Анализ поэмы «Двенадцать» (А. Блок)
Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года, а Многомудрый Литрекон поможет Вам увидеть двойственность позиции автора.
Содержание:
История создания
Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.
Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.
Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:
- После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
- Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
- Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.
Жанр, направление, размер
Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.
Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.
Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.
Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».
Смысл названия
Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.
Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение. Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях. Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их «Исус Христос».
Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии. В конце поэмы появляется религиозный образ — «Исус Христос», «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет». Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».
Композиция
В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.
- Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.
- Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.
- Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.
- В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.
- В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.
- В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.
Суть: о чем поэма?
В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония. Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй. Впереди отряда виднеется «Исус Христос», ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — символ старого времени.
Суть поэмы Блока заключается в неоднозначности революции. Нельзя сказать, что она повлекла за собой только смерть, кровь и разочарование. На обломках прошлого может образоваться прекрасное будущее страны, все ещё может измениться в лучшую сторону. И автор верит в это.
Главные герои и их характеристика
Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.
герои | характеристика образов-символов в поэме «двенадцать» |
будущее | образ времени нарисован символами: 12 апостолов нового времени во главе с исусом шествуют вперед — к светлому будущему, которое щедро омывается кровью. терновый венец христа теперь состоит из белых (цвет чистоты и надежды) роз, что означает веру автора в новую миссию христа. |
двенадцать | образ красноармейцев становится центральным в произведении. вместе с ними мы проходим по революционному петрограду, наблюдаем за страшными сценами. это собирательный образ красноармейцев — невежественных и простых работяг, недавно вернувшихся с фронта. мы мало что знаем о их прошлом, лишь то, что их родители, как и они, работали с утра до ночи, что они остро нуждались и нуждаются теперь. двенадцать символизирует стихию революции, разгневанный народ, жаждущий перемен. Это не конкретные люди, а толпа, поэтому мы не видим их лиц и имен. зато в них мы видим слепую злобу и месть, бесстрашие обреченных и отчаявшихся людей. они идут «без креста» — то есть отрицают все ценности прошлых эпох. толстозадая терпеливая русь сменяется грозной силой, отметающей все прежние рамки и устои. на место веры и преданности царю пришли идеалы мировой революции и кровавого правосудия, больше напоминающего судилище. |
исус христос | этот образ появляется в эпилоге, но имеет такое же важное значение, что и двенадцать красноармейцев. христос ведёт за собой в конце произведения отряд красных, что символизирует надежду на возрождение России. этот образ связан со светлыми цветами — он появляется «в белом венчике из роз». конечно, это самый провокационный образ, ведь революционерам не надлежит верить в бога. поэтому исус является неузнанным и ведет за собой тех, кто не видит его. некоторые исследователи даже говорили о том, что ведет отряд вовсе не христос, а антихрист, и перед нами не второе пришествие, а апокалипсис. возможно, ведь блок не анализировал истоки революции, а передавал ее атмосферу. она же может показаться и концом времен, и возрождением падшей земли для новой жизни, для второго шанса. |
петруха | это один из «двенадцати», который потерял свою любимую девушку — катьку. в образе петрухи воплотилось смещение эпохи. нежный, робкий мальчик, который не привык к жестокости, вынужден изменить свои ценности и взять в руки ружьё, чтобы не выглядеть трусом перед своими товарищами. он же — единственный, кто вспоминает о боге и любви, старых временах и порядках. но массовое сознание захватывает его и обращает в новую веру мировой революции. с какого-то момента он вновь перестает быть петрухой, теряет свою индивидуальность и становится лишь частью двенадцати. |
прошлое | образ старого мира представлен несколькими символами: шелудивым псом (дворянство), старухой (глухой и покорный народ, который заботится лишь о куске хлеба), ванькой (жестокие и продажные силовики, охраняющие тираническую власть), катькой (продажные женщины, вынужденные торговать собой ради сносной жизни) и буржуем (разоренная и ослабленная буржуазия). все эти элементы старого общества обречены на смерть с приходом нового времени. их архаичность подчеркивается старческой немощью. |
ванька | ванька — бывший друг красноармейцев. его можно сравнить с предателем из евангелия — иудой. он бросил своих друзей, перешёл на сторону белых ради наживы. ванька убежал, когда стреляли в его девушку — катьку, оставил ее одну умирать. он избежал наказания за предательство, трусливо сбежав. таковы многие многие представители старого мира: в те времена люди с состоянием охотно покидали россию. |
катька | девушка, которая ушла от одного из двенадцати — петрухи. пока герой воевал, она проводила время среди богатых господ. это весьма символично, ведь при царе женщине из простонародья невозможно было честно обеспечить себя на должном уровне. конечно же, при новой власти ей уже не было места. образ катьки стал воплощением грешницы — блудницы, которой нет места в новом обществе, где главенствуют большевики. девушка погибает от рук своего бывшего жениха. |
буржуй | буржуй символизирует старое время, в поэме он предрекает гибель всей россии. он ослаб, его имущество все было разграблено. все, что ему остаётся — жаловаться. конечно, его «толстозадая» россия гибнет, но на ее руинах строится новое общество. этот класс обречен на вымирание в мире, где победил труженик. |
старый пёс | старый пёс также становится воплощением прошлого. его преданность царю и отечеству больше не нужна, его готовность рвать зубами врагов хозяина — тоже. они оба с буржуем бредут в неизвестном направлении, не могут найти себе места в изменяющемся мире. |
старуха | старуха, которая появляется в первой главе, также символизирует прошлое народа, который был глух и слеп к жизни. она меркантильна, цинична и думает лишь о наживе. старуха обрушивается с критикой на изменения, она не может принять новую россию. |
Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Исус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.
Темы
Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени:
- Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.
- Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране . Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Исус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой. Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз. Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.
- В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.
- Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.
- Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.
- Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.
Многомудрый Литрекон может назвать еще десяток тем, но нужно ли оно Вам? Если да, напишите об этом в комментариях!
Проблемы
Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий:
- На передний план выходит основная проблема жестокости. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.
- Проблема разрушения прежних ценностей также находится в центре. В «новый мир» проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.
- Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.
- Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.
- Проблема нигилизма столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.
Если Вам чего-то не хватает, Многомудрый Литрекон дополнит свой разбор в ответ на Ваш комментарий.
Основная идея
Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий. Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.
Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам:
В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.
Критика
Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.
Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».
Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».
Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».
Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:
Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:
«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».
К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он должен был выехать из страны, но бюрократические проволочки обрекли Блока на раннюю смерть в Петербурге. Он умер в 41 год, нуждаясь не только в качественном лечении, но и в питании. Музыка революции кончилась «Голодной песней» из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Продовольственный паек поэта не могли увеличить в течение долгих месяцев обсуждений и заседаний. Возможно, такое отношение власти стало причиной преждевременной смерти Блока.
После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.
Автор: Анастасия Сметанова
Хочу сделать важное замечение цитирую слова автора анализа:»Впереди отряда виднеется Иисус Христос», в произведении не было никакого ИИсуса Христа!!!Там был Исус Христос с одной буквой и.
Спасибо, исправили)
Блок не бы в эмиграции, в тексте два раза об этом написано.
Спасибо Вам большое, Татьяна! Исправили ошибку) Автора тоже за границу не выпустим, даже если проситься будет)))
Очень интересно и полезно
Идея сформулирована неверно. Тема (о чем произведение?) — революция. Идея (что автор хотел сказать о революции?) — … Подумайте.
Формулировка идеи объясняется мнением самого автора об идее своей поэмы: «Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы».