Литературно-публицистический стиль: основные черты

Наш родной язык богат и разнообразен. Любой текст в русском языке можно отнести к одному из пяти стилей речи. Один из них — литературно-публицистический стиль. Это особый язык, используемый, как правило, в журналистике. Именно публицистический стиль применяется при написании текстов, освещающих события и проблемы общественно-политической жизни страны и мира.

Определение

Публицистический стиль – это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации. Применяется обычно в периодической печати, а также в ораторских выступлениях. Публицистический стиль несет в себе две основные функции – передача информации и эмоциональное воздействие на взгляды и благосклонность аудитории. Информация при этом передается для всего общества, она должна быть достоверной и своевременной. Авторский стиль эмоционально воздействует на читателя, так как автор в публикации передает свое отношение к событиям.

По своей сути, публицистика — это летопись жизни современного общества. Журналистов интересуют самые различные темы, начиная с бытовых проблем и заканчивая политикой. Таким образом, читая газету или журнал, мы можем ознакомиться со всеми значимыми событиями не только своей страны, но и всего мира. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что литературно-публицистический стиль используется для передачи своевременной, достоверной и максимально полной информации о событиях общественно-политической жизни.

Кроме того, публицистический стиль современного литературного русского языка способен воздействовать на читателя, передавая позицию автора в отношении происходящих событий, формируя необходимое мнение аудитории. Таким образом, публицистика способна повлиять на мировоззрение человека. Соответственно, для этого стиля характерны такие черты, как призывность, яркость и эмоциональность. Публикация обычно оформляется в виде монолога, с подробным описанием проблемы или события.

Жанры литературно-публицистического стиля

Жанровый диапазон стиля довольно широкий. Его применяют не только в письменной речи, но и в устной. Например, во время выступлений — адвоката в суде, оратора на собрании, политика и общественного деятеля на радио и телевидении, в том числе, и на пресс-конференции.

Конечно, публицистический стиль в основном применяется в письменной речи, в журналистских текстах. Можно выделить такие жанры публицистики:

  • Статья
  • Очерк
  • Заметка
  • Интервью
  • Эссе
  • Репортаж
  • Путевая заметка
  • Памфлет
  • Фельетон

Стоит учитывать, что на публицистический стиль оказывает влияние разговорная речь, поэтому их черты в некотором роде совмещены. Все жанры публицистики оказывают воздействие на аудиторию.

Главные черты

В основе публицистического стиля лежит использование экспрессии и стандартных приемов. Причем, склонность к экспрессии или стандартизации находится в прямой зависимости от жанра публикации. В информационных текстах чаще используются стандарты. Если же для автора важнее воздействовать на эмоции и взгляды аудитории, то на первый план выдвигается экспрессия.

Еще одна главная черта публицистического стиля – смешение литературной и разговорной речи. Микширование стилей используется для более яркого выражения иронии или авторской оценки событий. Конечно, не всегда можно использовать этот прием, и чаще всего он используется в наиболее экспрессивных жанрах.

В публицистике часто используется заимствованная лексика. Быстро усваиваются и новые понятия, необычные словосочетания, метафорические выражения. В литературно-публицистических текстах выразительные и изобразительные средства имеют огромное значение, но при этом возникает противоречие в необходимости своевременно освещать события и высокими требованиями к публицистическому тексту.

Так как политические события часто повторяются, для информационных жанров характерны стандарты и штампы. При помощи стандартных речевых форм передать информацию аудитории значительно проще. Такой текст быстрее усваивается. Причем, метафорические выражения часто стандартизируются, превращаясь в клише. В тех жанрах, где большое значение имеет краткость подачи информации, таких как отчеты или официальные сообщения, автор обычно использует метафоры, со временем превратившиеся в клише.

Функция воздействия на аудиторию в публицистике реализуется за счет оценочных средств выражения, взятых из литературной речи. Оценочное звучание текста получается благодаря трансформации и преобразованию слов, взятых из различных сфер. Лексика при этом обычно применяется в переносном значении, также возможно использование названий литературных жанров. В публицистике часто можно столкнуться с неологизмами – это придуманные неким автором слова, которые не нашли широкого распространения в обществе. Часто в публицистике используют интернациональные суффиксы и приставки. Встречаются и слова, образованные путем сложения, и аббревиатуры.

Особенно ярко воздействующая функция проявляется в синтаксисе литературно-публицистического стиля. Значительной выразительностью обладают синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи. Они более сжаты и лаконичны, понятны обычному читателю. Именно поэтому их часто используют в публицистике.

Для привлечения внимания читателя авторы могут воспользоваться приемами «вопрос-ответ» или «риторический вопрос». В этом случае публикации начинаются с вопроса, задаваемого воображаемому собеседнику. Такой вопрос обычно служит для постановки освещаемой проблемы. По ним читатель может сравнить свою и авторскую точку зрения, понять, актуальна ли для него эта тема. Причем автор не только задает вопрос, но и сразу же отвечает на него, меняя интонацию, создавая иллюзию беседы с читателем. Такой прием придает публикации непринужденность, доверительность. Вопрос может быть и риторический, не требующий ответа.

Из синтаксических приемов в публицистике наиболее часто используют повторы, аппликации – видоизмененные общеизвестные выражения, и аллюзии – создание подтекста с намеком на известный факт.

Примеры

Большинство отечественных писателей и поэтов имеют в своей библиографии произведения в публицистическом стиле. Например, М. Булгаков несколько лет работал журналистом. Именно он написал фельетон «Комаровское дело» о первом советском серийном убийце.

В. Гиляровского называли «королем репортажа». Его статьи вызывали резонанс в обществе. Он писал о крушении поезда в 1882 г., о жестокости людей при отлове собак в Москве. Его самым известным материалом стал «Катастрофа на Ходынском поле». Мероприятие, проходившее на Ходынском поле, было посвящено коронации Николая II. Народ начал собираться накануне – планировалась раздача еды от императора. В результате давки погибло более тысячи человек. Репортаж Гиляровского, оказавшегося на месте трагедии, был единственным, который пропустила цензура.

К. Паустовский также работал корреспондентом. Свои очерки он позже использовал в произведениях. В журналистику он вернулся во время Великой Отечественной войны. Он был на Южном фронте, на линии огня. Его материалы выходили в нескольких газетах, а позже свой опыт он описал в романе «Дым отечества». Статьи Паустовского были популярны и среди военных. Один из эпизодов военных действий был описан в статье «Рассказ бойца Петренко», написанный от лица солдата.

Автор: Светлана Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *