Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин)
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре. Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!
Содержание:
История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора. Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха. Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.
Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.
Жанр, направление, размер
Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.
«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта, желающего одарить свободой души людей.
Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.
Образы и символы
Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды. Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ — покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя. Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.
- Образ лирического героя. Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
- Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
- Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.
Темы и проблемы
- Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
- Бунт. Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
- Одиночество. Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
- Поэт и поэзия. Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию. Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
- Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство. Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе. Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.
Основная идея
Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.
Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…
Средства художественной выразительности
Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.
Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.
Автор: Дарья Маковеева