Жизнь и творчество В. Я. Брюсова
Когда речь заходит о символизме как о литературном направлении, мы сразу же вспоминается имя Валерия Яковлевича Брюсова. Ведь именно он является одним из основателей отечественного символизма. Жизненный и творческий путь Валерия Яковлевича был наполнен различными интересными моментами. Рассмотрим историю жизненного и творческого пути Брюсова поподробнее.
Содержание:
Детские и юношеские годы
Валерий Яковлевич появился на свет в 1873 году в столице. Известно, что воспитывался будущий поэт в купеческой семье, которая была зажиточной. У Валерия была сестра Надежда. Девушка стала профессором знаменитой консерватории в столице.
Родителей Валерия Яковлевича нельзя назвать «простыми» людьми. Мать и отец всячески старались оградить своего сына от различных «религиозных сказок» и с ранних лет вводили в воспитание и образование твердые научные основы. Мальчик прекрасно разбирался в идеях натурализма Дарвина. А, к примеру, о деталях жизни царя Соломона он практически ничего не знал. Родители не жалели денег на обучение сына, соответствующее их стандартам качества. Будущий писатель учился в двух престижных гимназиях.
Осваивать литературное искусство Брюсов начал с ранних лет. Лучшим занятием для юноши было чтение романов и классических произведений. Кроме того, он обожал изучать научные статьи. У Валерия Яковлевича было два кумира — Жюль Верн (автор книги «Капитан Немо») и Томас Майн Рид (автор книги «Всадник без головы«).
Известно, что в школьные годы Брюсов также увлекался математикой. Он мог решать самые непростые математические уравнения и задачи.
Учёба в университете
Получив аттестат зрелости, Валерий Яковлевич твёрдо решил, что будет поступать на историко-филологический факультет. Брюсов выбрал один из самых престижных вузов страны — Московский университет. Когда Брюсов был студентом, он стал восхищаться творчеством таких известных зарубежных авторов, как Малларме, Верлен, Бодлер. Символисты сделали революцию в поэзии, их слава прогремела на весь мир. Ну как тут не увлечься их идеями?
Первый успех пришел к Брюсову в 1894 году. В это время поэт издает три сборника под названием «Русские символисты».
В следующем году вышел первый сборник стихотворений Валерия Яковлевича «Шедевры» (скромно, да?). А в 1897 году читатель познакомился со вторым сборником Брюсова под названием «Это я». Разумеется, критика была строга к самозванным «шедеврам», но не могла не отметить наличия свежих идей и индивидуальности манеры.
Вершина творческой деятельности
В 1899 году Валерий Яковлевич заканчивает высшее учебное заведение с красным дипломом. С этого времени Брюсов приступает к работе в известном журнале «Русский архив». Начинается активная творческая деятельность Валерия Яковлевича. Поистине большую популярность Валерию Яковлевичу принёс его опубликованный третий сборник под названием «Третья стража».
Вскоре Валерий Яковлевич становится известным как основатель издания «Скорпион» и как сотрудник журнала «Новый путь».
Дальнейшая трудовая деятельность Брюсова связана с участием в организации альманаха «Северные цветы». Затем поэт становится редактором журнала символистов «Весы». Впечатляющая биография Брюсова тесно связана с расцветом литературных журналов. В начале 20 века свобода СМИ достигла неведомых ранее пределов. Правда, после революции полностью сошла на нет…
1908 год является одним из самых значимых в жизни Брюсова. Именно в это время Валерий Яковлевич занимает пост директора Московского литературно-художественного кружка.
Вот анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» — в качестве примера.
Отражение революции в творчестве Брюсова
Известное произведение Валерия Яковлевича «Земля», а также сборник «Венок», который вышел в 1905 году, отражают реакцию поэта на революционные события.
Большую популярность Брюсову принёс сборник «Земная ось», который вышел в 1907 году. В своём сборнике автор рассуждает о тайнах подсознания человека. Писатель продемонстрировал невероятное мастерство в изображении экзотического и неведомого.
Постреволюционные годы оказались для Брюсова не менее продуктивными. Одним из наиболее известных произведений Валерия Яковлевича, созданных в данный период, является роман «Алтарь победы». Впервые произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль».
В начале Первой мировой войны Валерий Яковлевич работает на фронте в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
В 1916 году в свет вышел удивительный сборник Брюсова, который называется «Семь цветов радуги». Здесь поэт проводит параллель между человеческими эмоциями и цветами радуги.
Личная жизнь
Когда Валерию Яковлевичу было всего девятнадцать лет, он сильно влюбился в одну девушку, фамилия которой Маслова. Данный факт является весьма удивительным, ведь девушка была намного старше Брюсова. Она не отличалась красотой и имела болезненный вид. Маслову трудно было назвать музой поэта. Однако, несмотря на это, отношения Масловой и Брюсова длились не один год. Спустя несколько лет Маслова скончалась от оспы.
Большое значение в жизни Валерия Яковлевича имела поэтесса, фамилия которой Петровская. К сожалению, эти отношения имели трагический конец. Девушка свела счёты с жизнью.
В 1897 году Валерий Яковлевич женился на Иоанне Рунт. Женщина стала не только супругой поэту, но и его верным помощником. С женой Брюсов прожил до своей кончины. Детей в семье не было. Когда поэта не стало, Иоанна занималась издательством творческого наследия супруга.
Закат жизни знаменитого поэта
Как известно, в результате Гражданской войны к власти пришли большевики. Именно с этого времени Брюсов становится руководителем Комитета по регистрации печати. Однако это не последняя высокая должность, которую занимал Валерий Яковлевич. В 1921 году Брюсов был удостоен должности ректора Высшего литературно-художественного института. Откуда такая любовь большевиков к «буржуазному» поэту-символисту? Из-за того, что большинство знаменитостей эмигрировало и резко отозвалось о большевистском перевороте, власть имущие решили смягчить отношение к интеллигенции хотя бы на первых порах. Брюсов стал одним из немногих авторов, который согласился принять перемены.
События 1917 года были глубочайшим переворотом и для меня лично: по крайней мере, я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после нее — говорил он
Поэт считал, что революции нельзя было избежать, что она узаконена самой историей. Видимо, на него очень повлияла модная в ту пору марксистская теория.
Знаменитого символиста не стало в 1924 году. Брюсов умер в результате пневмонии. Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты
Не секрет, что многим Брюсов также запомнился как превосходный переводчик. Знаменитый символист трудился над переводами произведений Гюго, Байрона, Верлена и других зарубежных авторов. А какие еще интересные факты о Валерии Брюсове характеризуют его жизнь и творчество?
- Основоположником отечественного символизма Валерий Яковлевич назвал себя сам, не испытывая никакого стеснения. Впервые поэт себя так назвал, когда ему было всего двадцать лет. Тогда молодой человек написал письмо Верлену, в котором и упомянул свое новое «прозвище».
- На фоне других поэтов Валерий Яковлевич заметно отличался. Центральное место в творчестве символиста стала городская тема. В отличие от других поэтов, Брюсов не зацикливался на воспевании красоты русской природы. Валерия Яковлевича больше привлекала многоликость городской среды.
- Также в своих трудах Брюсов рассуждал над предназначением поэта. Для Валерия Яковлевича важнее всего представлялась личность поэта. А форма стихотворения для него отходила на второй план.
- Многие отмечали незаурядную личность Брюсова. Современники удивлялись удивительным сплетением в личности Валерия Яковлевича художественного таланта и рационального склада ума.
- Такие знаменитые поэты Серебряного века, как Гумилев, Мандельштам, Пастернак, называли Брюсова своим учителем. Ведь творчество Валерия Яковлевича значительно повлияло на поэтов.
- Не секрет, что с читателями у Валерия Яковлевича были очень непростые отношения. Дело в том, что читатель не желал признавать тех экспериментов поэта, к которым он прибегнул в первой половине двадцатого годов.
- Политические взгляды Брюсова были близки к анархистским. Он спорил с Лениным в рецензиях на его статьи и неоднократно повторял, что партийность в литературе ограничивала свободу художника, а это неприемлемо. Тем не менее, революцию он поддержал, благодаря чему немалая часть читателей отвернулась от него.
Автор: Виктория Комарова