Символизм в литературе: кратко и понятно
Символизм – это модернистское течение в литературе, музыке, архитектуре и других видах искусства. В России оно появилось в конце 19 века. Направление символизма (до направления оно, впрочем, не доросло) предполагает стремление к экспериментам с формой, использование символики, загадочности и намёков, а также мистическое содержание. Значение символизма трудно переоценить. Поэты пытались создать совершенно новую философию культуры, они придали слову многозначность, расширили возможности русского стихосложения. Самые яркие примеры символизма: роман Андрея Белого «Петербург», стихотворение Брюсова «Каждый миг», стихотворение Мережковского «Бог». Подробнее об этом течении
Содержание:
История создания
Литературный символизм берёт своё начало во Франции. 18 сентября 1886 года французским поэтом Жаном Мореасом в журнале была опубликована статья под названием «Манифест символизма». Однако данное культурное явление существовало и до этой публикации. Мореас собрал воедино характерные черты, которые были выработаны плеядой смелых поэтов: от Шарля Бодлера до самого Мореаса. Но начало символизма, как правило, определяют в 1870-1880 гг.
Символизм в России напрямую связан с Серебряным веком российской литературы. В этот период происходила «переоценка ценностей», забывались прежние устои. Параллельно с этим и начали появляться новые течения в искусстве. Символизм серебряного века и его возникновение были неразрывно связаны с влиянием западной поэзии. В этом плане огромное влияние оказали такие французские поэты, как Верлен, Рембо, Малларме. Помимо них, в творчестве отечественных символистов заметно влияние философов Шопенгауэра и Ницше.
Основоположник символизма в России — Дмитрий Сергеевич Мережковский. А предшественниками считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Немного позже течение разделилось на:
- Символизм как непосредственно течение в искусстве
- Символизм как миропонимание и особая философия жизни
Далее выделились виды символизма, по которым распределились основные представители:
- Старшие символисты: Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус
- Младшие символисты: Блок, Белый, Иванов
Философия символизма
Несмотря на «этапное» разделение, всех поэтов объединяли общие задачи. Так, изменение форм искусства все символисты рассматривали как смену внутреннего восприятия мира и как совершенно новый этап в нравственно-религиозном мышлении. В пример можно привести размышления А. Белого, который считал, что символизм был тенденцией к новому ощущению мира и чувству новизны. Однако наряду с положительными изменениями поэты ощущали его неустойчивость. Помимо этого, символисты не хотели определяться как «только искусство». Они поставили себе задачу создать особое умонастроение и мироощущение. Подобные идеи берут своё начало в философии Вл. Соловьёва. Эта задача была объединена убеждениями конца «исторического времени», да и в целом эсхатологичностью (пессимизм по отношению к будущему) мышления.
Можно сказать, что символизм 20 века отображал кризис в традиционном гуманизме, ужасы одиночества, неотвратимую смерть, а также разочарованность в идеалах добра и неспособность творческого человека выйти за пределы своего «я». Авторы часто впадали в декаданс и прочили миру погибель, упиваясь предвкушением неминуемого конца. Символисты, устремляясь к сущностям мира идей, недооценивали реальность. Поэтому они не смогли полностью отгадать ожидавшую реальность страны. Несмотря на это, поэтов заботили судьба народа и его проблемы. Вспомним ту же «Фабрику» Блока.
Основные черты
Главнейшей составляющей этого течения является, конечно же, символ. Его создают принципиально многозначным, в связи с чем становятся возможными бесконечные вариации трактовок. Это, в свою очередь, ознаменовало произведение символиста как творческий акт и самого писателя, и читателя.
Существуют ещё особенности символизма. Основу любого символа, как правило, составляют философия и мистицизм. Символизм в поэзии основывается на внутреннем мире лирического героя, на его трагических состояниях и переживаниях. Однако помимо этого, герой ощущает некую таинственность, связь с вечностью.
Со временем у символистов появилась даже собственная мифология. Так образовалась идея «двоемирия», то есть существование мира реального и потустороннего. Такая концепция отсылает читателя больше в эпоху романтизма, несмотря на то, что термин появился как раз в 20 веке.
Также символисты были уверены, что единственным верным способом познания мира являются духовный опыт человека и его творческая интуиция, но никак не разум. Именно поэтому произведения символизма порой не поддаются рациональному анализу. Поэт фиксируют ощущения и состояния, а не передают конкретный образ с понятным смыслом.
Стиль символизма
Представители символизма считали, что каждый человек видит мир по-своему. Исходя из этого, приверженцы направления создавали свой текст так, чтобы отдельный человек откликнулся «по-своему», уяснил своё эмоциональное состояние. Примерно так же обстояло дело и с символами. Брался предмет или явление, и в тексте не было конкретного названия, а лишь указание на этот символ. Именно это и допускало расхождения во мнении, а также многозначность трактовки.
Например, знаменитый образ Прекрасной Дамы Блока был лишен конкретных описаний и деталей, связанных с земной женщиной. Он был максимально прозрачен и легок, едва уловим. На Даму указывали ощущения героя: шелест шелка, голос многострунный, смеющаяся речь. Ее описания размыты: белоснежные плечи, нежный взор. Но в каждом стихотворении подчеркивается ее отдаленность, недостижимость, оторванность от реальности:
Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озера, пашни
Из высокого окна.
Перед нами не земная женщина, которая ходит по полям и лесам, а та, что возвышается над миром и излучает холод недостижимости. Прекрасная Дама — это классический образ-символ. Она олицетворяет ту идеальную реальность, до которой не добраться. По ней остается лишь томиться. Как известную, эту символику поэт воплотил даже в личной жизни.
В текстах этого периода практически всегда показываются зыбкость, непостоянство и изменчивость мира. Поэты пытались заставить читателя взглянуть внутрь себя.
Представители и примеры
Александр Блок
Одним из наиболее ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Именно с этим направлением связаны главные темы, идеи и образы «блоковской» лирики. Его творчество было наполнено большим количеством разнообразных символов, с необычной стороны раскрывался лирический герой, присутствовали тайна и мистика. Блок ощущал скорое изменение мира, он, можно сказать, предугадал революцию. Поэт обозначил особое место цвета в поэзии. Например, чёрный – это цвет гибели или трагедии («Темный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвется в бой»), жёлтый – увядание, белый — цвет идеала, невинности, невозможной в реальном мире красоты («Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч»).
Помимо этого, в творчестве Блока символу соответствовало своё понятие. Например, в поэме «Двенадцать» «ветер» представляет собой не только очевидную атмосферу холода, но он также является символом разрушения. Так поэт ставил перед собой цель не только описать мир, но показать свои эмоции, обнажить чувства. Именно поэтому, когда читатель читает стихотворение, в его душе одно за другим сменяются чувства: от тревоги до торжества.
Вот разборы стихотворений Блока:
- «Незнакомка»
- «Девушка пела в церковном хоре»
- «Летний вечер»
- «Жизнь»
- «Река раскинулась»
- «Есть минуты»
И это далеко не все: творчество Блока представлено на многих страницах Литрекона.
Андрей Белый
Ещё один выдающийся символист – это Андрей Белый. Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Суть символизма для Андрея Белого, прежде всего заключался в особом миропонимании и образе самой жизни. Он изучал очень много философских трудов: Ницше, Шопенгауэра, Канта, Соловьёва. Его философия символизма хорошо понятна при изображении треугольника. Основание составлял плюрализм. Это совокупность явлений, которые рассматривал писатель, и разнообразные философские концепции, включенные в символизм. Далее идёт дуализм. Он включает в себя разделение мироздания на материальную и духовную составляющие. А вершина треугольника – это «конкретный монизм». В философии он является воззрением, согласно которому множественность объектов сводится к единому началу. В случае с символизмом – к Символу. Андрей Белый планировал создать такую теорию символов, которая бы включала в себя концепции разных мыслителей.
Лейтмотивом всего творчества Белого было ощущение глобального культурного кризиса. Писатель рассматривал символ гораздо шире, чем его коллеги, во всех его смыслах и аспектах. Например, даже его псевдоним «Андрей Белый» необходимо рассматривать с точки зрения символизма. Белый цвет – это гармоничное слияние всех цветов, а Андрей – имя одного из 12 апостолов, которого Иисус первым призвал в ученики. Свой образ писатель всю жизнь старался мифологизировать. Если принять во внимание, что в символизме для Белого сливаются половина известных человеку направлений: от религии до математики, то становится ясна вся сложность его произведений. Например, в романе «Петербург» писатель показывает революционную атмосферу города. На страницах произведения писатель «оживляет» статую «Медного всадника». Однако в символизме Белого это значит оживить насущные проблемы самого Петербурга.
Валерий Брюсов
Валерий Яковлевич Брюсов является одним из теоретиков и основоположников русского символизма. Он определил свой собственный стиль – отчётливый, звучный. Брюсов был в постоянном поиске разнообразных форм, в стремлении сложить в своё творчество все временные периоды и страны.
Один из главных мотивов поэзии Брюсова – это творческие возможности человека, подчинение себе сил природы. Кроме этого, Валерий Яковлевич обогатил русскую поэзию образом большого современного города с фонарями, рекламой и толпами людей. Именно город станет неотделимой частью личности и трагедии.
Вот разборы стихотворений Брюсова:
У символистов, в том числе и у Брюсова, символ может выйти за рамки аллегорий и приобрести неожиданную форму. Так, например, в стихотворении «Ночью» поэт сравнил Москву и самку страуса, а также противопоставил Россию и Африку. Для Брюсова была характерны намёки, а также такие мотивы, как усталость и одиночество.
Автор: Ксения Сизова