Персонаж в литературе: что это такое?

Персонаж в художественном произведении является ключевой фигурой. Сложно себе представить рассказ и роман без главных героев. Динамика образа предполагает определенную эволюцию героя: на протяжении всего пути он проходит через испытания, мы можем наблюдать, как меняются его взгляды, духовные ценности и т. д. Характер героя тоже раскрывается на протяжении всего его пути. Термин «персонаж» в литературе Многомудрый Литрекон рассмотрит во всех подробностях.

Определение

Персонаж — это любое (второстепенное или главное) действующее лицо произведения. А вот литературный герой — это главный или один из главных героев в прозаическом или драматургическом произведении. Считается, что персонаж — это более обобщенное понятие, чем герой: им может быть, кто угодно: животное, растение, человек и т. п. Например, в произведениях А. П. Чехова “Каштанка” и Д. Лондона “Белый клык” персонажами выступают собаки.

В древние времена персонажем называли актера, который скрывался под маской. Сегодня это определение вышло за рамки театра. Как правило, в персонаже отражены черты прототипа, который послужил вдохновением для автора, но самого авторского начала в персонаже гораздо больше.

Основные черты

Персонажи могут быть положительными и отрицательными.

Положительный герой — персонаж художественного произведения, в образе которого автор воплотил свои представления об идеале. Можно отметить следующие особенности положительного героя:

  • поступки положительного персонажа представлены как образец для подражания;
  • портрет положительного героя всегда меняется вместе с изменениями в обществе;
  • образ положительного героя оттеняется образом отрицательного героя;
  • в русской литературе создан образ положительного героя, который не имеет отрицательных черт. Он идеален во всем, добр ко всем и любит всех;
  • в некоторых произведениях нет положительных героев. Например, комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”.

Персонажей также можно разделить на главных (вокруг которых происходит действие) и эпизодических (с ними мы знакомимся вскользь, на них внимание не заостряется). Главный герой становится носителем одной яркой черты, например, Иван-дурак, Онегин — страдающий эгоист, Ахиллес — отважен и свиреп. С развитием литературы усложняется и персонаж: за ним становится интересно наблюдать, выкарабкается ли он из неприятностей, пройдет ли путь или останется ни с чем. Путь героя достаточно сложен, но в этом и суть конфликта произведения. Большую роль играет сюжет, который дает нам возможность рассмотреть личность в произведении: определить и понять мотивацию поступков, взаимоотношения с другими персонажами и их взгляды на него.

С точки зрения психологизма автор стремится изобразить героя как сложную личность, отображая скрытые мотивы в его поступках, внутреннем монологе и т. д. В течение всего произведения характер раскрывается разных сторон. Не каждый персонаж является характером. Персонаж-характер отличается своеобразием психологического облика, индивидуальной манерой речи. В характере сочетается индивидуальное, личностное, общечеловеческое. Например, Евгений Онегин — страдающий эгоист, лишний человек. Он жалеет о своих поступках, но изменить не может ничего.

Типы и виды

Виды персонажей в литературе можно перечислить в списке:

  1. Протагонист- главное действующее лицо в художественном произведении, идеал автора. (Татьяна Ларина в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)
  2. Антагонист — противопоставление протагонисту, яростный противник главного героя ( Волдеморт в романе Д. Роулинг “Гарри Поттер”). Антагонистом могут быть не только люди, но и силы природы, народные традиции (Н. Островский “Гроза”, “Робинзон Крузо”).
  3. Антигерой — главный герой, который не пользуется симпатиями автора, антипод общепринятых моральных установок. Он не наделен героическими качествами, а некоторые его поступки и вовсе предосудительны. Например, роман П. Зюскинда “Парфюмер”. Главный герой не пользуется ни симпатией автора, ни сочувствием зрителей, он такой какой есть. Его главная цель — создать идеальный запах духов: он одержим этой идеей, и не видит никого и ничего, кроме этого.
  4. Второстепенные персонажи способствуют развитию действия, ближайшее окружение главных героев раскрывают их характер. Например, в пьесе А. С. Грибоедова Лиза, Скалозуб, Репетилов показывают нравы и традиции фамусовского общества.
  5. Эпизодические герои появляются в определенных эпизодах и способствуют созданию реалистичной атмосферы. Например, Настасья в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор упомянул ее, чтобы погрузить нас в быт героя и создать атмосферу, в которую легко можно погрузиться.
  6. Внесценические персонажи только упоминаются в произведении, но сами в действии не участвуют. Например, внесценические герои есть в «Горе от ума».

Примеры

Белый клык — персонаж повести Джека Лондона “Белый клык”, решительный, умный, беспощадный, сообразительный волк, в чьих жилах течет кровь собаки. Он прошел через многие испытания, чтобы начать доверять людям. Автор описывал его жизнь на севере, его отношение к людям: иногда Белый Клык считал их богами, а иногда — несправедливыми врагами. Ему было трудно привыкнуть к любви и ласке, но в конце он стал верным другом человека.

В этой истории автор предлагает взглянуть на произведение глазами волка и тем самым обратить наше читательское внимание на такие вещи, как доброта, мужество, милосердие, верность, дружба братьев наших меньших.

Еще одно произведение, где главным героем является собака, — рассказ А. П. Чехова “Каштанка”. Это рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой, умная, сообразительная. Люди делятся для нее на две категории: хозяева и заказчики. Она очень сильно любит своих хозяев, и когда она потерялась, автор описывает ее отчаяние, слезы и страдание. Но Каштанку подобрал хороший человек: приютил, накормил, обогрел. Но несмотря на такую счастливую жизнь, Каштанка по-прежнему любит свои хозяев и при первой же возможности уходит к ним. Привязанность к первым хозяевам вызывает уважение и грусть: они относились к ней плохо и не заслуживали преданности. А. П. Чехов рассказывает нам о собачьей верности, такой надежной, непоколебимой, которую вряд ли мы найдем у людей. Ведь слесарь и его сын издевались над животным и считали это нормой.

О плохом отношении людей к животным рассказывается и в повести Андреева “Кусака”. Кусака — беспризорная бродячая собака, которую всю жизнь гоняли, пинали, обманывали. Единственное место, где она зализывала раны, было ее укрытие. Летом приехали дачники, они были добры к несчастной собаке: прикармливали ее, дали ей имя. Девочка Леля очень привязалась к собачке, и Кусака преобразилась: расцвела всей своей душой и стала домашней. Но осенью дачники уехали, бросив собаку. Эти «добрые» люди предали животное, которое приручили. На примере этого персонажа автор поднимает проблему безответственности людей. Добрые, на первый взгляд, герои ради собственного комфорта предали того, кто им доверился.

Читателя берет за душу история собаки по имени Бим в повести Гавриила Троепольского “Белый Бим Черное ухо”. С самого рождения Бим был лишним, неправильным, ведь не соответствовал критериям породы. Но нашелся человек, который взял и любил его таким, какой он есть. Жили они в радости, не знали горя, но тут хозяин Бима попал в больницу, а Бим отправился на его поиски. Это был очень длинный путь для несчастной собаки: она столкнулась с человеческой жестокостью и бессердечностью, но сохранила веру в людей. Биму так и не суждено было встретить хозяина, так как он погиб в фургоне для бродячих собак. Когда выписали хозяина, он отправился на поиски своего Бима, но было слишком поздно. Зато история Бима помогла многим героям стать более ответственными и человечными.

Таким образом, персонажем может быть кто угодно: от камушка или дерева до собаки или человека.

Автор: Екатерина Грушевская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *