Анализ оды «К Фелице» (Г. Р. Державин)

Гавриил Романович Державин – русский поэт XVIII века. В своих работах он придерживался такого направления, как классицизм, и часто обращался к жанру оды. Поначалу на его творчество влияли произведения предшественников, в частности, А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова. Где-то в начале 80-х годов XVIII века начинается самостоятельный поэтический путь Державина. Он как бы реформирует классицистические традиции, используя в своих одах более звучный и эмоциональный язык и смешение высокого стиля речи с просторечным. 

История создания 

Ода «К Фелице» стала одним из самых знаковых произведений Державина. История публикации этого произведения весьма интересна. Изначально поэт не хотел его печатать, так как в тексте он смело и сатирически изображает фаворитов Екатерины II. Он даже хотел опубликоваться под псевдонимом, потому что боялся мести вельмож. Но в 1783 году ода быстро распространилась среди аристократических кругов и дошла до императрицы. На удивление, та оценила содержательную часть и новаторские методы Державина. При ее содействии работа «К Фелице» была напечатана в новом литературном журнале княгини Е. Р. Дашковой «Собеседник любителей русского слова». Сама Екатерина II пожаловала золотую табакерку с пятьюстами червонцами и довольно саркастической надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину».

Кому посвящена ода «К Фелице»? В произведении есть подзаголовок: 

«Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». 

Автор использует имя «Фелица» неслучайно – так звали героиню «Сказки о царевиче Хлоре», написанной самой Екатериной II. Таким образом, он практически прямолинейно говорит, к кому обращается в оде.

Широкая публика узнает о поэте в 1782 году после публикации оды «К Фелице». Державин получает императорское признание своего таланта. После этого он занимается более патриотичными одами, и в печать выходят «На взятие Измаила», «Водопад», «На смерть князя Мещерского» и другие. Кроме того, он увлекается переводами античной поэзии. Впоследствии он начал писать свои собственные стихотворения, основанные на произведениях древних авторов, однако он добавлял туда национальный колорит – русский быт и родные пейзажи.

Одним из самых знаменитых трудов поздней лирики Державина является стихотворение «Памятник», написанное в 1795 году. Здесь он выражает свое видение одной из вечных проблем – памяти человека и памяти о человеке. 

Жанр, направление, размер

Жанром, в котором написано произведение «К Фелице», является ода – хвалебная, торжественная песнь, посвященная какому-либо герою или событию государственной значимости.

И хотя Державин не придерживался строго классицистических канонов, «К Фелице» относится именно к этому направлению. Поэт восхваляет императрицу и признает ее заслуги, однако он обращает внимание на ее жесткость в отношении поданных. Подобные темы не могли быть в похвальной песне.

Кроме этого, сатирический оттенок произведения приближает его к такому литературному жанру, как травестия – это пародирование различных жанров, где происходит смешение высокой лексики с бытовой, разговорной, а героические персонажи становятся более простыми, низменными. Сам поэт считал это своей главной заслугой и называл «забавным русским слогом». Державин также расширяет тематическое содержание жанров. Ранее в одах всегда звучали государственная мысль, восхваление правителя, интересы отечества. Державин же привносит что-то личное, интимное, чувственное, повседневное. Пожалуй, его творчество в какой-то мере находится на стыке классицизма и сентиментализма. 

Размер, которым написана ода, – четырехстопный ямб с пиррихием. Это помогает автору поддерживать общую интонацию произведения – восторженность и торжественность. 

Композиция

Композиция оды неоднородна и непоследовательна: в тексте присутствует центральный образ «богоподобной царевны», который развивается на протяжении всего произведения; ему противопоставлены её «мурзы» и сам лирический герой. Поэтому отсюда следует вывод, в основе композиции лежит такой прием, как антитеза.

Образы героев

Система образов в оде «К Фелице» весьма многогранна.

  1. Фелица – центральный образ в произведении. Он очень многоплановый, что нехарактерно для классицистического направления. В отличие от предшественников, Державин не создает безликий облик героини, а как будто рисует портрет реального человека. Он упоминает привычки и занятия Фелицы, ее образ жизни, например: «Почасту ходишь ты пешком, / И пища самая простая / Бывает за твоим столом». Поэтому очень легко понять, к кому из действительно существующих людей обращается поэт, пускай он и не описывает внешность персонажа. Изображение Фелицы лишено гнева и откровенного осуждения: в нем преувеличены положительные черты, но отрицательные упоминаются вне связи с царицей. Они как будто больше свойственны окружению и системе в целом, чем самой Екатерине Второй.
  2. В тексте присутствует образ лирического героя («татарского мурзы»), с помощью которого Державин выражает свое отношение к Екатерине Великой. Это чувство восхищения ее деятельностью и личностью – просвещенная императрица внедряла в Россию много полезного, например, систему среднего образования. Однако автор вложил в образ много самоосуждения, ведь он говорит из уст типичного дворянина — развратного, глупого и бестолкового, который только мечтает, но ничего не делает. Через этот прием Державин (выходец из бедной семьи) демонстрирует то, как далеки высокопоставленные вельможи от нравственного идеала, который Фелица навязывает в произведениях своего сочинения. Образ автора впитал в себя все негативные черты знати, которая лишь паразитировала на государстве.
  3. Восхищенные взгляды, увы, вызывает только Фелица, а ее окружение, напротив, исключительно презрение. Автор через лирического героя смеется над слабостями и пороками фаворитов Екатерины II, и это придает оде сатирический оттенок. Позднее, будучи придворным поэтом, Державин не постесняется прямо написать, кого имел в виду в своем произведении – князей А. Г. Орлова, П. И. Панина, Г. А. Потемкина, П. А. Вяземского и Л. В. Нарышкина. Он высмеивал их любовь к дорогим развлечениям, плотским удовольствиям, обильной еде и так далее. 

Темы и проблемы 

  • Основной темой оды является похвала деятельности и уму царицы. Несмотря на шутливую форму повествования, Державин действительно восхищался императрицей. Ее образ жизни он противопоставлял лености и бесполезности дворянского сословия: она предпочитала простую пищу, уделяла много времени физическому и умственному труду, занималась государственными делами и не стремилась к славе. Но это не ослепляло его, поэтому он обращался к ней через свой поэтический текст с советами: просил судить по закону всех одинаково, независимо от чина и статуса; порицал ее «пашей», то есть помощников, которые только живут в роскоши, но не помогают с правлением. 
  • Произвол и порочность окружения царицы — основная проблема оды «К Фелице». Поэт обличает чревоугодие, праздность, невежество и слабость государственных мужей, которые компрометируют императрицу.
  • Проблема права и бесправия, справедливости и несправедливости также прослеживается в тексте. Автор признает, что правосудие в руках царицы, но все же напоминает ей о том, что она пропагандирует следование заветам эпохи Просвещения, а значит, должна быть более демократичной и судить всех по заслугам, а не по чинам.
  • Еще одна тема произведения — просвещение. Автор иронично описывает досуг типичного дворянина: игры в дурака с женой, детские забавы, пиры и походы к портному. Ему он противопоставляет тягу императрицы к знаниям и ученым трудам. Однако он не устает подчеркивать контраст между тем, что восхваляет царица, и тем, что окружает ее на самом деле. 
  • Двойные стандарты элиты также стали темой для раздумья Державина. Он серьезно и вместе с тем шутливо перебирает достоинства страны Фелицы, где можно говорить все и не бояться казни. Он с тоном знатока перебирает виды телесных наказаний, применяемых в России, но говорит, что этого можно не бояться (еще бы, ведь повествование идет от лица вельможи, а не простого человека). Однако на практике это не так, ведь автор сравнивает свою идиллию с розой без шипов, то есть с тем, чего не бывает.

Тематика и проблематика произведения заслуживают отдельной статьи, и, чтобы не затягивать эту, Многомудрый Литрекон просит Вас в случае необходимости спросить о теме, которая не упомянута, в комментариях. Он обязательно дополнит вышесказанное.

Основная идея 

Смысл оды «К Фелице» — описание образа идеального правителя эпохи Просвещения. Фелица – мудрая, справедливая, умная императрица, которая ставит своей целью развивать свое государство и помогать своему народу. При этом Фелица – это не безликая богиня, а человек, личность, имеющая свои привычки и интересы. По мнению автора, Екатерина II очень близка к этому образу. Он восхваляет ее и как человека, и как государя. В конце произведения он желает ей крепкого здоровья и еще большего величия. Однако он напоминает ей о том, что от совершенства ее отделяет скверное окружение, которого не касается правосудие. Державин акцентирует внимание на несправедливости сословного деления в России, которая противоречит тому, чего хочет добиться Екатерина Вторая. Пытки и истязания, цензура и несвобода, лень, глупость и безнаказанность элиты — все это бельмо на глазу империи, которое необходимо устранить.

Главная мысль Державина — не в осуждении, а в назидании. Он смиренно преклоняется перед императрицей, признает ее добродетели и служит ей тем, что обличает пороки при дворе. Именно поэтому Екатерина Вторая не только не обиделась на поэта, но и возвысила его. В сатирике она увидела патриота, который искренне желает добра России. В оде «К Фелице» Державин прославлял царицу и указывал ей на то, что вредит ее правлению.

Средства выразительности

Державин для более глубокой проработки образов использует разные средства художественной выразительности:

  • метафоры («проливать блаженство», «стезя кротости», «мысли в химерах»);
  • сравнения («Как волк овец, людей не давишь», «Кто благостью велик, как бог?»);
  • эпитеты («богоподобная царица», «мудрость несравненна», «оком лучезарным», «праведный свет»);
  • риторические обращения («Подай, Фелица!»);
  • риторические вопросы («Где ж добродетель обитает? / Где роза без шипов растет?»);
  • фразеологизмы («пленять дух и ум», «укрощать страсти»);
  • анафоры («Где праздник для меня дают, / Где блещет стол сребром и златом, / Где тысячи различных блюд…»).

Кроме этого, он использует прием антитезы, противопоставляя образ мудрой Фелицы развратным и ленивым мурзам и праздному лирическому герою. Благодаря этому он как бы делит свое произведение на две части: в первой он прославляет Фелицу, во второй же – обращает внимание на существующие проблемы. Противопоставление подчеркивает контраст между тем, что видит императрица в своих фаворитах, и тем, кем они на самом деле являются.

Творческое наследие Державина до сих пор вызывает исследовательский интерес. Оно сохраняет и свою актуальность, и эстетику. К нему возвращались и возвращаются многие поэты, которые высоко ценят поэтико-стилистические особенности оды «К Фелице». Без сомнения, Державин смог воздвигнуть себе литературный памятник, который не сломит «ни вихрь, ни буря, ни времени полет».

Автор: Альбина Исмаилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *