Эпоха Романтизма: кратко, понятно и точно
Мировая культура никогда не стояла на месте. Она динамично изменялась, подстраиваясь под особенности эпохи. В конце 18 века в европейском обществе начались масштабные изменения, в след за ними деформировалась и культура. На смену Просвещению пришло абсолютно новое идейно-художественное течение, отрицающее культ разума. Эпоха романтизма — время становления абсолютно нового мировоззрения, которое утверждало единение человека и природы, естественное начало и первостепенность чувств.
Содержание:
Определение и значение термина
Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.
Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.
Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.
История возникновения
Как уже было сказано ранее, период Романтизма начался в конце 18 века по причине сильных потрясений в европейском обществе. Время становления новой философии пришлось на эпоху промышленных революций и переворотов. Истоки философии берут начало в Германии, где круг писателей и философов йенской школы впервые сформулировал основные положения Романтизма. Родоначальниками принято считать Ф.Шлегеля и Ф.Шеллинга, ведь именно в их трудах были систематизированы основные черты мировоззрения.
В ходе своего развития течение романтизма претерпевало неизбежные изменения. Если в германской философии направление отличалось стремлением к сказочным и мифологическим мотивам, то в Англии она была пересмотрена, основной интерес стали представлять социальные проблемы. Новое мировоззрение распространилось и на другие европейские страны: Франция, Италия, Польша, Россия и т.д.
Родоначальником русского романтизма принято считать В.А. Жуковского, в поэзии которого проявились романтическая драма и отрицание классических устоев. Кроме того, русский вариант мировой тенденции утверждал абсолютно иное понимание сути и назначения творчества и тесно переплетался с фольклорными мотивами национальной культуры.
Течения романтизма принято «извлекать» из национального колорита: немецкий, английский, французский и т.д. Каждая ветвь отличается чем-то своим, поэтому одно другому рознь. К примеру, ранний Пушкин – тоже романтик, но он же высмеивает многие каноны жанра: «Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и т.д. Но ни смешинки не найдется в репертуаре француза де Мюссе («Исповедь сына века»).
Основные черты и принципы
Главная особенность романтизма — это многоликость и разноплановость направления, то есть в зависимости от страны изменялось и его выражение, связанное с национальными чертами. Цель у романтиков была одна (разрушение культа разума, раскрепощение личности в искусстве, томление по идеалу), но способы достижения разные. У каждого был свой идеал и определённая политическая позиция по отношению к общественным проблемам. Несмотря на многоликость направления, общие признаки и характеристики остаются неизменными:
- В центре внимание человек и его внутренний мир;
- Образ благородного дикаря в исключительных обстоятельствах – маст хэв культурного сезона;
- Идея единения человека и природы – основная черта многих книг и картин;
- Поклонение идеальному порядку, тяга к мечтательности и оторванности от реальности;
- Демократизация: появляются герои из бедных слоев;
- Баланс на грани фантастики: мистика становится модной специей к творчеству и разбавляет даже серьезные произведения;
- Своеобразие символики: иносказание в тексте или на полотне – хороший тон, а прямота вульгарна;
- Активный интерес к национальным мотивам.
В эпоху романтизма античные мотивы начали постепенно заменяться новыми «фишками», хотя общие черты, безусловно, сохранялись.
Философия
Революции, бурное развитие капитализма и перевороты кардинально изменили мировоззрение людей. Толпа стала воспринимать жизнь как игру, где нет места никому, кроме победителей и побежденных. В этой позиции уже ощущался дух романтизма, главной идеей которого была именно борьба человека с обществом, бесконечная игра одиночки с окружением, которое его не принимает. В романтических произведениях очень часто изображались такие герои-бунтари, ведущие свою игру против рока и судьбы. Это обреченная на провал драка против всех, но в этом можно увидеть трагический героизм непримиримого духа, мечту и ее победу над реальностью.
Суть романтизма основывалась на признании ценностей духовно-творческой жизни каждого человека и естественных прав личности, вне зависимости от ее статуса и богатства. Это было частью демократического движения в Европе, которая теряла королей и приобретала новых героев: авантюристов без рода и племени, которые добились своего ценой противостояния.
Как проявил себя романтизм
Период романтизма оставил богатое наследство потомкам, в нем до сих пор разбираются искусствоведы, а коллекционеры редкостей еще не раз найдут новое, доселе неизвестное творение родом из этой эпохи.
Сейчас же самое время разобрать, что можем найти мы, простые смертные, чтобы попробовать на вкус очередной культурный пласт и закусить его постмодернистской вишенкой на торте.
В литературе
Романтизм нашёл очень яркое выражение в искусстве. Например, эпоха новой философии ознаменовалась расцветом гражданской литературы, где прослеживаются остросоциальные проблемы. Герой-романтик — это вечный борец за собственные идеалы и права. По обыкновению, он одиночка, не принятый и отвергнутый окружающим миром.
В европейской литературе можно найти множество произведений, написанных в духе романтизма. В числе знаменитых представителей новой философии литературы стоят такие знаменитые писатели, как Гофман (сборник «Ночные рассказы», сказки «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и романы «Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра»), Шатобриан (трактат “Гений христианства”), В. Гюго (роман “Собор Парижской Богоматери”), Дюма («Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго») и многие другие. Это ярчайшие примеры романтических книг.
В музыке
В эпоху романтизма музыка играла ведущую роль в искусстве. Музыкальный романтизм отличался наиболее полным и красочным отражением человеческой души, для которого использовались всевозможные средства выразительности.
Девятнадцатый век музыкального романтизма ассоциируется такими именами как Ф. Шуберт, Э. Гофман, Н. Паганини, К.М. Вебер, Дж. Россин. Представители этого периода погружали слушателей в необычный мир мифов и легенд. Как и в других направлениях искусства, главной идеей музыкального романтизма был конфликт человека и общества, одиночество и непонимание. Именно поэтому любимые герои композиторов-романтиков – творческие личности. Не обошли стороной и тему фантастики (Моцарт «Волшебная флейта», «Царица ночи») и синтеза искусств (Берлиоз «Гарольд в Италии», Ф.Лист «Прелюды», «Годы странствий» и др.). Таковы примеры музыкальных произведений романтизма.
В живописи
Для изобразительного искусства эпохи романтизма характерны сказочные и народные мотивы мечтаний. Эстетика этого направления состоит в правильных, красивых построениях и формах. В ней мест места жёстким линиям, геометрии и контрасту. Но при этом картины не лишены замысловатых конструкций и многочисленных мелких элементов. В фокусе внимания — личность и ее внутренний мир, со всеми переживаниями, чувствами и болью.
Для представителей важнее всего показать эмоции героя в исключительных обстоятельствах. Также они любили изображать природу: разгул стихии, яркие моменты, контраст времен года и дня. Эстетика этих пейзажей обладает характером и идеей. Каждая деталь означает не то, что кажется на первый взгляд. Представители романтизма стремились передать настроение через блики на воле и изгиб волны. Кажется, у них это получилось.
Романтизм в живописи — это полотна Делакруа (“Свобода, ведущая народ” 1830 г.), Тернера (“Последний рейс корабля «Отважный»” 1838), Гойи (“Рождение Богородицы” 1774), Брюллова (“Последний день Помпеи” 1830-е), Айвазовского ( “Девятый вал” 1850) и других. Картины романтизма в изобилии представлены в Третьяковской галерее и Эрмитаже.
За рубежом
Зарубежный романтизм подарил миру множество великих произведений. Так, например, главной фигурой в истории французской литературы стал В. Гюго и его роман “Собор Парижской Богоматери”. В этом произведении писатель отобразил общество и его историю.
Среди представителей романтизма Англии принято выделять Вальтера Скота, родоначальника исторического романа. Разнообразие образов и подчеркнутое внимание к национальным мотивам— отличительные черты его знаменитого романа «Айвенго». Невозможно обойти стороной и великого Д.Н.Г. Байрона, язык произведений которого невероятно живописен и музыкален.
Германия славится Гофманом, братьями Гримм и Гёте, которые могут похвастаться самой заковыристой и неуемной фантазией.
В России
Русский романтизм же по своей специфике достаточно самобытен, но всё же он развивался не параллельно с европейским, а появился позже. Главным представителем этого направления стал В.А. Жуковский. Он был отцом русского романтизма, который до конца дней был предан своим идеям.
Лирика Жуковского вырастала непосредственно в недрах сентиментализма. Это видно невооруженным взглядом, ведь в своих произведениях он развил чувствительность и раскрыл душу. Именно благодаря отцу русского романтизма национальная литература стала одухотворенной и более доступной для людей. Ему удалось раскрыть не только свой внутренний мир, но и душевные переживания человека вообще, что открыло новые горизонты в литературе для других писателей.
Более современный и модный писатель и поэт-романтик – М. Ю. Лермонтов. В его творчестве есть и идеальный герой своей эпохи (Г. Печорин), и бунтарь (Мцыри), и даже сам Дьявол («Демон»). В искусстве этого человека можно найти все свойства романтизма.
Автор: Алёна Бурдина