Краткое содержание повести «Палата номер 6» по главам (А.П. Чехов)

«Палата номер 6» — повесть, написанная А.П. Чеховым и опубликованная в 1892 году в «Русской мысли». В этом произведении писатель подробно раскрывает такие темы, как одиночество, пошлость мещанского образа мыслей и лицемерие. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию краткий пересказ повести по главам, где основные события из книги переданы в сокращении. Сюжет точен и обогащен важными деталями из полной версии повести. Подробный анализ книги Чехова представлен здесь. Приятного просвещения!

1 глава: Описание шестой палаты

В 1 главе следует описание заросшего репейником флигеля, уже почти разрушенного. Нищета, грязь и неприглядность обстановки поражают читателя: в помещении с больными высится гора зловонного больничного хлама. Там стоит несколько кроватей, которые привинчены к полу, а стены грязно-голубого цвета. Это и есть палата номер 6. За больными присматривает сторож Никита, бывший когда-то солдатом. Следует описание его внешности: 

“У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные”. 

Он убежден, что для поддержания порядка людей надо бить. Всего под его контролем 5 человек душевнобольных: один «из благородных» и 4 мещанина.

Первый от входа — высокий, худой и заплаканный мещанин, который все время грустит, мало говорит и ест машинально. Рядом с ним живет жид Мойсейка — веселый, подвижный и неугомонный человек, который сошел с ума, когда у него сгорела мастерская. Он — единственный, кто выходит из флигеля. Ему дают подаяния, а их отнимает Никита. Но на улице жид успевает наестся вдоволь. 

Далее следует описание Ивана Дмитриевича Громова, пациента благородного происхождения (ему 33, он — бывший судебный пристав). Он болен манией преследования, но не утратил вежливости и деликатности. Он помогает своим товарищам, желает им спокойной ночи, но его лицо выражает вечный страх. Иван не потерял способности рассуждать, и подчас в его глазах можно заметить «теплый, здоровый блеск». Герой часто говорит вслух о подлости мира и прелестях жизни, но лихорадочно и бессвязно.

Глава 2: История Громова

В следующей главе рассказывается об отце Громова, зажиточном чиновнике. Лет 12-15 назад за растраты его посадили в тюрьму, где он скончался от тифа. У Ивана Дмитриевича был брат Сергей, который также умер от чахотки. Имущество отца продали с молотка, мать с Иваном остались без денег. И вот ему, привыкшему к деньгам и сытой жизни без забот, пришлось давать дешевые уроки, чтобы хоть как-то выжить. И все же он голодал, ведь ему приходилось содержать мать. Так он и не закончил университет, “пал духом”, пришлось переехать. Место учителя ему не подошло, так как его характер не понравился коллегам и ученикам. Мать умерла, и в итоге после полугодовалого прозябания на хлебе и воде Иван Дмитриевич устроился судебным приставом. В городе к нему относились хорошо, несмотря на его вечно больной вид и некоторые резкие суждения. Он видел только черное и белое, «не признавая никаких оттенков». В городе ему «душно и скучно жить», он все время читал. И все же людям нравились его деликатность и услужливость: 

“[Иван Дмитрич] знал, по мнению горожан, всё и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря.”. 

Глава 3: Сумасшествие Ивана Дмитриевича

В 3 главе содержится история помешательства Громова. Он увидел, как по улице ведут арестантов, и с чего-то решил, что и его тоже скоро посадят в тюрьму. Он размышлял о том, что вокруг много несправедливости и судебных ошибок, и он тоже непременно станет жертвой одной из них. Система в России исключает возможность обжалования приговора, и это очень удручало его.

Его тревога росла, он стал избегать людей. Служба сделалась пыткой, ведь именно там Иван ждал подвоха. Его могли подставить и обесчестить. Он не спал, забросил чтение и углубился в свое отчаяние. 

Весной нашли два трупа со следами насильственной смерти, и Иван решил, что это дело свалят на него. Он стал уверять всех и каждого в своей невиновности, а после и вовсе спрятался в погреб хозяйки. И вот однажды, когда печники пришли к хозяйке, он с чего-то подумал, что это полицейские, начал бежать. Его поймали, отвели в квартиру к хозяйке, у которой Громов жил, вызвали доктора Андрея Ефимыча, положили в больницу,  а потом перевели в палату номер 6.

Через год все забыли про Ивана Дмитриевича.

Глава 4: Соседи по палате

4 глава повествует о других соседях Ивана Дмитриевича. Это оплывший жиром мужик с бессмысленным лицом и вечным смрадом и когда-то служивший на почте мещанин, который помешан на орденах и наградах. Он постоянно хвастается, что получил очередное отличие, и прячет воображаемую святыню, чтобы никто не украл.

Дни проходят однообразно, и, кроме сторожа, больные никого не видят. Их скудно кормят, также бедно содержат. Но недавно по больнице прополз слух, что палату начал посещать доктор.

Глава 5: История доктора Рагина

Автор повествует о докторе Андрее Ефимыче Рагине. Поговаривали, что он был очень набожен и собирался стать духовником, но его отец был хирургом, и потому сыну позволено было выбрать только врачебную карьеру. Внешность Андрея Ефимыча “тяжелая, грубая, мужицкая”. Ходит он в поношенных и дешевых вещах. Но в душе герой робкий, тихий и смирный человек. Он вежлив и осторожен.

Андрей Ефимыч питает слабость к уму и честности, поэтому он попытался изменить ужасные порядки, заведенные в больнице прежним главным врачом, когда только пришел на должность. Ситуация была кошмарной: в больнице было грязно, лекарств не было, врачи и сиделки грабили пациентов, а мест в палатах не было даже для особо больных. Клопы, мыши и тараканы, в отличие от людей, благоденствовали в палатах. В городе об этом знали, но говорили, что беднота и мещане живут и того хуже, так что менять ничего не следует. Да и как менять, если нет денег?

Поначалу Андрей Ефимыч действительно старался изменить все это, принимал по 30-35 пациентов в день, а потом понял, что это ничего не меняет. Он даже перестал ходить в больницу каждый день. Если в самом начале своей карьеры он хотел закрыть больницу вовсе, потому что она была «безнравственным учреждением», то потом смирился и стал рассуждать так:

«На  земле  нет ничего такого хорошего, что в своем первоисточнике не имело бы гадости» 

Поэтому он не стал менять персонал больницы, который наживался на пациентах и грубил им. Ему не хватало характера и силы для этой работы, и в ответ на упреки больных он виновато оправдывался, но не мог пресечь беспорядки.

В конце концов, Андрей Ефимыч понял, что его жалкие попытки что-то изменить своими силами бесполезны, потому что реально помочь людям в такой больнице и с такими помощниками он не в состоянии. Обманывать их он не хотел, поэтому просто перестал их лечить.

«Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?»

Глава 6: Жизнь Андрея Ефимыча

Описывается обыкновенный день Рагина. Встаёт в 8 утра, одевается, пьет чай, садится читать или едет в больницу. В приёмной встречается с фельдшером Сергеем Сергеичем — богомольным человеком. Тот считает себя умнее доктора, потому что имеет больше практики. Идёт приём пациентов, но весьма поверхностный. Операций Рагин не делает, так как отвык. Прием больных быстро ему надоедает, и он уходит, оставляя фельдшера в одиночестве. Потом он читает медленно и проникновенно, выпивая немного водки и закусывая огурцом.

Где-то в 3 часа обедает и довольствуется плохим обедом от ленивой служанки. Ближе к вечеру пьет пиво, а перед этим думает о судьбах мира сего.

Вечером его посещает почтмейстер Михаил Аверьяныч, единственный человек, чьему присутствию доктор даже был рад. Когда-то его друг был богатым офицером, но разорился и поступил в почтовое ведомство. Несмотря на нехватку денег, он сохранил барские замашки и благородные манеры. Он вспыльчив, и из всех жителей уважает только врача. Андрей Ефимыч обыкновенно жалуется на то, что в городе совершенно не с кем поговорить, а его гость соглашается с этим. Выше всего доктор ставит ум и считает, что беседа с умным человеком — это единственное наслаждение для просвещенной интеллигенции. Михаил Аверьянович вспоминает былые времена, когда он был богат, когда у него были романы с прекрасными дамами, а на столе были изысканные угощения. Не слушая приятеля, доктор жалел о том, что не находит смысла жизни, в которой он видит лишь «ловушку, из которой нет выхода». Одиночество тяготит его настолько, что ему снятся умные люди и беседы с ними.

Глава 7: Мысли доктора

После посиделок с приятелем Андрей Ефимыч снова читает. Затем его снова одолевает вопрос: зачем он живет, если нет бессмертия души? К чему создавать умного человека и превращать его в глину? Нет ответа. Только трусы могут утешать себя иллюзией вечной жизни. Потом думает о том, что 

“всё больничное дело, как и 20 лет назад, построено на воровстве, дрязгах, сплетнях, кумовстве, на грубом шарлатанстве, и больница по-прежнему представляет из себя учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей. Он знает, что в палате № 6, за решетками Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню”. 

Андрей Ефимыч признаёт, что не честен, ведь при нынешних открытиях и достижениях его палата номер 6 смотрится как «маленькая Бастилия», и он тому виной. Но потом он путем рассуждения приходит к тому, что за границей сумасшедших хоть и содержат лучше, но не вылечивают и не выпускают, а значит, их лечение вовсе бессмысленно, и его вины тут нет.

В 3 часа ночи уходит в спальню, но уснуть не может.

Глава 8: Подарок земства

В 8 главе земское правительство решило выдавать 300 рублей ежегодно как пособие для персонала. На помощь врачу Рагину пригласили уездного врача Евгения Федорыча Хоботова. Он — молодой высокий брюнет с амбициями занять место главного врача. Он беден.

Новый врач возмущается некоторыми порядками в больнице, но ничего не говорит, чтобы не обидеть Андрея Ефимыча. Одновременно с этим коллегу он считает плутом и думает, что у того есть немалые средства. Завидует.

Глава 9: Знакомство доктора и сумасшедшего

В 9 главе, провожая приятеля, Андрей Ефимыч сталкивается с Мойсейкой, который просит подаяния. Замечает, что он бос, идет за ним в палату номер 6 и говорит сторожу Никите, чтобы дали больному сапоги. Он испытывает что-то вроде жалости, так как на улице холодно и мокро.

Иван Дмитриевич, услышав голос врача, начинает кричать, что тот вор и его нужно убить. На вопрос, за что, тот отвечает, что доктор не в состоянии отличить больных от здоровых, а за всех остальных сидеть в палате приходится ему и уже известным его соседям. Врач возражает, что логика тут не при чем, и сажают того, кто попался. Он не может отпустить больного, ведь его все равно задержат и вернут. Больной ответил, что таким господам, как доктор, все равно на то, что есть и что будет, а он и тому рад, если в будущем не будет тюрем и палат вроде его. Доктор настаивает на том, что суть вещей не изменится, а пациент говорит о своей вере в бессмертие души. Андрей Ефимыч восхищается его верой и стоицизмом, но Иван Дмитрич сожалеет о том, что у него нет настоящей жизни, что его заперли в сумасшедший дом.

У них заводится диалог о том, что нынче происходит на свете, после которого Андрей Ефимыч говорит про Громова:

«Какой приятный молодой человек! За всё время, пока я тут живу, это, кажется, первый, с которым можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно».

Но Громов выставил врача и не пожелал больше с ним говорить. Доктор велит убрать палату.

Глава 10: Беседа с пациентом

В 10 главе доктор снова посещает умалишенных с тем, чтобы поговорить с Иваном Дмитриевичем. Врач пытается разговорить пациента, который вчера внезапно отказался продолжать беседу. Иван Дмитрич подозревает врача в шпионаже и боится его, но потом все-таки беседует с ним, убежденный доводами врача о том, что в тюрьме ничуть не хуже, чем во флигеле.

Они обсуждают климат, потом — учения древних философов. Андрей Ефимыч — стоик, и он утверждает, что «покой и довольство человека — в нем самом», и что счастливым можно быть, и живя в бочке, как философ Диоген. Иван Дмитрич высмеивает его точку зрения, ведь в России в бочке будет холодно, и данная философия годится лишь для теплой Греции. Врач настаивает, что мудрый человек может абстрагироваться от страданий, но его собеседник находит это противоестественным: человеку даны нервные окончания, чтобы он чувствовал боль и холод. Так и психически нормальный человек должен реагировать на действительность эмоционально. Теряя чувства, мы умираем. Он раскритиковал стоиков, ведь они сами жили богато и придумывали свои теории в довольстве и тепле, а большинство не может презирать богатство и комфорт, потому что никогда не имело ни того, ни другого. В жизни доктора Иван Дмитрич не нашел основания для его правоты, ведь он сам не страдал, а значит, не может от души презирать страдания. Его философия исходит от лени и нежелания помогать пациентам. Зачем лечить людей, если они все равно умрут? Доктору нечем было возразить.

Глава 11: Странная дружба

11 глава является продолжением хождений Андрея Ефимыча в палату номер 6. Никто не понимал, зачем ему это. Тот в свою очередь даже назвал своего пациента умным человеком и сказал, что восхищается им. Сам больной стал относиться к доктору снисходительно и высмеивал его взгляды.

Сотрудники больницы начинают думать, что и он сошел с ума, ведь он не пил пиво, опаздывал к обеду и вообще вел себя странно.

Услышав беседу доктора и сумасшедшего, Хоботов сказал фельдшеру, что главный врач болен. Фельдшер согласился с ним.

Глава 12: Больной доктор

В 12 главе Андрей Ефимыч начинает замечать, что поведение окружающих изменилось. Все начали коситься на него, а коллега даже посоветовал бросить пить.

Его вызвали в управу, и в беседе с ним начали задавать вопросы “какой сегодня день, сколько дней в году, и правда ли, что в палате № 6 живет замечательный пророк”. Когда же он вышел, то понял, что так коллеги пытались выяснить, не сошел ли сам доктор с ума. 

К нему пришел Михаил Аверьяныч и прямо заявил, что думают окружающие, но предложил поехать на отдых вместе с ним, чтобы развеяться. Они решили ехать в Варшаву.

Глава 13: Путешествие в Варшаву

В 13 главе рассказывается, что Андрей Ефимыч принял приглашение своего друга. Ему предложили подать в отставку, и он равнодушно к этому отнесся.

Во время поездки начал замечать дурные повадки Михаила Аверьяныча. Он мешал ему думать и читать, постоянно разговаривал.

Барские замашки друга вконец утомили доктора. Михаил Аверьяныч кричал, ругался и не стеснялся хамить людям, которые были ниже его по положению.

Глава 14: Возвращение домой

14 глава рассказывает об усталости доктора Рагина от своего приятеля. Он отчетливо понял, как глуп и хамоват его приятель. Ему скучно с ним и мучительно не хватает одиночества. В Варшаве он претворился больным и не покидал номера.

Но однажды, вернувшись в номер, Михаил Аверьянович уговорил его дать крупную сумму в долг (Михаил Аверьяныч проиграл все свои деньги в карты), а отказать Андрей Ефимыч не смог из-за своего мягкого характера. 

Приехав обратно, доктор должен был освободить казенное жилье. Ему пришлось искать себе квартиру. Даже Михаил Аверьяныч думал, что у доктора состояние измеряется в десятках тысяч рублей, а тот не располагал и тысячей. Ему стало жаль Рагина, ведь свои последние деньги (500 р.) он отдал ему. У Андрея Ефимыча осталось всего 86 р.

Глава 15: Тоска Рагина

В 15 главе рассказывается о жизни Андрея Ефимыча после поездки. Он поселился в трехоконном домике мещанки Беловой. Денег стало меньше, и на новые книги с журналами их уже не хватало. Он два раза ходил посетить Ивана Дмитрича, но тот отказывался разговаривать. Доктор много кому должен, и ему обидно, что за службу ему не дали пенсии или хотя бы единовременного пособия. На путешествие он истратил почти все свои накопления.

Его навещал Хоботов и считал своим долгом лечить его, но его средства были смешны и нелепы. Заходил и Михаил Аверьяныч, но долг так и не отдавал, постоянно прося отсрочки. Стоицизм не утешал больше Рагина, ведь страдания от нужды были ему нестерпимы.

Глава 16: Бунт доктора

В 16 главе к Андрею Ефимычу приходят его приятель и Хоботов. Они начинают утешать его. Накопившееся в нём раздражение берёт верх, и он прогоняет обоих. Философское равнодушие улетучилось.

На следующий же день доктору стало совестно, он пошёл извиняться. Почтмейстер уговаривал его лечь в больницу, считая раздражение друга припадком. Рагин был тронут его участием, но понимал, что все усилия его друзей ведут лишь к его гибели. Он уверял, что попал в «заколдованный круг», из которого ему не выйти. Вечером пришёл к нему и Хоботов, который также принял раскаяния Рагина. Он пригласил коллегу пройтись до больницы. Они вместе пошли в больницу в палату номер 6, но Рагин думал, что с ним просто хотят посоветоваться по медицинским вопросам. Хоботов проводил его в палату, а сам вышел.

Глава 17: Обман

Потом Никита принёс Анлрею Ефимычу одежду и указал на свободную постель, после чего тот понял, что его записали в больные. Он стал утешать себя, что ему все равно, начал вспоминать про свой стоицизм, но он опять не утешал его. Ему было стыдно, руки и ноги дрожали.

Иван Дмитрич, заметив, что теперь и доктор стал больным, стал злорадствовать. Его утешало лишь то, что он верил в загробную жизнь: будучи призраком, он хотел пугать медицинский персонал. Рагин все повторял, что это «недоразумение» и «надо объясниться».

Глава 18: Жизнь в сумасшедшем доме

Ночью доктором овладело отчаяние, и никакой стоицизм уже не помогал. Он пошел за помощью к Ивану Дмитриевичу и упрекнул его за злорадство. Андрей Ефимыч жаловался на то, что он слаб, но за всю жизнь никому не сделал вреда. У него не было выхода, и пришлось стать врачом, но он не мог защитить правду в этом месте. Среда засосала его.

Когда же Рагин захотел выйти во двор, а Иван Дмитрич его горячо поддержал, Никита побил их. Бывший доктор с ужасом понял, как тяжело приходилось пациентам. Он рванулся с намерением убить и Никиту, и весь персонал больницы, а потом и себя, но вдруг повалился навзничь.

Глава 19: Смерть Рагина

На следующий день Рагин не двигался и не говорил. К нему приходили гости, Михаил Аверьяныч даже принес чая и мармелада, но герой лежал со скорбным видом и пытался убедить себя, что ему все равно. Но «все равно» ему не было.  

В тот же день Андрей Ефимыч умирает от “апоплексического удара”. На его похороны приходят только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

Автор: Александра Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector