Примеры сочинений ЕГЭ по литературе 2023 года (из демоверсии)

Многомудрый Литрекон считает, что готовиться к экзаменам лучше шаг за шагом — постепенно. Пусть за день сделано немного, но в масштабе шести месяцев упорного труда этот вклад станет значительным и определит Ваше поступление в вуз. Вся информация про литературный ЕГЭ этого года уже доступна, она вот здесь. Осталось добавить примеры сочинений 12 на ЕГЭ по литературе из демоверсии ФИПИ.

Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?

(289 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» особую роль играют портретные характеристики. Они позволяют читателю составить свое мнение о героях, представив их внешность, и проникнуться их проблемами. Ведь когда мы визуализируем того, о ком идет речь, то сильнее сопереживаем персонажу.

Например, в описании Печорина автор сразу расставляет необходимые для понимания акценты.

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…» — пишет он о внешности героя.

Читателю становится ясно, почему персонаж так нравился женщинам. М.Ю. Лермонтов подкрепляет этот вывод фразой:

«Он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…».

Эти слова звучат очень иронично. Писатель отказывает высшему обществу в избирательности, подразумевая, что оно всегда ценит один и то же шаблон привлекательности, но не разбирается в истинной красоте. Благодаря этому описанию можно лучше понять не только героя, но и его окружение. А это открытие проливает свет на трагедию души персонажа, непонятного никем и загнанного в типичные рамки — старинные фильтры социальной сети.

Есть и такие портретные характеристики, которые указывают на особенности внутреннего мира героя. Например, о глазах Григория известно следующее: «Они не смеялись, когда он смеялся». Это наблюдение говорит о том, что его характер отличается скрытностью и фальшью. Такой человек не показывает своих истинных чувств. Интересно, что даже в портрете Печорина можно найти парадоксы: черные усы и брови контрастируют с белокурыми волосами. И в душе героя есть такое несоответствие пороков и добродетелей, темных и светлых черт.

Таким образом, портретные характеристики в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не только раскрывают характеры персонажей, но и подчёркивают специфику их окружения, нравов и обычаев эпохи. Благодаря детальной проработке образов мы можем представить себе настоящих людей и проникнуться сочувствием к ним. Это позволяет лучше понять замысел автора и драму героя.

Герои-антагонисты в пьесе А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин

(425 слов) В пьесе А.Н. Островского «Гроза» есть герои-антагонисты, которые заслуживают особого внимания читателя. Жестокому и своенравному купцу Дикому противопоставлен гуманный механик-самоучка Кулигин. Один воплощает все те черты, которые осуждает автор, а другой транслирует точку зрения писателя. Оба характера важны для понимания пьесы. Их сравнение очень интересно.

Прежде всего, бросается в глаза отношение персонажей к религиозным предрассудкам и передовым идеям. Конфликт мировоззрений проявляется в споре о надобности громоотвода. Кулигин заявляет, что это изобретение спасет дома от пожаров. Но Дикой отмахивается от новшеств, даже если они полезны.

«Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться» — таковы его взгляды на природу возникновения молний.

Очевидно, что невежество Дикого очень глубоко. Но на его стороне деньги, власть и общественное мнение. Кулигин хорошо образован, однако у него нет высокого положения и большого капитала, поэтому он не может спорить с богатым самодуром. «А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю» — резюмирует он. Умному человеку понятно, что в Калинове все решают деньги, а не разум или справедливость. Тем не менее, автор мстит грубому купцу, выставляя его на посмешище в разговоре с интеллигентным ученым. Кулигин иронично называет Дикого «ваше степенство», подчеркивая тем самым его неуравновешенность. А Дикой не понимает шутки, зато готов вызвать городового за невинную цитату из творческого наследия Г. Державина (придворного поэта!). В этом явлении автор уравнивает позиции: пусть на стороне самодура авторитет и материальное благополучие, но ему никогда не купить ума и таланта, которые все равно оставят его «в дураках».

Не менее контрастные различия наблюдаются в отношении героев к обществу и окружению. Дикой ведет себя нагло, грубит каждому, кто ниже его по статусу. Он обирает рабочих: «Ни одного расчета без брани не обходится». Даже семью он тиранит и укоряет во всех грехах без малейшего повода. Совсем не такой Кулигин. Он любит разговаривать с людьми уважительно, мечтает помогать родному городу:

«Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки…».

Поэтому о нем говорят: «Мечтает себе и счастлив». А можно ли сказать так о Диком? Все его реплики указывают на недовольство жизнью. Из-за деспотичного нрава и эгоизма герой никогда не станет счастливым. Благодаря этому контрасту автор высказал свое мнение об этом важнейшем вопросе: если человек отгораживается от других, предпочитая свои интересы общим, то в его мире не будет ничего радостного и положительного.

Таким образом, автор сталкивает лбами два мировоззрения: прогрессивное и консервативное. Нетрудно догадаться, какое проигрывает. Благодаря контрасту героев-антиподов мы понимаем, что просвещение, гуманизм, эмпатия, рационализм — вот те основы, на которых должно строиться общество.

Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С.А. Есенина

(403 слова) Все читатели, знакомые с творчеством С.А. Есенина, знают, что тема человека и природы пронизывает все его поэтическое наследие. Автор подчеркивал значимость пейзажа в нашей жизни и его духовную связь с миром внутренним. Об этом говорят многие его стихотворения.

Например, в произведении «Какая ночь! Я не могу…» автор уподобляет свое душевное состояние липе, погрязшей в снегу. Выбор дерева нельзя назвать случайным. Автор любил просторечные выражения и наверняка подразумевал жаргонное значение слова «липа», когда писал: «Что липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая». Мотив фальши усиливается благодаря такому двойному иносказанию. В тексте лирический герой акцентирует внимание на том, что видит тщету всех попыток называть «игру любовью». В его душе нет цветения липы — символа весны и пробуждения. Там уже «снег да иней», он уже ничего не чувствует. Описание явлений природы помогло автору выразить старость и изношенность души, сказать о ее неспособности к любви.

Те же мотивы прослеживаются в стихотворении «Отговорила роща золотая…». На душе у лирического героя снова холодно и постыло. «Костер рябины красной» не греет его. Он может лишь воспоминать о потерянной навеки весне: «Не жаль души сиреневую цветь». И снова можно наблюдать сравнение внутреннего и внешнего миров: от сезона зависит не только погода, но и настроение героя. Каждое его действие, каждая мысль имеет эквивалент в явлениях природы: «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова». Это говорит о том, что все процессы, происходящее в сознании человека, дублируются в том, что его окружает. Поэт выявил эту тесную связь.

А в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» Есенин проводит параллель между ментальностью человека и пейзажем, его окружающим:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Эту «нежность» автор связывает со спецификой русской природы, которая порой выглядит так бледно и сиротливо, что вызывает сочувствие и печаль. Поэт замечает такие особенные, знакомые каждому из нас детали: «тощие дали», «северные бледные небеса», «низкий дом», «отзвучавшие в сумрак года», «дешевый ситец». Такие эпитеты вряд ли вызовут интерес у иностранца, но всякий русский человек ощутит духовное родство с ними. А все потому, что природа влияет и на нас, читателей. Мы связаны с нею теснее, чем кажется.

Таким образом, тема человека и природы прослеживается в многих работах С.А. Есенина. Она позволяет раскрыть взаимосвязь менталитета народа и его родного пейзажа, а также показать тончайшие оттенки чувств и мыслей, сравнимых разве что с явлениями окружающей действительности. Благодаря образам мира внешнего автор показывает то, что скрыто внутри него.

Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе

(423 слова) Каждый читатель замечает, что особенно легко запоминаются страницы истории, отраженные в отечественной литературе. Благодаря творчеству скучный материал преобразуется в яркие картины реальности, проплывающие прямо перед глазами. Поэтому так увлекательно знакомство с историческими произведениями. Одним из самых ярких в школьном курсе является роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон». Наши современники могут проследить всю динамику событий, определивших судьбу России в начале двадцатого века.

Автор начинает наше знакомство с историческими сценами с большой трагедии. Герои участвуют в Первой Мировой войне. «Цвет казачий покинул курени и гибнул там в смерти, во вшах, в ужасе» — так М.А. Шолохов характеризует бойню, в которой не было ни смысла, ни славы. Люди и сами не понимали, зачем участвовали в этом процессе.

Например, взятый русскими в плен «словно обрадовался, что его избавили от оружия, пошарил в карманах, оглядывая казаков, достал кожаный кисет и залопотал что-то, жестами предлагая покурить».

Григорий Мелехов с трудом пережил потрясение, когда убил безоружного австрийца в запале боя. И все бойцы, вернувшиеся с той войны, чувствовали себя «нравственно искалеченными». Зато это событие помогло им переосмыслить свое положение в царской России. Многие герои открыли для себя всю несостоятельность политической системы, когда народ становится игрушкой в руках аристократии, которая, к слову, не спешила на поле брани, хотя всех подстрекала. Таким неприятным открытием был для Мелехова визит «особы царских кровей» в госпиталь. Увидев подлинное отношение власти к этой войне, Григорий разочаровывается в прежних убеждениях и проникается революционным пылом соседа по палате.

С этого начинается революция в головах. Лодку умело раскачивают большевистские агитаторы вроде Штокмана. Писатель дает понять, что народ совсем не знал своей истории, был безграмотен, поэтому легко поддавался внушению. И все же события 1917 года не были восприняты в казачестве однозначно. Людей пугает дележ земли, не все понимают, что будет с другой собственностью. Поэтому многие выступают против большевизма и идут к привычным генералам. Правда, по обе стороны процветает жестокость. Водоворот смуты затягивает и главного героя, он рубит пленных и поступает вопреки своим убеждениям:

«Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!»

Ни у белых, ни у красных персонаж правды не находит. Но его метания уже у каждого на карандаше. Даже лучший друг не может его принять и доносит в комендатуру. Финал Мелехова — трагедия всей России. Запутавшейся, сломленной, разоренной России, которая обреченно бредет в никуда и соглашается уже с любой участью.

Таким образом, исторические страницы в литературе всегда наглядно и ярко показывают те события, которые сформировали прошлое, настоящее и во многом будущее нашей страны. Хочется верить, что все уроки дня вчерашнего мы учтем и войдем в день завтрашний без заблуждений и ошибок.

Какие эпизоды романа Л.Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему?

(302 слова) Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» представляет огромный интерес для художника-иллюстратора, потому что он богат яркими эпизодами, способными пробудить вдохновение. Каждый читатель вспомнит что-то свое и будет прав, так как все главы по-своему привлекательны и насыщенны образами. Остановимся же на тех из них, которые знакомы всем — даже тем, кто читал книгу очень давно.

Без сомнения, мало кто забудет сцену, когда Андрей Болконский остается наедине с дубом и размышляет о своей судьбе. Художнику было бы легко нарисовать то, что так подробно описано автором:

«Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками» — пишет он.

Дуб «не хотел видеть ни весны, ни солнца». Было бы уместно одарить дерево эмоциями и изобразить его так, будто оно силится отвернуться от света. Такая иллюстрация символизировала бы душу самого Болконского, ведь он мог бы жить и наслаждаться каждым днем, но сам заточил себя в тюрьму угрюмости и выдуманной старости.

Вторая встреча с дубом была бы не менее эффектна на полотне. Теперь уже лесной исполин показывает Болконскому, как надо наслаждаться жизнью весной:

«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».

На этой картине дерево могло бы широко улыбаться и тянуться к свету каждой веточкой. Его могучая крона стала бы символом всего того, что еще может сделать Болконский в своей жизни. Такое изображение могло бы вдохновить каждого наблюдателя на развитие и улучшение самого себя. Диптих из двух полотен был бы наглядным доказательством того, что никогда не нужно отчаиваться.

Таким образом, роман-эпопея Л.Н. Толстого мог бы подарить художникам нескончаемый запас сюжетов для культурного переосмысления. Например, сцены с дубом несут в свое оптимистический и жизнеутверждающий смысл, которого многим в жизни не хватает. Яркость авторских описаний ставит высокую планку для живописца, но в то же время облегчает полет фантазии.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *