Как писать сочинение на ЕГЭ по литературе 2023: структура, план, примеры

ЕГЭ по литературе принято считать одним из самых сложных и загадочных экзаменов. Десятки произведений, сотня стихотворений, термины – как всё это структурировать в голове? А что ещё более важно: как писать сочинения? Для сдающих не секрет, что за 235 минут им предстоит написать целых 5 сочинений (вот разборы заданий 5, 6, 10, 11). И если с маленькими всё более-менее понятно (там и критерии более ясные), то что же делать с большим 12? Ведь не зря его относят ко 2 части экзамена — самой сложной. Многомудрый Литрекон поможет разобраться. Приятного просвещения!

Что собой представляет сочинение 12?

Это задание может принести вам целых 18 баллов! Это больше четверти первичных баллов за экзамен (а курс обмена на тестовые почти 1:2). Очевидно, что к нему стоит отнестись со всей серьезностью.

Выглядит оно следующим образом:

«Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1–12.5) и укажите ее. Напишите сочинение объемом не меньше 250 слов (при объеме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво»

Как Вы уже поняли из задания, на ЕГЭ будет предложено 5 тем на выбор. Но что это за темы и как они выглядят? Они сформированы по этапам историко- литературного процесса:

  1. По древнерусской литературе и литературе XVIII века (от Державина) и первой половины ХIХ-го (до Гоголя)
  2. По литературе второй половины ХIХ века
  3. По литературе конца ХIХ – начала ХХI в.
  4. Оставшиеся темы могут быть из уже перечисленных периодов или какие-то обзорные, где можно использовать и русскую, и зарубежную литературу.
  5. Пятая тема, как правило, связана с альтернативным видом искусства и находится на стыке двух направлений в творчестве. Вот, например, примеры из демоверсии этого года.

Приведём примеры тем, которые могут встретиться на экзамене:

    1. 5.1.Как в сценах объяснения с Евгением раскрывается внутренний мир Татьяны Лариной? (По роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    2. 5.2.Почему Наташа Ростова – любимая героиня автора? (По роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    3. 5.3.Мир природы в лирике Есенина (не менее 3 стихотворений)

    4. 5.4.Тема детства в творчестве писателей XX-XXI веков

    5. 5.5.На что бы вы обратили внимание, разрабатывая киноадаптацию пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»?

Какой вывод мы можем сделать о темах?

Формулировки сочинения могут быть разными: как требующие знания и анализа конкретных сцен произведения (пример 1), так и требующие понимания самой идеи произведения и анализа ее героев (пример 2). Кроме того, вопрос может быть не по конкретному произведению, а по всему творчеству писателя (пример 3), или творческий адаптации книги (5 пример). Также задания могут быть сформулированы разными способами: в виде вопроса или в виде тезиса (утверждения) (4 пример). С заданиями, сформулированными в виде тезиса, возникает множество сложностей, потому что Вы должны сами «найти» вопрос, на который надо ответить, из-за стресса выпускники часто теряются и не могут на должном уровне раскрыть тему.

Критерии оценки 12 сочинения

Критерий 1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие

Итак, согласно первому критерию, мы должны раскрыть тему сочинения, выдвинуть необходимые тезисы (это как раз и значит раскрыть тему) и сделать это качественно, осветить вопрос с разных сторон. Опорой для Вашего ответа должна быть авторская позиция.

Авторская позиция – отношение автора к происходящему в произведении. Если Вы искажаете её, то максимальное количество баллов по первому критерию – 1. А всего он может дать 3 балла: 2 – в случае многостороннего, но поверхностного анализа, 1 – искажение АП, либо неглубокого и поверхностного анализа, и 0 — если тема не раскрыта. Перед выбором темы нужно оценить силы в знании произведения, в том, что все аргументы, которые Вы подбираете, действительно соответствуют поставленной задаче.

Взгляните на тему: Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?». Вы проходили это произведение в 10 классе, поэтому есть все шансы приблизительно ответить на вопрос. Каким будет Ваш ответ? Если Вы будете доказывать, что по Толстому движущей силой жизни является чувство любви, то получите 0 баллов за К1. Тему Вы не раскроете, ведь здесь нужно говорить о том, как писатель воспринимает историю, по каким законам складываются важнейшие исторические события, какова роль народа в истории и так далее. Именно поэтому в начале мы уделили время тому, чтобы понять, как выбирать тему – от знания произведения зависит успех сочинения.

Обращаем Ваше внимание, что это самый главный критерий, ведь если ученик получает по нему 0 баллов – работа дальше не проверяется.

Критерий 2. Привлечение текста произведения для аргументации

По второму критерию Вы должны привлечь текст художественного произведения, используя цитаты и описания элементов сюжета. Но какие цитаты, детали, описания эпизодов в произведении мы будем использовать? Любые, какие мы помним, лишь бы показать эксперту, что мы знаем произведение или определенные? Определенные, подтверждающие нашу мысль. И принесёт ли наличие цитат или пересказа сюжета в сочинении заветные 3 балла? Нет, необходим еще анализ.

Важно: любой наш тезис всегда, без исключений, подтверждается аргументом, а аргумент состоит из цитаты/пересказа и анализа этой цитаты/пересказа. Что такое анализ? По-другому, это интерпретация, Ваше видение элемента сюжета, как Вы его понимаете, а еще что важно – ПОЧЕМУ этот элемент подтверждает Вашу мысль. Избегайте прямого пересказа: пересказ обязательно должен быть дополнен Вашими комментариями и направлен на раскрытие темы.

Также помните о том, что все отсылки к тексту должны быть точными. Если Вы назвали Базарова не Евгением, а Николаем, Вам простят эту ошибку? Нет! Такой вид ошибок называется «фактические». Если Вы не уверены в правильности цитаты, не вводите ее, просто перескажите суть. Правильно подобранная, разносторонняя аргументация подарит Вам 3 балла, но если Вы допустите 1-2 фактических ошибки, то будет на балл ниже, помните об этом.

Если Вы выбрали тему, связанную с анализом лирики, помните о том, что Вам необходимо обратиться к тексту трех разных стихотворений, написанных этим поэтом на заданную тему. Разберем на примере: «Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?». Какие стихотворения нужно привести, чтобы раскрыть тему? «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…» — три стихотворения, три абзаца. Представьте ситуацию: Вы вспомнили цитаты из первых двух стихотворений, а «Свободы сеятель пустынный…» забыли, но хорошо знаете «Зимнее утро», поэтому решаете привести его в качестве аргумента. Вам засчитают такой ход? Нет, все стихотворения должны быть связаны с темой, заявленной в КИМе! Если Вы привлекаете текст только двух подходящих стихотворений, то получаете 2 балла из 3, поэтому крайне важно учить лирику наизусть!

Критерий 3. Опора на теоретико-литературные понятия

Именно здесь нас поджидают изменения ЕГЭ по литературе! По этому критерию мы должны использовать термины для анализа произведения, и раньше не было обозначено, сколько нужно терминов. В итоге выпускники писали сочинения буквально наугад, а эксперты ориентировались только на свое чутье — использован ли термин для анализа, есть ли он в сочинении вообще или это просто слова типа “роман” или “герой”, расставленные по всему тексту. Теперь же в критериях четко указано, сколько терминов нужно использовать — два и более.

Обращаем Ваше внимание на слова: «использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения». Давайте подумаем, как же можно раскрыть тему через термины. Например, если в сочинении, в котором анализируется образ Воланда из «Мастера и Маргариты», упоминаем термин «роман»?

Первый пример употребления: «В романе «Мастер и Маргарита» значительную роль играет образ Воланда, представителя темных сил» — считается? Нет. А если мы напишем: «Так как «Мастер и Маргарита» — это роман, то согласно жанру, в нем переплетается большое количество сюжетных линий, в каждой из которых мы встречаемся с образом Воланда, что делает его особенным в системе персонажей». Заметили разницу?

Каждый раз, когда Вы пишете сочинение по какой-либо теме, выбирайте 2 ключевых термина, которые Вы в тот или иной момент употребите, раскроете и покажете их важность. Какие это могут быть термины? Связанные с особенностями самого произведения: особенности композиции (зеркальная, рассказ в рассказе), особенности героев (например, герой-резонер), особенности повествования (автор-повествователь) или чертами произведения (например, психологизм, историзм).

Не употребляйте термины, значение которых Вы плохо помните, есть риск допустить ошибку, а за это Вам снимут баллы.

Критерий 4. Композиционная цельность и логичность

Итак, композиция, что Вы должны обеспечить здесь?

  1. Во-первых, замысел. Его Вы обеспечите, если будете следовать плану сочинения. Содержание работы должно иметь хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны быть – вступление («вход» в тему), основная часть (главные мысли и доказательства), заключение (итоги, выводы, «выход» из темы). Например, во вступлении обозначаете тезис, потом доказываете его (например, один абзац – один аргумент с соответствующими цитатами, второй – другой аргумент и т.д.) и заключение. То есть через всю работу проходит одна цель, одно желание – ответить на вопрос.
  2. Второе: пропорциональность. Что здесь может быть не так? Например, слишком затянутое вступление – больше, чем все остальные абзацы. Или то же самое с заключением. Это ведь нелогично: второстепенные элементы сочинения (все-таки абзацы с аргументацией важнее) больше, чем самые главные. Следите за соотношением объемов вступления, заключения, основной части. Самой большой по размеру должна быть основная часть (каждый аргумент – отдельный абзац, их должно быть не меньше трех), вступление ½ от основной части, заключение – самое небольшое по объему.
  3. Третье: связь между частями. Самая простая вещь: использовать слова-связки и вводные слова. Переходы от одного абзаца к другому должны быть плавными.

Что касается логичности: в работе не должно быть противоречий. Например, во вступлении говорите одно, а в заключении – другое. Но представьте ситуацию: свой ответ по лирике Лермонтова Вы решили аргументировать текстами поэм и написали: «Свой ответ могу проиллюстрировать на поэмах Лермонтова». Но потом передумали или вспомнили подходящее стихотворение и написали: «В стихотворении…». Это ошибка по невнимательности, большей частью, но для эксперта – логическая. Или если Вы рассуждаете на тему любви в русской литературе и пишете тезис: любовь показана с разных сторон: она бывает трагичной, приносящей боль и счастливой. Но аргументы подбираете только с трагичными любовными историями, а про взаимную любовь ни слова – это тоже будет логической ошибкой.

Критерий 5. Соблюдение речевых норм

Этот критерий отвечает за речевые ошибки. И, честно говоря, именно из-за него чаще всего ученики теряют баллы. Чтобы не попасться на нём, давайте разберём виды речевых ошибок:

  1. Тавтология. Это одна из самых распространенных ошибок: избыточное употребление/повторение одинаковых/однокоренных слов в одном/соседних предложениях. Как избежать этой ошибки? Внимательно перечитывать свою работу и заменять повторяющиеся слова на синонимы или местоимения. Помните, что повтор форм слова – тоже ошибка! Нельзя написать «любовный», а в следующем предложении – «любовь». Повтор однокоренных слов также считается ошибкой, например, война-войны-воинственный-военный – это все повторы. Нужно сделать так, чтобы не было двух одинаковых/однокоренных слов в двух предложениях подряд (и тем более в одном).
  2. Образность. К образности относим ошибки, связанные с использованием в сочинениях средств художественной выразительности (метафор, эпитетов, инверсий и так далее). Сочинение должно быть написано близко к публицистическому стилю, это должен быть анализ текста, поэтому различные тропы в нем излишни. Образность — это метафоричность, то есть, это художественные средства выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и так далее), выражения в переносном значении (например, выражение «быть на пороге смерти» — Вы же не можете в буквальном смысле быть на пороге смерти, у смерти нет порогов, это метафора), сюда же относятся фразеологизмы (например, на седьмом небе от счастья — в буквальном смысле же нет 7ми небес, и взлететь Вы не можете). То есть, образностью считаются любые выражения, имеющие переносное значение. Поэтому, чтобы проверить, образная конструкция или нет, представь ее в реальной жизни, вот именно в прямом смысле. Например, золотая листва — это эпитет, образность, листва ведь не из золота на самом деле. И так всегда себя проверяйте — все представляйте в реальной жизни, в прямом значении.
  3. Лексическая сочетаемость. Лексическая сочетаемость — это правила употребления одних слов с другими. Чаще всего ученики допускают ошибку со словами: тема, проблема/вопрос, конфликт.

Запомните, что:

Тема — раскрывается, звучит, затрагивается;

Проблема, вопрос — поднимается, ставится;

Конфликт — показан, описывается, изображен.

  1. Нарушение стиля речи. Нарушение стиля речи — ошибка, связанная с использованием слов, которые закреплены за определенным функциональным стилем русского языка. Их всего четыре: научный, официально-деловой, публицистический и разговорный. На ЕГЭ ученики должны стремиться к публицистическому стилю и использовать нейтральную лексику.

Так, в сочинениях не должно быть:

  1. научных терминов (например: “депрессия”, “фрустрация” и так далее);
  2. книжной лексики (например, слово “царит” относится к книжной лексике, его часто используют ученики в словосочетании “царит атмосфера”, это ошибка, потому что выражение становится образным + нарушается стиль);
  3. разговорной лексики, просторечий, диалектизмов, жаргона, сленга (например: парень, дочурка, подсуетиться);
  4. канцеляризмов (самая частая ошибка — слово “данный”, рекомендуем заменять его нейтральными синонимами (приведённый, этот). Другие примеры: “указанный”, “будучи”, “не секрет, что”, “не удивительно, что” и так далее). Не все эксперты сильно придираются к этому слову, однако лучше писать «приведённый», «этот», чем строгий эксперт на экзамене снизит Вам за это балл.
  5. неологизмов. ВАЖНО: фразеологизмы в сочинениях также не советуем использовать, они образные + большинство фразеологизмов относится к разговорному или книжному стилю речи — тоже нарушение лексической сочетаемости. Вы можете допустить только 1 речевую ошибку без снижения балла, максимум – 5, иначе Вы теряете 3 первичных балла, что равно 6 вторичным!

Критерии 6-8. Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм

В этом году в критериях сочинения по литературе впервые появились орфография, пунктуация и грамматика, до этого ученик мог писать неграмотно, но по теме, и все равно получить высокие баллы. Вы можете получить всего по 1 баллу за каждый из критериев, при этом можно допустить всего не более трех ошибок. Таким образом, получить максимум баллов за это сочинение сможет только максимально грамотный выпускник, поэтому советуем Вам уделить еще больше внимания подготовке к ЕГЭ по русскому языку!

План сочинения

План сочинения (задания 12) на ЕГЭ по литературе — очень размытое понятие, потому что он сильно зависит от темы, и Вам каждый раз нужно будет придумывать что-то новое. Но кратко о каждом пункте мы Вам сейчас расскажем.

Вступление

Скажем сразу, что оно будет влиять на такой критерий, как «композиционная цельность и логичность изложения». Писать долгие, пространные, витиеватые вступления не стоит. 2-4 предложений будет вполне достаточно. Главное, что Вы должны здесь сделать – выдвинуть тезис, т.е. главную мысль, которую будете доказывать. Стоит оговорить, что есть два возможных места в сочинении для выражения тезиса: вступление и заключение. Кому-то удобно начинать с тезиса, кому-то удобно тезисом подводить итог. И тот, и тот вариант приемлем и будет оценен экспертами.

Пример: «В чём С. Есенин видел предназначение своего творчества?»

Вступление: «Предназначение своего творчества С. А. Есенин видел в том, чтобы воспевать просторы родного края, говорить о его жителях и с гордостью носить звание деревенского поэта. Так, тема патриотизма стала одной из главных в его лирике. Рассмотрим, как она раскрывается на следующих примерах:»

Основная часть

Как Вы понимаете, именно в основной части мы и будем с конкретными отсылками на текст (аргументами) доказывать тезис, выдвинутый во вступлении. Эта часть – сердце Вашей работы, здесь Вы показываете уровень владения терминами, знание текста, умение анализировать художественное произведение, не просто пересказывать его, а комментировать, объяснять!

Заключение

Здесь мы подводим краткий итог всем рассуждениям и в лаконичной форме отвечаем на изначально поставленный вопрос. Заключение должно быть коротким, но емким и органически связанным с предыдущим текстом. Помните, что задача заключения – обобщить Ваши мысли и заострить внимание на самом важном, а также подвести итог рассуждениям, не повторяя слово в слово то, о чем Вы говорили во вступлении.

Пример: «Таким образом, творчество С.А. Есенина связано с изображением Родины в его лирике. Во всех стихотворениях он предстаёт поэтом, который гордится краем, в котором родился».

Помните, что в любом сочинении должно быть не меньше трех абзацев!

Каков же объем нашего сочинения? Нам рекомендован объем 250 слов, но нижняя граница составляет 200 слов. Если Вы пишете меньше 200 слов, работа автоматические оценивается 0 баллов.

И напоследок давайте посмотрим на хороший пример 12 сочинения!

Пример

Почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством» города Калинова? (По драме А. Н. Островского «Гроза»)

В пьесе А.Н. Островского “Гроза” описан конфликт между изжившими себя нравами и стремлением к свободе и равноправию. Одним из персонажей, желающих перемен, является Кулигин.

В произведении он описан как образованный мужчина лет пятидесяти, знакомый с трудами Ломоносова и Державина. Кулигин — единственный персонаж, воспринимающий грозу как природное явление, а не наказание за грехи. Он понимает, что жители города эгоистичны, ищут себе выгоды, думают только о собственном благополучии. Кулигин — добрый и честный человек, готовый трудиться на благо общества. “Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки…”- персонаж хотел установить в городе солнечные часы и громоотвод для удобства и пользы. Мещанин олицетворяет собой образованную, но бездействующую часть русского общества.

Кулигин не вступает в открытый конфликт с купцами потому, что зависит от них. На все свои инициативы он вынужден просить денег у богачей. Поэтому Кулигин смирился со своим подчиненным положением. В отличии от Катерины, которая смогла пойти против устоев общества несмотря на то, что после этого ей не дали бы спокойно жить. Она не готова следовать законам Калинова и хочет свободы: ”Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”. Героиня проявляет свой волевой характер. Этим она и отличается от старого мещанина. У него уже нет энергии и запальчивости молодости.

В диалоге с Борисом Кулигин описывает невежество жителей. Герой хотел бы изложить это в стихах, но боится реакции общества на своё мнение. Также для создания механизмов, которые он собирался построить в городе, нужны были деньги, которые Кулигин просил у Дикого. Изобретатель не мог соорудить их без посторонней помощи. В одной из реплик купец утверждает, что “всё суета”, и отказывает мещанину в поддержке.

Можно сделать вывод, что Кулигин не борется с “тёмным царством”, потому что боится его и не способен отказаться от своей зависимости.

Автор: Евгения Горбатовская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *