара. Он грубо бросает ей окровавленный пакет с мясом и уходит в кегельбан. Она порывается идти за ним.

Тем временем по улице идет Бланш. Она одета элегантно и роскошно, поэтому так выделяется из толпы. Она как будто не верит своим глазам и озирается с удивлением. Соседки помогли ей найти дом и даже впустили без хозяев. Бланш ошарашена бедностью обстановки: квартира разделена на 2 комнаты занавеской, на кухне раскладушка для Бланш. Соседка тут же заводит речь о бывшем доме, где жили сестры. Белый особняк с колоннами назывался «Мечта». Бланш попросила оставить ее. Она вся сжалась в комок и попыталась собраться с духом. На вид она очень нервная, на грани срыва. Приходит Стелла, сестры обнялись. Стелла смотрит на сестру тревожно, а та сразу неуклюже похвалила ее дом. Бланш сразу же бросается к спиртному — заглушить неловкое чувство.

И тут Бланш заговорила начистоту, демонстрируя высокий уровень эрудиции. Дом она считает «дырой» и не понимает, как ее сестра попала в такое положение? Но Стелла не замечает ничего такого уж плохого в своем положении, и Бланш переходит к рассказу о себе. Она работала учителем, но так утомилась, что получила отпуск за свой счет и приехала к сестре. Она осведомилась, есть ли у сестры прислуга, и отметила, что та пополнела. Из ее путанного рассказа ясно, что когда-то сестры жили в особняке «Мечта», но когда их отец умер, состояние семьи оставляло желать лучшего. Стелла не стала ждать краха, а сбежала из дома вместе со Стенли — офицером из Польши, простым работягой, которого ее родители никогда не приняли бы. Даже после нескольких лет брака Стелла все еще горячо любит его.

Заметив волнение сестры, Стелла была вынуждена ее успокоить и заверить, что выглядит та эффектно, и что годы не оставили следов на ее лице и фигуре. Но на деле красота Бланш увядает. А та отчаянно ждет опровержения этого. Но это вовсе не все, что волнует героиню. С укором она сообщает сестре, что их особняк потерян и продан за долги. Несмотря на все усилия Бланш, его не удалось сохранить. Она винит сестру в отсутствии помощи, ведь заботы об умирающих родственниках легли на ее плечи. Обе сестры расстраиваются. Приходят Стэнли, Митч и Юнис. Стэнли пристально смотрит на Бланш, как охотник на дичь. Женщин он воспринимал в одном лишь качестве, и его взгляд выдавал недвусмысленные намерения.

После знакомства он припомнил, что Бланш была замужем, но рано овдовела. Однако собеседница уже готова была уснуть — она очень устала с дороги.

Картина 2

Бланш принимает ванну, Стелла собирается. Приходит муж. Стелла хочет отвести сестру прогуляться, пока мужчины будут дома играть в покер. Стэнли равнодушно принимает знаки внимания от жены и интересуется больше ужином, чем состоянием ее сестры. Но услышав про судьбу дома, он вмиг встрепенулся. Он хочет увидеть документы о продаже дома, подозревает Бланш в мошенничестве. По закону имущество жены — это и его имущество, а потому он рассчитывает на долю в наследстве. Просьбы повременить и поддержать Бланш он проигнорировал. Но и Стелла не до конца честна с сестрой: она пока скрывает свою беременность. Стэнли бесцеремонно роется в вещах Бланш, пытаясь отыскать несметные богатства, но натыкается на подделки, которых даже отличить не может от настоящих драгоценностей. Между супругами вспыхивает ссора. Стелла выходит на улицу.

Стэнли пробует вывести Бланш на чистую воду, но она говорит с ним шутливо и пытается избежать конфликта, несмотря на явную агрессию и обвинения. Стэнли в бешенстве вырывает у нее любовные письма от мужа, а Бланш пытается их собрать и отнять — для нее это неприкосновенное, святое. Она сама отдает Стэнли деловые бумаги. Он понимает, что дом ушел на погашение долгов. Стэнли решил отнести документы юристу. Он оправдал себя тем, что заботится о делах жены и будущего ребенка. А Бланш ушла на прогулку с сестрой и вскользь заметила: «Улететь бы на ракете, да и не возвращаться».

Картина 3

Мужчины играют в карты и пьют в доме Стеллы и Стэнли. Митч рассказывает о больной матери, но не получает сочувствия. Только грубые насмешки. Домой вернулись сестры, но Стэнли и не подумал прекратить игру. Он звонко шлепнул жену по заду, она расстроилась. А Митч во все глаза смотрел на Бланш — она ему понравилась. Бланш тоже посмотрела с интересом и расспросила сестру о мужчине. Затем они начали беседовать вдвоем. Митч рассказал о своих прежних отношениях: его девушка долго болела и умерла. Бланш понимала его с полуслова. Правда, немного приврала о возрасте и биографии. 

Тем временем Бланш уже второй раз включает радио, что бесит Стэнли. Он вышвыривает приемник в окно. Стелла кричит на него и друзей, чтобы они убирались вон. Стэнли бьет жену, раздается крик Бланш. Друзья с трудом сдерживают его, он обмяк в их руках. Стелла не хочет оставаться дома, но и идти некуда. Бланш уводит ее к соседке. Стэнли понемногу приходит в себя от выпитого и орет на всю улицу, чтобы жена вернулась. Стелла вышла и простила его, он залился слезами. Бланш в ужасе: как это могло произойти? На улице она застает Митча. Он успокаивает ее.

Картина 4

На утро, когда Стэнли ушел, сестры обсудили положение. Стелла не видит в этом ничего ужасного: все бывает в жизни. Ей весело с мужем, несмотря на его выходки. Бланш не может ее понять. На это Бланш возражает: 

Ты в омуте еще почище моего. Только ты закрываешь на это глаза. А я не стану сидеть сложа руки. Я еще соберусь с силами и начну новую жизнь! 

Стелла считает, что все нуждаются в снисходительности, и драматизировать незачем. Бланш рассказала, что видит свой выход в поиске богатого мужа из аристократических кругов. Она ездила на Рождество в Майями, чтобы увидеть кого-то из прежних знакомых. Она узнала Шепа Хантли, который за ней ухаживал. Она предлагает написать ему письмо или позвонить. Сестра предложение кажется смешным. Вместо этого она делит с Бланш 10 долларов, которые дал ей Стэнли. Бланш отказывается. Она хочет сбежать из квартиры, ей страшно за себя. Он убеждена, что сестры Дебуа не должны жить в таких условиях — это позор. Но сестра успокаивает ее, да и идти Бланш некуда. 

Бланш делает последнюю попытку: она говорит, что Стэнли ведет себя по-скотски, и это совсем не тот мужчина, которого достойна Стелла. Этот разговор подслушивает Стэнли. Он не подает виду, что знает это, и входит домой, ухмыляясь. Стелла демонстративно обнимает его.

Картина 5

Бланш обсуждает с сестрой письмо миллионеру. Там она фантазирует о воображаемой жизни в шикарных условиях. Но наверху не до роскоши: соседи устроили очередной скандал. Дома Стэнли гремит ящиками. Он тут же заводит речь о каком-то господине Шоу, который знал Бланш в Лореле. Якобы он видел ее в отеле «Фламинго» — месте с дурной славой. Бланш реагирует нервно, но отшучивается. Когда Стэнли уходит, Бланш признается сестре, что, запутавшись в долгах, была вынуждена искать расположения сильных и вести себя не очень добродетельно. Поэтому о ней ходит много дурных слухов. Но что ей было делать? Больше нечем было заплатить за приют. Но Стелла ее не слушает. Бланш в порыве нежности целует руку сестры и благодарит ее. Она обещает, что скоро уедет, ведь понимает, что ее житье в доме всем в тягость. 

Бланш делится с сестрой подробностями об их отношениях с Митчем. Она хочет построить с ним серьезные отношения и обрести покой. Но для этого приукрашивает свою биографию:

Так пусть он думает, что я — сама чистота и неопытность, понимаешь? (Смеется.) Я хочу обмануть его настолько, чтобы заставить его добиваться меня… 

Митч приходит к Бланш с букетом роз.

Картина 6

Митч и Бланш провели вечер вместе, теперь она очень устала. Митч чувствовал, что ей с ним неинтересно, но Бланш очень старалась убедить его в обратном. Митч очень неуверен в себе, а Бланш признается, что не может дать воли чувствам — слишком велик груз разочарования. Тем не менее, она приглашает его в дом, но не позволяет лишнего, намеренно разжигая страсть. А Митч лишь конфузится и не понимает, что ему делать. Бланш рассказывает о своих отношениях со Стэнли. По ее мнению, он намеренно над ней издевается. 

С первого же взгляда на него меня пронзила мысль: вот он — твой палач.

Митч утешает ее и говорит, что ничего плохого Стэнли не говорил. Он рассказывает о своей больной матери, о необходимости жениться, а Бланш в ответ сообщает тяжелую историю своего замужества. Она в 16 лет сильно влюбилась и вышла замуж за такого же юного человека из своего круга. Но оказалось, что для него брак был лишь прикрытием. Он был нетрадиционной ориентации. Она не сдержалась и сказала ему: «А я видела. А я- знаю. Какая же ты мразь…». Он покончил с собой.

Митч утешил и обнял Бланш.

Картина 7

Сегодня день рождения Бланш. Пока именинница в ванной, Стэнли объявляет жене, что вывел ее сестру на чистую воду. Он узнал по своим каналам, что Бланш после потери дома жила в отеле «Фламинго» и занималась непристойными делами. Раньше ее считали блаженной, а потом и вовсе ассоциировали с гулящей девкой. Ее даже выставили из города, после чего она явилась к сестре. Ведь преподавая английский, Бланш завела роман с семнадцатилетним учеником. 

Стелла зажимает уши — ей противно слышать эти гнусные сплетни. Она рассказала мужу о печальном опыте Бланш с первым браком. После этой трагедии она проявила легкомыслие в общении с мужчинами. Но это не повод для таких обвинений. Но Стэнли уже рассказал обо всем Митчу и фактически очернил репутацию Бланш, выставив ее обманщицей и продажной женщиной. Теперь Митч не женится на ней.

А Стэнли все равно: во вторник Бланш должна убраться из его дома, он уже купил билет на автобус.

Картина 8

На день рождения Бланш Митч не пришел. Все принужденно молчат. Бланш пытается шутить и разрядить атмосферу, но Стэнли не реагирует. В ответ на упреки жены он бросает блюдце и чашку на пол и кричит, чтобы его не смели называть вульгарным в его же доме. Жена заплакала. Стэнли вышел покурить, она пошла за ним и упрекнула его за сплетни, рассказанные Митчу. Но он утешил ее, сказав, что после отъезда сестры они заживут душа в душу. А Бланш, ничего не понимая, ринулась звонить Митчу, но его нет дома. Она тут же пожалела: нельзя спускать обид.

Стэнли уже открыто хамит. Он решил довершить удар: подарил Бланш на именины билет до Лорела. Она попыталась улыбнуться, сохранить достоинство, но не вышло: побежала в ванную и закашлялась. 

Стэнли оправдал свое поведение тем, что Бланш якобы вмешивается в их отношения и настраивает Стеллу против него. Он говорит, что такая «благородная» не смеет его поучать. А жена в ответ сказала: 

Не было человека добрей, самоотверженней. А ваш брат, такие, как ты, — растлили ее, втоптали в грязь, и то, что она такая, ваших рук дело. 

В ходе ссоры Стелле становится плохо, Стэнли провел ее в больницу.

Картина 9

Бланш очень грустно, со всех сторон ее обступила беда. Она поет в такт мелодии. Приходит Митч, он пьян и небрит. Она прихорашивается и впускает его. Он ложится на кровать и закуривает. Он смотрит на Бланш с брезгливостью и не реагирует на ее кокетство. Он выражает желание посмотреть на нее при свете дня и все прояснить (она назначала сведения только вечером, чтобы скрывать возраст). Митч обвиняет Бланш во лжи. Та откровенно признается в своих похождениях: 

Мне все чудилось после гибели Аллана… что теперь одни только ласки чужих, незнакомых, случайно встреченных, которые пройдут мимо и все, — могут как-то утолить эту опустошенную душу… Пожалуй, со страху… Да, да, то был именно ужас, он-то и гнал меня, и я в панике металась от одного к другому, рыскала в поисках опоры — хоть какой-нибудь!

Митч предложил ей близость, она ему — брак, а он заявил, что она недостаточно чиста для него. Она прогнала его.

Картина 10

Бланш после ухода Митча сильно налегла на спиртное. Она надела самое красивое платье и туфли, на волосах блестела корона. Она представляла себе в окружении поклонников. Тут пришел Стэнли — тоже навеселе. Бланш выдумала себе приглашение богатого поклонника и объяснила этим свой вид.

Стэнли благодушно предлагает Бланш зарыть топор войны в честь родов жены. Она фантазирует про своего миллионера и говорит о своем духовном богатстве, которое он ценит. Выдумала она и прощение, которого якобы просил Митч. Стэнли грубо обрывает ее и заявляет, что все это ложь. Пока он в ванной, Бланш в панике пробует дозвониться до богача Шепа Хантли из Далласа, но все тщетно. Стэнли выходит и отрезает ей путь к бегству. Бланш понимает, чего он хочет, но упорно отказывается и пробивается прочь. Она разбивает бутылку и пробует обороняться, но сильный мужчина хватает ее, выбивает горлышко и уносит на постель.

Картина 11

Спустя несколько недель Стелла собирает вещи Бланш и плачет. За столом мужчины в прежнем составе играют в покер. В дом приходит Юнис и спрашивает о Бланш. За это время ее психическое здоровье надорвалось. Она сошла с ума и окончательно погрязла в иллюзиях. Стелла приняла решение отправить ее на лечение. Она, конечно, не поверила ее рассказа о насилии Стэнли. Но Юнис отреагировала на ее слова странно: 

И не верьте ни единому слову. Жизнь не остановишь. Что бы там ни случилось, а раз уж взялся, знай тяни свою лямку. 

Слыша голос Бланш, Митч бессильно опускает карты на стол и задумывается. Юнис и Стелла собирают Бланш в сумасшедший дом. Когда приходят врачи, Стелла зажимает рот рукой, чтобы не зарыдать. Бланш прошла мимо игроков, они неловко привстали перед ней. Митч же не мог поднять глаз со стола от стыда.

Увидев врача и надзирательницу, Бланш хотела убежать. Она зашла обратно в дом и приготовилась обороняться стулом. Стэнли хотел отдать ей бумажный фонарь и порвал его.

Бланш закричала, словно не фонарик порвали — ее саму рвут на части

Стелла не выдержала этого и выбежала из дома. Она рыдала и упрекала себя, что же она сделала с сестрой? Тем временем Митч пробует заступиться за Бланш, обзывает Стэнли, но друзья его отталкивают. А доктор успокоил Бланш, и та сказала ему: 

Не важно, кто вы такой… я всю жизнь зависела от доброты первого встречного.

Она безропотно пошла с ним. Сестра кричала и плакала, глядя на это. Потом она с удовольствием оплакивала Бланш, которая для нее теперь не существует.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector