Жизнь и творчество Александра Блока
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Петербург, Россия — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) —русский поэт. Блока знают все уже со школьной скамьи, и он часто становится любимым поэтом тех, кто знаком с его творчеством. Загадочный и лиричный символизм импонирует девушкам, поэтому он любим ими, особенно в юном возрасте, но наряду с девушками, многие юноши увлекаются Александром Блоком и пишут свои стихотворения, посвящая их своим чувствам и томлению по мечтам. В данной статье Многомудрый Литрекон сфокусировал внимание на творчестве этого автора.
Содержание:
Начало творческого пути
В юном возрасте поэт лишь увлекался поэзией, это были стихи «сырые», еще не понятые самим поэтом до конца. Только в 17 лет Блок начал создавать свой неповторимы стиль и совершенствовал его с каждым годом, комбинируя и мешая стили, создав свой собственный — уникальный.
1898 год принес Блоку не только знакомства с маститыми литераторами того времени. Именно тогда началась его поэтическая карьера: он пишет книгу стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвященную Любови Дмитриевне, его жене, дочери всеми известного химика Менделеева. Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Задача поэта – молитвенное служение, духовная возвышенность, необходимая для лицезрения Красоты Прекрасной Дамы. В сборнике ощутимо тревожное настроение, напряжение, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки». Еще античный Петрарка начал писать о Женском идеале, по которому томишься — любишь и не можешь прикоснуться. Блок продолжил и начал писать в Серебряном веке впервые о Вечной Женственности, поэтому его полюбили многочисленные читатели, и он остается одним из самый популярных поэтов даже сейчас, в современном мире.
Направление творчества
Серебряный век – это второй этап расцвета русской поэзии, этот период известен такими личностями как: Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, и, конечно же, он ассоциируется с Александром Блоком. Александр Александрович был одним из самых известных поэтов-символистов своего времени. 1890-1920 годы принято считать серебряным веком, он знаменит своими творческими объединениями, реформой русского языка и великими личностями.
Символизм Блока лиричен и трагичен. Поэт пишет о Прекрасной Даме, тоскуя и любя этот образ, для него это вечная незнакомка, дышащая духами и туманами. Мы чувствуем приближение к ней в его стихотворениях, но также быстро теряем ее образ, когда заканчивается последняя строфа. О личной жизни Блока всегда говорят мало, да это и правильно, творчество поэта не было связано с его жизнью, Блок старался разделять образ Прекрасной Дамы и женщин в действительности, как когда-то Петрарка разделял плотскую любовь и платоническую. Блок обессмертил образ своей жены в своих стихотворениях, но их реальная жизнь всегда была туманной и далека от идеала.
Основные темы в поэзии Блока
Цикл стихотворений «Город» наполнен противоречивыми настроениями, но одно Блок не изменял — это любовь к народу и не ожидающая благодарности безграничность поэзии. Честным и свободолюбивым Блоком можно лишь восхищаться.
Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» показывают сложный путь Блока от романтического образа ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, периоде преодоления иррациональности и впечатлений изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Ранний Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимость разрыва «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и поэтической. Мы можем проследить, как менялось отношение к Родине и к жизни в целом. От романтика к реалисту или трагическому романтизму. Ему не хватало воздуха, чтобы творить: революция, вопросы о судьбе, невозможность достижения идеала и вечное томление по нему. Блок — универсальный поэт, ведь мы мало помним примеров (в особенности, из серебряного века) чтобы реализм был так тесно связан с романтизмом. Это два совершенно разных направления.
Вторую книгу стихотворений он напишет в период с 1904 по 1908 год, там переплелись его личные мысли и переживания на тему революционных событий, серьезно повлиявших на поэта. К тем же мыслям можно отнести его сборники «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», поэмы «Скифы», «Возмездие». В них отражены боль к народу и любовь к ней.
Философия творчества
Свою философию творчества и символистское мироощущение Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую обрушился Брюсов. Эти записи являются показателем художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться», – аргументирует Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осознать что бы то ни стало вне символизма нельзя».
Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства», творить — вот что хотел донести поэт, творить, несмотря ни на что, держать штурвал и плыть не только по течению, а плыть, как велит сердце художника во время бурь и в тиши.
Отношение автора к революции
Октябрьская революция, 1917 год. Александр Блок занял активную твердую гражданскую позицию, его имя часто фигурировало в печати, и новая власть выбирала поэта в различные комиссии и комитеты на должности. У Блока была возможность уехать из страны и отстраниться от всех веяний народа, но так как он являлся гражданином с большой буквы, он часто размышлял на тему революций, и эти мысли он мог выносить в свое творчество, находясь внутри революционной бури. Оставаясь не только поэтом, но и критиком, он опубликовал в эти годы книгу под названием «Последние дни Императорской власти».
1918 год столь же плодотворен: выходят такие поэмы как «Скифы», «Двенадцать», лирические стихотворения «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Заработок оставлял желать лучшего и, естественно, литература не приносила его, поэтому поэт пошел на государственную службу. Государственная служба для Блока была как выражение своей точки зрения государственный строй страны, но это его и погубило: поэт тяжело заболел, и ему не дали отпуск за границу, как он хотел.
Последнее произведение, опубликованное поэтом, были «Скифы», в нем мы чувствуем уставшего человека, позднего поэта-романтика. Ему уже нечего было добавить читателям, и после этого он завершил свое творчество.
В феврале 1921 года, на вечере памяти, посвященному Александру Пушкину, Блок выступил со своей известной речью «О назначении поэта». После этого последовал его окончательный разрыв с советской властью. Он эмигрировал и умер на чужбине, завещая потомкам уничтожить все экземпляры поэмы «12». Блок разочаровался в идеалах революции и горько оплакивал прошлое России.
Краткий анализ некоторых произведений
«О весна, без конца и без краю…»
Поэт писал и о природе. Например, стихотворение «О весна, без конца и без краю…» наполнена утверждениями и восклицаниями. Он принимает не только весну со всеми ее настроениями, но и глобально — жизнь. Принимает ее со «щитом» в руках, с рабами, с несвободой, любит и тоскует о ней. Лирический герой готов встретиться с ней глаза в глаза и не собьется с пути, стихотворение – это символ любви к жизни. Пьянящая весна не всегда на его стороне, но герой — всегда. Она может враждовать с лирическим героем, идти против и уносить течением, но все это не сравнится с ее любовью. «Все равно-принимаю тебя!» — говорит лирический герой.
«Мне страшно с тобой не встречаться…»
Одно из любимых стихотворений читателей Блока «Мне страшно с тобой не встречаться» Лирический герой потерян, он не знает, где он, и спят или живут люди — не понимает, где оказался. Он уверен лишь, что есть храм, и в этом храме – Она. Она не с ним, но точно в таком святом месте как церковь. Герой потерян, он «уловил печаль», мы не знаем, что у него случилось и куда он идет, но он идет — это известно точно. В его ушах раздаются звуки, и Блок сравнивает их со звуками «больших похорон». Яркие эпитеты и незабываемые сравнения — вот мастерство Блока. Герой замечает также, что хмурое небо покрыло и даже храм, но он остается храмом, и там, в нем, есть что-то чистое и спокойное, животворящее, но оно там — не с ним.
«Моей матери»
Поэт писал о маме с откровенностью художника. Стихотворение «Моей матери» проникнуто тоской, и лирический герой пытается «проникнуть взглядом» в те, незабываемые дни своего детства. Герой называет свою душу мятежной, ожидающей дары от «лазурного Бога», через все стихотворения поэта лейтмотивом проходит чувство прошлого, ушедшего и, может, когда-нибудь вернувшегося, но трагически-печального.
Таким образом, творчество Блока можно классифицировать следующим образом. Юный Блок – это чистый символизм, без экспрессивности и идеологических мыслей. Все проникнуто чувственностью, и лирический герой «прогуливается» лишь по строчкам его стихотворений. Поздний Блок тяжело переживает трагическую участь народа и это уже, скорее, реалист. Блок удивителен еще и тем, что писал не только для взрослых, но и для детей. Например, в его сборники вошли такие стихотворения как: «Круглый год», «Сказки» (1913 год).
Автор: Аида Убиева