Анализ стихотворения «Есть минуты» (А.А. Блок)

Жизнь Александра Блока нельзя назвать лёгкой… Прожил он всего 40 лет, но событий выпало на его долю не мало. В 31 год он уже не чувствовал себя молодым, полным сил и идей. Зимой 1912 года у поэта обострилась его давняя болезнь неопределённого характера. В это время он с новой силой понимает, как ценна ему Любовь Дмитриевна, как он её любит. А в 1913 году в личном дневнике Александра Блока начинают мелькать записи на тему самоубийства…

История создания

«Начал поэму, очень значительную, охладел, бросил, по-моему, просто не справился. Это ему не по силам. Настроение ужасное. Большой любви нет, все мелкие и случайные вспышки. Почти не пишет. Очень знаменит, обаятелен, избалован, но столь безнадежно мрачен, что я за него страшно боюсь». (из записей о А. А. Блоке в 1911 -1912-х годах  из дневника М. А. Бекетовой (тётя по материнской линии А. А. Блока))

В 1911-м году Блок писал мало, а в 1912-м – окончил стихотворения, начатые в 1910-м году. 

«Надоели все стихи — и свои. Пришла еще корректура “Ночных часов”. Скорее отделаться, закончить и издание “собрания” – и не писать больше лирических стихов до старости» (запись из дневника А. А. Блока от 04.06. 1911 года)

Но такие настроения не мешают Блоку работать над созданием тома своих ранних произведений. В этой книге будут размещены 300 стихотворений в хронологическом порядке. 

Стихотворение «Есть минуты…» было написано как раз в этот период, в июле 1912 года. В это время Александр Александрович несколько раз приезжал в Шахматово, Любовь Дмитриевна была задействована в спектаклях с труппой  Мейерхольда, поэтому посещала мужа не часто, Блок в это же время работал над драмой «Роза и Крест».

В конце июля 1912 года Александр Александрович с женой переехали в новую квартиру на Офицерской, 57, в квартиру, в которой Блок будет жить до самой смерти.

Разбираемое произведение относится к третьему тому «Трилогии вочеловечения». 

Александр Александрович сам разделил всю свою лирику на 3 тома: «Я иду», «Падение в жизнь», «Симфония жизни». В третий том «романа в стихах» входят такие циклы как «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Родина», «Кармен», а также цикл «Арфы и скрипки», в который включены 72 стихотворения, в том числе и «Есть минуты». 

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Есть минуты» – лирическое стихотворение. Особенность этого жанра в том, что он позволяет описать душевное состояние человека в определённый момент жизни. 

Стихотворение «Есть минуты…» интересно ещё тем, что автор в нём говорит о своих переживаниях, но говорит ни так, будто только на его долю выпало всё это, а говорит «через всех людей», с пониманием, что кто-то когда-то подобное тоже испытывал, или испытает в будущем, поэтому произведение также можно причислить и к философской лирике. Поэт в стихотворении касается вечного…

Направление – символизм. Символика разбираемого стихотворения и цикла «Арфы и скрипки» в целом связанна с блоковским представлением о «мировом оркестре». К слову, данная блоковская концепция интересует не только литературоведов, о также привлекает внимание многих музыковедов.

«“Музыкой” представлялось Блоку ритмическое начало в стихии, стихия творческая, просветленная «мыслью мира» и направленная в будущее» (литературовед Д. Е. Максимов)

Анапест является печальным, меланхоличным размером стиха, размером «длинных вздохов». В нашем случае анапест трёхстопный – самый часто-используемый размер. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Есть минуты…» состоит из 3-х строф, но имеет две композиционные части, хотя при более пристальном рассмотрении вторую часть можно также разделить на две микро-части. 

1 часть – 1-я строфа.

«Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на́ плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…»

Данное четверостишие – как начало долго назревающего разговора. Оно начинается с обобщённых слов «есть минуты, когда…», со слов, которые часто являются вступлением «сложных» бесед, тех бесед, которые необходимы для «облегчения» души. 

Поэт просто озвучивает то, что всем известно, но с высоты своего понимания.

2 часть – две следующие строфы. Эта часть – ощущения, реакция на события, которые произошли в первой строфе. Будто автор увидел понимание в глазах собеседника (читателя), согласие, кивки головой в свой адрес, и продолжил разговор, продолжил описание своих эмоций в данный момент.

Можно разделить вторую часть на две подчасти, тогда 2-я строфа будет 1-й подчастью, а 3-я строфа – 2-й.

1-я подчасть – это буквально мгновение, это ощущения, которые всплывают неосознанно, моментально.

2-я же подчасть – это «долгосрочные» ощущения, что-то наподобие послевкусия, но более значимое, если можно так сказать. 

В последней строфе автор говорит о самом главном, о том, как сильно влияет на человека один добрый взгляд, плечо друга, как несложный, но искренней, мгновенный жест может отразиться в жизни человека, «разбудить» его сущность, напомнить о важном, о вечном.

Образы и символы

В стихотворении «Есть минуты» можно выделить несколько ярких образов – это одиночество, поддержка, душа. Разберём кратко каждый из них.

В произведении лирический герой одинок. Но не социально отстранён, нелюдим, а, самопроизвольно или исходя из обстоятельств, одинок неявно, одинок, даже, наверно, зажат, отстранён, в душе. Не стоит нырять в море психологических причин. Просто стоит отметить, что лирический герой (коим может быть и сам автор), очень многое пережил, испытал, поэтому на «душевное уединение» он имеет право.

Следующий образ – поддержка. В нём (в образе) может выступать кто угодно! На это автор и рассчитывал. Ведь он пишет не только о себе, а обо всех, о каждом, поэтому «универсального помощника» нельзя выделить, поэтому «кто-то на́ плечи руки положит», «кто-то ясно заглянет в глаза». И каждый раз, ведь нужда в поддержке может быть не единичной, этот «кто-то» будет разным человеком, а может быть и не человеком…

Душу в произведении поэт сравнивает с арфой. В последнем четверостишии автор пишет о том, что от ежедневной суеты струны души могли и испортиться, что душа давно не пела, она в напряжении, но… «кто-то  ясно заглянул в глаза» и «мелодия юности» заиграла на туго натянутых струнах, заиграла, развеяла мрачную тишину одиночества.

Душа в стихотворении сравнивается с музыкальным инструментом, который в хороших, «правильных» руках будет звучать нежно, гладко, долго.

Обратимся к символам в стихотворении.

Гроза – символ душевных терзаний, тревог. В данном случае не нужно сильно додумывать и фантазировать на эту тему. Автор сам расшифровал нам это понятие.

«Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.»

В следующей строфе дважды повторяется слово «пропасть» («словно в тёмную пропасть без дна», «и над пропастью медленно встанет»). 

Пропасть – символ хаоса и опасности, символ непреодолимой разницы между грешным и «чистым», праведным. 

Далее в этом же четверостишии поэт пишет о радуге («семицветная дуга»). Радуга – символ преображения, это мост между земным и небесным, знак бесконечного милосердия Бога.

Как это можно расшифровать? Поддержка, о которой говорится в первой строфе, породила хаос в сознании лирического героя, всё, что было нерушимым в сознании, принятым – всё в одно мгновение кануло в пропасть, разлетелось и… превратилось в радугу, в свет, всё, что было окрашено в смутно-серые тона повседневности, расцвело, лирический герой увидел выход, надежду.

В последней строфе присутствует такой символ как арфа. Даже правильней будет сказать, что всё четверостишие в принципе – это описание арфы – символа чистоты звука, мировой гармонии. 

Поэт сравнивает человеческую душу с арфой, то есть он признаёт чистоту, непорочность каждой души, но также пишет и о том, что струны «усыплённые жизнью», то есть не помнящие о своей «звонкости», о своей возможности изливать приятные, гармоничные звуки, о том, что повседневность и суета затмила свет души.

Интересно также то, что каждая строфа оканчивается многоточием. Это значит, что поэту есть ещё что сказать, есть чем дополнить уже сказанное, есть что-то, о чём он умолчал, не смог выразить словами. Это подтверждает возвышенную, душевную, философскую тематику произведения. 

Тема, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Есть минуты» – поддержка. Тема поддержки и взаимовыручки очень часто освещается в произведениях классической литературы, эта жизненно важная тема, которая актуальна и для современных авторов, она в принципе не требует объяснений, она естественна, как воздух, и находит отклик в душе каждого человека.

Проблематику произведения «Есть минуты» можно обозначить вопросами: «Понимает ли поддерживающий человек то, что он сделал?», «Понимает ли он своё влияние на судьбу человека, которого поддержал?», «Может ли быть поддержка неосознанной?», «Может ли быть поддержка «нечеловеческой», исходящей не от человека?».

Данные вопросы не поднимаются, как таковые, в стихотворении, но прочитав его, поняв его тематику, идею, человек ставит перед собой эти вопросы. Они самопроизвольно всплывают в сознании, заставляют обдумывать их, наталкивают на мысли о вечном – опять-таки прослеживается принадлежность стихотворения к философской тематике.

Основная идея

Идеей произведения является влияние поддержки на человека, о нем говорят рассуждения поэта на эту тему. Таков смысл стихотворения «Есть минуты»:

«И напев заглушённый и юный
В затаённой затронет тиши
Усыплённые жизнию струны
Напряженной, как арфа, души…»

Автор пишет, о важности поддержки, о её спасительной, живительной силе. Он пишет о моментально наступившем облегчении, но что будет потом? Как человек поведёт себя дальше, уже «осветлённый»? На кого эта поддержка повлияет ещё, через этого человека, которого поддержали? Многоточие… Главная мысль стихотворения «Есть минуты» — в важности опоры, но последнее многоточие дает понять читателю: все в его руках. Ища поддержки, нельзя забывать, что решающий шаг предстоит сделать нам, пусть и опираясь на что-то.

Стихотворение напевное, лёгкое, вдохновляющее. Его настроение, его «форму» можно сравнить со вздохом, с дыханием… Его не возможно читать на повышенных тонах, оно о сокровенном, о тихом, о вечном…

Средства выразительности

Тропы и другие средства выразительности в стихотворении «Есть минуты» показывают индивидуальность творчества Блока:

  1. Эпитеты: «роковая гроза», «ясно заглянет», «тёмная пропасть», «медленно встанет», «семицветная дуга», «заглушённый и юный напев», «затаённая тишь», «усыплённые струны»;
  2. Сравнения: «житейское канет, словно в тёмную пропасть…», «семицветной дугой тишина», «напряжённой, как арфа, души»;
  3. Метафора: «роковая жизни гроза», «юный напев», «усыплённые жизнию струны»;
  4. Аллегория: «семицветная дуга» — радуга;
  5. Олицетворение: «медленно встанет тишина», «усыплённые струны»;
  6. Анафора: 

«Кто-то на́ плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…»

«И мгновенно житейское канет,
Словно в тёмную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина…» 

(в данной строфе прослеживается повторение одинаковых первых звуков через строку, что подчёркивает одновременность происходящего и одинаковую важность событий);

  1. Антитеза: 

«…И мгновенно житейское канет

И над пропастью медленно встанет…»;

  1. В стихотворении не однократно встречается инверсия (например, «кто-то на́ плечи руки положит…», «и над пропастью медленно встанет семицветной дугой тишина», «и напев заглушённый и юный  затаённой затронет тиши»);

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector