Как правильно написать эссе по обществознанию на ЕГЭ?
Эссе по обществознанию на первый взгляд кажется сложным для написания. Задание действительно требует достаточного количества знаний и умения лаконично излагать свои мысли. На выбор даётся пять тем из разделов: «Философия», «Экономика», «Социальные отношения», «Политология», «Право». Каждая тема сформулирована с помощью цитаты оратора, мыслителя или писателя. Чтобы правильно написать эссе по обществознанию на ЕГЭ, нужно помнить о следующих моментах.
План эссе
Рассмотрим план сочинения на ЕГЭ по обществонанию:
- Смысл выбранного высказывания и обоснование актуальности поднятой проблемы;
- Собственная точка зрения;
- Подкрепление аргументации терминами и теоретическим материалом;
- Не менее 2-х примеров из истории/социологии/литературы, которые подтверждают правильность рассуждений;
- Выводы.
Клише и шаблоны
Рассмотрим клише и шаблоны для эссе по обществознанию, которые помогут ученику максимально быстро сориентироваться на экзамене и вовремя сдать качественную работу:
- Данная проблема является актуальной в условиях…/проблема (…) не теряет своей актуальности в современном мире в связи с…/актуальность проблемы (…) в наши дни заключается в …
- Смысл приведённой цитата состоит в том, что…/данное высказывание подтверждает то, что…/автор абсолютно уверен в том, что…/прежде всего необходимо определить, что такое…
- Я согласен с автором, потому что…/не могу не согласиться с писателем, поскольку…/в целом я согласен с автором, но по поводу … придерживаюсь иной точки зрения…
- Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что…/таким образом, можно сделать вывод о том, что…
Важные критерии
Как правильно написать эссе на ЕГЭ по обществознанию? Прежде всего, обратите внимание на критерии оценки, а именно — за что Вам могут срезать баллы? Зная все подводные течения, Вы будете уверенно держаться выбранного курса.
- Если проблема будет изначально определена неверно, за все эссе — 0 баллов. Чтобы этого избежать, можно выписать на черновик ключевые слова цитаты, чтобы точнее и правильнее выделить проблему.
- Обязательно нужно использовать термины. При этом они должны лаконично вписываться в повествование, иметь логические связи. Не стоит вставлять термины только ради терминов. Должно быть все связано.
- Подкрепление рассуждений аргументами: нельзя использовать два примера из одной сферы (например, два из литературы). Должен быть один из литературы, к примеру, а второй-из истории.
- Обязателен вывод в конце теоретического абзаца!
Пример эссе по обществознанию ЕГЭ
«Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям»
В своем высказывании известный предприниматель Соитиро Хонда имеет в виду извечную готовность предпринимателя идти на риск. Он говорит о том, что бизнесменам следует ставить перед собой недостижимые цели и быть психологически готовыми к провалу. Ведь человек, поставивший перед собой трудно достижимую цель и желающий любыми средствами ее достичь, начинает действовать нестандартно, находит принципиально новые пути решения задач. При этом Хонда отмечает, что предприниматели не должны боятся провала, ведь это неизбежные риски, к которым должен быть готов любой человек, начинающий заниматься предпринимательством. В наше время многие люди открывают собственный бизнес и терпят убытки лишь потому, что не осмеливаются строить грандиозные планы и идти на опережение, всегда связанное с риском.
Предпринима́тельская де́ятельность (Предпринимательство) — в соответствии с гражданским законодательством РФ — инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В данном случае ключевой частью данного определения является: “осуществляемая на свой риск деятельность”. Это означает, что предприниматель должен быть готов к тому, что его проект провалится, а он понесет финансовые убытки. И чем более нереальной и трудно реализуемой кажется цель бизнесмена, тем больше вероятность неудачи. Однако, по мнению Хонды, это не повод от нее отказываться. Когда начинающий предприниматель планирует в короткие сроки начать получать прибыль (факторный доход от предпринимательских способностей) от своего дела на уровне ведущих компаний его страны, его цель кажется неосуществимой. Однако для ее достижения предприниматель начинает искать оптимальные пути развития своего дела и находит их методом проб и ошибок. Он внедряет интенсивные способы оптимизации производства, пытается придумать нечто принципиально новое в менеджменте и технологии процесса, что могло бы помочь в ускорении развития его компании. Даже в случае неудачи бизнесмен получает опыт, развивает свои предпринимательские способности. Все это поможет ему в открытии нового дела. Также вышеописанные действия предпринимателя, направленные на достижение его цели, способны оказать положительное влияние на общество в целом.
Итак, предприниматель должен ставить перед собой недостижимые цели, чтобы в процессе их реализации принимать нестандартные, инновационные решения, создавать принципиально новые товары или услуги. При этом бизнесмен должен быть морально готов к неудаче, к тому, что его проекты не получится реализовать с первой попытки.
Подтверждение тому, что предприниматель должен ставить перед собой неправдоподобные цели можно найти в биографии самого автора предложенного высказывания. Соитиро Хонда начал свою предпринимательскую деятельность вскоре после окончания второй мировой войны. В данный период экономика Японии находилась в серьезном упадке. Поэтому цель Соитиро — создать компанию мирового уровня — казалась трудно достижимой. Однако благодаря предпринимательским способностям Хонды и его трудолюбию, через несколько лет его компания Honda стала ведущим мировым производителем мотоциклов. Таким образом, он исполнил свою трудно достижимую цель и вошел в историю.
Предприниматель не должен бояться неудачи. Подтвердить данный тезис я могу примером из своего жизненного опыта. Мой дядя — владелец одного из крупнейших магазинов своего города. Однако построить свой успешный бизнес у него получилось только с третьей попытки. До этого его дело дважды закрывалось в силу различных обстоятельств. Однако с каждой неудачей дядя приобретал новый опыт. В результате, приняв во внимание все свои предыдущие недочеты, он смог построить прибыльный бизнес. Он не боялся поражений, поэтому и достиг успеха.
Итак, предприниматель должен ставить перед собой недостижимые цели, и при этом должен быть морально готов к неудаче, к тому, что его проекты не получится реализовать с первой попытки. Только тогда он будет мотивирован на успех и разработку принципиально новых подходов к ведению своего дела.
Автор: Дарья Яльцева