Анализ стихотворения «Первый снег» (В. Я. Брюсов)

Валерий Яковлевич Брюсов — необыкновенный поэт Серебряного века, поэт-математик. С его любовью к математике и предрасположенностью к ней он мог бы многого достичь в научной деятельности, но Брюсов выбрал поэзию! Валерий Яковлевич отличался редким самолюбием. Часто своим сборникам присваивал иностранные названия. Брюсова можно назвать исключительным, оригинальным поэтом. Каждый творческий человек удивителен, понимаем по-своему, но творчество Валерия Яковлевича «зашифровано» как-то по-другому, в его поэзии, с одной стороны, каждый сможет найти родственную душу, а с другой – она чужда всем и вся. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение поэта «Первый снег», разбор осуществлен по плану.

История создания

В 1895 году вышел первый сборник стихов автора, название которого было написано на французском языке и переводилось как «Шедевры». Стихотворение «Первый снег», созданное 21 января этого же года, входило в данный сборник, в цикл «будничных» стихов.

Этот сборник носил провокационный характер, он вызывал смешанные чувства у многих критиков и современников автора. Если название звучало просто самоуверенно, то содержание сборника, темы, которые затрагивал автор, были совсем эпатажными. 

Но в книгу входили стихи, написанные и на более «классические» темы. «Первый снег» — это отблеск впечатлений автора, которые он получил, вглядываясь в первый снег, который своей белизной, своей свежестью омывал серые улицы города, обволакивал замерзшие деревья. 

«Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству» — писал Брюсов о своём творчестве.

«Брюсов — «декадент», но он же и «классик»: он пушкинист, поклонник забытого Тютчева и отошедшего в тень Фета.» (З. Н. Гиппиус)

Жанр, направление, размер

«Первый снег» — это лирическое стихотворение, в котором автор выражает своё отношение, восхищение природой, такой красивой, идеальной.
Красота была единственным источником вдохновения автора, она была для Брюсова колыбелью всего превосходного, колыбелью творчества.

Валерий Яковлевич принадлежал к течению старших символистов, называя данное направление «поэзией намёков». «Искусство ради искусства» – принцип, которого придерживались и Брюсов, и его приверженцы. 

Валерий Яковлевич считал, что в литературе (и в любом другом искусстве) важна сама личность автора, его особенность и индивидуальность, поэтому символизм Брюсова нельзя сравнивать с символизмом других поэтов данного течения, он своеобразный.

В творчестве поэта присутствуют классические стихотворения, без «намёков». Таким является и «Первый снег», касающийся души своей «простой» красотой, без завуалированных образов.

Размер стихотворения «Первый снег» – четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение состоит из 4 строф. Композиция лирического произведения «Первый снег» кольцевая.

  1. Первая строфа посвящена восторгам и восхищениям красотами зимы, серебристым снегом, который преображает всё вокруг. Ознакомившись с данным четверостишием в воображении, мы видим светящийся, переливающийся образ мира, который посетило чудо, «мир из серебра».
  2. Во второй строфе автор пишет о том, что зима – это мечта, сон наяву. Волшебство засыпало всё вокруг, немного изменив привычное глазу. Снег, окутав всё без исключений, обратил внимание человека на эти «обычные» красоты, которые не получают достойного внимания, к которым все привыкли. 
  3. В третьем четверостишии поэт перечисляет эти «обычные вещи», которые ни кажутся теперь столь обычными. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым» — будто глаза открылись у лирического героя, у всех окружающих, будто включили дополнительный свет, не утаивающий ничего. 
  4. Последняя строфа — это возвращение к первоначальному образу, образу неги наяву. Поэт пишет о том, что воображение теряется в догадках, оно запуталось, ведь то, что было мечтой стало явью. Автор прибегает к повторению строки «мир из серебра», возвращая наше внимание к самой сути. 

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Первый снег» является один из жителей города. Города, который посетил снег. Имеет место быть предположение, что этот герой — сам автор, который со своим творческим воображением, тонкой душой, один из первых заметил происходящее вокруг волшебство.

Основной образ стихотворения «Первый снег» — это заснеженная Москва. Примечательно то, что очень многие поэты обращались к теме природы, но именно В. Я. Брюсов описал городской пейзаж, он один из первых в своём творчестве обратил внимание на природные явления в интерьере города. 

Данное стихотворение можно назвать смешанным: классика с символистскими чертами. На первый взгляд, Брюсов описывает природу, город, но с самой первой строфы начинает проявляться сплетение реальных событий с эфемерными. Грёзы, сны, волшебство, мечты, очарование –  ирреальные явления, которые автор упоминает в произведении, которые являются прямым доказательством принадлежности стихотворения к символизму.

Автор использует «серебро», характеризуя мир: «Целый мир из серебра!». Серебряный цвет — символ чистоты и спокойствия. Также серебро является символом красноречия, что может объяснить внезапное озарение, пробуждение лирического героя, его внимательность к окружающему: снег окутав всё вокруг, «рассказал» о красоте, волшебстве мира. 

Жемчуг имеет схожее символическое значение – чистота, белизна, тайное познание. Берёзки, которые ещё вчера были сумрачные, неприглядные, сегодня очистились, посвежели, они ярко светятся, мерцают.

Возможно, автор написал данное стихотворение без «намёков», а использовал данные характеристики, опираясь на сходство снега и используемых «символов». Но, в любом случае, употреблённые образные определения характеризуют зиму, снег достоверно, и то, и другое прочтение имеет право на существование.

Темы, проблемы, настроение

Можно выделить две основные темы, которые затрагивал Валерий Яковлевич в своих произведениях: исторические факты, события и город. Предметом авторского изображения данного произведения является город.

В. Я. Брюсова считают одним из первых поэтов-урбанистов. Поэт в своих произведениях подробно, достоверно описывает город, цивилизацию, затрагивает проблемы зависимости человека от созданных им же удобств, проблемы отстранённости, постепенной отдалённости от природы и всего естественного. Также, описывая городские пейзажи, автор рассуждает о человеческом уме, рассуждает о «материальности» современного человека, а также поэт пишет о «светлых» стремлениях такого человека, о его ориентации на духовное и возвышенное.

Настроение стихотворения «Первый снег» приятно-прохладное, волшебное. 

Каждый год человек ждёт первый снег с необыкновенным трепетом, с какой-то надеждой, радуется ему. Снег, зима ассоциируются с чудом. Потрясающе точно подобранные автором слова практически полностью описывают тот неописуемый восторг, который испытывает человек при виде побелевшего, опушившегося города.

Основная идея

Смысл стихотворения «Первый снег» — это главная мысль о том, что мир полон волшебства, он сказочный, он пышет красотой, он необыкновенный! Чудо ждёт, когда каждый из нас обратит на него внимание! 

Эта идея, в основе которой лежит поднятая поэтом проблема, существенна, актуальна во все времена. Как никогда, эту переданную автором мысль важно усвоить нам, сейчас, в наше суетное время, когда всё вокруг пролетает мимо.

Также нужно мечтать, верить в чудеса! Именно мечты помогают нам замечать чудесности окружающего мира, укрывают наши души, обнимают их, как снег прикрывает съёжившиеся от ветра голые деревья, охраняя их.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении  «Первый снег» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в первой строфе повторяются звенящие звуки, которые создают впечатление хрустальности описываемого; также во всем стихотворении можно проследить частое повторение шипящих звуков, которые «окутывают» тишиной и загадочностью читателя.
  2. Эпитеты: «чёрно-голые берёзки», «белый дым».
  3. Метафора: «мир из серебра», «в жемчугах горят берёзки», «предметы старой прозы волшебством озарены», «жизни с грёзою игра».
  4. Гипербола: «Целый мир из серебра!»
  5. Анафора: 

«Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!»

«Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!»

  1. Антитеза: «В жемчугах горят березки, черно-голые вчера».
  2. На протяжении всего произведения автор использует инверсию.
  3. Синтаксический параллелизм: «Это — область чьей-то грезы, это — призраки и сны», «этот мир очарований, этот мир из серебра».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector