Анализ стихотворения «Весенний дождь» (В. Я. Брюсов)

Валерий Яковлевич Брюсов – весьма неоднозначная фигура в русской литературе. Его творческое наследие велико и многообразно: более десяти поэтических сборников, романы, повести, рассказы. Также под авторством Брюсова числится достаточное количество критических статей. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из стихотворений автора, которое называется «Весенний дождь». Анализ по плану поможет Вам быстро войти в курс дела.

История создания

Всё творчество поэта можно условно разделить на четыре периода.

  1. Первый – конец 19 века, когда Валерий Яковлевич издаёт три сборника стихов «Русские символисты», в которых присутствуют произведения ещё нескольких молодых авторов, единомышленников Брюсова. В это время поэт очень активно занимается развитием нового течения в литературе — символизма.
  2. Второй период – период переосмысления, изменения мировоззрения автора. В это время он обращается к мотивам древности, его творчество противоречит устоявшимся принципам направления, к которому он принадлежал. Также заметна ориентация автора на лирику французских символистов.
  3. Третий период творчества Брюсова отличается усиленным вниманием к теме одиночества, утомлённости. Также поэт не отступает от тем прославления человека-труженика, революционера.
  4. Четвёртый период – период поиска оригинальных художественных форм, которые могли бы в полной мере передать реальность революционного времени.

Стихотворение «Весенний дождь» было написано Брюсовым 13 июня 1908 года. Оно входит в сборник стихов поэта «Все напевы» (цикл «В полях»), который относится ко второму периоду творчества Валерия Яковлевича.

Жанр, направление, размер

Произведение «Весенний дождь» относится к такому малому жанру как лирическое стихотворение. Пейзажной лирики Брюсов касался не очень часто и, в основном, эти произведения урбанистические. Автор один из первых стал воспевать красоты природы на «просторах» города. Данное стихотворение не совсем урбанистично, но в нём просматривается сопоставление величия природы и «слабости» цивилизации.

Брюсов – старший символист, но придерживается он строгих принципов данного течения только в первый период своего творчества. Далее это направление модифицируется и становится «брюсовским символизмом», с его не совсем завуалированными символами, более «классическое». Примечательно также то, что именно на втором этапе своего творчества, во время которого было создано данное стихотворение, Брюсов ставит поэзию французских символистов ориентиром, который определяет направленность его собственной поэзии.

Размер стихотворения «Весенний дождь» – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Валерий Яковлевич много экспериментировал со стихосложением. Он работал над тоническим стихом, разрабатывал многостопные размеры, часто употреблял неурегулированные стопы. В 1918 году вышел сборник стихов «Опыты…», в который входили самые разнообразные пробы и эксперименты автора.

Композиция

Стихотворение «Весенний дождь» содержит 5 строф. Композиция произведения кольцевая. «Весенний дождь» можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1 часть – 1-я строфа, в которой поэт очень живописно рисует картину преддождливого пейзажа. Эта картина «дышащая», ненагруженная. В воображении возникает сильный образ всемогущей, томной природы.
  2. 2 часть – это 2-я строфа, построенная на сравнении, и 3-я. Автор играет с воображением читателя, всё больше и больше интенсифицирует его.
  3. 3 часть – 4 строфа. Если быть точнее, то 3 часть – это две последние строки 3-го четверостишия и 4-я строфа. В нём поэт рассуждает о месте человека в огромном «царстве природы»: «Что ж нам, людям, остается… Что мы знаем? что мы значим? Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!».
  4. 4 часть – 5-я, последняя строфа. Она возвращает читателя к первоначальной картине. Трепет перед всесильной природой дополняет первоначальное чувство восхищения, испытываемое при прочтении первой строфы.

Образы и символы

Лирическим героем является сам Валерий Яковлевич. Он делится своими размышлениями с читателем, передаёт испытываемые им эмоции, восхищается природой.

Природа является центральным образом стихотворения. Автор описывает именно предгрозовой момент, когда всё кругом заливается не сияющим, но ярким и одновременно очень мягким солнечным светом, когда можно заметить дыхание природы. В это мгновение начинает идти дождь.

Дождь – это символ жизни, символ очищения. В контексте данного стихотворения он является олицетворением мягкой воспитательной руки. Он тихо, ласково указывает на авторитетность природы по отношению к человеку.

Ветер, который «гнет струи в изгибы, словно стебли камыша» — это дыхание природы, которое, посредством дождя, удалось увидеть лирическому герою.

Одним из символических значений солнца является власть. Оно, как часть всемогущей природы, проявляет заботу, оно «смотрит и смеется, гребни травок золотя…».

В середине стихотворения возникает эфемерный образ человека, маленького, незначительного и непостоянного, по сравнению с огромнейшей вековечной природой. Это противопоставление заставляет задуматься над ролью, значимостью человека в мире, умерить свой, бывает, необузданный, разрушительный пыл, успокоиться, вздохнуть и слиться с природой.

Темы, проблемы, настроение

Тему, затронутую поэтом в стихотворении «Весенний дождь», можно назвать «маленький человек». Но это совсем не про «маленького человека» литературного реализма, главной характеристикой которого является несильный характер, это про человека в целом, про каждого из множества, про человека, который является очень маленькой частью от целого, которому дозволено созерцать все остальные «части» великого.

Брюсов в стихотворении «Весенний дождь» затрагивает проблему отрешенности человека от природы, забитее человеком своих истоков, своей роли в мире.

Настроение стихотворения «Весенний дождь» величественно-томное, но в то же время трепетное, смиренное.

Прочитав стихотворение «Весенний дождь» единожды, не вникая в подробности, читатель ловит себя на впечатлении, что пробежал по строкам стихотворения Тютчева, который воспевал в своих произведениях Весну – юность природы. Но Брюсов подходит к природной тематике с другой стороны, со стороны символистов, что заставляет задумываться над прочитанным снова и снова, перечитывать и вникать, докапываться до сути. Также можно заметить, что брюсовская пейзажная лирика отличается неким классицизмом, который «приподнимает на поверхность» завуалированные образы, что облегчает восприятие его произведений.

Основная идея

В чем заключается смысл стихотворения «Весенний дождь»? Данное произведение – это рассуждение поэта о ничтожности человека, о его, бывает, горделивости и самовольстве, которые не имеют под собой никакой почвы, а также рассуждение о величии природы, о её достоинстве и безграничной заботе о всех и вся, в том числе и о забывшемся человеке.

«С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!»

Данная строфа является кульминационной в данном произведении. Она передаёт весь смысл стихотворения, всю его суть.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Весенний дождь» изложены в списке:

  1. На протяжении всего стихотворения прослеживается использованная автором аллитерация. Чередование шипящих звуков, напоминающих шелест дождя и звука «р», который подтверждает силу и решимость природы.
  2. Эпитеты: «дальние рощи», «весенний дождь».
  3. Сравнения: «ветер гнет струи в изгибы, словно стебли камыша», «в небе мечутся, как рыбы, птицы…», «в мире, зыбком как дитя».
  4. Метафора: «простор позлащенный», «пёстрые нивы», «шум робкий и смущенный», «лугом шелестим», «гребни травок золотя».
  5. Олицетворение: «солнце смотрит и смеётся».
  6. Градация: «Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!».
  7. Автор использует инверсию.
  8. Риторический вопрос: «Что мы знаем? что мы значим?».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *