Анализ стихотворения «Узник» (А.С. Пушкин)

Пушкинский «Узник» — это хрестоматийное стихотворение, которое мы все знаем ещё со школьного возраста. Произведение отражает одну из ключевых тем лирики поэта. Оно посвящено свободе человека. Данный текст гораздо более интересный и многогранный, чем читатели привыкли его воспринимать. Попробуем разобраться со всеми значимыми художественными аспектами, которые помогут нам лучше понять философский смысл «Узника». Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина по плану.

История создания

Анализируемое нами произведение «Узник» написано в период, когда поэт находился в южной ссылке. Антикрепостнические настроения, которыми были пронизаны ранние тексты Пушкина, привлекли внимание царя. Творец должен был продолжить выполнять свои рабочие обязанности, но уже в другом месте, вдали от столицы.

На тот момент поэт пребывал в звании коллежского секретаря. Однообразная деятельность не привлекала Александра Сергеевича Пушкина. Он был лишён возможности находиться со своими друзьями и родственниками. Поэтому он был подавлен и уязвлен.

Незадолго до написания своего знаменитого «Узника» творец стал свидетелем очень трагичной картины. Она нашла своё полное отражение в тексте стихотворения. Во дворе кишиневского острога поэт увидел ручных орлов, которым специально подрезали крылья. Вольные и гордые птицы не имели возможности улететь, они превратились в заточённых узников.

Все эмоции, переживания, тяжёлые ощущения из-за своей вынужденной несвободы Пушкин отразил на бумаге. Так, в 1822 году и возникли известные всем нам строчки «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Жанр, направление, размер

Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение. Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.

Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления. Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву.

Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.

Композиция

Произведение «Узник» состоит из трёх катренов. Повествование в стихотворении линейное.

  1. В первом четверостишии лирический субъект наблюдает за поведением молодого орла, который был вскормлен в неволе. Читатели видят, что герой находится «в темнице сырой». Он так же несвободен, как и гордая птица, клюющая кровавую пищу.
  2. Из второго четверостишия мы узнаем о бунтующем характере лирического субъекта. Персонаж проводит параллели между своей участью и судьбой орла. Ему кажется, что птица тоже хочет улететь, навсегда обрести свободу. В данном катрене появляются черты психологизма. Мы видим, как герой по-своему интерпретирует взгляд птицы. Лирический субъект верит, что не только он один испытывает душевные терзания из-за вынужденного заточения.
  3. Слова, которые жаждет вымолвить орёл в третьем четверостишии, отражают внутренний монолог героя, его мысли о побеге на волю. Данный катрен становится самым значимым, ведь в нём выражаются истинные переживания бунтующей души человека.

Идеальный мир, в который хочет сбежать персонаж, является отображением его представлений о первозданной свободе. Бескрайним морем невозможно управлять, стихия сама решает, как ей поступать. Вольный ветер нельзя подчинить. Белые горы возвышаются над всем окружающим пейзажем, они прекрасны в своей молчаливой неподвижности.

Образы

Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.

Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.

Символика

Все символы в произведении «Узник», так или иначе, раскрывают конфликт свободы и несвободы. Орёл, который обычно олицетворяет вольную жизнь, в тексте Пушкина предстаёт заложником людей. Он не может улететь, ведь его вскормили в неволе. Образ этого существа приобретает необычную трактовку. Молодая птица в стихотворении — символ моральной несвободы, придуманных рамок и границ, которых на самом деле не существует.

Описанный в третьем катрене пейзаж, наоборот, олицетворяет первозданную и вольную стихию. Лирического героя привлекают именно горы, море и ветер, потому что они всеобъемлющие, бескрайние. В идеальном мире нет никого, кроме одного человека, предоставленного самому себе.

Темы

Разберемся с тематикой произведения «Узник». Ниже представлены основные темы, которые появляются в анализируемом нами произведении.

  1. Тема свободы является одной из ключевых в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она очень наглядно раскрывается в стихотворении «Узник». Лирический герой произведения несвободен, причём читатели могут трактовать его состояние и как моральные рамки, в которые человек загоняет сам себя, и как настоящее заточение, лишение вольного передвижения. Автор рисует нам романтический образ героя, не желающего находиться в заключении. Мысли о возможной свободе больше всего остального занимают персонажа, заставляют его мечтать об идеальном мире без каких-либо ограничений.
  2. Философская тема тоже прослеживается в анализируемом тексте. Здесь речь пойдёт о моральной и физической свободе. Орёл, выросший в неволе, уже не может улететь, даже если он этого по-настоящему захочет. Гордая птица скована рамками своих привычек, а не значимыми физическими ограничениями. С лирическим субъектом ситуация обстоит иначе. Герой привык к свободной жизни, поэтому ему так тяжело переносить вынужденное заточение. Он «сидит за решёткой», а значит, не имеет выхода наружу. Мы видим человека, который не ставит сам себе рамок и ограничений. Лирический субъект — пример физической несвободы.
  3. Тема одиночества не менее важна, чем две озвученные выше темы. Для начала, нам следует вспомнить, что поэт сочинил своё стихотворение, находясь в дали от близких ему людей. Этот факт отразился в образе лирического субъекта, близкого по духу самому творцу. Герой чувствует себя одиноко, находясь в заточении. Здесь его единственным товарищем является молодой орёл. Птица — друг по несчастью, существо, в котором можно найти хоть какую-то поддержку.

Проблемы

Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении.

  1. Проблема принятия своей участи очень хорошо проиллюстрирована Александром Сергеевичем Пушкиным. Молодой орёл смирился со своей несвободой. Он сидит под окном лирического героя, а значит, спокойно может улететь на волю. Его не ограничивает клетка. Однако птица привыкла к заточению. Человек, наоборот, очень хочет сбежать, выбраться из своей «сырой темницы». Его бунтующий дух не может привыкнуть к заключению. Лирический субъект отказывается принимать сложившуюся ситуацию, в его сердце всё ещё теплится огонёк надежды.
  2. Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии. В данном пункте речь пойдёт о романтическом двоемирии. Герой находится «в темнице сырой», однако он жаждет поскорее убежать, мечтает о воле, в своих мыслях представляя свободную стихию, ветер, высокие горы. То место, где лирический субъект находится в момент, показанный читателям в стихотворении, полностью отличается от его идеальной картины мира. Но данный факт лишь раззадоривает бунтующую душу персонажа, заставляет его мечтать и верить в лучшее.

Основная идея

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания. 

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

Средства речевой выразительности

Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми. Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы.

  1. С самой первой строчки текста мы встречаемся с инверсиями. В начальном катрене поэт выделяет слова «молодой» и «под окном», тем самым показывая нам, что орёл, которого видит лирический субъект, обладает всем необходимым для того, чтобы улететь на волю. Птица не заперта в клетке, у неё есть запас сил и жизненно необходимой энергии. Однако «грустный товарищ» не может покинуть описываемое в произведении место, ведь он там вырос.
  2. Александр Сергеевич Пушкин выносит существительное «окно» в конец строки и во втором четверостишии. Меняется лишь использованный поэтом предлог. Лирического героя и молодого орла разделяет только одно окно. Они находятся практически рядом. Птица и человек несут похожую ношу, не могут выбраться на волю. Персонаж чувствует, что их с орлом что-то роднит. Он называет птицу своим «грустным товарищем».
  3. Кроме того, в первом катрене появляется такой приём, как аллитерация. В последних двух строчках он выделяет звук «к», придающий стихотворению особое звучание.
  4. Произведение «Узник» строится на сильной антитезе. Сырая темница, полностью закрытое пространство, противопоставляется горам, морю и ветру, у которых нет никаких границ. Так поэт ещё раз обыгрывает конфликт свободы и несвободы.
  5. Как мы уже отмечали в других пунктах анализа, прямая речь в тексте, слова, которые хочет вымолвить орёл, являются мыслями лирического субъекта, его внутренним монологом. В последней строке второго четверостишия и первой строчке третьего катрена читатели могут увидеть анжамбеман. Автор делит высказывание на несколько частей, выделяя слово «улетим» (основная мысль, тревожащая героя).
  6. Восклицательные конструкции, использованные в монологе, увеличивают эмоциональность текста.
  7. Когда поэт рисует картину идеального мира для своего персонажа, создаёт первозданный пейзаж, он прибегает к троекратной анафоре. Этот приём показывает читателям, насколько сильно «узник» хочет сбежать из заточения, оказаться свободным.
  8. Кроме того, во втором четверостишии появляется сравнение. Орёл, словно разделяет проблему, «задумывает одно» с лирическим субъектом. Мы ещё раз обращаем внимание на то, как перекликаются образы птицы и человека.

Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.

Автор: Диана Кузнецова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *