Сочинение 11.2 Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне
(425 слов) Тема солдатского подвига всесторонне раскрывается в советской прозе о Великой Отечественной войне. Мужество и самоотверженность нашего народа в борьбе с оккупантами дали богатый исторический материал для художественного преломления и исследования. Образы бойцов и сегодня заставляют нас задуматься о гражданском долге по отношению к Родине.
К примеру, тема подвига затрагивается в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека«. Андрей Соколов сбегает из трудового лагеря, но даже в этот напряженный момент думает о судьбе Отечества. Он берет в плен важного немецкого инженера, показания которого помогут советской армии лучше организовать наступление. Этот поступок герой описывает буднично, без лишнего бахвальства, как будто рассказывает о рутинном деле:
Скоренько напялил на себя мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет.
Важно подметить, что сам Соколов вовсе не считает свои действия подвигом, он делает то, что должно, и не хвастается своей удалью. Величие души героя проявляется в его скромности и готовности служить Родине не ради наград, а единственно для ее спасения. Советский боец — не азартный игрок и не завоеватель, ему не нравится война, но он идет на все ради свободы и мирного неба над головой.
Та же идея «обыденного героизма» прослеживается в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие«. Зенитчицы вовсе не хотят блеснуть на поле боя, как героини современных боевиков. Их направили в «тихое» место, где не происходило стычек, ведь и командование не хотело лишний раз подвергать молодых женщин опасности. Они совершили подвиг в силу обстоятельств, не ради медалей или хвастовства. Самопожертвование стало их сознательным выбором, когда оставалось всего два варианта развития событий: либо пропустить диверсантов к железной дороге, признав поражение, либо погибнуть, но защитить стратегически важный объект. Для женщин, как и для мужчин на этой страшной войне, альтернативы «сдаться» не было, ведь оккупант пришел на их родную землю, отступать некуда. Автор описывает героические попытки сопротивления буднично, чтобы подчеркнуть обыденность и неотвратимость подвига на фронте. Героини исполняют свой долг, но его не окружает романтический ореол. Каждая ошибка стоит жизни, каждая пуля смертельна. Враг не играет в благородство, зенитчицы прекрасно это понимают, но все равно идут до конца. В этом и заключается сила их литературных образов. Перед нами не «супер-воительницы», а обычные женщины, которые несут свое непосильное бремя с честью.
Таким образом, тема подвига в прозе о Великой Отечественной войне раскрывается максимально реалестично, без лишнего пафоса. Каждый герой — это простой человек без особых боевых навыков и умений, тот, кто вообще не собирался воевать, но был вынужден взять в руки оружие ради высокой цели — спасения Родины. Он не считает свое самоотречение подвигом, когда на кону судьба Отечества. В этом и заключается нравственная победа советского воина над войной как таковой.