Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» (А. Блок)

Александр Блок является выдающимся русским поэтом-лириком, который творил в эпоху крушений, революций и войн. Основными темами его творчества стали тема любви, которая со временем претерпевает некие изменения, тема Родины и народа, тема войны и революции. Вся лирика поэта очень разнообразна, но воспринимается как единое целое. Сам поэт все свои произведения разделил на три книги, которые отличаются основным мотивом, пронизывающим каждую из них. Второй том включает 8 циклов, одним из которых является «Разные стихотворения». Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», относящееся к данному циклу, Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану и предлагает его Вашему вниманию.

История создания

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано 5 августа 1905 года, когда Россию душила Первая революция, вот-вот могла начаться гражданская война. Поэт с болью отнёсся к расстрелу рабочих у Зимнего дворца, он искренне сочувствовал пострадавшим, скорбел по погибшим.

Это стихотворение также является откликом души автора на события Русско-японской войны, отражением его переживаний по поводу поражения нашего флота в Цусимском проливе, поражения наших, русский солдат…

Помимо этого, в данный период у Блока случился конфликт, разногласия с другом и единомышленником, писателем и поэтом Андреем Белым, что потом случалось периодически, но никогда не разрушало их крепкой дружбы.

Этот период также является переломным в творчестве поэта. Лирический герой, находящийся в гармонии со всем миром, влюблённый и мечтательный, переходит в состояние страдания и мучения, которое следует из окружающего, ныне царствующего разлада и хаоса в России.

Жанр, направление, размер

Произведение «Девушка пела в церковном хоре» написано в стансовой жанровой форме. Отличительной чертой данного жанра является обособленность, законченная мысль каждой отдельной строфы, которые воедино собирает идея. Настроение, обычно, у данных композиций задумчивое, грустное.

Александр Блок относится к младосимволистам, но занимает среди них особое место. Характерные черты данного направления у автора немного изменены, скорректированы, что и представляет его индивидуальный почерк. Александр Александрович создал собственную систему символов, которая отражает устремлённость автора к идеалу, к прекрасному.

С течением времени в творчестве автора начинают преобладать социальные движения, связанные с революцией, что просматривается и в данном стихотворении.

Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – четырёхударный дольник с односложными и двусложными межударными интервалами. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка – перекрёстная.

Композиция

Стихотворение «Девушка пела…» состоит из 4 строф, каждая из которых имеет законченную мысль, отдельные образы, что характерно для данного жанра. Каждому четверостишию можно присвоить слово, отражающее его смысловую нагрузку:

  1. 1-я строфа – молитва,
  2. 2-я строфа — песня,
  3. 3-я строфа – иллюзия,
  4. 4-я строфа – осознание.

Композиционно можно разделить произведение на две части, которые противопоставлены друг другу. Первая часть – это первые три строфы, которые несут в себе надежду, свет, а вторая часть – это четвёртая строфа, точнее две крайние строки, которые полностью противоположны настроению и мысли предыдущих строф.

Но, при более точной расшифровке стихотворения, можно заметить не два, а три фрагмента композиции.

  1. Первая часть – это льющаяся молитва, её содержание и её «внешние» характеристики.
  2. Вторая часть – это люди, стоящие в Храме, их вера в лучшее.
  3. Третья часть – это истина, противоположная их надеждам.

Образы и символы

 «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». (А. А. Блок)

Лирическим героем является человек, который пришёл в Храм, который со стороны наблюдает описанную картину. Он нейтральный, мы не можем представить, ощутить его характер, его особенные, выдающиеся черты не проявлены. Он будто окошко, через которое читатель может заглянуть в те события, которые описывает автор.

Безусловно, в стихотворении «Девушка пела…» имеются слова-символы, через которые автор пытается передать общую ориентацию стихотворения, его смысл и настроение.

  • Девушка (что характерно, в белом платье) – это символ надежды, чистоты. У Александра Александровича каждый употребляемый цвет несёт определённую характеристику. Белый цвет автор часто применяет как ауру, атмосферу. В воображении читателя сначала предстаёт просто девушка, затем, по ходу развития действия, автор обращает внимание на делать: «луч сиял на белом плече», далее, уже нет отдельной девушки, но есть «белое платье», которое пело в луче. Создаётся впечатление, что луч, который является символом духа, символом того, что молитва услышана, окутал всю девушку и «освятил» её в глазах лирического героя. Теперь она – это связующая ниточка между земным и божественным.
  • Корабли являются образом всех людей, которые ушли на войну, а также символом веры в то, что наступят лучшие времена.
  • Купол олицетворяет Самого Бога.
  • Также в лирике Блока особое место занимают звуки. У автора звук – это отдельная единица, а точнее материал, который он использует для объединения всего происходящего, что и определяет характер и настроение картины, её объем и полноту.
  • В данном стихотворении таким материалом является молитва, пение. Пела девушка, пел её голос, пело «белое платье» — просматривается некая градация происходящего, некая звуковая нега охватывает всех и вся. Но потом все присутствующие в храме, читатель будто просыпаются, слыша, как плачет ребёнок. Пение завораживает, дарит надежду слушающим, слышащим, но тихий плач ребёнка возвращает к реальности.
  • Ребёнок – это особенный символ. Ребёнок – это безгреховная душа, чистота. Он приближен к Божественному миру ( «только высоко, у Царских Врат,
    Причастный Тайнам»), ему открыта тайна «о том, что никто не придет назад», но он не в силах передать это знание людям, поэтому лишь плачет, что символизирует сожаление Самого Бога.

Для полного понимания текста важно обратиться к церковным ритуалам и традициям. Об этом читателю расскажет Анна Попова, автор лучшего комментария по теме статьи:

Для понимания смысла стихотворения нужно хорошо понимать церковное богослужение. «Девушка пела» — в церкви поют не просто песнопения, а молитвы. В частности, ектении — особые молитвенные прошения к Богу. Каждая ектения включает в себя ряд перечислений, о ком и о чём конкретно просят: «…о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных Господу помолимся…» — возглашает диакон, а хор ему отвечает пением: «Господи, помилуй!» На каждый отдельный возглас диакона хор отвечает повторением этой краткой молитвы.

«Причастный Таинам» — это совсем не о каких-то неведомых тайнах, открытых ребёнку как безгрешной душе. Эта фраза имеет вполне буквальное значение. В центре главного богослужения православной Церкви — Божественной Литургии — стоит Таинство Евхаристии, т.е. Причащение Святых Христовых Таин. Под видом хлеба и разбавленного водой вина причастникам преподносится Тело и Кровь Христовы. Это и называется Святые Христовы Таины. Во время литургии хлеб и вино тАинственным образом (т.е. неподвластным человеческому разумению) пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Вкушая их, мы причащаемся, т.е. становимся частью Тела Христова, принимаем в себя Христа.

Регулярное причащение Св. Таин — это важная часть жизни христианина и центральный смысл богослужения (просто помолиться можно и дома). Но к концу 19-го века сложилась ужасная ситуация крайне редкого (1-2 раза в год, под Рождество и Пасху) причащения прихожан, люди стали отпадать от живой церковной традиции, реже ходить в храм, а посещения стали всё более формализованными, сводясь к обрядоверию. Часто было, что на Божественной литургии не было причастников вовсе или причащались только младенцы, которым, в отличие от детей постарше и взрослым, нет необходимости соблюдать перед причастием пост.

В стихотворении как раз мы видим такую ситуацию — у Царских Врат (на амвоне, т.е. возвышении перед Царскими Вратами), стоит священник с Чашей, подающий Св. Таины, туда поднялась, по-видимому, мама с младенцем на руках, чтобы его причастить, и… больше никого. Был ли кто-то ещё в храме, или кроме этого единственного причастника только священник да девушка из хора? Служба идёт, Св. Дары выносятся — а причащать некого… Людей в храме нет или они не причащаются, игнорируя завет Бога… И это настоящая трагедия…

«Русь была крещена, но не просвещена». Крещение младенцев в раннем возрасте превратилось в суеверную традицию, за которой не следовало продолжения: покрестили — и забыли путь в храм. И возможно, этому младенцу тоже было суждено после крещения и первого своего причастия больше в храм не вернуться — то, что должно было стать началом новой жизни, часто становилось одновременно и её концом. И вот этот массовый отток от Церкви в конце концов и привёл к кровавым событиям — революции, гражданская война… Без Бога люди осатанели и пошли войной брат на брата…

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» относится к философской лирике Александра Блока.

Для этого этапа творчества поэта (1904 – 1907 гг.) характерно столкновение идеального мира с реальностью, земного и неземного. Эта тенденция просматривается в произведении «Девушка пела…»: молитва, воздушный, лёгкий образ девушки, Храма и печальная реальность.

Основная тема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – столкновение реальности и идеала. Основная проблема — это совсем неоправданные потери войны, революции, неоправданные ожидания. Стихотворение представлено в светлых красках. После прочтения первых строф переполняют приятные ощущения, чувство тихой радости, надежда. После последних строк этот вкус никуда не уходит, а лишь дополняется печалью и скорбью, такой же тихой, тонкой, как и радость в первых строфах.

Обобщая настроение данного произведения, можно передать такими словами, как «светлая печаль» или «тихая скорбь».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Девушка пела…» очень созвучна с темой. Автор хотел донести нам идею, что никакие завоевания, покорения не могут сравниться с человеческой жизнью. Да! Стремиться к лучшему – это естественно, это прекрасно, но не такой ценой.

Автор очень болезненно воспринял события революции, «Кровавое воскресенье», войну. Одним из произведений, отражающим, передающим эту авторскую боль, скорбь, стало стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.

Средства художественной выразительности

Всё стихотворение построено на антитезе: противопоставление светлой надежды и печальной реальности.

  1. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» большое количество эпитетов, что помогает отчётливо понять настроение стихотворения: «чужой край», «белое плечо», «белое платье», «тихая заводь», «усталые люди», «светлая жизнь», «голос сладок», «луч тонок».
  2. Метафоры: «усталые в чужом краю», «корабли, ушедшие в море», «пел голос», «белое платье пело».
  3. Автором, для создания особого эффекта размытости границ, используется метонимия: «О всех усталых в чужом краю», «О всех, забывших радость свою», «Так пел ее голос», «Как белое платье пело в луче».
  4. Автором использована анафора:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»,

«И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,»

«Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди»

«И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат».

  1. Блок применил синтаксический параллелизм:

«О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»

«И голос был сладок, и луч был тонок»

  1. Использована инверсия: «пел ее голос», «в тихой заводи все корабли», «плакал ребенок».
  2. Многосоюзие: «и голос был сладок, и луч был тонок, и только высоко, у Царских Врат…», «и луч сиял на белом плече, и каждый из мрака смотрел и слушал».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

комментария 4

  1. men_epto:

    Спасибо огромное!

  2. Анна Попова:

    Благодарю Вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *