Анализ стихотворения «Летний вечер» (А. А. Блок)

На творчество Александра Блока оказали влияние несколько человек. Первые стихи были написаны маленьким Сашей под влиянием творчества Василия Андреевича Жуковского в 5 лет. Также на поэзию Блока повлияла философия Платона, поэзия А. А. Фета и учения В. С. Соловьёва.

История создания

Стихотворение «Летний вечер» из блоковского цикла «Предрассветные» («Ante Lucem»). Он включает в себя ранние произведения поэта, произведения 1898—1900 годов.

В это время Александр Александрович находился на этапе поэтического самоопределения, он молод, у него много идей, увлечений, например, театр. Блок даже хотел стать актёром, и некоторое время входил в состав Петербургского драматического кружка.

Первый этап творческого пути Блока был наполнен, пропитан мистическим духом романтизма В. А. Жуковского. Чистота чувств, созерцание и понимание красоты окружающего мира, вера в возможность постичь непостижимое – всему этому учил Василий Андреевич, певец природы, как все его называли. Эти настроения перетекли в раннюю лирику Александра Александровича, но если не полностью, то отчасти.

Блок жил в предчувствии грядущих перемен, ещё неизвестных, но ожидаемых. В это же время поэт увлечённо изучает древнюю идеалистическую философию, знакомится с трудами Платона о сущности мироздания.

«Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней,- так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его – только внешние результаты подземного роста души. Потому путь развития может представляться прямым только в перспективе, следуя же за писателем по всем этапам пути, не ощущаешь этой прямизны и неуклонности, вследствие постоянных остановок и искривлений» (А. А. Блок)

Жанр, направление, размер

Произведение «Летний вечер» относится к такому жанру как лирическое стихотворение. Это небольшое поэтическое произведение, в котором автор описывает свои чувства, эмоции, впечатления.

Этот жанр интересен тем, что понятен всем, не нужно что-либо додумывать, придумывать, а также краток, что тоже упрощает восприятие произведения.

Александр Блок относится к «младшим» символистам, но разбираемое стихотворение написано в 1898 году, то есть на рассвете поэтического пути автора, а это значит, что ещё рано говорить о данном произведении как о символистическом. Блок только начинает смотреть в сторону символизма, узнаёт его, влюбляется в него. Продолжая изучать труды В. С. Соловьёва, труды Платона, поэзию А. А. Фета, Александр Александрович заводит знакомства с З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским – «старшими» символистами.

Как писалось выше, стихотворение «Летний вечер» очень лёгкое для восприятия, что отчасти,обусловлено и его размером – четырёхстопный ямб. Его называют классическим размером, самым распространённым. Он способен передать и проникновенный трагизм произведения, и тонкий комизм.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная. А рифма чередующаяся (женская и мужская).

Композиция

Стихотворение «Летний вечер» состоит из 3-х строф и имеет 2-е композиционные части.

1-я часть – это 1-я и 2-я строфы. В этих двух четверостишиях перед читателем открывается прекрасный пейзаж заката. Обстановка вечерняя, тихая, приятная. Читая авторские строки не спеша, погружаясь в них, можно заметить, что тишина и покой описываются как ценность, лирический герой знает важность и необходимость покоя.

«Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.»

2-я часть – это 3-я строфа.

«Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!»

Последнее четверостишие – призыв! Автор обращается к читателю, призывает его отпустить суету повседневности, «отпустить себя» и окунуться в неизведанное…

Образы и символы

Стихотворение «Летний вечер» можно расценивать как приглашение окунуться в тайну ночи. Вечер, который описывается в основном в первых двух четверостишиях, является главным образом произведения, но в то же время он второстепенен… Он — всего лишь время, которое идёт до ночи, до основного. Но как автор описывает его? Он будто растягивает удовольствие, предвкушает «тайну ночи», но не хочет быстрейшего её наступления, а наслаждается ожиданием, наслаждается вечером…

Как написано ранее, Александр Блок ещё не символист, но ему глубоко интересно это направление, поэтому поиск символов в разбираемом стихотворении обоснован.

Закат, ночь, луна, конь, туман – хотелось бы обратить внимание именно на эти символы.

Закат — красивое завершение дня. Это явление захватывающее, яркое, заметное, но скоротечное… Такое ощущение, что солнце, прощаясь, щедро разливается, просачивается в самые маленькие уголки, щели.

Заканчивается день, то есть что-то большое, великое, но наступает не менее значимое – ночь.

Ночь имеет очень большое символическое значение, многообразное.

Ночь, как символ, очень часто используется в поэзии Блока, хотя В. Я Брюсов писал, что А. А. Блок — поэт дня, а не ночи.

«Человек, утончаясь, чувствует потребность прикрыть тайну своего существования; оттого, совсем не чуждаясь дня в своей так называемой «положительной» деятельности,- он ищет ночи для своих вдохновений, сумрака для своих надежд; — потому-то глубины наших современных поэтом укрываются порой в непроницаемые одежды. Напрасно искать осязаемо в этих глубинах». (из записной книжки А. А. Блока)

Ночь – это время раскрытия себя, а точнее снятия масок, время расслабления и «отпускания». Именно поэтому автор призывает «забыть заботы и печали, умчаться без цели на коне…».

Луна – постоянный спутник ночи. Она является символом преобразований, изменений. У Блока луна красная («красный диск луны»), а этот цвет у «будущего Блока» связан с переживаниями, тревогой. Но в данном произведении, скорее всего, он символизирует радость, красоту и полноту жизни, любовь, то есть «раскрашивает» луну в «позитивные» цвета.

Поэт предлагает «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали…». На коне – это очень образно! Конь символизирует бег времени, быстроту, мужество и свет. А туман – это неизвестность. Нужно иметь большое мужество, чтобы мчаться в неизвестность… Но на небе прекрасная луна, она освещает путь, сулит таинственные изменения, которые будут обязательно приятными.

Ещё вначале стихотворения поэт подталкивает читателя на «побег» в ночь, говоря о том, что даже поля уже укутаны сказкой.

«Дремотой розовой объята»

Дремота, сон символизируют тайну жизни, а розовый цвет – это цвет чувственности.

Тема, проблемы, настроение

Темой произведения «Летний вечер» является красота покоя. Наверно, странно звучит, но автор именно на это хотел обратить внимание читателя, описывая пейзаж постепенно, как бы сверху вниз – сначала небо, потом поле, некошеную траву, затем будто закрывает глаза, ощущая «тихое» пространство («ни ветерка, ни крика птицы…»).

А осмелишься ли ты шагнуть в неизвестную тишину, в таинственное пространство, в ночь, в будущее? Сумеешь ли оставить суету прошедшего дня? Эти вопросы можно считать главными, в них заключена проблематика стихотворения «Летний вечер», риск и умение оставлять «прошлое в прошлом».

Настроение стихотворения «Летний вечер» радостно-спокойное, приятное. Оно «ощутимое», то есть задействованы все органы чувств читателя: красно-розовый закат радует глаз, слышен запах некошеной травы, отсутствие ветерка, доносится затухающая песня жницы…

Основная идея

Автор вдохновлён покоем вечера! Он хочет увлечь и читателя в эту сказку, поэтому стихотворение и развивается постепенно, сначала описания с самыми манящими характеристиками увиденного, услышанного, а затем призыв, но призыв лёгкий, не настойчивый, а бодрящий, «подраскрывающий» тайну ночной дали.

«Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!»

Такова главная мысль стихотворения «Летний вечер».

Средства выразительности

Средства художественной выразительности в стихотворении «Летний вечер» раскрывают смысл произведения наиболее точно:

  1. Аллитерация: «лежат на поле сжатой ржи…», «забудь заботы и печали…», «навстречу ночи и луне» (автор использовал данный приём для усиления ощущения присутствия, шипящие и звенящие звуки подчёркивают вечернюю тишину, угасание дневного шума);
  2. Эпитет: «последние лучи», «сжатая рожь», «некошеная межа», «красный диск», «вечерняя тишина», «луговые дали»;
  3. Метафора: «лучи заката», «розовая дремота», «красный диск луны», «умчись в туман», «навстречу ночи и луне»;
  4. Метонимия: «замирает песня жницы»;
  5. Олицетворение: «лучи лежат», «песня замирает»;
  6. В стихотворении изменён обычный порядок слов, то есть использована инверсия («дремотой розовой объята трава некошеной межи», «и замирает песня жницы»);
  7. Эллипсис: «над рощей — красный диск луны»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *