Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» (Ф.К. Сологуб)

Фёдор Кузьмич Сологуб прославился в роли талантливого русского поэта-символиста. В ранний период своего творчества Фёдор Кузьмич создал стихотворение под названием «Забелелся туман за рекой». Произведение пронизано мотивами грусти и надежды одновременно. Рассмотрим подробный анализ данного стихотворения по плану. 

История создания 

Многие литераторы не раз заявляли, что в стихотворении «Забелелся туман за рекой» нашёл отражение период разлуки поэта с любимой женщиной, которую звали Анастасия Чеботаревская. Своими чувствами поэт поделился с читателями в произведении. Работу над созданием текста Фёдор Кузьмич завершил в 1885 году. 

Некоторые обстоятельства из жизни поэта указывают на то, что упомянутая выше версия является обманчивой. Дело в том, что в 1885 году молодой поэт преподавал математику в провинции. В это время будущей супруге Фёдора Кузьмича только исполнилось восемь лет. При этом, их знакомство произошло лишь в 1907 году, когда молодые люди проживали в северной столице. Так что тут искатели романтических переплетений не угадали. Скорее всего, автор имел в виду другой роман, который не сохранился в памяти потомков.

Произведение Сологуба было впервые опубликовано в 1900 году. А спустя тринадцать лет его напечатали в сборнике под названием «Змеиные очи». 

Жанр, размер, направление

Перед нами пейзажная лирика. Автор делится с читателем своим состоянием одиночества и описывает окружающую природу.

Литературный размер стихотворения «Забелелся туман за рекой» — трехстопный анапест. В произведении Сологуб применил перекрёстную рифму, которая придала ему особую напевность и лиричность. 

Федор Сологуб принадлежал к символизму и русскому декадентскому творчеству. Он был известным модернистом. Однако в начале своего пути он использовал более простые и универсальные формы, которые напоминают классическое стихосложение 19 века — золотого века русской поэзии. Например, данное стихотворение чем-то похоже на раннего Есенина: та же простота, те же деревенские образы, тот же буквальный посыл без подводных камней. Но в дальнейшем Сологуб значительно усложнит свой нарратив и художественный ряд.

Композиция 

Композиционный строй анализируемого стихотворения включает в себя три строфы, каждая из которых раскрывает основную мысль произведения. 

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. С помощью описания пейзажа поэт рассказывает читателю о своём душевном состоянии.
  2. В следующей строфе главный герой рассказывает о своём способе борьбы с грустью и тоской. Преодолеть чувство одиночества лирическому герою помогает атмосфера горящего костра. В этот момент он мечтает о самом прекрасном. Читатель замечает, что подобное одиночество совсем не тяготит поэта. 
  3. Последняя строка представляет собой подведение итогов всех размышлений автора. Лирический герой прекрасно провел время, поддавшись своим мечтам, и теперь он возвращается домой.

Образы и символы

Огромное значение в стихотворении Сологуба имеет образ природы. Главный герой стоит у воды, наблюдая с берега, как над рекой стелется туман. Можно догадаться, что образ тумана символизирует приближение нового дня, полного интересных событий. Поэт не называет точного времени суток. Картины природы являются отражением неопределенного и зыбкого душевного состояния лирического героя. 

Образ главного героя, по всей видимости, олицетворяет все душевные переживания автора в тот момент, когда он создавал стихотворение. Лирический герой погружен в свои переживания, он искренне надеется на счастливое будущее. Постепенно внимание читателя с внешнего мира переносится на мир внутренний, отражающий эмоции поэта. 

«И теперь я совсем одинок», — признается лирический герой. 

Автор намекает на то, что такое состояние является результатом каких-либо прошлых событий, о которых читателю неизвестно. Создаётся впечатление, будто главный герой подводит итоги и находит опору в своем родном доме. 

Образ реки символизирует непрерывное течение жизни. Она становится путеводной нитью, которая ведёт героя к родному дому. Лирический герой предается глубоким раздумьям. Он надеется на светлое будущее. 

Огоньки, которые указывают на то, что дом лирического героя находится поблизости, символизируют надежды на счастье. 

Темы, проблемы, настроение

Тема одиночества  — центральная в произведении. В стихотворении автор показал чувства и переживания лирического героя, который оказался в одиночестве. Это состояние вовсе не тяготит главного героя, но тоска при этом неизбежна. Он мечтает и греется у костра один, чтобы подвести какие-то итоги и прийти к согласию с самим собой.

Спасение от этого уединения он находит в ощущении родного дома, который ждет его в конце пути. Тема родного очага рождает надежду на лучшее и сглаживает состояние одиночества.

Тема природы не менее значима. Автор обрисовывает пейзаж, который создает необходимую атмосферу прочитанного. Туман над рекой — это традиционный символ неопределенности и ожиданий.

Настроение стихотворения «Забелелся туман за рекой» — светлое и уютное. В финале герой находит свой дом и ощущает его опору.

Основная идея 

В своё произведение Фёдор Кузьмич вложил глубокий смысл. В стихотворении «Забелелся туман за рекой» состояние одиночества не тяготит главного героя, это ощущение даже вдохновляет его на мечту. Однако, по мнению поэта, в состоянии одиночества хорошо лишь мечтать и размышлять о прекрасном, а вот жить необходимо с дорогими и близкими людьми. В финале герой не отдаляется от них, не погружается в свое уединение, а идет по направлению к дому — туда, где всегда поддержат и поймут. 

Главная мысль стихотворения «Забелелся туман за рекой» заключается в том, что необходимо преодолевать одиночество при помощи огоньков-маячков, которое хоть и «вдали», но находятся там же, где и всегда, что дает опору и уверенность в завтрашнем дне. Даже если вы одиноки, как и герой произведения, не следует отдаляться от того, что дорого. 

Средства художественной выразительности 

В своём произведении Фёдор Кузьмич использовал очень мало тропов. Среди них можно заметить эпитет («берег совсем невысок»), метафору («огонь воскрешу»), а также анафору (повторение союза «и»). Автор использует разговорный стиль («потихоньку»; «завижу»; «сношу»), чтобы быть ближе к читателю.

Использование минимального количества средств выразительности обусловлено тем, что основную мысль стихотворения автор старался выразить не тропами, а символами, которые мы рассмотрели выше.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector